Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведенческие реакции ребенка




Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Вид оценки
положительная отрицательная
Компоненты поведения
  Д Э Р О Д Э Р
  2 года -2 года 5 мес.                
  2 года 3 мес. -3 года                

Примечание: О — ориентировочные, Д — двигательные, 9 эмоциональные, Р —рабочие.

 

Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколь­ко раз в двух различных ситуациях:

1 ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;

2 ситуация — отмечают и оценивают только неудачные отве­ты, за них ребенок получает отрицательную оценку.

При проведении эксперимента фиксируют поведенческие ре­акции в 1 и 2 ситуациях (см. табл. 4).

Обработка данных

Сравнивают поведение детей в 1 и 2 ситуациях. Делают вы­воды о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребенка к себе и конкретное, основанное на его реальном дос­тижении при решении задачи. Определяют, как зависит эта диф­ференциация от вида оценки и контекста отношений со взрос­лыми.

Изучение проявления чувства гордости

За собственные достижения у детей трех лет

Подготовка исследования

Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструк­тор.

Проведение исследования

Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. — 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;

2) построить домик из деталей конструктора (без образца);

3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).

Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устой­чивые характеристики поведения ребенка по отношению к пред­метному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу; за 2-ю — оценку «сделал» или «не сделал» со­ответственно своему результату; решение 3-й задачи не оцени­вается. При затруднениях экспериментатор предлагает ребенку помощь.

Обработка данных

Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по двум параметрам:

1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие зада­чи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспе­ченности деятельности, целеустремленность в выполнении за­дачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивнос­ти своей деятельности;

2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взросло­го, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 бал­ла, при средней — 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким обра­зом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уро­вень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (см. табл. 5).

Таблица 5

Особенности поведения детей

 

Показатели активности Оценка активности детей разного возраста (в условных баллах)
2 г. 6 мес. — 2 г. 10 мес. 2 г. 10 мес. -3 г. 2 мес. 3 г. 2 мес.— 3 г. 6 мес.
Принятие задачи      
Настойчивость      
Включенность      
Самостоятельность      
Поиск оценки взрослого      
Отношение к оценке взрослого      

 

Отмечают изменение количественных показателей от одной возрастной подгруппы к другой.

Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруп­пе. Выясняют, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неуда­чу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ре­бенка.

Обобщая полученные результаты, делают вывод о том, харак­терно ли для периода кризиса трех лет появлений такого личнос­тного новообразования, как «гордость за собственные достиже­ния» (оно интегрирует предметное отношение к действительнос­ти, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

 

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1997.

 

2. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в дет­ском возрасте. — М., 1968.

 

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ломи-ной.—М., 1981.

 

4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. —СПб., 1999.

 

5. Выготский Л. С. Кризис трех лет // Собр. соч. Т. 4. — М., 1984.

 

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у де­тей в период кризиса трех лет// Во­просы психологии. — 1987. — № 5.

 

7. Детская практическая психология: Учебник/Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001.

 

8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз­ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2001.

 

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребен­ка. — М., 1997.

 

10. Сапогова ЕЕ Психология развития человека: Учеб. пособие. — М., 2001.

 

11 Слободчиков В,И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву­зов. — М, 2000.

 

12. Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1992.

 

13. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дош­кольника // Избр. психол. труды. — М., 1989.

 

Глава IV

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего воз­раста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудер­жимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [7. С. 163].

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих от­ношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, ко­нечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятель­ности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...