Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение к технике. Техницизм и технофобия




Отношение человека к миру техники неоднозначно. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма.

Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир – это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи. Английский футуролог Д. Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации: «Что может быть сделано, обязательно будет сделано, причем вред, порождаемый техникой, может быть компенсирован опять же техникой»[2].

Техницизм истолковывает все виды человеческой деятельности технически. Наука понимается как непосредственная производительная сила, позволяющая овладевать природой. Инженерия и проектирование предназначено для создания инженерных и технических проектов. Образование – это институт, призванный готовить специалистов, которые затем будут включены в производство. Производство – не что иное, как техника и технические системы. Власть – институт, основная роль которого поддерживать техническое развитие. Технике приписываются необычные качества, несущие человеку только блага: преодоление кризисов и застоя, устранение всех проблем и трудностей, наступление эры всеобщего благоденствия, изобилия, счастья и свободы.

Техницизм переносит на человека и общество характеристики, присущие машинам и механизмам. Старый тезис материалистов XVIII в. «человек есть машина» облекается в наше время в модную кибернетическую, компьютезированную терминологию. К чему приводит подобный подход можно судить по концепции «киборгизации». Согласно этой концепции, в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), где живое плюс техническое даст какой-то новый сплав. Современная фантастика переполнена проигрыванием подобных ситуаций и показом их разрушительности для бытия людей. Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов – вещь разумная и необходимая. Но она не может переходить тот рубеж, за которым конкретная личность перестает быть сама собой.

Для техницизма характерно любые проблемы (мировоззренческие, нравственные, духовные, политические) решать по образцу алгоритмов технического знания.

Кто же в наше время выступает агентом техницизма? Конечно, административная и исполнительная власти, к которым относится правительство. Затем технократы, занимающие ключевые позиции в производстве, бизнесе и порождающие техницистскую пропаганду, которая с готовностью и энтузиазмом воспринимается широкой общественностью. Конечно, профессора, интеллектуалы, ученые, журналисты. Как это ни странно, но в последнее время техницизм распространился среди представителей гуманитарных профессий.

Может быть, техницизм не так уж и страшен? По мнению Рачкова, техницизм поддерживает и ускоряет события, ведущие нашу цивилизацию прямо к катастрофе. Развитие современной техники порождает лавинообразные неконтролируемые негативные последствия, погружает человека в мир иллюзий и абсурда, делает нашу цивилизацию хрупкой и незащищенной. «Чем дальше продвигается в своем развитии наука и техника, тем больше усугубляется рискованная ситуация и увеличивается вероятность общечеловеческой катастрофы. Сегодня самое время, чтобы человек перестал удовлетворяться несвязным результатом научных исследований. Если об этом не задуматься заранее, то, как только процесс однажды вырвется из-под контроля, так сразу же пойдет очень быстро до самого конца»[3].

Обратная сторона техницизма – технофобия, страх перед техникой, техническим развитием. Мыслители разных направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение по поводу возможного выхода техники из-под контроля человека. В 30-е годы ХХ столетия О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. В 1846 г. Английская писательница М. Шелли создала образ Франкенштейна, искусственного индивида, восставшего против сотворивших его людей. С тех пор этот мифологический образ не покидает страниц печати и телеэкранов. В своих крайних формах технофобия проявляется в призывах отказаться от современной техники и вернуться в доиндустриальное, традиционное общество.

Техницизм и технофобия – крайние формы отношения к технике, которые абсолютизируют противоречивые характеристики техники и технического развития. Было бы банальностью утверждать, что адекватное отношение к технике предполагает учет всех ее параметров, в том числе и противоположных. Видимо, новое отношение к технике, выходящее за рамки «техницизм – технофобия» возможно и будет формироваться по мере перехода к иному, не техногенному типу цивилизационного развития

Литература

1. Введение в философию: Учебник для вузов. //Под ред. И. Т. Фролова – М., 2002.

2. Введение в философию: Учебник для вузов в 2ч. – М.: Политиздат, 1989.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2002.

4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики. 2003.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002.

Вопросы к теме «Техника»

1. Какие подходы к определению техники вам известны?

2. Какие этапы выделяются в истории техники

3. Что такое техносфера? Какова ее связь с природой и человеком?

4. В чем суть техницизма? Представляет ли он опасность для бытия человека?

5. Является ли технофобия альтернативой техницизму?

 


[1] См. Кудрин Б. И. Технетика: Новая программа философии техники (третья научная картина мира) Препринт. Томск. 1998. Он же. Введение в технетику. Томск. 1993.

[2] См. Рачков В. П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск 1991.

[3] Рачков В. П. Техника и ее роль. С. 95, 171.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...