Энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия, не страшатся перегрузок
Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность, затруднения в переключении внимания, склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения, демонстрируют свое отношение к антипатичным людям, вызывающе ведут себя, если что-то угрожает их независимости, занимают внутреннюю позицию превосходства, привычку упрямиться
Удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к изменению своих решений и увлечений, учет склонности к общению с новыми людьми, требование лучшей сосредоточенности внимания на собственных действиях, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных целей, обеспечение поля деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало бы обилие целей, подбор товарищей, логичное требование, частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть» эмоции
Холерики плохо «уживаются» с меланхоликами и холериками, группируются с флегматиками и сангвиниками.
САНГВИНИКИ
Положительное в
личности
Проблемное поле
Психолого-педагогические рекомендации
Мобильность, оптимизм, рудоспособность, легко устанавливают деловой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно, не прибегают к упрямству, приспособляемость в коллективе
Легкомыслие, поверхностность, внушаемы более, чем остальные, бахвалятся приобщенностью к взрослой жизни, не переносят эмоциональных перегрузок, случается, в состоянии эмоционального дискомфорта обнаруживают эффективность, бравируют недостатками, изменчивость настроения
Учет легкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания, использование расположенности к
лидерству и руководству коллективными действиями, учет склонности к общению с новыми людьми
Группируются при лидере-холерике с флегматиками, лидере-меланхолике с флегматиками, в отсутствии лидера— с флегматиками и меланхоликами, не дружат с сангвиниками.
МЕЛАНХОЛИКИ
Положительное в
личности
Проблемное поле
Психолого-педагогические рекомендации
Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу, уделяют много времени восприятию самих себя, не любят заискивания, авансирования успеха
Не в меру эмоционально ранимы, неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания, заниженная самооценка, подозрительны, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, с трудом осваиваются в новых коллективах, в ситуации, чреватой утратой независимости, ведут себя открыто вызывающе, в противном случае маскируют стойкое упрямство (девочки), значительно раньше других обретают сексуальность, трусливы, не верят в свои силы
Мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения, внушение уверенности, помощь в принятии и исполнении ответственных решений, ободрение при неудачах, подбадривание, предпочтение воздействия похвалой, учет склонности к ограниченному общению с новыми
людьми, включение в жизнь коллектива через подбор товарищей, постепенно ставить легко преодолимые барьеры, поручать временные дела, которые могут проявить самостоятельность, включать в спортивную деятельность, что поможет одержать победу над нерешительностью
Группируются при отсутствии лидеров с флегматиками, сангвиниками, при лидере-сангвинике с флегматиками.
ФЛЕГМАТИКИ
Положительное в
личности
Проблемное поле
Психолого-педагогические рекомендации
Не участвуют в конфликтах,
уравновешены, в меру самолюбивы и самокритичны, с
трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость
Позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность, некоммуникативность, соц. инфантилизм, попадает под влияние более инициативных людей, лень
Повышенная ответственность за выполнением заданий, поощрение проявлений самостоятельности и активности, опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке, воздействие не только похвалой, но и порицанием, дополнительное стимулирование, побуждение к предварительному планированию своих действий, не добиваться немедленного выполнения требований, дать
время и возможность примириться с необходимостью выполнить действие, проведение занятий с высокой нагрузкой
Группируются при лидере-холерике, лидере-меланхолике — с сангвиниками, при лидере-сангвинике — с меланхоликами [22].
Рисунок несуществующего животного (по М.Б. Дукаревич)
Инструкция
Обследуемому выдается стандартный лист белой бумаги (кладется перед ним вертикально) и простой мягкий карандаш.
«Нарисуйте, пожалуйста, несуществующее (фантастическое) животное и придумайте к нему несуществующее название».
Название записывается под рисунком. На листе указывается также фамилия (шифр) испытуемого.