Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила расстановки функций по ячейкам модели




Для модели «Ю» (как выяснится в дальнейшем, и для модели «А») правила расстановки функций по ячейкам выведены А. Аугустинавичюте полуэмпирическим путем. Произошло это еще до создания аспектоники автором этой книги. Низкая структурность модели «Ю» не позволяет теоретически обосновать все правила расстановки. Только одно из них очевидно с точки зрения теории аспектов. Самая сильная и самая слабая функции отличаются всеми тремя признаками (например, сомэндостатив и релэкзодинамив). Правила расстановки второй и третьей функции выглядят чисто мнемоническими. Вторая и третья совпадают с первой по признаку статика — динамика и отличаются между собой по паре внутреннее — внешнее. Таким образом, для каждой из восьми первых функций есть два варианта расположения второй и третьей. Итого получается шестнадцать типов.

Достоинства и недостатки модели «Ю»

То, что модель «Ю» имеет практическое значение, является ее первым достоинством. Очевидно (просто следует из примеров, приведенных в описании), что ее можно использовать в целях выбора специальности. Причем при условии правильного определения типа предложение человеку определенной сферы занятий будет иметь под собой гораздо более весомые научные основания, чем при использовании других распространенных методов. Более конкретно мы говорили об этом в главе, содержащей описания типов.

Не менее важны возможности психотерапевтической помощи и саморегуляции типа. Лечебный эффект дает уже простое осознание своего типа(!), ведь соционика оставляет за каждым право быть самим собой, помогает лучше видеть сильные и слабые стороны личности и относиться к ним спокойно. Второе достоинство модели «Ю» — возможность использовать ее для нужд самой соционики, ориентироваться в бездне опытных данных, получаемых из наблюдений за людьми. Огромное количество фактов, собранных соционикой, было предварительно получено теоретически (Просматривается аналогия с пустыми клетками в таблице Менделеева, постепенно заполнявшимися благодаря целенаправленному поиску предсказанных элементов.). Самым замечательным следствием модели «Ю» было построение теории интертипных отношений, впоследствии развитой и дополненной и излагающейся в этой книге в более общем виде как теория интертипных взаимодействий.

Помимо серьезных достоинств, модель «Ю» имела и значительные недостатки:

1. Как вы уже заметили, в модели отсутствует половина функций. Известно только, что первая и вторая — самые сильные, четвертая — самая слабая. Однако понятно, что оставшиеся за бортом четыре из восьми функций существуют все же в психике реального человека наряду с функциями, вошедшими в модель.

2. Недостаточная системность, связность и теоретическая обоснованность модели. Те общие пояснения, которые мы можем найти в ранних работах Аугустинавичюте, выглядят весьма туманно и неубедительно.

3. Отсутствие динамики в модели «Ю». Ни слова о последовательности в работе функций, процессах их взаимодействия, ни слова о причинах и условиях формирования структуры типа.

Уже из первого пункта следует мысль об условности метода расстановки функций только по силе. Очевидно, «сила» или «слабость» имеют значение, но не только по этому признаку отличаются, скажем, первая от четвертой. Эта и некоторые другие идеи и привели Аугустинавичюте к построению второй модели личности, которую соционики в честь ее создательницы называют моделью «А».

Модель «А»

Эта модель рассматривает все восемь функций. Вам, вероятно, уже давно пришла в голову мысль описать ячейки так же, как аспекты — при помощи трех пар признаков, подобных категориям, используемым в аспектонике. Именно так мы и сделаем, но для этого необходимо выбрать соответствующие признаки.

Ментальность — витальность.

И. П. Павлов выделял в информационном обмене человека со средой две сигнальные системы. Вторая сигнальная система — знаковая, к ней относятся речь (устная и письменная), различные символы. Она (по Павлову) развита только у человека. Первая же предполагает инстинктивную реакцию на информацию, получаемую организмом непосредственно от органов чувств. Первая сигнальная система развита и у человека, и у животных. Любое животное постарается убраться подальше от опасности, не пройдет равнодушно мимо пищи, если голодно и т. д. Причем осознавать что-то при действии первой сигнальной системы совершенно необязательно, движение обычно происходит инстинктивно. Набор реакций этой системы чрезвычайно широк. Можно совершенно неосознанно нахмуриться, заняться каким-то простым делом (по привычке завести будильник на ночь) и т. п. Неосознанно мы действуем очень часто; возможно даже, не реже, чем осознанно. Опытные данные, собранные психоанализом и соционикой, говорят о том, что у каждого из типов в деятельности части функций преобладает сознательный элемент, в то время как остальные работают, как правило, бессознательно. В чем это выражается?

У любого типа половина функций попадает в первую группу, носящую название ментальных, а другая половина — во вторую группу, витальных. Разница между этими двумя группами вполне заметна. Ментальные функции стремятся решать свои проблемы сознательным способом — путем споров, раздумий, разговоров и т. д. Витальные — путем инстинктивных и рефлекторных действий (Скажем, человек мрачно тащит по асфальту санки с сидящим в них ребенком. Представитель типа с ментальным сомэкзодинамивом может посоветовать ему вытащить ребенка и нести в руках, человек же с витальным сомэкзодинамивом, по-видимому, подавит в себе желание броситься «спасать» его действием.).

Обработанная ментальными функциями информация распространяется в социуме вербальным способом. Витальные функции тоже получают и обрабатывают информацию, но не столько в словесной форме, сколько в виде простых сигналов-раздражителей, поэтому источник этой информации — в первую очередь свой собственный организм.

Таким образом, мы обнаружили первый признак — ментальность — витальность. Опыт чтения лекций показывает, что он самый неочевидный. Две оставшиеся пары значительно проще.

Сила — слабость (мюративность — иммативность).

Сила предполагает уверенное владение информацией по аспекту, достаточное ее количество и волевое внедрение своего мнения в окружающий мир. Слабость означает, что соответствующей функцией человек пользуется неуверенно, информации ему не хватает, и поэтому он скорее попадет под влияние социума, чем сам будет им руководить (Название признака произошло от французских слов, означающих зрелый, сложившийся и незрелый соответственно.).

Существенные замечания. Между развитием этих групп функций существует положительная обратная связь. Само существование сильных делает слабые еще слабее, но только до определенного предела. Функции, ставшие чересчур слабыми, крайне отрицательно сказываются на жизни человека и начинают постоянно о себе напоминать. Мюративные функции не абсолютно сильны: невозможно даже при феноменальном их развитии обладать всей информацией по аспекту и успевать ее обрабатывать. Иммативные тоже слабы только относительно мюративных, кое-какая информация все же умудряется быть ими усвоенной. Иначе люди просто не могли бы существовать, не говоря уже о том, чтобы понимать друг друга.

Аналитичность — синтетичность.

У А. Аугустинавичюте функции назывались акцептными и продуктивными соответственно. Мы будем использовать термины аналитичность и синтетичность, точнее отражающие особенности работы этих групп функций. Аналитическая функция ориентирована на восприятие и обработку уже существующей информации. Созидание по аналитической функции — это синтез уже и так хорошо известного, но почему-то не нашедшего достойного применения. Аналитические функции стремятся узнать все лучшее, и у некоторых из них (мюративных аналитических) это получается очень неплохо. Кроме того, налицо стремление к систематизации и отбору информации по аспекту, связанному с аналитической функцией.

Девиз синтетической функции — созидание. Уже существующую информацию синтетическая помнит плохо, да и не стремится. Но различные методы и средства запоминает или пытается это сделать. Созидание по синтетической может быть уже настоящим творчеством. Синтетическая функция способна создавать вещи, генерировать идеи, до тех пор совершенно неизвестные. Но не на пустом месте. Для такого творчества требуется четкая, систематизированная информация, собранная аналитической.

Блок функциональных ячеек.

Информацию, поступающую на аналитическую функцию, обрабатывает только одна синтетическая. Это можно объяснить тем, что, во-первых, каждый аспект связан причинно-следственными связями только с двумя другими (взгляните еще раз на аспектон), которые, в свою очередь, противоположны по свойству внутреннее — внешнее и образуют альтернативную пару, а значит, не могут быть задействованы параллельно. Не могут и последовательно, потому что выводы, к которым человек пришел бы, пользуясь для обработки информации, полученной по аналитической функции, двумя синтетическими, были бы зачастую попросту противоположны друг другу. Например, то, что правильно, вовсе не обязано быть привлекательным, и наоборот. Возможность совместной работы с аналитической функцией только одной синтетической приводит к возникновению четырех пар функций, называемых в модели «А» блоками. В модели рассматриваются два сильных (мюративных) и два слабых (иммативных) блока, два ментальных и два витальных. А. Аугустинавичюте назвала блоки терминами, заимствованными у Фрейда, но полного соответствия между психоаналитическим и соционическим пониманием этих терминов нет, есть лишь некоторое ассоциативное сходство, поэтому мы будем использовать более адекватную терминологию.

 

ВС   Кольца   Блоки   Ячейки   Модель «Ю»
  ментальное   мюрмент   мюрментан мюрмесин      
      иммент   иммесин имментан      
  витальное   имвит   имвисин имвитан      
      мюрвит   мюрвитан мюрвисин      

 

Мюрментальный блок (А. блок эго):

мюративная ментальная аналитическая (мюрментан),

мюративная ментальная синтетическая (мюрмесин).

Имментальный блок (А. блок суперэго):

иммативная ментальная аналитическая (имментан),

иммативная ментальная синтетическая (иммесин).

Мюрвитальный блок (А. блок ид):

мюративная витальная аналитическая (мюрвитан),

мюративная витальная синтетическая (мюрвисин).

Имвитальный блок (А. блок суперид):

иммативная витальная аналитическая (имвитан),

иммативная витальная синтетическая (имвисин).

Для краткости мы часто будем называть блоки так: мюрмент, иммент, мюрвит и имвит.

Появление в модели блоков автоматически означало появление динамики в действии функций. Понятно, что сначала аналитическая функция должна получить информацию, а уж затем синтетическая сможет создать из нее собственный продукт. Таким образом создается информационный поток внутри блока.

Информационные связи между блоками осуществляются в свою очередь по схеме: иммент —> мюрмент; имвит —> мюрвит (от слабого блока к сильному). Так образуются ментальное и витальное кольца информации (более подробно об этом см. ниже).

Мюрментальный блок

Аналитическая и синтетическая ячейки блока в модели «А» соответствуют первой и второй в модели «Ю», поэтому, стараясь не повторяться, попытаемся вывести их свойства из категориального определения. При подобном подходе нам следует помнить о том, что «в системном знании каждый фрагмент может быть построен только в связи с другими фрагментами...»

Мюрментанная функциональная ячейка (мюрментан).

Очевидно, что такое сочетание признаков делает функцию, попадающую в эту ячейку, самой сильной и самой осознанной. Во-первых, так как это аналитическая функция, человек постоянно воспринимает информацию по соответствующему аспекту, из силы (мюративности) следует приличный КПД восприятия, в то же время, осознанность (ментальность) гарантирует, что принятая информация не пропадет, а будет использована по назначению. Все это делает возможным неуклонное приобретение и совершенствование профессиональных навыков, создает запас разнообразных методов анализа, ярко выраженный «вкус» по данному аспекту (Скажем, человек с мюрментанным сомэндодинамивом может с легкостью охарактеризовать эмоциональное состояние своего собеседника, заботясь при этом о передаче не только основных составляющих, но и некоторых оттенков. При этом он может также указать, насколько естественны и обоснованны такие эмоции.).

Вывод: человек прекрасно знает и использует все то лучшее, что по аспекту, соответствующему его мюрментанной функции, происходит в нем самом и в обществе.

Кроме того, взрослый человек по этому аспекту знает так много, что совершенно не стремится ни изобретать что-то новое, ни, часто, даже принимать это новое в круг собственных идеалов, потому что новое обыкновенно хуже давно испытанного старого. А если и лучше, то это нужно сначала доказать. Мюрментанная функция — жесткий, но разумный консерватор. Ее обладатель чувствует во всем, что касается данного аспекта, свое превосходство над окружающими (по крайней мере, над большей их частью). Он здесь хозяин и отчитываться ни перед кем не обязан, хотя к чужому вмешательству может отнестись довольно спокойно, если только оно конструктивно по сути и уважительно по форме.

Эта функция сильна, она дает минимум поводов сомневаться в себе, делать что-то, не соответствующее собственным понятиям. Человек воспринимает соответствующую данному аспекту информацию наиболее полно и глубоко, причем неверная информация случается относительно редко, как и нехватка информации. Причем об этой нехватке, если она действительно есть, человек догадывается и редко ее стесняется.

Однако, сказав об отсутствии сомнений в себе, упомянем о том, что возможны неприятности несколько иного рода. Плохо, если мюрментанная функция не нужна окружающим. Ощущение будет весьма тяжелым, потому что это та область, в которой человек чувствует себя «профессионалом» и хочет быть полезным другим. И не только хочет, но и зачастую действительно может. Он имеет возможность стать настойчивым и непреклонным критиком всего не внушающего доверия и проповедником всего лучшего, что ему известно по мюрментанной функции. Ведь функция в мюрментане — функция «цели» (и личной, и социальной).

Например, релэндостатив — это не только отношения между людьми, желания людей. В более широком толковании символа есть слова и об этике как таковой. Нагляднее всего это видно, когда мы рассматриваем жизнь и деяния великих людей, философов духа. Ф. М. Достоевский принадлежал к типу, у которого релэндостатив в мюрментане.

Когда мы говорим о мюрментанной функции конкретной личности, она предстает перед нами как нечто законченное, не терпящее возражений — вещь в себе. Так и возникают странноватые на первый взгляд высказывания: «порядок ради порядка» (релэкзостатив в мюрментане), «искусство ради искусства» (сомэкзостатив) — это именно функция «цели». В случае Достоевского (релэндостатив) мы видим призыв к этике ради этики (релэндостатив самоценен). Не может быть счастлив мир, если счастье его куплено слезами невинного ребенка. Не могут быть благородными цели, которые достигаются при помощи убийства. Убийство — зло уже потому, что оно убийство (сравните с цитатой из Дж. Мура в предыдущей главе).

По аспекту мюрментана человек исполняет в обществе роль знатока, эксперта, хранителя и пользователя лучшего из того, что оно когда-либо создало. Но при двух условиях: достаточной развитости личности носителя типа и готовности социума к восприятию именно этой личности.

Мюрмесин.

Функция в этой ячейке тоже сильная и сознательная, но только не аналитическая, а синтетическая. И поэтому роль ее далеко не так однозначна, как роль мюрментанной. Во-первых, из соображений блокировки ей следует перерабатывать сырье, поставляемое мюрментаном. Во-вторых, из тех же самых соображений, и учитывая, кроме того, ее гибкость и подвижность на фоне мощного догмата мюрментанной, ей должно стремиться как-то изменять мир, пытаясь подогнать его как можно ближе к тому «идеальному» устройству, которым так одержима мюрментанная. Мюрмесинная — это инструмент для достижения целей мюрментанной, но, с другой стороны, именно совершенствуя этот инструмент, оттачивая его, человек создает нечто новое, дотоле неизвестное. Не стоит, однако, преуменьшать и способность этой функции к анализу.

«Зачем мне знать, как это делали до меня другие, мне гораздо приятнее будет что-то изобрести самому.» «Вот еще! Зачем мне учить доказательства?! Что я, сам не смогу доказать эту теорему, если она попадется мне на экзамене?» — говорил представитель типа с релэкзостативом в мюрмесинной ячейке.

Это интереснее, чем копаться в старом — придумал что-нибудь новенькое, продемонстрировал окружающим, получил заслуженную похвалу. В этом человек, если его личность достаточно реализована, ненасытен и часто просто навязчив: «Смотрите, как я замечательно это созидаю, и не вздумайте делать вид, что это вам неинтересно».

Человек по этой функции иногда склонен давать оценки более категоричные, чем даже по мюрментанной. Кроме того, здесь нет характерного для мудрой мюрментанной признания за другими права быть такими, какие они есть. Вместо этого — желание изменять окружающий мир. Наиболее ярко это проявляется у диктаторов. Петр первый (релэкзостатив в мюрмесине) коренным образом изменил сословные отношения в России. Сталин (релэкзостатив в мюрментане, сомэкзостатив в мюрмесине) удовлетворился тем, что до него с сословиями сделали другие, зато показал, насколько безжалостно можно манипулировать людьми. Высокая социальная активность функции мюрмесина имеет оборотной стороной ее социальную опасность. Деятельность мюрмесинной может не очень понравиться людям других типов. Лучше не быть навязчивым и, что особенно важно, помогать другим, только когда им действительно нужна помощь и они хотят, чтобы им помогли. Скажем, если у вас в мюрмесине релэкзодинамив, то своих друзей, знакомых и окружающих не стоит заставлять кушать еще и еще, если они уже сыты. Соответствующий пример есть в литературе — басня Крылова «Демьянова уха».

Вернемся к философам духа. Релэндостатив у Льва Толстого (релэндостатив в мюрмесине) столь же недвусмыслен и прямолинеен, как у Достоевского, но он скорее является инструментом доказательства, чем фундаментальной основой для философских изысканий. Он не столь гибок, как у Достоевского, но зато значительно более оригинален. Кроме того, если релэндостаз для Достоевского заманчив уже как цель, то у Толстого он — скорее средство (Мюрмесинная функция — функция «средства» при мюрментанной — функции «цели».). Уже основной тезис учения Толстого несет в себе установку как на релэндостатив, так и на сомэкзостатив: непротивление злу (релэндостатив) насилием (сомэкзостатив). Отсюда ясна и цель учения — искоренение насилия — цель скорее сомэкзостатичная, чем релэндостатичная. Хотя стоит заметить, что вообще-то большое значение имеет и то, как это подано: насилие — это неэтично (релэндостатив), или, например, насилие — это невыгодно (сомэкзостатив).

Блок мюрмент в целом.

Это мощный блок; именно здесь расположены функции, определяющие основные цели личности и средства, которыми эти цели будут достигаться. Информация, проходящая через мюрмент, тщательно обрабатывается и, как правило, обсуждается. Это ментальный блок, и поэтому активное вторжение в дела социума происходит скорее словом, чем делом (если такое происходит, а не остается в потенции). Окружающая действительность подчиняется и регулируется этим блоком в зависимости от данной им оценки. Аспекты, соответствующие функциям блока — это арена сознательной экспансии человека в дела социума.

Имментальный блок

Иммесин в модели «А» соответствует третьей ячейке в модели «Ю». Ячейки, соответствующей имментану в ней нет.

Имментан.

Функция в этой ячейке была бы похожа на мюрментанную, если бы у человека хватало на нее внимания, времени и энергии. Обычно она развита на порядок слабее, чем мюрментанная. Информация по ней накапливается относительно медленно. Знаний и умений нередко не хватает даже на удовлетворение собственных потребностей. У человека постоянно возникает желание улучшить свое положение, соответствовать существующим стандартам. Эксперименты чаще всего вызывают невысокую оценку окружающих.

Если все неприятности по мюрментанной улаживаются почти автоматически — в ней просто живут, то проблемы, вставшие перед имментанной, с ходу не решаются. О том, что касается этой области, человек задумывается значительно чаще, чем о проблемах, связанных с мюрментанной. Поэтому имментанная функция иногда кажется даже более осознанной, чем мюрментанная. Это, конечно, не так. Если по мюрментанной человек знает, как выглядят его проблемы, то по имментанной, как правило, только то, что эти проблемы существуют (а они существуют практически всегда). Любая попытка бороться с ними в одиночку чревата тем, что не только старые проблемы никуда не денутся, но еще и новых прибавится.

Информация, поступающая на имментанную, часто кажется неожиданной, новой, неочевидной, классификации поддается слабо; удивляет, но запоминается о трудом (Скажем, у вас имментанная — сомэндодинамив, вы удивляетесь тому, как возникает, из чего складывается остроумие чужих шуток. Попытки пошутить самому иногда вызывают, мягко говоря, недоумение.).

Иммесин.

Она похожа на мюрмесинную в том же смысле, в каком имментанная похожа на мюрментанную. Это область «задавленного творчества». Аналитическая функция блока дает для него слишком мало информации. Опыта почти никакого. Попытки делать что-нибудь серьезное часто вызывают сочувствие, критику или насмешки окружающих — кому как повезет. Немало незадачливых торговцев на улицах наших городов имеют сомэкзостатив в этой ячейке.

Информации по соответствующему аспекту не хватает, и на критику возразить нечего. Не имея четких ориентиров, человек пользуется этой функцией с трудом, часто это бывает неприятно, возникают всевозможные комплексы. Когда дело доходит до иммесинной функции, он плохо сопротивляется нажиму окружающих.

Но и здесь хочется творить. Хорошо, если существует такой узкий круг друзей, в котором помогут, подправят, но не будут мешать, сбивать с толку, резко критиковать — ответом таким друзьям будет искренняя любовь, горячая благодарность. Однако столь приятная компания — большая редкость (Хотя зная соционику, можно себя такой компанией обеспечить.). Вот и приходится говорить, что функция эта в большинстве случаев развита чрезвычайно плохо. Обсуждение возможно только по желанию самого обсуждаемого. Не только критика неприятна, но и неожиданный комплимент воспринимается как нечто среднее между утонченным издевательством и попыткой влезть не в свое дело. Комплимент по поводу красоты, сделанный женщине с сомэкзостативом в иммесине, довольно рискован.

Иммесинная функция «совестлива». Неудача мучает, надолго выбивает из колеи, стыдно перед другими и перед самим собой. Серьезный промах вызывает угрызения совести. Следствием плохой осведомленности иммесинной функции являются примитивные обобщения, которые человек пытается применить где надо и где не надо. Иногда эти обобщения довольно красивы и вполне приемлемы, но не идеальны, вроде «красота спасет мир» у Достоевского (иммесин — сомэкзостатив), или «божественная веселость» у Гессе (иммесин — сомэндодинамив).

Если вы не хотите поссориться с кем-то, уважайте его иммесинную функцию как свою собственную.

Блок в целом.

Если мюрмент — блок творчества, по которому мы не только не боимся быть хуже других, но и не стесняемся быть лучше, то по имменту творить то ли боимся, то ли стесняемся. Стремимся к оптимуму — ни хуже, ни лучше. «Выше среднего» — просто великолепный результат, только не крикливо, только не надо доказывать свою правоту тому, кто, возможно, разбирается в этом лучше, разве что в исключительных случаях. Например, уже упомянутые представительницы слабого пола, имеющие в этом блоке сомэкзостатив, стараются выглядеть не лучше и не хуже, чем от них ожидает ближайшее окружение. Выработать самостоятельный вкус им трудно. В то время как те, у кого сомэкзостатив в сильном ментальном блоке, одеваются так, как хотят, не стесняясь шокировать окружающих нестандартным вкусом.

Если по аспектам блока мюрмент мы сами безвозмездно указываем обществу на те вершины, к которым оно должно, по нашему мнению, стремиться, то по аспектам иммента само общество задает какие-то стандарты, и мы, как правило, ничего не имеем против этого.

Вот только не всегда понятно, удовлетворяем мы этим стандартам или нет. Так и возникают неприятные, но часто необоснованные переживания, угрызения совести, тяжкие сомнения.

Иммесинная и имментанная функции могут быть развиты настолько, что человек по соответствующим аспектам сможет не только быть более или менее уверенным в своей силе, но даже помогать своим близким, не делая этого своим основным занятием, но и не стесняясь собственного творчества. Нужно только ненавязчиво и мягко помогать ему делом, если понадобится. Людям с сомэкзостативом в имменте нужны советы, как обращаться с деньгами и вещами. Тем, у кого в имменте сомэндостатив, часто хочется проконсультироваться, как им лучше применить свои способности.

Неприятность в том, что хотя слабые функции могут развиваться неограниченно, но обычно это возможно только теоретически. Мешают неуверенность, суета, отсутствие необходимой поддержки (последнее — особенно). Это общее свойство всех слабых функций — приходить в упадок, деградировать, если никто не помогает, не поддерживает.

Мюрвитальный блок

В модели «Ю» соответствующих ячеек нет.

Мюрвитан.

Витальные функции — крайне интересный материал для наблюдения. Если деятельность ментальных лежит на поверхности, об этом говорят, об этом думают, то витальные работают менее заметно для самого человека, что делает их столь занимательными.

Мюрвитанная — сильная аналитическая, значит, ей следует накапливать информацию. Что она и делает, правда, несколько своеобразным способом. Мюрвитанная прекрасно помнит то, что рассказывают другие, но почти не проявляет самостоятельной инициативы в изучении мира. Человек сам о ней вспоминает крайне редко. Ситуация здесь почти не бывает плоха или хороша — она есть, и этим все сказано. Например, если в этой ячейке релэндодинамив, то человек более чем спокойно обращается со временем. Он редко сердится на других за то, как они проводят время, и даже за то, как это сказывается на его собственном времяпровождении.

Нередко, когда дело доходит до этой функции, она проявляет весьма неплохую технику. Тем лучшую, чем больше место, занимаемое этим аспектом в жизни окружающих. Вот характерный пример для только что упомянутых типов. Чем более напряженна ситуация со временем в их окружении, тем мобилизованное они себя чувствуют и часто готовы с помощью своего умения помогать распределять время тем, кто этого делать не умеет. Это довольно неожиданно, но чем чаще и серьезнее от нас ожидают помощи по мюрвитанной, тем увереннее мы себя чувствуем. Накопленные умения и информация используются как затычка в прорехах социума. Более того, нередко мы специально экономим на себе, чтобы иметь возможность помогать другим. Вообще, для этой функции характерен мотив экономии. Экономить советуют и другим («Не трать время попусту» — релэндодинамив, «не стоит разбрасываться эмоциями» — сомэндодинамив, «не сори деньгами» — сомэкзостатив в мюрвитане.). Эта установка нередко проявляется как жертвенность. Но если общество имеет неосторожность принимать все эти жертвы как должное, и никто из пользующихся их плодами не требует от обладателя мюрвитана поберечь себя, возникает неприятное ощущение пустых трат для неблагодарных людей, и всякая деятельность прекращается. Потому что именно по мюрвитанной функции человек измеряет свои затраты на общество (остальных аналитических функций это касается тоже, но в заметно меньшей степени). (Если затраты не дали эффекта — жаль, но не более того. Неудача имеет следствием неудовлетворенность собой, но ни к чему серьезному она, как правило, не приводит, даже если при этом возникают некоторые проблемы. «Я сделал все, что мог. Жаль только, что мог так немного»).

Посмотрим, как проявляется мюрвитанные функции у литераторов. А именно в произведениях Гоголя (релэндостатив в мюрвитане). На первый взгляд кажется, что этические проблемы его не касаются вовсе. Отсутствие положительных героев на страницах его произведений не менее характерно, чем отсутствие прямой критики этических норм, считающихся общепринятыми — зачем критиковать, лучше просто показать, пускай люди посмеются. Зачем заранее отдавать симпатии читателей какому-то герою — пусть выбирают сами.

Мюрвисин.

Это продуктивная функция блока. Здесь формируется инстинктивная реакция на закладываемую в мюрвитан программу. Для действий как по предыдущей, так и по рассматриваемой функции характерно стремление быть лучше всех, быть идеалом. Особенно к этому стремится мюрвисин. Невозможность выхода здесь — причина подавленности, но активность этого выхода выглядит чрезвычайно спонтанной. Эта функция, как и мюрмесин, очень чувствительна к ошибкам других. Но если при ошибке другого по моей мюрмесинной от меня следует словесная поправка, то за ошибкой по мюрвисинной следует поправка действием. Эта действенная помощь может восприниматься и как тактичная забота, и как издевка — это уже зависит от типов помогающего и совершающего ошибку. Критиковать других считается бестактным. Нужно помочь. Если же помочь нельзя, то и говорить не о чем. Вообще же хочется служить опорой другим, быть по этому аспекту практически идеальным. Правда, это стремление к идеалу оценивается как вполне здоровое, не без юмора.

Этика Жан-Жака Руссо (релэндостатив в мюрвисине) временами претендует на универсальность. Это естественно и не страшно. Стремление его быть этичным, исповедовать что-то хорошее иногда переходит разумные границы, но не кажется неестественным — Руссо в этом стремлении очень корректен. Он не стремится никого задеть или обидеть, но как было бы хорошо, если бы...

Блок в целом.

Витальные функции почти не рассуждают, они чувствуют и делают. Поэтому если от других людей не поступает словесной информации, человек даже в своих потребностях толком не пытается разобраться. Если же кто-то жалуется, рассуждает, рассказывает, то появляется программа, и человек начинает действовать. И своими действиями с успехом удовлетворяет запросы общества. Когда человек заботится о других, о своих потребностях забывает и ему нравится, когда о них напоминают другие, требуя «заботиться о себе».

Имвитальный блок

Имвитан модели «А» совпадает с четвертой ячейкой в модели «Ю». Ячейки, соответствующей имвисину, в модели «Ю» нет.

Имвитан.

Витальная функция чувствует, но так как это слабая функция, то чувствует она далеко не все. Знания не складываются в определенную систему, техника практически не нарабатывается. Самостоятельные умозаключения, конечно, возможны, но делаются редко. Сознавая слабость этой функции, человек, однако, этой слабости не слишком стесняется, а скорее наоборот — был бы склонен эту слабость демонстрировать открыто, надеясь получить от окружающих помощь в виде объяснений, четких указаний, пусть даже критики, если бы был уверен, что окружающие его не обидят. Но попытки скрыть свои проблемы редко бывают удачны. Например, представители типов с релэндодинамивом в имвитане крайне редко строят предположения о далеком будущем. Мне не известен ни один писатель-фантаст с таким типом интеллекта.

Правда, несмотря ни на что, имвитанная функция все же работает. Любое из нечастых удачных действий по ней кажется достижением, почти подвигом.

Благодаря этому замечательному свойству, имвитан превращается в едва ли не самое свободное от самокритики место в психике: «я ничего не знаю и не умею, и если что-то сделаю не так, виноваты в этом будут другие». Желание быть лучше и все уметь по этой функции есть, но если оно так и остается желанием, виновато опять-таки все то же злосчастное окружение.

В этих своих обвинениях человек вполне искренен. Действительно, если о нем не позаботиться вовремя, то дела его в том, что касается аспекта, соответствующего имвитану, придут в совершенный упадок.

Имвисин.

Эта функция без помощи окружающих тоже чахнет и задыхается в своих проблемах. Решиться на какое-нибудь действие стоит больших душевных мук, а если это действие оказывается достаточно разумным, то впору говорить о чуде. Как правило, ответная реакция на информацию по имвисину либо запаздывает, либо, что еще хуже, все делается как-то бестолково и нервозно. В том, что касается имвисинной функции, человек обычно настолько беспомощен, что склонен в любой совершенно случайной фразе искать какой-то намек, и, руководствуясь уже этими туманными намеками, пытаться создать какую-то программу действий. Нередко, устав от попыток разобраться в своих проблемах, он просто демонстративно отказывается от всякой борьбы, отдается на волю случая. Так, скажем, Пьер Безухов из романа «Война и мир» с релэндостативом в имвисине не может разобраться в своем настоящем отношении к Элен и покорно позволяет ей женить себя на ней. Нередко можно услышать, как люди абсолютизируют то, что касается этой функции: один тип (имвисин — релэкзостатив) выступает за всеобщее равенство, другой тип (имвисин — релэндодинамив) требует безукоризненной пунктуальности во времени от всех окружающих.

Человек сильно обижается, если нужды его имвисинной не учитываются, ну а когда над ним просто безжалостно, с его точки зрения, издеваются (скажем, имвисин — релэндодинамив, а гости приходят в самое неподходящее время, в результате чего рушатся все планы), то можно нажить себе лютого недруга.

Релэндостатив — имвисинная функция Германа Гессе. Конечно, любовь, чувства, этика — прекрасные понятия, но как их оживить? Да, все это существует, но понять и увидеть — это так сложно! И рождается совершенный мир, исполненный мертвой гармонии — Касталия («Игра в бисер»).

Блок в целом.

Человек очень редко бывает достаточно компетентен в этой области. По крайней мере, от чужой помощи он не отказывается почти никогда. А если такой помощи нет, то может обидеться (и обидится). Это «антисовесть». Если что-то не получается, виновато общество. И оно за это еще ответит. По аспектам, касающимся этого блока, человек редко формирует собственное мнение и легко поддается мнению других.

Модель «А» в целом

Тип — это не просто набор функций, расположенных в определенном порядке. Тип — это также способ взаимодействия и обмена информацией между функциями. Человек, психика — под этим мы понимаем нечто целое, нера

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...