Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Программа дисциплины

Б 3.6 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

(код по УП)

 

Трудоемкость 144 часа, 4 ЗЕ

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

 

Два профиля: Безопасность жизнедеятельности и География

 

Квалификация Бакалавр

 

Форма обучения Очная

Составитель:Лысова Н.Ф.

к.б.н., доцент

кафедры анатомии, физиологии и

безопасности жизнедеятельности

 

Новосибирск 2012 год

 

1. Цель дисциплины:

формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности.

Общие задачи дисциплины:

1. Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма.

2. Изучение возрастных особенностей функционирования сенсорных, моторных и висцеральных систем организма детей и подростков.

3. Формирование представлений о регуляторных системах организма, развитии нервной системы и желез внутренней секреции, о возрастных аспектах репродуктивной функции человека.

4. Изучение физиологических особенностей мозга и психофизиологических аспектов поведения ребенка в разные возрастные периоды

5. Формирование представлений о типологических и индивидуальных особенностях соматической конституции и высшей нервной деятельности детей.

Задачи в области педагогической деятельности:

1. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий.

2. Осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Задачи в области культурно-просветительской деятельности:

1.Изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к разделу ПД - Профессиональный цикл, вариативной части учебного плана (В 3.7.). ФГОС-3 по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Профиль: Безопасность жизнедеятельности. География Квалификация: Бакалавр.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении школьных курсов биологии (предметов «Анатомия и физиология человека», «Общая биология»).

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих курсов: «Основы медицинских знаний и первой медицинской помощи», «Медицина катастроф», «Физиологические основы полового воспитания», «Скрининг диагностика здоровья», «Психофизиологические основы адаптации», «Основы психофизиологии», «Лечебная физкультура и массаж», и др.

Требования к результатам освоения дисциплины

Программа дисциплины направлена на формирование компетенций, указанных в таблице

Код компетенций и содержание по ФГОС направления подготовки Уровни сформированности компетенций Структура компетенции
Пр.К-2способностью выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности организма Пороговый уровень Знать: -основные закономерности онтогенеза; -некоторые особенности строения и функционирования висцеральных, сенсорных и моторных систем организма детей и подростков; -физиологические основы психической деятельности человека; уметь: -учитывать при организации учебно-воспитательного процесса возрастные особенности детей и подростков; -предупреждать деформацию опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения и слуха; владеть: -основными понятиями возрастной физиологии; -навыками выявления возрастных и типологических особенностей детей и подростков; -навыками применения мер профилактики наиболее характерных заболеваний, приобретаемых в период обучения.
Повышенный уровень Знать: -основные закономерности онтогенеза; -сенситивные периоды в развитии детского организма; -особенности строения и функционирования висцеральных, сенсорных и моторных систем организма детей и подростков; -физиологические основы психической деятельности человека и основные этапы формирования ВНД детей и подростков; -основные принципы гигиены анализаторов; опорно-двигательного аппарата; сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем. уметь: -учитывать при организации учебно-воспитательного процесса возрастные особенности нервной системы, высшей нервной деятельности и желез внутренней секреции; -способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха учащихся; -предупреждать деформацию опорно-двигательного аппарата; -проводить беседы с учащимися и родителями об анатомо-физиологических особенностях детского организма. владеть: -основными понятиями возрастной физиологии и психофизиологии; -навыками выявления возрастных и типологических особенностей детей и подростков; -навыками выявления и применения мер профилактики наиболее характерных заболеваний, приобретаемых в период обучения.  

4.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.

Дисциплина изучается в 3 семестре, завершается изучение дисциплины экзаменом (1ЗЕ -36 час).

 

Структура дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (изучаемые темы) Виды и формы учебной работы Формы контроля
Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ (ч.) СР (ч.)
  Закономерности онтогенеза         Лекция-диалог, опрос, тестирование
  Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие детей и подростков. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей   2*       Выполнение практических работ, опрос, тестирование.  
3. Морфофункциональные особенности нервной системы. Развитие нервной системы в онтогенезе           Опрос, тестирование.  
4. Рефлекторная деятельность организма. Низшая и высшая нервная деятельность, развитие в онтогенезе.   4*       Опрос, выполнение практических работ, тестирование.  
5. Морфофункциональные особенности и возрастные особенности сенсорных систем и двигательного анализатора. Профилактика нарушений зрения и слуха у детей     4*   Опрос, выполнение практических работ, тестирование.
6. Физиологические основы психической деятельности       2*   Выполнение практических работ, тестирование.  
7. Индивидуально-типологические (конституциональные) особенности ребенка       4*   Выполнение практических работ, тестирование.
8. Развитие эндокринной системы человека   2*       Опрос, составление таблицы тестирование.  
9. Анатомо-физиологические и возрастные особенности висцеральных систем         Защита рефератов, опрос, составление таблицы, тестирование.  
10. Комплексная диагностика уровня развития ребенка. Готовность к обучению       2*   Опрос, выполнение практических работ, тестирование.  
11. Гигиена учебно-воспитательного процесса     2*   Выполнение практических работ, тестирование.  
  Итого          
  В т. ч. в интерактивной форме в 3 темах   в 4 темах    

Примечание. звездочкой (*) отмечены виды и формы учебной работы, на которых реализуются интерактивные формы обучения.

 

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Закономерности роста и развития детского организма

Онтогенез. Целостность и фазность онтогенеза, возрастная периодизация. Понятие календарного и биологического возраста. Критерии оценки биологического возраста на различных этапах онтогенеза. Рост и развитие. Влияние наследственности и среды на рост и развитие организма. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохронность развития. Акселерация и ретардация развития. Биологическая надежность: проектная и реальная биологическая надежность, изменение ее в онтогенезе. Сенситивные (критические) и спокойные периоды развития. Адаптация: уровни и виды адаптации, стрессирующие факторы, адаптация к школьному обучению, роль педагогов и родителей.

 

Тема 2. Развитие опорно-двигательного аппарата. Физическое развитие детей и подростков. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

Опорно-двигательный аппарат, его строение, возрастные особенности. Развитие костной и мышечной систем человека. Развитие двигательной активности и координации движений. Осанка, ее формирование в онтогенезе. Физическое развитие: соматоскопические, соматометрические и физиометрические параметры. Типы соматической конституции, группы физического развития. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. Нарушения осанки, плоскостопие; методы определения и профилактика.

 

Тема 3. Морфофункциональные особенности нервной системы. Развитие нервной системы в онтогенезе

Значение центральной регуляции функций развивающегося организма. Нейрогуморальная регуляция. Развитие регуляторных систем. Ведущая роль нервной системы в регуляции и координации функций всех органов и систем. Анатомо-физиологические особенности развития ЦНС. Развитие спинного мозга. Особенности развития различных отделов головного мозга.

Возбуждение и торможение. Свойства нервных центров (иррадиация, концентрация, индукция, суммация, доминанта).

 

Тема 4. Рефлекторная деятельность организма. Низшая и высшая нервная деятельность, развитие в онтогенезе

История развития представлений о рефлекторной деятельности. Рефлекс как форма деятельности нервной системы. Принципы рефлекторной деятельности. Низшая и высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы их классификация. Ориентировочный рефлекс, его значение для обучения. Инстинкты. Динамические стереотипы. Условия и возрастные особенности выработки условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов. Условные рефлексы как основа памяти. Торможение в коре больших полушарий головного мозга. Виды безусловного и условного торможения условных рефлексов. Возрастные особенности торможения, их значение для педагогики.

Качественное своеобразие высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Особенности слова как раздражителя. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. Условия развития речи и мышления. Развитие высшей нервной деятельности и речи в онтогенезе. Возрастные особенности ВНД детей и подростков.

 

Тема 5. Морфофункциональные особенности и возрастные особенности сенсорных систем и двигательного анализатора. Профилактика нарушений зрения и слуха у детей

Понятие анализатора, органа чувств, сенсорной системы. Значение сенсорных систем для развития детей. Общие принципы строения и функции анализаторов. Свойства анализаторов. Виды сенсорных систем и их возрастные особенности. Зрительная сенсорная система и её развитие, профилактика нарушений зрения у детей. Слуховая сенсорная система и её развитие, профилактика нарушений слуха. Развитие кожно-мышечной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной сенсорных систем. Двигательный анализатор. Развитие произвольных движений.

 

Тема 6. Физиологические основы психической деятельности

Физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Основные эмоции человека и их особенности. Физиологическое значение эмоций. Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе. Физиологические основы памяти. Виды, индивидуальные различия, нарушения, возрастные особенности и тренировка памяти. Физиологические основы внимания. Виды, качества, развитие, расстройства внимания.

 

Тема 7. Индивидуально-типологические (конституциональные) особенности ребенка

Морфологические и психологические конституциональные особенности и их взаимосвязь. Классификация психологических типов по Юнгу. Значение определения социотипов. Типы высшей нервной деятельности. Классификация типов ВНД по И.П. Павлову. Индивидуально-типологические особенности ВНД детей и подростков по Н.Н. Красногорскому. Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем. Индивидуально-типологические особенности ВНД детей и подростков по А.Н. Иванову-Смоленскому. Педагогический подход к детям с разными типами ВНД.

Тема 8. Развитие эндокринной системы человека

Понятие об эндокринной системе. Общая тенденция развития эндокринных желез. Особенности функционирования и развитие гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, щитовидной, паращитовидных, вилочковой и поджелудочной желез. Физиологическая роль надпочечников. Развитие половых желез. Влияние функциональных изменений эндокринной системы на ВНД. Развитие репродуктивной системы, половое созревание.

 

Тема 9. Анатомо-физиологические и возрастные особенности висцеральных систем

Морфофункциональные особенности и развитие сердечнососудистой системы детей на разных этапах онтогенеза. Анатомо-физиологические и возрастные особенности функциональной системы дыхания, пищеварительной система, выделительной системы и профилактика нарушений у детей и подростков. Возрастные физиологические особенности обмена веществ и превращения энергии. Особенности терморегуляция у детей и подростков.

 

Тема 10. Комплексная диагностика уровня развития ребенка. Готовность к обучению

Подходы к определению готовности детей к обучению. Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе. Критерии (медицинские и психолого-педагогические) и методики (ориентировочные и углубленные) определения готовности детей к обучению в школе. Основные группы здоровья детей.

 

Тема 11. Гигиена учебно-воспитательного процесса

Влияние «школьных факторов» на состояние здоровья детей. Физическая и умственная работоспособность. Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма. Влияние школьного расписания и организации урока на работоспособность учащихся. Требования СанПиН к составлению школьного расписания. Требования к рациональной организации перемен. Гигиена чтения, письма, использования технических средств обучения.

Образовательные технологии

С целью формирования и развития профессиональных навыков студентов дисциплина «Возрастная анатомия и физиология»предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий:

· просмотр видеофильмов;

· компьютерные стимуляции, визуальные презентации теоретического материала;

· разбор конкретных ситуаций (развитие критического мышления);

· решение физиологических задач;

· использование проблемных вопросов;

· использование натуральных экспонатов, муляжей, атласа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...