Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные дети боятся неудач в школе, не уверены в своих силах и самим себе не нравятся. Ученые считают это результатом нервного перенапряжения.

 

последние годы слово "стресс" мы употребляли так часто, что само понятие чрезмерного нервного напряжения стало для нас чем-то обычным, повседневным. Стресс живет в наших домах, как кошка или комнатный цветок. Нет такого поколения в семье, которое не было бы с ним знакомо. Даже дети, и те испытывают колоссальные нервные нагрузки. А ведь еще совсем недавно, каких-то полвека назад, термина "детский стресс" вообще не существовало. По мнению психологов, это была исключительно проблема взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей. И то, что раньше мы называли шаловливостью, непослушанием или плохим характером, сегодня все чаще трактуется как реакция ребенка на непосильное для него психологическое давление.

Тарас Л. учился во втором классе обычной средней школы. Летом он очень скучал без одноклассников и с нетерпением ждал 1 сентября. Однако уже через месяц после начала учебного года категорически отказался ходить в школу. В семье отказ Тараса сочли за проявление лени и с утроенным вниманием взялись за дисциплину. Однако чем строже относились родители к Тарасу, тем больше возрастало его непослушание. Мальчик стал нервным, агрессивным, слезы и истеричный крик стали его обычной реакцией в разговорах со старшими. В конце концов, когда у ребенка нарушилась речь из-за непроизвольного дрожания нижней губы, мама с папой отвели его к врачу. И только там выяснилось, что причина всех бед Тараса - мучительные переживания из-за насмешек одноклассников.

Во время летних каникул, скучая по школе, Тарас много играл с папой в "учителя и ученика". Как правило, они занимались математикой. Теперь же, придя в класс, Тарас делал колоссальные успехи в этом предмете. Середнячок внезапно стал отличником! Такое не могло пройти незамеченным. Дети начали дразнить чрезмерно умного товарища. А учительница, желая поддержать мальчика, наоборот принялась ставить его в пример при каждом удобном случае. В результате пропасть между Тарасом и одноклассниками увеличивалась день ото дня. Друзья, которые были так важны для мальчика, отвернулись от него. Он стал одинок, почувствовал себя изгоем. Школа, имевшая в мечтах ребенка столь важное значение, вдруг превратилась для него в место стыда и унижения.

Тарас не исключение. Исследование, проведенное психологами, наглядно показало, что восемь процентов детей жестоко страдают из-за насмешек и издевательств со стороны товарищей. На первый взгляд, эта цифра кажется не очень внушительной. Но вдумайтесь, за ней стоит очень печальная закономерность: в каждом классе, в каждом детском коллективе есть свой "гадкий утенок", на котором другие дети вымещают свои обиды и оттачивают агрессивность.
Не случайно издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Однако вы будете удивлены, узнав, что вовсе не всегда наши мальчики и девочки запуганы сверстниками. Главный "возбудитель" стресса у школьников - учителя. Их боится и ненавидит каждый десятый ребенок.

Нервное напряжение у детей проявляется по-разному. Иногда это повышенная возбудимость, как было в случае с Тарасом. Иногда агрессивность и неспособность долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Порой стресс вызывает чисто физические недомогания, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. То есть детям свойственны те же самые признаки нервного перенапряжения, что и взрослым. Причем у пятнадцати процентов детей, страдающих из-за стресса, эти симптомы выражены очень резко. Однако в последнее время появился еще один, новый вид стресса, распознать который удается далеко не сразу.
Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь прежде всего идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать сына тем, что вы отдадите его "вон тому дяде" и или говорить дочке, что сдадите ее в детдом, если она не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс у малолетних мальчиков и девочек. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь. Вот только один пример

Константин К., юрист, 38 лет от роду, внешне неплохо преуспел в жизни. Его имя пользовалось определенным авторитетом в профессиональных кругах. Его должность давала основания гордиться собой. А его зарплата обеспечивала безбедное существование. И только в одном жизнь Константина не заладилась: он никак не мог создать семью. То есть в жизни его были девушки и молодые женщины, с которыми он не просто встречался, но и начинал совместную жизнь. Но по прошествии какого-то периода времени Константин вдруг порывал со своими партнершами все отношения и снова оставался один. При этом Костя не только не испытывал неприязни к своим бывшим возлюбленным, но и искренне недоумевал, почему между ним и его избранницей произошел разрыв.

Ларчик, как оказалось, открывался просто. С детства в сознании Кости жил страх потерять тех, кого он любил больше всего на свете, - папу и маму. Этот страх, вероятно, усугублялся характером работы родителей Кости. По долгу службы они частенько бывали в разъездах. Волей-неволей им приходилось пристраивать сына на время то к бабушке, то к знакомым, то на недельку в детский сад. Кроме того, в семье были в ходу такие шутки: "Ты не наш, мы тебя в роддоме не с той полочки взяли". Или: "Будешь капризничать, придется вернуть тебя в приют". Все это держало ребенка в напряжении. А потом произошла настоящая катастрофа. Папа с мамой получили предложение уехать на два года в далекую африканскую страну. По условиям контракта ребенка они должны были оставить на родине... В сознании мальчика ночной кошмар стал явью: родители исчезли из его жизни. Стоит ли удивляться, что с тех самых пор Костя бессознательно боялся привязаться к кому-нибудь по-настоящему. Во взрослом состоянии этот страх и проявился в неспособности создать собственную семью. Как только Костя начинал любить кого-то и чувствовал за этого человека ответственность, тут же поднимала голову бесконтрольная боязнь быть брошенным, отринутым. Будучи не в силах бороться со своей фобией, молодой человек тут же рвал отношения с возлюбленной.

К сожалению, нельзя сказать, что после консультации у психолога эта история завершилась счастливо. Даже поняв причину страхов, Косте оказалось не под силу изменить модель своего поведения. Он по-прежнему одинок.

Вообще же проблема детского стресса с каждым годом становится все острее. По данным медиков, среди пятнадцатилетних подростков еженедельную головную боль испытывали около 30 процентов девочек и 20 процентов мальчиков. За пять лет эти цифры подскочили чуть ли не в полтора раза. Скорее всего это результат чрезвычайной перегруженности детей школьными и различными дополнительными занятиями. А также невероятными потоками информации, большая часть которой им зачастую непонятна. Ведущие американские психологи советуют: не забывайте выключать телевизор! Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. С ними полностью согласны и наши российские врачи и педагоги. Хотите, чтобы детство осталось в памяти ребенка как самое счастливое, золотое время, спрашивают они. Значит, вам нужно чаще болтать с сыном или дочерью о том, о сем, брать их на руки, обнимать. Пусть лучше в доме звучит ваш собственный смех, а не записанные на пленку "бурные аплодисменты" по телевизору. Считайте, что счастливое детство - это самое главное наследство, которое вы оставите своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал.

Дело в том, что став взрослыми, мы сталкиваемся с теми же раздражителями, что и в детстве. Только они немного видоизменяются. Если раньше мы боялись и ненавидели учителей, то теперь точно так же относимся к своим начальникам. Если в школе нарушителями душевного спокойствия были одноклассники, то теперь их место заняли коллеги по работе. Некоторые изобретательные люди даже открыли новый способ, как избежать стрессовых ситуаций и сложностей на работе. Они стали... брать больничный. Сегодня количество этих больничных в Европе измеряется десятками тысяч. Люди рассуждают так: пусть придется потерять в заработке и профессиональном авторитете, зато удастся сохранить главное - душевное равновесие.

Хуже всего, предупреждают ученые, что, единожды попав под влияние стресса, мы потом становимся все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. И уж коль в нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, то мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...