Классификация электрооборудования
ГЛАВА I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАНКОВОМ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИИ Назначение танкового электрооборудования
При помощи электрической энергии осуществляется запуск силовой установки; работа многочисленных механизмов, приборов аппаратов, систем дорожной, внутренней и внешней сигнализации, систем, предназначенных для обеспечения основных боевых свойств танка:подвижности, огневой мощи и защищенности. В последние годы комплекс электрооборудования объектов БТВТ получил заметное развитие и стал одним из важнейших их компонентов, как по назначению, так и по занимаемому объему и массе. Общая масса аппаратов и систем электрооборудования основного боевого танка в настоящее время составляет около 2 тонн (т.е. почти 4% от массы танка), длина соединительных проводов и кабелей – более 2000 метров. В современном танке установлено свыше 30 электрических машин, сотни полупроводниковых приборов и микросхем, десятки реле и контакторов различных типов.
История развития танкового электрооборудования
В первый период развития отечественного танкостроения электрическая энергия в танке применялась для тех же целей, что и на автомобиле, т.е. для воспламенения рабочей смеси и пуска двигателя, для освещения и питания вспомогательных потребителей. Кроме того, мощность генератора, стартера и других электромашин была невелика. Поэтому их конструкция копировалась с соответствующих образцов автомобильного и частично авиационного электрооборудования. По мере совершенствования, с целью соответствия условиям боевого применения, постепенно создавалось специальное танковое электрооборудование. Так появление на новых танках предвоенного периода (Т-34 и КВ) дизельного двигателя В-2 исключило возможность его ручного пуска и потребовало создания мощного стартера СТ-700, отличающегося оригинальной конструкцией сцепляющего механизма и высокой эксплуатационной надежностью.
Необходимость повышения эффективности огня привела к увеличению калибра танковых пушек и потребовала дальнейшего совершенствования механизмов наведения и прицеливания. Появились автоматизированные системы наведения башен, а затем и электроприводы орудий с плавной регулировкой скорости в широком диапазоне, обеспечивающие точное наведение танковой пушки и слежение за целью. Последующее развитие этих систем привело к появлению стабилизаторов танкового вооружения и прицелов-дальномеров. Существенно улучшились также боевые свойства современных танков после установки в них автоматов заряжания, комплексов управления ракетным и зенитным вооружением, систем Применение в современном танке разнообразных электрических машин, приборов, аппаратов и систем автоматического регулирования, потребляющих электроэнергию, способствовало значительному увеличению мощности танкового генератора и улучшению схемы электроснабжения. В свою очередь повышение мощности танковых генераторов, возросшей за послевоенный период с 1,5 (Г-731) до 18 (СГ-18) кВт, т.е. в 12 раз, потребовало решения проблемы регулирования напряжения. В частности, при мощности генератора свыше 5...7 кВт применять вибрационный регулятор напряжения стало невозможно, поэтому для таких генераторов были разработаны и выполнены новые схемы бесконтактных реле-регуляторов, использующих полупроводниковую элементную базу. Внастоящее время работа по дальнейшему развитию вопросов теории и расчёта электрооборудования танков продолжается. Учёные, конструкторы и инженеры, работающие в области танковой электроэнергетики, настойчиво и плодотворно развивают теоретические основы этой науки, применяют комплексный подход при создании оптимальных конструкций электрических аппаратов и машин для модернизируемых и перспективных объектов БТВТ.
Классификация электрооборудования Электрооборудование танка представляет собой сложный комплекс различных электрических машин, приборов и аппаратов в принципиальных схемах и конструкциях которых учитываются особенности боевого применения и специфические условия работы бронеобъектов и экипажа. В состав электрооборудования современного танка входят (рис. 1.1): 1) система электроснабжения; 2) приемники электрической энергии; 3) контрольно-измерительные приборы Система электроснабжения включает источники электроэнергии и бортовую электрическую сеть танка. Приёмники электрической энергии, в соответствии сих вкладом в обеспечение основных боевых свойств танка, делятся на три группы систем (рис.1.2): – системы обеспечения огневой мощи; – системы обеспечения подвижности; – системы обеспечения защиты и обитаемости. Самым мощным потребителем является электрический стартер, ток нагрузки которого может достигать 1500...2000 А. Однако продолжительность работы стартера относительно невелика, поэтому основными потребителями электрической энергии в танке являются систем наведения и стабилизации орудия и башни. В группу относительно мощных потребителей электроэнергии входят электродвигатели вентиляторов, насосов и других вспомогательных механизмов (электроспуски пушки и пулемётов, электропневмоклапаны механизмов закрывания жалюзи, электромагнит механизма остановки двигателя и др.), а также радиостанция и танковое переговорное устройство. Большую группу потребителей электрической энергии составляют многочисленные приборы светозвуковой сигнализации и освещения: внутреннего (плафоны дежурного и местного освещения, переносная лампа и др.); наружного (фары, габаритные огни и т.п.); специального (подсветка шкал и указателей). Контроль за состоянием и работой, как электрооборудования, так и других систем танка обеспечивают контрольно-измерительные приборы (вольтамперметр, электрические термометры и манометры, счетчик моточасов, топливомер, спидометр и др.).
Схемы и монтаж электрооборудования в танке имеют ряд общих особенностей, основными из которых являются: однопроводная электрическая сеть; централизованная схема электроснабжения с приближением распределительных устройств к потребителям; одинаковый уровень напряжения бортовой сети (U ном =27 В) установка вращающихся контактных устройств (ВКУ). Применение однопроводной электрической сети позволяет упростить монтаж, повысить ремонтопригодность электрооборудования и уменьшить затраты меди в проводах. При однопроводной схеме в качестве минусового провода используется броневой корпус машины (исключение составляют цепи: аварийного освещения, электродвигателей водооткачивающих помп и аварийных розеток). Централизованная схема электроснабжения с приближением распределительных устройств (РУ) к потребителям повышает живучесть электрооборудования в случае боевых повреждений электрической сети, кроме того, уменьшается и масса электросети. Уровень напряжения бортовой сети определяется требованиями электробезопасности и условиями заряда танковых аккумуляторных батарей: при постоянном напряжении (верхний уровень), а также в зависимости от величины их разрядного тока, равного номинальному току генератора (нижний уровень). Установка ВКУ обеспечивает надёжное питание электропотребителей, размещённых во вращающихся башнях боевых машин. В процессе развития и совершенствования конструкции объектов БТВТ количество потребителей электроэнергии и их мощность возрастают, что приводит к усложнению электроэнергетической структуры танков и БМП. Однако, в основном комплекс электрооборудования всех, соответствует изложенной выше классификации и имеет однотипные принципиальные схемы электроснабжения потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|