Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Модельный метод описания интертипных взаимодействий




Подход, применяемый здесь для исследования интертипных взаимодействий, является логическим продолжением того, что был использован нами при изучении модели «А» типа личности, изложенной в пятой главе.

Следует сразу заметить, что даже совместное использование признакового и модельного методов не позволяет исчерпывающим образом описать ИВ. Однако созданная к настоящему времени теория и сделанные с ее использованием наблюдения позволяют многое понять в законах человеческих взаимоотношений.

Таблица 3. Сложные интертипные взаимодействия

  ВС ВЛ ВП ВТ КС КЛ КП КТ АС АЛ АП AT ТС ТЛ ТП ТТ
ВС т кат сот с-э квт каз соз а з кар сор квд о кад сод д
ВЛ кат т с-э сот каз квт а соз кар з квд сор кад о д сод
ВП сот с-э т кат соз а квт каз сор квд з кар сод д о кад
ВТ с-э сот кат т а соз каз квт квд сор кар з д сод кад о
КС квт каз соз а т кат сот с-э о кад сод д з кар сор квд
КЛ каз квт а соз кат т с-э сот кад о д сод кар з квд сор
КП соз а квт каз сот с-э т кат сод д о кад сор квд з кар
КТ а соз каз квт с-э сот кат т д сод кад о квд сор кар з
АС з кар сор квд о кад сод д т кат сот с-э квт каз соз а
АЛ кар з квд сор кад о д сод кат т с-э сот каз квт а соз
АП сор квд з кар сод д о кад сот с-э т кат соз а квт каз
AT квд сор кар з д сод кад о с-э сот кат т а соз каз квт
ТС о кад сод д з кар сор квд квт каз соз а т кат сот с-э
ТЛ кад о д сод кар з квд сор каз квт а соз кат т с-э сот
ТП сод д о кад сор квд з кар соз а квт каз сот с-э т кат
ТТ д сод кад о квд сор кар з а соз каз квт с-э сот кат т

 

Названия ИВ:

т — тождество

кат — ка-тождество

сот — со-тождество

квт — квазитождество

з — зеркальное

с-э — супер-эго

о — оппонирование

каз — ка-заказ

соз — со-заказ

кар — ка-ревизия

сор — со-ревизия

а — активация

квд — квазидополнение

кад — ка-дополнение

сод — со-дополнение

д — дополнение

Применение двух различных способов исследования одного и того же предмета приводит нас к необходимости сказать несколько слов об их соотношении. Эти способы, во-первых, не противоречат друг другу. Действительно, модель «А» и признаки типа однозначно соответствуют друг другу, и противоречиям просто неоткуда возникнуть. Более того, эти методы друг друга дополняют, ведь если во второй главе взаимодействия были описаны интегрально (по восемь), то здесь каждый тип ИВ будет исследован индивидуально. Информация, изложенная здесь, поможет использовать рекомендации, данные во второй главе. Рекомендации хотя и всегда правильные, но выполнимые с неодинаковыми усилиями в отношении различных типов личности.

Взаимодействие моделей «А» — это взаимодействие психических функций. Понятно, что информация, переданная сомэндостативом визуал-сциентика, будет совершенно различно воспринята в зависимости от того, попадет она на сомэндостатив аудиал-продактика или на соответствующую функцию другого визуал-сциентика. В первом случае мощный и безапелляционный мюрментан столкнется с пугливым иммесином, а во втором — со столь же уверенным в себе мюрментаном партнера. Мы же простоты ради рассмотрим взаимодействие не функций, а состоящих из них блоков модели. Для этого используем некоторые идеи известного западного психоаналитика Эрика Берна и рассмотрим «социальные роли», исполняемые каждым из блоков.

Блок мюрмент: «взрослый». Всоответствующих аспектах человек настолько уверен в себе, настолько свободно и с достоинством держится и имеет столь большой опыт, что с юных лет желает общаться с окружающими на равных, а иногда не стесняется и ставить себя выше их.

Если человек в чем-то по-настоящему красив и умен, то это в аспектах своего мюрмента... Мюрмент не нуждается в ложных комплиментах, обычно силы блока хватает на то, чтобы выдерживать правдивую информацию. Есть стремление тем же платить и окружающим. Человек не намерен подчиняться ничьим капризам или давлению. Пытаться этим пренебречь — все равно что затыкать жерло вулкана. Тем не менее, окружающие нередко пытаются давить на мюрмент, что является причиной многих конфликтов.

Предназначение этого блока — социальная активность: человек тем лучше себя чувствует, чем на большее число людей влияет и (или) чем лучше, со своей точки зрения, это делает. Насколько благотворно это влияние, зависит от состояния других блоков, в первую очередь, имвита.

Блок имвит: «ребенок». Социальная слабость и инфантильность этого блока приводят к тому, что до седых волос человек остается ребенком в соответствующих аспектах.

Своей откровенностью самый слабый блок сходен с самым сильным, скрыть что-либо здесь очень трудно, и поэтому нередко функции имвит шокируют окружающих своей «детской непосредственностью». По функциям этого блока человеку абсолютно необходима забота окружающих. Лишенный такой заботы чувствует себя брошенным ребенком, глубоко несчастен, а иногда и опасен. Поэтому, с точки зрения соционики, обижающий имвит другого поступает не лучше, чем обижающий ребенка.

Блоки иммент и мюрвит занимают промежуточное по силе положение. И действительно, по ним человек демонстрирует «подростковые» черты характера. Но черты эти несколько различны у этих двух блоков.

Блок мюрвит: «самоуверенный подросток». Стремление всегда и несмотря ни на что быть на высоте, некоторая невнимательность к окружающим, демонстративность в успехах и стремление скрыть провалы делают проявляющего мюрвит весьма похожим на подростка. Насколько обществом и, в первую очередь, ближайшим окружением поощряются успехи этого блока, настолько нужным чувствует себя человек.

Блок иммент: «неуверенный подросток». И тем более неуверенный в себе, чем худшие оценки окружающих имеет по этому блоку. Потребность данного блока — дружба со «сверстниками», которые, имея сходные проблемы, редко осуждают и о многом информируют, не вызывая у «подростка» ощущения ущербности. Есть здесь и потребность в «старших товарищах», но на практике она, к сожалению, в полной мере реализуется редко. В этом причина того, что многие люди всю жизнь переживают по мелочам и гордятся пустяковыми успехами этого блока.

Как видите, в каждом из нас существуют по крайней мере четыре довольно автономные «личности». От того, насколько они живут в согласии друг с другом, зависит гармония внутреннего мира человека. Эта гармония достижима либо отшельниками, либо людьми, мудро организующими свои отношения с окружающими. Последнее невозможно без их помощи. Эта гармония есть дуализированность, путь к ней — дуализация. О том, как сделать этот путь легче, и пойдет здесь речь.

Как уже было упомянуто, почти непременным условием дуализации является стремление к самосовершенствованию. В терминах функций это означает, что чем лучше развит блок мюрмент, тем лучше будут относиться окружающие к проблемам остальных блоков, тем самым косвенно помогая развитию мюрмента. Прямая помощь — добровольное подчинение окружающих функциям мюрмент — также тем сильнее, чем лучше развит этот блок. Наиболее естественным образом реализуется процесс дуализации в пяти интертипных взаимодействиях: полного дополнения, ка-, со- и квазидополнения, а также активации. Этими отношениями, кстати, исчерпывается тот набор, который соционика рекомендует для вступления в брак. Однако всем ИВ, и этим пяти в их числе, мешают довольно распространенные патологии в проявлении блоков.

Мюрмент иногда слишком «задирает нос». Обычно вследствие недостаточной уверенности в себе или опьяненности первыми успехами. Такое состояние сразу проходит при попадании в ситуацию, когда мюрмент вынужден работать так интенсивно, как только возможно. Человек узнает свои истинные силы, одновременно развивается и становится куда увереннее и спокойнее.

В этом, между прочим, состоит и один из приемов соционической психотерапии — дать возможность блоку мюрмент проявить себя (К остальным трем блокам этот прием тоже применим, но с таким количеством оговорок, что мы не будем на этом останавливаться.).

Имвит часто страдает «детскими болезнями»: либо капризничает, либо безоглядно замыкается на себя. Происходит это вследствие недостаточно внимательного отношения окружающих к его проблемам. Как правило, эти проблемы легко разрешаются соответствующим «взрослым», остается только его найти...

Иммент чересчур упорно пытается привести самооценку в соответствие и с желаемым, и с действительностью одновременно. Эти заведомо безуспешные попытки могут довести до истерики и изнеможения. В таких ситуациях рекомендуется спокойный анализ с помощью «психотерапевта», которым может оказаться друг или хороший знакомый, и вежливое приведение самооценки к объективности. Полезно также переключить внимание человека на его сильные стороны (мюрмент или мюрвит), а также объяснить, что наши маленькие недостатки нужны некоторым из окружающих не меньше, чем наши огромные достоинства.

Мюрвит у некоторых чересчур бравирует тем, как он умеет помогать другим, при этом совершенно забывая о собственных потребностях. Обычно такое поведение — следствие невнимания окружающих или того, что они не особенно ценят успехи этого блока. Может быть, стоит стараться не для них, а для тех, кто способен эти достижения оценить по достоинству. Благо соционика утверждает, что восхищение аудитории при правильном ее выборе гарантировано.

Далее при описании интертипных взаимодействий мы будем исходить из нормального развития всех блоков у обоих партнеров. Читатель сам легко сможет внести в описание поправки, связанные с наличием только что перечисленных проблем.

С точки зрения соционики, наиболее необходимо для человека взаимодействие полного дополнения.

Здесь и далее в качестве примера на схемах изображены ИВ визуал-сциентика.

ИВ полного дополнения

Рис. 6. Дополнение.

На схеме показано взаимодействие моделей «А» дуалов. Взаимодействие блоков здесь идеально. Мюрмент («взрослый») взаимодействует с имвитом («ребенком»), мюрвит («самоуверенный подросток») — с имментом («неуверенным подростком»).

Потенциально это наиболее взаимополезное отношение, в котором дуализация идет естественнее, чем в любом другом. На практике осуществлению этой возможности часто мешает непонимание между партнерами, особенно сильное, если ни один из них через дуализацию ранее не проходил. Знакомство с полным дополнением полезно начинать с «беседы» акцептных функций блоков мюрвит и иммент. Это совершенно необходимый этап развития взаимоотношений. Если во время него выявилась схожесть взглядов и возможность взаимовыгодного сотрудничества (кстати, очень вероятная), отношения будут постепенно развиваться. Не стоит только, как это часто делают начинающие соционики, еще не успев познакомиться с возможным дуалом, сразу вешать ему на шею все свои проблемы. Спокойно вынести такое обращение может только святой.

В этом взаимодействии, при его удачном развитии, что, к счастью, не самая большая редкость, люди быстро и до неузнаваемости меняются в лучшую сторону. Положительные изменения касаются всех аспектов: партнеры становятся уравновешеннее, здоровее, энергичнее, никогда не унывают. Устойчивость же образовавшейся пары такова, что ей не страшны никакие жизненные трудности. Поэтому в соционике принято считать, что такая пара (диада) — минимальная группа, в которой человек может нормально существовать. Напомню также, что наличие дуала делает отношения с третьими лицами совершенно не опасными и потому взаимообогащающими.

Естественно, что это взаимодействие более других подходит для брака и тех отношений, где партнеры во всем зависят друг от друга, например, для парного полета в космос. Но, к сожалению, соционику для целей формирования групп с максимальной «выживаемостью» используют пока крайне мало.

По своей потенциальной нужности к описанному типу взаимодействия, как вы помните, примыкают еще четыре. Одно из них — активацию — мы сейчас опишем.

ИВ активации

Рис. 7. Активация.

Структура взаимодействия по блокам та же, что и в полном дополнении, только порядок следования функций в блоках у активаторов противоположен. Мюрмент — имвит. Возможность помочь друг другу у активаторов почти столь же велика, как и в только что описанном взаимодействии. Хотя активаторы тождественны по признаку соматичность — релатичность и противоположны по спонтанности — планомерности, возможность конфликтов здесь мала, так как слишком велика разница в силе у взаимодействующих функций (вторая функция немногим слабее первой). Тем не менее, партнеры не склонны, как это бывает в предыдущем взаимодействии, полностью брать ответственность друг за друга. Даже при дуализированности в браке между активаторами отношения часто выглядят как постоянная взаимная демонстрация хорошего отношения и хороших качеств.

Мюрмесин постоянно подпитывает имвитан партнера и побуждает его к активности. Особенно велика такая активность в паре соматик — соматик. Но и у двух релатиков она такова, что партнеры время от времени устают друг от друга настолько, что чувствуют потребность в отдыхе. А уж у соматиков, чью кипучую инициативность удерживать некому, дело может дойти до анекдота.

Один из моих учеников рассказывал о своих дяде и тете, визуал-сциентике и кинето-трейдике соответственно. Любили они друг друга до беспамятства. Но чтобы хоть немного отдохнуть, раз в неделю расставались на целые сутки. И даже это не помогало. Эти люди, которые называли друг друга «отрава сердца моего», пережили три развода, совершенно непонятных знакомым, не без оснований считавшим их прекрасной парой. Разойтись насовсем они так и не сумели, к счастью. Потому что с возрастом научились направлять выделяющуюся энергию на благое дело. Оба помимо прекрасной карьеры, сделанной без особых усилий, занимаются еще большой общественной работой. Знай они в начале своих отношений типологию Юнга, избежали бы бездны проблем. Например, соционик знает, что обидеть активатора значительно легче, чем полное дополнение. Ведь категоричная мюрментанная функция одного из партнеров встречает с одной стороны слабую и ранимую, а с другой — иногда любящую похорохориться имвисинную второго. Поэтому иногда стоит уменьшать категоричность и не жалеть времени на подробные разъяснения. Эффект не заставит себя ждать.

ИВ полного тождества

Рис. 8. Тождество.

Такая структура взаимодействия приводит к интересному эффекту, впервые замеченному создательницей соционики. Маска, которую надевает всякий живущий в обществе человек, для его тождественника почти прозрачна. Этот эффект имеет и положительные, и отрицательные стороны. Глубокое понимание партнера позволяет весьма быстро и продуктивно у него учиться. С другой стороны, довольно трудно общаться с партнером, который насквозь тебя видит. Особенно это мешает недуализированным. У них много проблем и мало желания их показывать. Особенно тяжела ситуация, когда партнерам вдобавок приходится конкурировать друг с другом. Их внутренние дрязги рискуют при конфликте стать очевидными всем и каждому.

Очень повезло тому ребенку, у которого один из родителей тождественник, а второй — полное дополнение. Дети из таких семей по здоровью и скорости развития значительно опережают сверстников.

Таким образом, тождественное ИВ наиболее подходит для отношений родитель — ребенок, учитель — ученик, а также для отношений знакомства средней степени близости. Причем второе из упомянутых отношений быстро переходит в третье, поскольку ученик семимильными шагами догоняет учителя. Дружба в этом взаимодействии неустойчива, ведь чтобы помочь тождественнику, надо «оторвать» от себя.

Высокая скорость обучения тоже имеет свои минусы. Молодой тождественник часто выступает в роли ниспровергателя авторитета учителя. В этом причина прогресса человечества и, одновременно, многих личных трагедий, постигающих, впрочем, лишь тех, кто еще при жизни подбирал место для монумента собственным заслугам. Человек, имеющий много учеников и притом не гнушающийся их мнением, имеет шанс двигаться вперед быстрее всех.

ИВ зеркальное

Рис. 9. Зеркальное.

Структура взаимодействия блоков здесь такая же, как в тождественном ИВ, но порядок расположения функций в блоках иной. Это делает партнера в этом взаимодействии менее понятным и часто более привлекательным, чем в предыдущем. Здесь больше возможностей и помочь, и навредить. Однако чаще реализуется первая из этих возможностей. Потому что неприятных людей большая часть человечества избегает, оберегая свои нервы. Приятным же людям, в том числе и некоторым из зеркальников, часто хочется помочь. Правда, делать это почти столь же трудно, как и в предыдущем взаимодействии. Помощь, которую оказывают друг другу зеркальники, обычно скорее интеллектуального, чем практического свойства. Поэтому это ИВ особенно полезно для совместного решения профессиональных задач, конечно, если оба партнера работают в соответствующей их типам личности сфере. Например, визуал-сциентик и аудиал-сциентик прекрасно сотрудничают, занимаясь наукой, но при попытке вдвоем заниматься бизнесом они вряд ли будут довольны друг другом. Зато в торговле успешно могут сотрудничать визуал-трейдик с аудиал-трейдиком, которые в науке, скорее всего, предпочли бы в качестве партнера кого-нибудь из сциентиков.

Это ИВ, пожалуй, занимает второе место после тождественного по КПД взаимообучения партнеров. Опять-таки при условии, что оба занимаются своим делом.

Людям, находящимся в этом интертипном взаимодействии, не рекомендуется вступать в брак. К сожалению, подобные супружеские союзы — не редкость. Конечно, в некоторых ситуациях лучше такой муж или жена, чем никакого. Но если есть выбор, не стоит им пренебрегать. Надо помнить, что зеркальникам трудно проявлять друг о друге личную заботу.

Конфликты зеркальников обычно являются следствием только что упомянутой причины, проявляясь чаще всего как конфликт спонтаника с планомериком.

ИВ оппонирования

Рис. 10. Оппонирование.

В этом ИВ сравнительно трудно достигнуть взаимопонимания. Действительно, «взрослый» одного из партнеров взаимодействует с «самоуверенным подростком» второго. Это чревато постоянными конфликтами. «Подросток» все время силится доказать, что он не лыком шит. Разглагольствования «взрослого» его постоянно подзуживают на попытки «утереть нос» партнеру. «Взрослого» же раздражает эта неуемная задиристость, и он не забывает, когда представляется возможность, поставить «подростка» на место.

Как ни странно, такая ситуация нередко способствует профессиональным успехам партнеров. Мне, например, очень помогли в занятиях соционикой многолетние споры с оппонентом. Выслушивать его не всегда было приятно, да и со стороны наши беседы могли выглядеть некрасиво, и все же они были более чем полезны и совершенно незаменимы. Оба мы занимались делом в так называемой сфере максимальной профадаптируемости и относились друг к другу с большим уважением. Это не раз спасало наши отношения. Но не будь мы в большой степени дуализированы, у нас вряд ли хватило бы сил не рассориться навсегда. Теперь нам это вовсе не грозит. Многолетние интеллектуальные споры превратили наши отношения в особого рода прочную дружбу. Это не единственный пример удачной реализации возможностей заложенных в этом взаимодействии, однако, к сожалению, подобное встречается редко.

Чтобы ваши взаимоотношения с оппонентом были проще, старайтесь никогда не доводить стремление подправить партнера до степени «развенчать этого нахала во что бы то ни стало». Уж во всяком случае вы пострадаете не меньше его, если не сумеете сдержаться.

Взаимодействие «ребенок» — «неуверенный подросток» чревато похожими проблемами. Только желание «развенчать» оборачивается здесь еще трагичнее, потому что обиды по слабым блокам труднее простить.

Нечто противоположное бывает у влюбленных парочек, которые возникают, как это ни удивительно, во всех ИВ. Иммент, стремясь показать свое высокое развитие, необдуманно предлагает свои услуги. Имвит не менее необдуманно эту помощь принимает, из самых лучших побуждений показывая, что готов позволить партнеру всю жизнь о себе заботиться. Но то, что полное дополнение воспринимает как знак величайшего доверия, оппонент — как эгоистическое стремление сесть на шею. Литературные способности автора не позволяют ему достаточно красочно описать сцену, которая за такого рода ошибкой следует. В браке это одно из самых трудных взаимодействий.

ИВ квазитождества

Рис. 11. Квазитождество.

Структура взаимодействия по блокам повторяет ИВ оппонировать. Перемена функций местами смягчает проблемы, характерные для такой структуры.

«Взрослый» — «самоуверенный подросток». Это взаимодействие напоминает зеркальное. Попытки подправить партнера, при всем их постоянстве, почти никогда не доходят до степени «развенчивания». Партнеры иногда могут спорить часами, так и ни приходя к общему знаменателю, но, тем не менее, получая интересные сведения и по ходу дела проникаясь уважением друг к другу. Так бывает не всегда, но довольно часто. Гораздо легче, по сравнению с предыдущим ИВ, протекает и сотрудничество, партнеры часто выручают друг друга.

Квазитождественники обычно дружелюбно друг к другу настроены. Хотя им и не хватает умения встать на точку зрения партнера, тем не менее это редко приводит к ссорам. Поведение их друг для друга вполне приемлемо.

«Неуверенный подросток» — «ребенок». Здесь тоже более легкое взаимодействие, чем у оппонентов. Второй иногда кажется немного невоспитанным, но крайне редко — злонамеренным и эгоистичным. Если партнеры практически не дуализированы, отношения их, естественно, труднее, проблемы в таком варианте сильно напоминают взаимодействие оппонирования, пусть и нет столь сильного желания придираться друг к другу.

ИВ супер-эго

Рис. 12. Супер-эго.

Название ИВ соответствует его структуре: блок мюрмент одного из партнеров взаимодействует с имментом (супер-эго) второго. В большинстве случаев это взаимодействие не заходит дальше легкого знакомства. Партнеры чувствуют себя несколько «тесновато». В результате это взаимодействие часто кажется несколько поверхностным. Но иногда бывает так, что люди в этом ИВ вынуждены тесно общаться. Отношения в таком случае могут стать очень глубокими, но все равно никак не простыми. Определяется это структурой взаимодействия блоков.

«Взрослый» — «неуверенный подросток». Случается, что спокойные, уверенные действия «взрослого» пугают или восхищают «подростка». Редко они могут оставить его равнодушным. При этом у «подростка» почти неизбежно просыпаются проблемы вроде комплекса неполноценности в каком-нибудь из многочисленных его вариантов. Например, он может взирать на партнера несколько подавленно и тихо, может, наоборот, громко пытаться доказать, что и он кое-что понимает в жизни. Во всех случаях, тем не менее, есть нечто общее. «Взрослому» понятны истинное состояние дел «подростка» и его психологические реакции. «Подростку» же ничего не понятно кроме превосходства партнера, и это угнетает. Естественно, дальнейшее развитие отношений зависит в первую очередь от тактичности первого партнера. Во-вторых, оно связано с развитостью и защищенностью блока иммент второго участника взаимодействия. Печально, но в жизни обычно оба эти условия далеки от идеального состояния. Оттого это взаимодействие обыкновенно не является комфортным.

Чтобы не портить отношения супер-эго, никогда не следует быть слишком настойчивым в попытках достучаться до партнера, перевоспитать его или сразу многое получить. Чем спокойнее друг к другу относиться, тем легче общаться. Даже при внешней поверхностности это ИВ может быть очень информативным, потому что иммент, как губка, впитывает интересующий его опыт мюрмента.

Что же касается поведения носителя этого мюрмент, то соционики говорят так. Относись к слабым функциям партнера так, как хотел бы, чтобы он относился к твоим.

Мюрвит — имвит. Ситуация здесь аналогична только что описанной. «Ребенку» вдруг сильно начинает хотеться повзрослеть, поведение его соответственно меняется, а у настоящего «подростка» это часто вызывает смех. Реакция понятна.

Другой вариант взаимодействия, когда мюрвит чувствует себя настолько взрослым, что с ощущением огромной собственной важности помогает «ребенку», в жизни встречается реже. Но и тут иногда мешает естественное для «ребенка» стремление позволить о себе заботиться. С точки зрения «подростка» оно несколько обременительно. К сожалению, некоторые из супер-эго осознают эту проблему только после того, как вступили в брак.

ИВ квазидополнения

Рис. 13. Квазидополнение.

Структура взаимодействия по блокам у партнеров та же, что и в ИВ супер-эго. Однако вследствие изменения порядка следования функций в пределах блоков это взаимодействие в целом заметно отличается от предыдущего. Наиболее сильная мюрментанная функция одного участника интертипного взаимодействия контактирует с наиболее слабой из сознательных функций второго. Партнеры часто воспринимаются друг другом как очень интересные.

Среди социоников более распространено иное название этого ИВ — конфликт. Это оправдано изредка и лишь на бытовом уровне, при плохой развитости участников взаимодействия и их недуализированности. В этом случае партнеры, даже не желая этого, постоянно задевают слабые места друг друга. Крайне тяжела ситуация, когда два таких человека оказались соседями по комнате в общежитии или, тем более, в экипаже одного самолета. Пострадать могут не только они сами.

Положение выправляется, если хотя бы один из партнеров дуализирован. В этом случае партнеры могут действовать друг на друга позитивно и получать немало пользы от взаимодействия. Имвисин довольно капризен и непостоянен и иной раз без посторонней помощи обойтись не может. Мюрвитан готов помочь всякому, лишь бы он был постоянен и не капризничал. Этот аспект взаимодействия бывает удовлетворительным лишь при наличии некоторой терпеливости партнеров.

В соционике существует традиция рассматривать это взаимодействие как наиболее жесткое и дискомфортное для личности. Мои собственные исследования показали, однако, что это почти всегда не так. За многие годы занятий соционикой мне так и не удалось пронаблюдать ни одного случая классического конфликта, описанного А. Аугустинавичюте, в этом ИВ. Притом что встречались дружба и плодотворное сотрудничество квазидополнений, даже в браке. Наши наблюдения и некоторые из последних теоретических разработок позволяют предположить, что в общем случае это ИВ попадает в ту же группу комфортности, что и ИВ полудополнения и активации.

Следующие восемь интертипных взаимодействий можно рассматривать как комбинации предыдущих восьми. Например, в обоих ИВ полудополнения одна из функций блока мюрмент такая же, как у полного дополнения, а другая — как у оппонента. Соответственно взаимодействие полудополнения в чем-то напоминает ИВ и полного дополнения, и оппонирования.

Этим объясняются многие интересные свойства обоих интертипных взаимодействий полудополнения. Они во многом похожи. Потому мы их опишем совместно. По аналогичным причинам мы поступим так же и с оставшимися шестью ИВ.

ИВ полудополнения

Рис. 14. Ка-дополнение.

Рис. 15. Co-дополнение.

В этих ИВ у партнеров почти всегда есть возможность помочь друг другу. Особенно легко это сделать, если взаимодействие акцентированно на тех функциях, которые одинаковы у полного дополнения и у полудополнения.

В этих двух взаимодействиях естественно может проходить дуализация, особенно если следовать рекомендациям, данным в первой части главы. Используя термины функций, можно сделать рекомендации конкретнее. Этим мы сейчас и займемся.

«Взрослый» — «самоуверенный подросток» плюс «ребенок». Коллизия этого взаимодействия такова. «Взрослый» по инерции пытается отнестись к «самоуверенному подростку» как к «ребенку» или наоборот, к «ребенку» как к «подростку». Партнера такое отношение несколько сбивает, удивляет и раздражает: человек только что был таким хорошим и вдруг ни с того ни с сего пристает с какими-то глупостями. Может, он меня не за того принимает?

Как уже было замечено, полудополнение напоминает взаимоотношение оппонентов, однако, как правило, значительно мягче его. Развитие отношений вследствие описанных причин часто напоминает езду на хорошей машине по неровной дороге. Быстро и комфортно... до ухаба и после него. При удачном стечении внешних обстоятельств участники взаимодействия успевают глубже узнать друг друга, привыкнуть и сильно привязаться друг к другу. В такой ситуации они самостоятельно и довольно неплохо учатся объезжать встречающиеся на их пути «ямки».

Полудополнения могут быть в очень глубоких и красивых отношениях друг с другом. Поэтому соционики говорят, что лучше быть рядом с хорошим полудополнением, чем с плохим полным дополнением. Впрочем, то же верно для почти всех взаимодействий. Привнесение в ИВ соционических знаний может сделать отношения и вовсе сказочными.

Самая главная рекомендация для полудополнений. Учитесь преодолевать иногда возникающее навязчивое желание перевоспитать партнера. У полудополнений всегда есть возможности прийти к общему знаменателю и без нажима друг на друга.

«Неуверенный подросток» — «ребенок» плюс «самоуверенный подросток». Здесь тоже помогает только что данный совет. Чем дольше и лучше развиваются отношения, тем проще имменту пережить «детские капризы» партнера. Более того, этот аспект взаимодействия у сформировавшихся диад выглядит очень и очень мило.

ИВ полутождества

Рис. 16. Ка-тождество.

Рис. 17. Co-тождество.

Это ИВ можно в некотором приближении рассматривать как комбинацию взаимодействий тождества и супер-эго.

Мюрмент — мюрмент плюс иммент. Опять-таки, чем лучше развиты личности полутождественников, чем более соответствуют друг другу тип и профессия каждого из участников ИВ, тем более интересными, комфортными и полезными их отношения могут быть. В случае, когда реализованность и защищенность обоих партнеров невелики, при взаимодействии они часто задевают слабые места друг друга. К тяжелым последствиям это приводит редко. За счет частичного совпадения мировоззрений участники взаимодействия при желании легко могут прийти к компромиссу. Легкие трения во взаимоотношениях обычно не дают полутождественникам сделать их слишком близкими. Партнеры сохраняют некоторую дистанцию и притом часто бывают симпатичны и полезны друг другу. Эти ИВ больше, чем любые, другие портит желание подогнать партнера под свою мерку. Как показывает опыт, этого можно и нужно избегать.

Мюрвит — мюрвит плюс имвит. Пытаясь перещеголять друг друга, полутождественники получают возможность развиваться. Однако часто при этом они обижают в другом «ребенка», а это просто так не прощается. Обыкновенно легкое разбирательство позволяет урегулировать конфликт и не всегда приводит к увеличению дистанции.

Оба ИВ полутождества могут быть весьма выгодны с точки зрения сотрудничества. Например, достижения многих ученых — визуал-сциентиков по типу поддерживали и рекламировали в обществе визуал-лингвики. Не менее важна для визуал-сциентика и поддержка визуал-продактика, умеющего организовать конкретное производственное внедрение научных разработок и часто выступающего в качестве спонсора исследований. ВС не остается в долгу и снабжает партнера интересной для них информацией, помогающей обоим поднимать свой престиж и становиться богаче.

ИВ ревизии

Рис. 18. Ка-ревизия.

Рис. 19. Co-ревизия.

Эти ИВ мы исследуем как комбинацию квазидополнения и зеркального. Кстати, здесь мы опять имеем дело с изменением порядка функций внутри блока по сравнению с только что описанными ИВ. Это делает отношения существенно более жесткими.

Мюрмент — мюрмент плюс иммент. Хотя положение о том, что чем лучше развиты партнеры, тем лучше могут быть и их отношения, остается верным и для этих ИВ, они даже в идеальных случаях тяжелы для длительного совместного контакта. Особенно в отсутствие дуалов обоих участников взаимодействия. Причина этого понятна: партнеры выглядят с точки зрения друг друга слишком критичными, придирчивыми и недоверчивыми.

Действительно, в этих ИВ есть тенденция постоянно проверять и перепроверять друг друга. Люди, вынужденные жить совместно, часто оказываются совершенно измучены этими проверками. Прервать этот неприятный процесс иногда нелегко даже их дуалам. Но стоит только увеличить дистанцию, и партнеры перестают вызывать друг у друга обоснованные и необоснованные подозрения. При соблюдении этого условия ИВ ревизии мало чем уступает полутождеству. Часто оно бывает захватывающе интересным, настолько неожиданный ход мысли может продемонстрировать партнер.

Взаимодействие блоков имвит — имвит плюс мюрвит имеет свои проблемы. Несмотря на искренние старания участников взаимодействия помочь друг другу и на полезно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...