Вопреки распространенному мнению дети, так же как и взрослые, страдают от страхов, избыточных нагрузок и измождения, в особенности когда перегружен их дневной распорядок...
В какой-то момент подавляющее большинство родителей сталкивается с резкими изменениями в поведении детей: они придумывают массу предлогов, чтобы не идти в школу или детский сад, начинают капризничать, кажутся напряженными и испуганными, становятся замкнутыми и конечно же жалуются на боли, которые не поддаются диагностике во врачебном кабинете. Как это ни странно, но мало кто из родителей, оказавшихся в подобной ситуации, задумывается над тем, что их ребенок переживает серьезный стресс. Кому-то, возможно, это кажется нелепым, однако мировая статистика утверждает, что один ребенок из трех страдает от стресса и сопутствующих ему недугов, включая головокружения, грудные боли и затруднение дыхания. Временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Детские психологи предлагают несколько отправных точек. Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений. Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу. Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них? Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?
Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна. Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями. Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, в особенности прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях. От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое, нервные движения. Причины стресса: как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице.
От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе. Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца. Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
Дети иногда страдают. И причины своих страданий объяснить, как правило, не умеют. Детский стресс не похож на взрослый, и распознать его гораздо труднее. Но можно попробовать. Стресс у маленьких Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее всего он находится в стрессе. Наиболее часто у детей до десяти лет усиливаются в этот момент страх, агрессия, происходит так называемый регресс.
Когда тяжелее всего Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть подвержены стрессу. 1. Школа Семейные конфликты Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно - грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие - тихие и прилежные - ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость. Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении - это уже результат пребывания в длительном хроническом стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол... Это называется "деструктивное поведение". Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Подростковый возраст Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного "я", с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни. Почему нельзя не реагировать Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание и т. д. - вот неполный перечень типичных детских недугов - болезней стресса. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя замечать всякие странности, не доводя до болезней. Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения. Например, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. - все это неспроста: значит, дети в какой-то момент "сломались". Что делать со стрессами? Главное - их замечать. 1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру. 2. С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное - не терять с ними контакт. 3. И в случае кратковременных стрессов, и во время затянувшихся кризисов хорошо помогают разные седативные средства. Среди современных препаратов одно из самых действенных и одновременно мягких - "Новопассит". Он безвреден, потому что создан на основе трав, и оказывает глубокое успокаивающее воздействие на нервную систему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|