Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ содержания картинок.




Практическое занятие №1

Тема: Методика работы по развитию речи на уровне создания устного связного высказывания и письменного текста. Устные и письменные сочинения

 

Система проведения сочинений:

— устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

— письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;

— в течение года проводятся 12-15 письменных сочинений (кроме 1 класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся); помимо указанного числа на уроках грамматики про­водятся сочинения и изложения малых форм (мини­атюры).

 

1 класс (период обучения грамоте)   - устные рассказы, описания, беседы; - запись отдельных слов, взятых устных рассказов детей, описаний, бесед, а также запись небольших предложений, фрагментов текста  
2 класс   - устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию - элемен­ты индивидуального творчества в виде не­больших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах - система упражнений, основанная на принципе наращи­вания трудностей: 1) составление предложений, объединенных темой; 2) восстановление деформированного текста; 3) устные ответы на вопросы, объединенные темой; 4) составление предложений по сюжетным картинкам; 5) устные рассказы по прочитанному.
3 класс   - сочинения на индивидуальные темы; - вводятся элементы описания; - устные рассказы по сюжетным картинкам. План работы над устным рассказом по сюжетным картинкам: 1) Постановка цели работы. 2) Рассматривание картинок и уяснение сюжета. 3) Озаглавливание картинок. 4) Устные рассказы по получившемуся плану. Рассказы составляются коллективно.
4 класс выбор собственных тем из числа предложенных учителем

 

Для сочинения отводится:

во II классе - до одного урока;

в III классе — обычно один урок;

в IV – возникает необходимость добавления 15 -20 минут второго урока.

Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

Задание 1. Разработайте урок подготовки к составлению письменного сочинения по серии сюжетных картинок в 4-м классе (по учебнику Т.Г. Рамзаевой; упр. 139, 478, 573 – на выбор)

Примерный план урока.

1) Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2) Беседа с целью упорядочения материала или для накопления при описании, рассматривании.

3) Составление плана.

4) Речевая подготовка текста: запись опорных слов, составление отдельных предложений, орфографическая подготовка.

5) Обдумывание содержания текста после чтения плана и словаря.

6) Оформление учащимися сочинения, запись текста.

7) Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

8) Чтение детьми своих сочинений.

Рекомендации по разработке отдельных этапов урока

Анализ содержания картинок.

1. Рассмотрите картинки. По их содержанию определите тему, основную мысль будущего текста. Подберите несколько вариантов заголовка, отражающих тему или основную мысль будущего сочинения.

2. Постройте беседу с учащимися, направленную на анализ содержания картинок. Вопросы должны предусматривать определение правильности порядка расположения картинок, описание изображенных событий, определение действующих лиц, характеристику их поступков, выявление причинно-следственных связей в поступках персонажей, отношений между действующими лицами, определение времени и места действия. Целесообразны задания на подбор общего заголовка к картинкам, придумывание имен действующим лицам.

Выявление главного при разборе картинок. Озаглавливание их под руководством учителя и составление плана. Запись плана на доске.

1. Определите, какие моменты изображены на картинках. Сформулируйте главное в содержании каждой картинки. Придумайте подпись к каждой картинке.

2. Сформулируйте соответствующие вопросы и задания для учащихся.

Определение краткого содержания каждой части. Отбор словаря к каждой части плана, заполнение словарика. Выбор слов, которые помогут связать части в тексте или два соседних предложения. Запись их в словарик.

1. Кратко определите для себя содержание каждой части будущего сочинения. Подберите ключевые слова к каждой части текста. Выберите слова для связи частей текста, соседних предложений.

2. Сформулируйте задания и вопросы для учащихся, побуждающие их к свободным высказываниям, поиску ярких и точных слов, слов, помогающих связать предложения и части текста. При необходимости подскажите одно-два слова, дайте варианты начала фраз. Заполните вместе с детьми заданий таблицу.

 

План Словарь
1. … 2. … 3. …  

 

3. Составьте примерный текст сочинения.

 

Анализ детских сочинений (по М.Р. Львову).

1) Соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия, достоверность материала, выраженность позиции автора.

2) Логика построения, последовательность, обоснованность, аргументация, нет ли расхождений между планом и текстом, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы.

3) Тип речи, жанры, стиль: соотношение повествования, описания, рассуждения; коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, единство стиля; средства изобразительности.

4) Размеры сочинения: количество слов, предложений; абзацы.

5) Есть ли вступление, его оценка, тип, выполняет ли оно свою функцию; то же о заключении, концовке.

6) Характеристика построения: сюжет, действующие лица, как развивается действие; есть ли пейзажные зарисовки, есть ли юмор, диалоги.

7) Лексика: правильность выбора слов, точность их употребления, разнообразие синонимов, используются ли антонимы, экспрессивно-окрашенная лексика, есть ли фразеология, тропы.

8) Синтаксис: размеры и типы предложений, наличии сложных предложений, соотношение сочинительных и подчинительных конструкций, разнообразие конструкций.

9) Есть ли индивидуальные черты; как они выразились в содержании и в языке сочинения.

10) Есть ли элементы художественности, оригинальности; если да, то какие.

11) Орфографическая, пунктуационная грамотность; каллиграфия; есть ли речевые ошибки, какова степень их грубости.

 

Практическое занятие №2

Тема: Методика работы по развитию речи на уровне создания устного связного высказывания и письменного текста. Устные и письменные сочинения

 

Система проведения сочинений:

— устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

— письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;

— в течение года проводятся 12-15 письменных сочинений (кроме 1 класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся); помимо указанного числа на уроках грамматики про­водятся сочинения и изложения малых форм (мини­атюры).

 

1 класс (период обучения грамоте)   - устные рассказы, описания, беседы; - запись отдельных слов, взятых устных рассказов детей, описаний, бесед, а также запись небольших предложений, фрагментов текста  
2 класс   - устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию - элемен­ты индивидуального творчества в виде не­больших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах - система упражнений, основанная на принципе наращи­вания трудностей: 1) составление предложений, объединенных темой; 2) восстановление деформированного текста; 3) устные ответы на вопросы, объединенные темой; 4) составление предложений по сюжетным картинкам; 5) устные рассказы по прочитанному.
3 класс   - сочинения на индивидуальные темы; - вводятся элементы описания; - устные рассказы по сюжетным картинкам. План работы над устным рассказом по сюжетным картинкам: 1) Постановка цели работы. 2) Рассматривание картинок и уяснение сюжета. 3) Озаглавливание картинок. 4) Устные рассказы по получившемуся плану. Рассказы составляются коллективно.
4 класс выбор собственных тем из числа предложенных учителем

 

Для сочинения отводится:

во II классе - до одного урока;

в III классе — обычно один урок;

в IV – возникает необходимость добавления 15 -20 минут второго урока.

Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

 

Задание 2. Разработайте урок подготовки к составлению письменного сочинения по картине И.И. Левитана «Весна – большая вода» (И. Шишкина «Рожь»).

Примерный план урока.

1) Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2) Беседа с целью накопления материала при рассматривании, описании картины.

3) Составление плана.

4) Речевая подготовка текста: запись опорных слов, составление отдельных предложений, орфографическая подготовка.

5) Обдумывание содержания текста после чтения плана и словаря.

6) Оформление учащимися сочинения, запись текста.

7) Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

8) Чтение детьми своих сочинений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...