Сопротивление нововведениям
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Инновационные циклы В инноватике используется понятие "жизненный цикл", означающее стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям. Так, жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии: разработка (фундаментальные исследования, прикладные, теоретические расчеты), проектирование (оформление документации, создание конструкций, чертежи, реализация их в опытном образце), изготовление, использование, устаревание (исчерпание возможностей, появление альтернативного новшества). Тут необходимы пояснения. В некоторых случаях разработка и проектирование оказываются совмещенными, трудноразличимыми (например, перевод АСУ на новый алгоритм или завода на новую организационную структуру). Иногда совпадают проектирование и изготовление. Кроме того, признаки устаревания какого-то новшества могут появиться уже на стадии его изготовления, а то и разработки. Применительно к нововведению понятие "жизненный цикл" будет включать следующие стадии: зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества); освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений); диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведения на других объектах); рутинизация (когда нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов). Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий. Скажем, оно может быть обозначено лишь как локально завершенное, если оказывается реализованным только в единичном варианте. Оно не является завершенным, если не достигло заключительной стадии - рутинизации, как это бывает в случаях, когда после первых пусков новое оборудование не используют в постоянном режиме из-за неподготовленности персонала, недоработок в конструкции и т. п. Причины сбоев на последней стадии могут корениться и в начальных стадиях, если, например, допущены ошибки в обосновании нововведения.
Теперь сопоставим оба жизненных цикла. Они различны по диапазонам, ибо рутинизация нововведения может наступить, а новшество еще не устарело. К тому же новшество может быть спроектировано, изготовлено и даже успело устареть, а нововведение так и не началось. Известно, что немало продукции научных и проектных организаций так и не находит ни изготовителей, ни пользователей. Конечно, оба жизненных цикла тесно связаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Жизненный цикл новшества может прерваться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением. А жизненный цикл последнего может только лишь начаться (как поиск нового средства для удовлетворения уже осознанной необходимости), но не развиться, пока новшество не дойдет до стадии изготовления. Но важно видеть и разницу: в одном случае происходит процесс формирования новшества, в другом - процесс его применения. Оба жизненных цикла охватываются более общим понятием "инновационный процесс", в который входят и организационно-экономические, и социокультурные условия данного нововведения. Ведь оно предполагает определенное взаимодействие подразделений и организаций, обучение и переподготовку специалистов, планирование и разработку необходимых стимулов, преодоление нежелательных последствий. Инновационный процесс, таким образом, есть карта всего поля эволюции новшества и осуществления нововведения.
Истоки противоречий В самом широком общественном смысле, как уже отмечалось, нововведения выступают как форма управляемого развития. Однако возможности целенаправленного воздействия на этот процесс сегодня существенно ограничены как особенностями самого процесса, так и управляющим потенциалом применяемых методов. Вследствие этого не всегда достигаются цели инновационных мероприятий: планируемые изменения во многих случаях не наступают или же происходят не в намеченном объеме. В более конкретном случае в организациях нововведение рассматривается как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т. д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах. Таким образом, как и в общем случае, здесь не имеются в виду непланируемые, уникальные, а также краткосрочные изменения. Это же относится к частным изменениям, не имеющим значимых последствий для организации (ремонт и замена однородного оборудования, перемещение персонала и т. д.). Взаимодействие нововведения с организационной средой характеризуется проблемами двоякого рода: одни из них представляют собой неизбежные противоречия, объективно присущие современным инновационным процессам; другие относятся к числу решаемых, в принципе контролируемых. Обе группы проблем вызывают объективные и субъективные препятствия для нововведений. Группу неизбежных проблем нововведений составляют следующие противоречия: а) Объем последствий. По мере развития общества и народного хозяйства происходит постоянное накопление "прошлого труда", который овеществляется в технике и иных материальных формах, а также объектируется в организационных структурах. Этот процесс приводит не только к нарастанию "массы", но и к усложнению взаимосвязей, усилению зависимости между разными компонентами всей социотехнической системы хозяйства, то есть ее "плотности". Вследствие этого осуществление каждого нововведения вызывает все больший радиус вторичных, производных изменений, далеко идущих последствий (так сказать, тектонический эффект). Уже сам объем вторичных нововведений увеличивает реальную трудоемкость и даже может превышать полезную значимость исходного нововведения; к тому же некоторые из них могут оказаться неприемлемыми. Отсюда - возрастание трудности осуществления нововведений, усиление риска и ответственности, что выражается в разных формах уклонения от нововведений, сопротивления им.
б) Изменение и стабильность. Особенность большинства инновационных процессов - в противоречии между конкретными изменениями и устойчивостью целого. Как известно, стабильность структуры, состава, целей организации есть один из императивов ее функционирования. Ранее это определялось как цели системы. Нововведения не нарушают равновесие в организации. Меняясь в чем-то одном, организация должна сохраниться в другом, а именно в большинстве основных своих качеств. Суть возникающего здесь напряжения - изменения в постоянном. Отсюда исходит еще одна линия "отчуждения" нововведения в организации. в) "Старое-новое". Спрос на новшества непрерывно давит на их производство. В этом смысле рынок ненасытен: едва появившись новшество рискует быть вытеснено другим новшеством, которое тоже недолговечно. Тенденция ускорения смены продуктов, услуг - неумолима, хотя и тягостна для их изготовителей, как, впрочем, и для значительной части их потребителей. Моральное устаревание при физической новизне - тоже один из парадоксов инноватики. г) "Сначала хуже". Нововведения требуют повышенного напряжения организации, затрат сил, времени, средств на его освоение за счет внутриорганизационных ресурсов. Особенно это относится к радикальным нововведениям: реорганизации, скрапированию и замене производственных мощностей, смене целей и стратегии, реформам. Поэтому инновационный период разрушает какую-то сферу жизни организации. Ремонт квартиры вызывает массу трудностей для ее обитателей: перемещение мебели, неразбериха, запах краски и прочее. Но с этим приходится мириться ради обновления жилья. Словом, нововведения требуют потерь, которые затем восполняются теми преимуществами, к которым оно приводит.
Наряду с названными неизбежными границами нововведений в организациях существуют решаемые проблемы нововведений. Главная из них - дезинтегрированность инновационных процессов. Заключенное здесь противоречие проявляется: - в разрыве или недостаточности связей между стадиями нововведения, - в расхождении между целями-ориентациями участников нововведений, - в расхождениях между целями и интересами участников и целями нововведений, - в неразвитости организационных структур, связывающих стадии и участников нововведений, - в развитии клиентной ориентации поставщиков новшеств, гибкого реагирования на спрос. Дезинтеграция инновационных процессов проявляется, также на межорганизационном уровне: расхождение между той ролью, которая отводится каждой организации, группе участников нововведения - с одной стороны, и той позицией, которую в соответствии со своими интересами и целями занимает в рамках заданной ей роли данная организация, группа - с другой стороны. СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ Собственно, объективные истоки антиинновационного поведения лежат в тех противоречиях, которые органически присущи нововведениям в организациях и которые невозможно отменить. Но конкретные проявления их в человеческом поведении, — хотя-и естественны, - но сильно варьируют в зависимости от личных установок, жизненных планов, интересов и т. п. Проявления эти преодолимы, по крайней мере их следует иметь в виду и упреждать. Как же ведут себя контр-инноваторы при встрече с нововведениями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|