Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чердынский район Пермской области.




Обыкновенная инспекционная поездка на север области не судила ничего неожиданного. Один из старейших городов Прикамья – Чердынь – разместился на семи холмах по правому берегу реки Колвы. Их гребни приютили церкви, невысокие дома и хозяйственные постройки. Сложилось так, что когда-то каждый холм выполнял какую-нибудь определенную функцию в жизни города. На одном в 15 веке был возведен первый монастырь на Урале, на другом – приходская церковь, на третьем – Воскресенский собор, на двух центральных и самых высоких – Троицком и Вятском – существовали укрепленные городища. Чердынские городища были основаны еще в 8 веке коренными жителями Северного Прикамья – коми-пермяками. Так как первопоселенцы обосновались возле устья притока реки Колвы, то и название самого города зазвучало как два слова: «чер» - приток и «дынь» - устье… На Троицкой горе под руководством присланного из Москвы дьяка Курчова в 1535 году начали строить первый на Урале кремль. Он являлся одним из важнейших стратегических сооружений на пути в Сибирь и принимал на себя многочисленные удары сибирских татар и манси. Примечательно, что для врага кремль так и остался недосягаемым, и только неумолимое время уничтожило следы былой крепости.

В ясный день за городом на горизонте хорошо видна высокая гора – Полюд. Она названа по имени богатыря Полюда, защищавшего русскую землю от набегов из-за Урала. Когда неприятель шел вдоль Вишеры Полюд разжигал большой костер и при приближении врагов в Чердынском кремле уже все было подготовлено к отражению натиска…

Для современного путешественника самым неожиданным была вечерняя тишина северного городка. При постоянной привычке к уличному шуму больших городов, эта тишина, наступающая уже в семь часов вечера, когда абсолютное большинство жителей закончило работу, забрало детей из детских учреждений и закрылось по домам, действовала оглушающее. Хотелось найти какую-нибудь компанию и за чашкой чая послушать рассказы о старине этого замечательного города…

В один из таких вечеров знакомый опер и поведал мне замечательную историю об «икотке» - феномене, широко распространенном на Пермской земле.

Под этим термином в деревнях Прикамья понимают особый вид порчи, насланный колдуном или недоброжелателем, проявляющийся в непроизвольном чревовещании. При этом «икотка», сидящая в человеке, зачастую обладает ясновидением и телепатией. В прежние времена бывало, что подобные состояния охватывали целые деревни. Эти массовые случаи наблюдались даже и не так давно – в 50-60-е годы. Официальная медицинская наука подобные факты объясняет как раздражением диафрагмального нерва или мышцы, произошедшее на основе истерического процесса и явления психологической индукции. При этом как-то опускается фактологическая сторона явления, заключающаяся в том, человек одного пола при сжатых губах вещает голосом другого пола или даже несколькими голосами. Со слов моего знакомого такая женщина жила в одной из деревень района. По словам односельчан в пределах своей деревни «икотка» знала все и про всех. Так, например, в магазине она в присутствии ошарашенного мужа рассказывала жене, где тот был, что и с кем делал; обкраденным мужикам подсказала, где найдется пропажа и т.д. При этом она особенно не чинилась, никому не отказывала. И плата за услугу была вполне умеренная…

На следующий день, окрыленный полученной информацией, прихватив с собой бутылку водки, я выехал в указанную деревню. Мною двигали два мотива – интерес к малоисследованному феномену и необходимость получения дополнительной информации по серии преступлений, произошедших летом 1996 года и имевших большой общественный резонанс…

И вот искомый населенный пункт. Небольшой аккуратный деревянный дом с палисадником. В дверях приветливая женщина в возрасте больше шестидесяти лет. Немного смущаясь, спрашиваю, туда ли я попал. Оказалось все верно – туда. Начиная рассказывать о заинтересованности соответствующих органов в получении любой дополнительной информации о серии преступлений. Вдруг тонкий скрипучий голосок прерывает меня: «Принес?». Немного опешив, вспоминаю про спрятанную бутылку и отвечаю утвердительно. Тот же голос: «Ой, не хочется говорить… А придется…» Четко формулирую вопрос. И слышу в ответ: «Ой, далеко это… Очень далеко… Ничего не видно… Вижу только большую воду…Ой, страшно… Опасно около этой воды… Большая опасность будет… Предотвратить надо…». Пытаюсь конкретизировать ответы. На что тот же голосок отвечает: «Далеко очень… Не могу увидеть… Только чувствую…». Не добившись четких ответов на свои вопросы, сожалея о территориальной локальности проявления феномена, удаляюсь восвояси…

По дороге вспоминается рассказ давнего приятеля, специалиста по мануальной терапии, автора ряда патентов и методик лечения позвоночника, доктора Анатолия Орлова: «… В 1990-91 годах я работал главным врачом Научно-исследовательского центра «Энергия», в котором проводились исследования по оценке методов биоэнергетики, нетрадиционных методик и деятельности экстрасенсов. Лаборатория нетрадиционной медицины работала весьма эффективно. Используемые методики давали устойчивый пролонгированный результат у 30-50% больных. В 90% случаев наблюдалось временное улучшение состояния. Желающих получить соответствующую помощь было очень много. Среди них были и неординарные личности. Именно тогда на лечение к нам пришла «икотка».

Для нас, молодых врачей, энтузиастов подобное явление было крайне удивительным. Ведь пришедшая рассказала, что страдает чревовещанием уже более тридцати лет. Она обращалась к разным специалистам, к знахарям, колдунам. Помочь ей никто не мог. Однажды она поехала к известному ей сильному знахарю, проживающему в Вятской глуши. В электричке, автобусе и, наконец, по дороге к дому знахаря, женщина обратила внимание на мужчину средних лет, одетого в черное пальто. И вот, сидя в прихожей деревенского колдуна, она вновь увидела это черное пальто. Попутчик также ее узнал, кивнул. И вдруг из него раздался громкий писклявый голос: «А да я тебя знаю! Ты из деревни… (такой-то)! Тебя соседка подсадила, когда тебе 17 лет было. Ты с покоса шла, да попить попросила… Тебе-то соседка с ковшика и подала не глядя… Ха-ха!...». И ведь верно, вспоминала женщина. До семнадцати лет не было с ней никаких припадков. А с тех пор вдруг ни того ни с сего начинало бурчать, и раздавался грубый мужской голос. По большей части произносящий ругательства…».

Но что же говорит наука? Как было сказано раньше, биологическая наука, рассматривая возможную физиологическую причину явления, полностью игнорирует фактологическую сторону явления. Но зато этнография дает многочисленные свидетельства проявления явления, подобного Уральской «икотке» на всей территории России. В фольклорных источниках разных регионов оно фигурирует, как одна из разновидностей порчи. Так, например, «в 1606 году поданы были в Перми две любопытные жалобы; оба челобитчика сделали извет – один на крестьянина Тренку Талева, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского Семейку Ведерника, который будто бы напустил икоту на его товарища по торговле; обвиняемых пытали и вкинули в тюрьму…» (АфанасьевА.Н. «Поэтические воззрения славян на природу», в трех томах – М.: «Современный писатель», 1995, том3, стр. 311.). По сведениям Н.А.Никитиной в 1926 году в селе Михалкин Майдан Новослободской волости Лукояновского уезда Нижегородской губернии 69-летняя деревенская колдунья Мария Шерстюкова зашла зачем-то в дом, где проходили посиделки. Сидящие там девушки над ней втихомолку пошутили, а старуха услышала. Уходя, она зачерпнула в ковш воды из кадушки, отпила, и остатки выплеснула назад в воду. Девушки, которые пили после нее воду из той же кадки, оказались «испорченными». Внешне они были здоровы, но в церкви во время пения «херувимской» с ними делался припадок. Они бились, ругались, мяукали; у них появлялась такая сила, что их еле сдерживали 4-5 мужчин. Припадок продолжался, пока их не выносили из храма. На дворе они постепенно затихали и лежали ослабевшие, бледные в холодном поту (Никитина Н.А. «К вопросу о русских колдунах» в кн. «Русское колдовство, ведовство, знахарство» - С.-П.: «Литера», 1994, стр. 172-197.). «Томительная икота и доныне в северных губерниях России считается нечистым духом, которого чародеи насылают по ветру на своих врагов и супротивников; бес поселяется в человека и мучит его…» (Афансьев А.Н. там же).

По данным этнографов местоприбыванием порчи большинство опрошенных считают горло и желудок. Так как большей частью попадает она в человека с выпитым. У одного человека может быть несколько разных проч.. Считается, что порча в человеке растет, развивается. Временами она рассказывает человеческим голосом, кто и как ее наслал. Из одного человека порча в другого сама не переходит, поэтому для окружающих порченый не опасен.

Для лечения порчи знахари, как правило, дают больному рвотное средство и, таким образом, извлекают порчу наружу. После этого ее сжигают. Так в прикамских быличках К.Шумова приводится следующая любопытная история, рассказанная одной женщиной из Чердыни: «… Муж у меня ветеран войны. Заболел шибко крепко. Колдун его попортил… Не ходячий был. Так я его лечила. Пил он много. Приносила ему водку. Я ему наговаривала, взглянула – так и рвет до победы. Я наговаривала и легла спать. Встала в три часа, подошла к нему, а он целый горшок наблевал. Утром я подошла к нему, спросила. А он говорит: «Я не помню. Я в беспамятстве был». Я взяла этот горшок. Вылила в банку с водой. Заткнула пробкой и вынесла на крыльцо. А в банке сидит человек. Голова, уши человечьи, а лапы собачьи и хвост. Как мышонка. Стоял он у меня две недели. Люди смотрели. Потом приезжал врач из больницы. В микроскопель его смотрели. Унесли человечка. А человек-то живой был, то лягет, то встанет» (Шумов К. «Былички и бывальщины» - П.: Пермское книжное издательство, 1991, стр. 326.).

Считается, что выведенная порча возвращается к наславшему ее. Поэтому противодействующие колдуны находятся зачастую в смертельной борьбе.

В качестве профилактики от подобных событий народная молва предлагает такие обереги, как постоянное ношение пояса, втыкание иголок в свою одежду, опоясывания тела сетью, окуривание помещения можжевельником и т.д.

Но самым эффективным способом является питье только из известных рук и известных источников…

…Возвращаясь к разговору с «икоткой», надо сказать, что она-то права оказалась. Ее абстрактные предупреждения подтвердились. Через два месяца после нашей встречи начались страшные события возле большой воды – Лысьвенского пруда. В городе металлургов появился маньяк-убийцы…

По-разному можно относится к колдунам, «икоткам» и иным подобным лицам, но необходимо отметить, что многовековая культура народа, живущего и работающего в условиях выживания в дикой природе, запечатляла и оставляла в своих традициях лишь те события и явления, которые реально имели место и оказывали влияние на повседневную жизнь. И если на сегодня ничего нельзя сказать о природе рассмотренных событий, то это вовсе не значит, что сами события места не имели. И слава богу, что встречаются они сегодня довольно редко!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...