Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация электрооборудования

ГЛАВА I

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАНКОВОМ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИИ

Назначение танкового электрооборудования

 

При помощи электрической энергии осуществляется запуск силовой установки; работа многочисленных механизмов, приборов аппаратов, систем дорожной, внутренней и внешней сигнализации, систем, предназначенных для обеспечения основных боевых свойств танка:подвижности, огневой мощи и защищенности.

В последние годы комплекс электрооборудования объектов БТВТ получил заметное развитие и стал одним из важнейших их компонентов, как по назначению, так и по занимаемому объему и массе.

Общая масса аппаратов и систем электрооборудования основного боевого танка в настоящее время составляет около 2 тонн (т.е. почти 4% от массы танка), длина соединительных проводов и кабелей – более 2000 метров. В современном танке установлено свыше 30 электрических машин, сотни полупроводниковых приборов и микросхем, десятки реле и контакторов различных типов.

 

История развития танкового электрооборудования

 

В первый период развития отечественного танкостроения электрическая энергия в танке применялась для тех же целей, что и на автомобиле, т.е. для воспламенения рабочей смеси и пуска двигателя, для освещения и питания вспомогательных потребителей. Кроме того, мощность генератора, стартера и других электромашин была невелика. Поэтому их конструкция копировалась с соответствующих образцов автомобильного и частично авиационного электрооборудования.

По мере совершенствования, с целью соответствия условиям боевого применения, постепенно создавалось специальное танковое электрооборудование.

Так появление на новых танках предвоенного периода (Т-34 и КВ) дизельного двигателя В-2 исключило возможность его ручного пуска и потребовало создания мощного стартера СТ-700, отличающегося оригинальной конструкцией сцепляющего механизма и высокой эксплуатационной надежностью.

Необходимость повышения эффективности огня привела к увеличению калибра танковых пушек и потребовала дальнейшего совершенствования механизмов наведения и прицеливания.

Появились автоматизированные системы наведения башен, а затем и электроприводы орудий с плавной регулировкой скорости в широком диапазоне, обеспечивающие точное наведение танковой пушки и слежение за целью.

Последующее развитие этих систем привело к появлению стабилизаторов танкового вооружения и прицелов-дальномеров.

Существенно улучшились также боевые свойства современных танков после установки в них автоматов заряжания, комплексов управления ракетным и зенитным вооружением, систем
коллективной и активной защиты, навигационной и другой аппа­ратуры.

Применение в современном танке разнообразных электрических машин, приборов, аппаратов и систем автоматического регулирования, потребляющих электроэнергию, способствовало значительному увеличению мощности танкового генератора и улучшению схемы электроснабжения. В свою очередь повышение мощности танковых генераторов, возросшей за послевоенный период с 1,5 (Г-731) до 18 (СГ-18) кВт, т.е. в 12 раз, потребовало решения проблемы регулирования напряжения. В частности, при мощности генератора свыше 5...7 кВт применять вибрационный регулятор напряжения стало невозможно, поэтому для таких генераторов были разработаны и выполнены новые схемы бесконтактных реле-регуляторов, использующих полупроводниковую элементную базу.

Внастоящее время работа по дальнейшему развитию вопросов теории и расчёта электрооборудования танков продолжается. Учёные, конструкторы и инженеры, работающие в области танковой электроэнергетики, настойчиво и плодотворно развивают теоретические основы этой науки, применяют комплексный подход при создании оптимальных конструкций электрических аппаратов и машин для модернизируемых и перспективных объектов БТВТ.

 

Классификация электрооборудования

Электрооборудование танка представляет собой сложный комплекс различных электрических машин, приборов и аппаратов в принципиальных схемах и   конструкциях которых учитываются особенности боевого применения и специфические условия работы бронеобъектов и экипажа.

В состав электрооборудования современного танка входят (рис. 1.1):

1) система электроснабжения;

2) приемники электрической энергии;

3) контрольно-измерительные приборы

Система электроснабжения включает источники электроэнергии и бортовую электрическую сеть танка.

Приёмники электрической энергии, в соответствии сих вкладом в обеспечение основных боевых свойств танка, делятся на три группы систем (рис.1.2):

– системы обеспечения огневой мощи;

– системы обеспечения подвижности;

– системы обеспечения защиты и обитаемости.

Самым мощным потребителем является электрический стартер, ток нагрузки которого может достигать 1500...2000 А.

Однако продолжительность работы стартера относительно невелика, поэтому основными потребителями электрической энергии в танке являются систем наведения и стабилизации орудия и башни.

В группу относительно мощных потребителей электроэнергии входят электродвигатели вентиляторов, насосов и других вспомогательных механизмов (электроспуски пушки и пулемётов, электропневмоклапаны механизмов закрывания жалюзи, электромагнит механизма остановки двигателя и др.), а также радиостанция и танковое переговорное устройство.

Большую группу потребителей электрической энергии составляют многочисленные приборы светозвуковой сигнализации и освещения:

внутреннего (плафоны дежурного и местного освещения, переносная лампа и др.);

наружного (фары, габаритные огни и т.п.);

специального (подсветка шкал и указателей).

Контроль за состоянием и работой, как электрооборудования, так и других систем танка обеспечивают контрольно-измерительные приборы (вольтамперметр, электрические термометры и манометры, счетчик моточасов, топливомер, спидометр и др.).

Схемы и монтаж электрооборудования в танке имеют ряд общих особенностей, основными из которых являются:

однопроводная электрическая сеть;

централизованная схема электроснабжения с приближением распределительных устройств к потребителям;

одинаковый уровень напряжения бортовой сети (U ном =27 В)

установка вращающихся контактных устройств (ВКУ).

Применение однопроводной электрической сети позволяет упростить монтаж, повысить ремонтопригодность электрооборудования и уменьшить затраты меди в проводах. При однопроводной схеме в качестве минусового провода используется броневой корпус машины (исключение составляют цепи: аварийного освещения, электродвигателей водооткачивающих помп и аварийных розеток).

Централизованная схема электроснабжения с приближением распределительных устройств (РУ) к потребителям повышает живу­честь электрооборудования в случае боевых повреждений электрической сети, кроме того, уменьшается и масса электросети.

Уровень напряжения бортовой сети определяется требованиями электробезопасности и условиями заряда танковых аккумуляторных батарей: при постоянном напряжении (верхний уровень), а также в зависимости от величины их разрядного тока, равного номинальному току генератора (нижний уровень).

Установка ВКУ обеспечивает надёжное питание электропотребителей, размещённых во вращающихся башнях боевых машин.

В процессе развития и совершенствования конструкции объектов БТВТ количество потребителей электроэнергии и их мощность возрастают, что приводит к усложнению электроэнергетической структуры танков и БМП.

Однако, в основном комплекс электрооборудования всех, соответствует изложенной выше классификации и имеет однотипные принципиальные схемы электроснабжения потребителей.

 

 

  Рис. 1.1. Структура электрооборудования танка  

 

Рис. 1.2. Классификация приемников электроэнергии танка    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...