Образовательные технологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Программа дисциплины Б 3.6 Возрастная анатомия, физиология и гигиена (код по УП)
Трудоемкость 144 часа, 4 ЗЕ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Два профиля: Безопасность жизнедеятельности и География
Квалификация Бакалавр
Форма обучения Очная Составитель:Лысова Н.Ф. к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Новосибирск 2012 год
1. Цель дисциплины: формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой. Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности. Общие задачи дисциплины: 1. Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма. 2. Изучение возрастных особенностей функционирования сенсорных, моторных и висцеральных систем организма детей и подростков. 3. Формирование представлений о регуляторных системах организма, развитии нервной системы и желез внутренней секреции, о возрастных аспектах репродуктивной функции человека. 4. Изучение физиологических особенностей мозга и психофизиологических аспектов поведения ребенка в разные возрастные периоды 5. Формирование представлений о типологических и индивидуальных особенностях соматической конституции и высшей нервной деятельности детей. Задачи в области педагогической деятельности: 1. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий. 2. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Задачи в области культурно-просветительской деятельности: 1.Изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к разделу ПД - Профессиональный цикл, вариативной части учебного плана (В 3.7.). ФГОС-3 по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности. География Квалификация: Бакалавр. Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении школьных курсов биологии (предметов «Анатомия и физиология человека», «Общая биология»). Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих курсов: «Основы медицинских знаний и первой медицинской помощи», «Медицина катастроф», «Физиологические основы полового воспитания», «Скрининг диагностика здоровья», «Психофизиологические основы адаптации», «Основы психофизиологии», «Лечебная физкультура и массаж», и др. Требования к результатам освоения дисциплины Программа дисциплины направлена на формирование компетенций, указанных в таблице
4.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов. Дисциплина изучается в 3 семестре, завершается изучение дисциплины экзаменом (1ЗЕ -36 час).
Структура дисциплины
Примечание. звездочкой (*) отмечены виды и формы учебной работы, на которых реализуются интерактивные формы обучения.
Содержание тем дисциплины Тема 1. Закономерности роста и развития детского организма Онтогенез. Целостность и фазность онтогенеза, возрастная периодизация. Понятие календарного и биологического возраста. Критерии оценки биологического возраста на различных этапах онтогенеза. Рост и развитие. Влияние наследственности и среды на рост и развитие организма. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохронность развития. Акселерация и ретардация развития. Биологическая надежность: проектная и реальная биологическая надежность, изменение ее в онтогенезе. Сенситивные (критические) и спокойные периоды развития. Адаптация: уровни и виды адаптации, стрессирующие факторы, адаптация к школьному обучению, роль педагогов и родителей.
Тема 2. Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие детей и подростков. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей Опорно-двигательный аппарат, его строение, возрастные особенности. Развитие костной и мышечной систем человека. Развитие двигательной активности и координации движений. Осанка, ее формирование в онтогенезе. Физическое развитие: соматоскопические, соматометрические и физиометрические параметры. Типы соматической конституции, группы физического развития. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. Нарушения осанки, плоскостопие; методы определения и профилактика.
Тема 3. Морфофункциональные особенности нервной системы. Развитие нервной системы в онтогенезе Значение центральной регуляции функций развивающегося организма. Нейрогуморальная регуляция. Развитие регуляторных систем. Ведущая роль нервной системы в регуляции и координации функций всех органов и систем. Анатомо-физиологические особенности развития ЦНС. Развитие спинного мозга. Особенности развития различных отделов головного мозга. Возбуждение и торможение. Свойства нервных центров (иррадиация, концентрация, индукция, суммация, доминанта).
Тема 4. Рефлекторная деятельность организма. Низшая и высшая нервная деятельность, развитие в онтогенезе История развития представлений о рефлекторной деятельности. Рефлекс как форма деятельности нервной системы. Принципы рефлекторной деятельности. Низшая и высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы их классификация. Ориентировочный рефлекс, его значение для обучения. Инстинкты. Динамические стереотипы. Условия и возрастные особенности выработки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов. Условные рефлексы как основа памяти. Торможение в коре больших полушарий головного мозга. Виды безусловного и условного торможения условных рефлексов. Возрастные особенности торможения, их значение для педагогики. Качественное своеобразие высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Особенности слова как раздражителя. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. Условия развития речи и мышления. Развитие высшей нервной деятельности и речи в онтогенезе. Возрастные особенности ВНД детей и подростков.
Тема 5. Морфофункциональные особенности и возрастные особенности сенсорных систем и двигательного анализатора. Профилактика нарушений зрения и слуха у детей Понятие анализатора, органа чувств, сенсорной системы. Значение сенсорных систем для развития детей. Общие принципы строения и функции анализаторов. Свойства анализаторов. Виды сенсорных систем и их возрастные особенности. Зрительная сенсорная система и её развитие, профилактика нарушений зрения у детей. Слуховая сенсорная система и её развитие, профилактика нарушений слуха. Развитие кожно-мышечной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной сенсорных систем. Двигательный анализатор. Развитие произвольных движений.
Тема 6. Физиологические основы психической деятельности Физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Основные эмоции человека и их особенности. Физиологическое значение эмоций. Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе. Физиологические основы памяти. Виды, индивидуальные различия, нарушения, возрастные особенности и тренировка памяти. Физиологические основы внимания. Виды, качества, развитие, расстройства внимания.
Тема 7. Индивидуально-типологические (конституциональные) особенности ребенка Морфологические и психологические конституциональные особенности и их взаимосвязь. Классификация психологических типов по Юнгу. Значение определения социотипов. Типы высшей нервной деятельности. Классификация типов ВНД по И.П. Павлову. Индивидуально-типологические особенности ВНД детей и подростков по Н.Н. Красногорскому. Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем. Индивидуально-типологические особенности ВНД детей и подростков по А.Н. Иванову-Смоленскому. Педагогический подход к детям с разными типами ВНД. Тема 8. Развитие эндокринной системы человека Понятие об эндокринной системе. Общая тенденция развития эндокринных желез. Особенности функционирования и развитие гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, щитовидной, паращитовидных, вилочковой и поджелудочной желез. Физиологическая роль надпочечников. Развитие половых желез. Влияние функциональных изменений эндокринной системы на ВНД. Развитие репродуктивной системы, половое созревание.
Тема 9. Анатомо-физиологические и возрастные особенности висцеральных систем Морфофункциональные особенности и развитие сердечнососудистой системы детей на разных этапах онтогенеза. Анатомо-физиологические и возрастные особенности функциональной системы дыхания, пищеварительной система, выделительной системы и профилактика нарушений у детей и подростков. Возрастные физиологические особенности обмена веществ и превращения энергии. Особенности терморегуляция у детей и подростков.
Тема 10. Комплексная диагностика уровня развития ребенка. Готовность к обучению Подходы к определению готовности детей к обучению. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе. Критерии (медицинские и психолого-педагогические) и методики (ориентировочные и углубленные) определения готовности детей к обучению в школе. Основные группы здоровья детей.
Тема 11. Гигиена учебно-воспитательного процесса Влияние «школьных факторов» на состояние здоровья детей. Физическая и умственная работоспособность. Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма. Влияние школьного расписания и организации урока на работоспособность учащихся. Требования СанПиН к составлению школьного расписания. Требования к рациональной организации перемен. Гигиена чтения, письма, использования технических средств обучения. Образовательные технологии С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов дисциплина «Возрастная анатомия и физиология»предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: · просмотр видеофильмов; · компьютерные стимуляции, визуальные презентации теоретического материала; · разбор конкретных ситуаций (развитие критического мышления); · решение физиологических задач; · использование проблемных вопросов; · использование натуральных экспонатов, муляжей, атласа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|