Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ





ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

по специальности: 190701 – Организация перевозок

и управление на транспорте (автомобильном)

 

 

Санкт-Петербург


УДК 656. 135. 073

 

Дипломное проектирование: Методические указания для студентов специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) / ИВЭСЭП. Сост. Н.Б. Бронзова, И. И. Хлевной, В.Г Башкирцев СПб., 2011. 12 с.

Приведены рекомендации по разработке и оформлению дипломных проектов по специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), требования к его содержанию и порядок защиты.

 

Утвержден на заседании кафедры

Экономики и управления на транспорте,

протокол №3 от 30.11.2011 г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 4 от 21.12.2011 г

 

 

Авторы-составители

кандидат экономических наук

Н.Б. Бронзова

кандидат военных наук

И.И. Хлевной

кандидат военных наук

В.Г. Башкирцев

 

Рецензенты

доктор экономических наук

Богомазов В.А.

кандидат физико-математических наук

Вилков В.Б.

 

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Дипломное проектирование является завершающим этапом обучения студентов в институте и занимает важное место в процессе формирования специалиста и подготовке его к будущей деятельности.

Целью дипломного проектирования является закрепление теоретического материала, полученного в ходе обучения по специальности, отработка на практике полученных навыков. По результатам разработки и защиты дипломного проекта определяется степень усвоения студентом полученных знаний, подготовленность его к деятельности менеджера по специальности Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном), умение самостоятельно и технически грамотно решать задачи эффективного использования подвижного состава, организации перевозок и управления транспортным процессом.



Основные задачи дипломного проектирования:

систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний и практических навыков, умений применять их при решении конкретных научных, технических, технологических и организационно-экономических вопросов;

развитие навыков самостоятельной работы, творческого подхода к решению конкретных задач;

привитие навыков использования современных экономико-математи-ческих и прикладных задач, средств вычислительной техники для решения задач организации перевозок и управления транспортным процессом;

закрепление знаний и умение использовать директивные документы, нормативно-технические материалы, стандарты, справочную литературу и проекты типовых технологических процессов для практического решения вопросов планирования и организации транспортного обслуживания населения и предприятий.

Особое внимание при разработке дипломного проекта обращается на выбор способов доставки грузов (пассажиров), определение рациональных схем грузо- и пассажиропотоков, выбор необходимых типов и количества подвижного состава, средств для передачи грузов, применение прогрессивных технологий организации транспортного процесса, повышение производительности труда и снижение себестоимости транспортирования, обеспечение безопасности движения, экономическую эффективность разрабатываемых технологий транспортного процесса, умение применять современные информационные технологии для организации и управления перевозками. При выполнении дипломного проекта студенты должны учитывать передовой опыт работы автотранспортных, транспортно-экспедиционных и других транспортных предприятий.

 

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Темы дипломного проектирования определяются выпускающей кафедрой и утверждаются ученым советом института. Темы должны соответствовать профилю специальности 190701, учитывать актуальные проблемы автотранспортной деятельности в условиях развития рыночных отношений и иметь практическую направленность.

Практическая направленность диплома подтверждается наличием конкретного заказчика, предложившего тему для разработки и заинтересованного в результатах проектирования, запросом предприятия или организации на передачу материалов дипломного проекта для внедрения, наличием документа о частичном внедрении результатов проектирования на момент защиты диплома, наличием опубликованных по теме диплома работ, рационализаторских предложений, авторских свидетельств, дипломов и других документов, подтверждающих практическую значимость разработок студента.

Основными направлениями разработок дипломных проектов являются:

разработка технологических процессов перевозок грузов или пассажиров в городах, на междугородных и международных маршрутах с применением современных транспортных, перегрузочных средств и способов транспортирования;

разработка методик работы должностных лиц автотранспортных, транспортно-экспедиционных и других организаций и предприятий по планированию и управлению транспортными процессами;

проектирование единых технологических процессов работы автотранспортных подразделений и транспортных (перевалочных) узлов, взаимодействия автотранспортных подразделений с подразделениями других видов транспорта;

разработка технологических процессов перевозок специфических грузов и применения специализированного подвижного состава;

оптимизация состава и структуры подразделений автотранспорта для решения конкретных народнохозяйственных задач;

разработка прогрессивных методов организации транспортных процессов, использования подвижного состава , подъемно-транспортного оборудования при выполнении перевозок, организации труда работников автотранспортной деятельности;

разработка и применение современных информационных технологий и средств вычислительной техники и управления для организации автотранспортной деятельности;

экономическое обоснование технологических процессов автотранспортного производства и транспортно-экспедиционного обслуживания населения, предприятий и организаций.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

Дипломный проект должен быть представлен в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков).

Пояснительная записка (рукопись) включает разделы, содержание и объем которых приведены в таблице 1. Общий объем пояснительной записки 60 – 80 стр. машинописного текста.

 

Таблица 1

Примерное содержание пояснительной записки и объем разделов

 

№ пп   Содержание разделов проекта Объем
Пояснительной записки, страниц Графического материала, листов
  Введение 2–3
Анализ эксплуатационной деятельности предприятия и применяемой технологии организации транспортного процесса 10–15 2–3
Разработка мероприятий, методов повышения эффективности транспортного процесса, использования подвижного состава, средств переработки грузов в транспортных узлах, информационных технологий на транспорте 20–25 3–4
Предложения по совершенствованию технологии транспортного процесса, конструкционных элементов технических средств транспортной системы 25-30 2–3
Расчет экономической эффективности предлагаемых к внедрению мероприятий 10–20 1–2
Предложения по безопасности движения, охране труда и окружающей среды, по безопасности жизнедеятельности 5–10 1-2
  Заключение 1–2  
  Список литературы Приложения    

 

Часть графического материала (до 50%) может быть разработана в виде презентации для иллюстрации с помощью проекторов или ЭВТ.

Научно-исследовательская работа, выполняемая студентами в период обучения и практики, может быть составной частью дипломного проекта.

 

3.1. Введение

 

Во введении излагается сущность решаемой в дипломном проекте проблемы, обосновывается ее актуальность и связь с основными направлениями развития автотранспортной отрасли, формируются цель и основные задачи проекта, приводятся предпосылки для его выполнения, необходимые сведения о заказчике темы.

 

3.2. Анализ эксплуатационной или экономической деятельности предприятия и применяемой технологии организации транспортного процесса

 

В данном разделе проводятся исследования и всесторонний анализ применяемых технологий транспортного процесса, техникоэксплуатационных и экономических показателей существующей системы транспортирования, дается оценка положительных и отрицательных факторов, влияющих на транспортный процесс. При проектировании новых, ранее не применявшихся технологий, в этой части проекта выполняется анализ потребностей в транспортном обеспечении, условий и ограничений при выполнении перевозок.

Основное внимание при разработке данного раздела уделяется обоснованию и выбору исходных данных для дипломного проектирования.

Анализ эксплуатационной деятельности предприятия может содержать:

виды выполняемых автопредприятием транспортных услуг (перевозочных, по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, по выполнению работ, связанных с перевозками);

характеристика сектора рынка транспортных услуг, занимаемого автопредприятием, перспективы его расширения;

характеристики грузопотоков, обслуживаемых автопредприятием (номенклатура грузов, объемы и направления перевозок, специфические требования к качеству оказываемых услуг);

характеристика парка подвижного состава, соответствие его возможностей (по объему перевозок, номенклатуре и качеству услуг) спросу клиентуры;

состояние условий эксплуатации и работы по безопасности дорожного движения, организации труда водителей, охраны труда на предприятии;

экономическая эффективность деятельности предприятия;

перспективы совершенствования деятельности автотранспортного (транспортно-экспедиционного) предприятия.

Анализ применяемых технологий и методов организации транспортного процесса выполняется по следующим вопросам:

характеристика клиентов и состава заказов;

наименования, объемы, виды перевозимых грузов;

транспортные характеристики грузов;

требования к применяемым средствам транспортирования, перевалки грузов, специфические требования к перевозке, хранению грузов в процессе перевозки;

маршруты перевозок, подъездные пути, условия загрузки и разгрузки подвижного состава;

система управления и информационного обеспечения транспортного процесса на всем пути продвижения грузов и пассажиров.

 

 

3.3. Разработка мероприятий и методов повышения эффективности

транспортного процесса

 

В данной части дипломного проекта выполняется теоретическое обоснование и расчеты по повышению эффективности транспортного процесса: производятся выбор рациональных способов перевозки одним или несколькими видами транспорта, способов организации движения автотранспорта, согласование работы подвижного состава и транспортных узлов (пунктов перевалки грузов), выбор подвижного состава по типу и грузоподъемности, определяется целесообразность применения специализированного или универсального подвижного состава, разрабатываются варианты организации погрузочно-разгрузочных работ, определяются потребности в подъемно-транспортном оборудовании, разрабатываются требования к организации труда водителей, мероприятия по диспетчерскому руководству перевозками, обеспечению безопасной эксплуатации подвижного состава, организации контроля работы водителей на линии.

В дипломных проектах по организации грузовых автомобильных перевозок могут выполняться расчеты по оптимизации грузопотоков, выбору типа и потребного количества подвижного состава, средств для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, согласованию работы транспортных средств и пунктов передачи грузов, обоснованию технико-эксплуатационных показателей проектируемого транспортного процесса.

При проектировании пассажирских перевозок выполняется обследование пассажиропотоков, оценка соответствия принятого метода организации перевозок характеру пассажиропотока, выбор типа и модели подвижного состава, определение трассы маршрута, размещения остановок и требований к их оборудованию, обоснование требований по безопасности дорожного движения, выбор методов контроля за движением автобусов, технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

При проектировании автобусных маршрутов разрабатываются вопросы: оптимизация расписания движения автобусов, организация труда водителей и кондукторов, тарификация маршрута, организация диспетчерского контроля, регулирования и управления движением автобусов.

Организация таксомоторных перевозок предполагает необходимость определения числа и рационального размещения стоянок такси, составление графиков выпуска автомобилей на линию и возвращения в парк, разработку системы организации труда водителей, системы приема заказов, обоснование состава и функций диспетчерского управления работой таксомоторов на линии, обеспечение безопасности дорожного движения.

Предложения и рекомендации по организации перевозок разрабатываются с учетом опыта передовых предприятий и организаций, исходя из современных требований к качеству транспортного обслуживания населения и предприятий народного хозяйства.

 

 

3.4. Разработка предложений по совершенствованию технологии

транспортирования или конструкционных элементов технических средств транспортной системы

 

Конструкторская часть проекта является составной частью организационно-технических мероприятий, предлагаемых автором в проекте для совершенствования организации и повышения эффективности перевозок, она может включать:

проектирование изменений в конструкции технических средств разрабатываемой транспортной системы для обеспечения приспособленности ее к перевозке конкретного вида груза;

разработку рациональных способов укладки и крепления груза в подвижном составе;

внесение изменений в конструкцию существующих или разработку новых конструкций контейнеров, поддонов и другого транспортного оборудования;

предложение устройств и механизмов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

проектирование рабочего места диспетчера, оператора и перевозчика;

разработка рекомендаций по оборудованию рабочих мест организаторов перевозок средствами связи, вычислительной техникой, автоматизированных постов управления;

разработка средств управления движением, регулирования движения пешеходов;

проектирование узлов и агрегатов, непосредственно влияющих на безопасность движения подвижного состава;

технологическая подготовка перевозок грузов и пассажиров;

разработка технологических процессов погрузочно-разгрузочных операций, технологических схем передачи грузов в транспортных узлах, между видами транспорта;

проектирование технологических схем взаимодействия видов транспорта, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных пунктов;

разработка технологических схем смешанных , комбинированных перевозок, перевозок специфических грузов и других видов транспортного обеспечения населения, организаций и предприятий.

 

3.5. Расчет экономической и технико-эксплуатационной эффективности предлагаемых к внедрению мероприятий

 

Экономическую и технико-эксплуатационную эффективность предлагаемых в дипломном проекте организационно-технических мероприятий оценивают сравнением показателей существующей и предлагаемой организации транспортного процесса. Эффект определяют по показателям годового планирования либо за период выполнения заказа, учитывают соотношение расходов по всему пути движения груза: подготовка к перевозке (груза, подъемно-транспортного оборудования и подвижного состава), загрузка и отправка, перевозка, прием и разгрузка, подготовка груза к применению. При этом целесообразно учитывать совокупные расходы грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей.

 

 

3.6. Предложения по безопасности движения, охране труда

и окружающей среды, по безопасности жизнедеятельности

 

В данном разделе приводятся основные положения по обеспечению безопасности движения, по охране труда персонала в ходе выполнения перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, по охране окружающей среды, обеспечению требований безопасности при перевозках специфических грузов (опасных, крупногабаритных, тяжеловесных и т. п.).

Особое внимание вопросам безопасности дорожного движения уделяется в дипломных проектах по пассажирским перевозкам. Выполнение данного требования должно быть одной из основных задач организации пассажирских перевозок. Основное внимание должно уделяться следующим вопросам:

обеспечение установленного режима труда и отдыха водителей;

выполнение мероприятий по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии;

нормирование скоростей движения на маршрутах;

содержание в исправном состоянии автодорог, железнодорожных переездов, обустройство их необходимыми дорожными знаками, указателями и другими средствами регулирования движения.

 

3.7. Графические материалы

 

Графические материалы служат иллюстративным материалом для доклада при защите проекта. Они должны отображать суть выполненной работы. Графическая часть проекта может включать:

технологические схемы транспортного процесса, функционирования транспортных узлов, схемы движения подвижного состава при выполнении перевозок, схемы механизации погрузочно-разгрузочных работ;

эпюры грузопотоков, пассажиропотоков;

графики движения подвижного состава, расчетные графики и диаграммы,

алгоритмы организации транспортного производства, взаимодействия различных видов транспорта, организации работы специалистов при планировании и управлении транспортным процессом;

схемы документооборота, диспетчерского руководства и связи при организации транспортного обеспечения;

графическое изображение изменения технико-эксплуатационных и экономических показателей при внедрении результатов совершенствования транспортного процесса;

экономическое обоснование предложений по совершенствованию технологии транспортного процесса;

чертежи конструкторской части и другие материалы, иллюстрирующие содержание дипломного проекта.

Оформление материалов дипломного проекта осуществляется в строгом соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСТД.

 

3.8. Заключение

 

В заключении излагаются краткие выводы по результатам выполненного дипломного проекта, предложения по его использованию, оценка технико-экономической эффективности при внедрении, научная и социальная ценность полученных результатов.

Содержание заключения должно соответствовать задачам исследования, указанным во введении к дипломному проекту.

 

3.9. Список литературы

 

Список литературы должен содержать перечень учебной, научной литературы, документов и других источников, использованных при разработке дипломного проекта. Пример оформления списка литературы приведен ниже.

 

3.10. Приложения

 

В приложения включают справочные и вспомогательные расчетные материалы, необходимые для разработки дипломного проекта. Такими материалами могут быть:

таблицы вспомогательных цифровых данных;

протоколы и акты испытаний;

описания аппаратуры и приборов, использованных в экспериментальных исследованиях;

инструкции и методики, описания алгоритмов, программы для ЭВМ, разработанные и использованные при проектировании;

иллюстрации вспомогательного характера;

акты о внедрении результатов исследований, копии писем-заказов, рационализаторских предложений, авторских свидетельств, публикации и опубликованные выступления на научных семинарах и конференциях.

Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу под заголовком прописными буквами печатается слово «Приложение». Нумерация разделов, пунктов, таблиц в каждом приложении – своя.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ

ЗАПИСКИ

 

4.1. Текст пояснительной записки

 

Пояснительная записка должна включать:

титульный лист;

задание на выполнение курсового проекта;

заглавный лист с оглавлением и перечнем графического материала;

введение;

основная часть - разделы пояснительной записки;

заключение;

список использованной литературы;

приложения (при необходимости).

Пояснительная записка составляется как правило в безличной форме и оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ на листах писчей бумаги формата А4, в том числе схемы, рисунки, графики и таблицы. На заглавном листе выполняют основную надпись в соответствии с ГОСТ 2.104-68 - по форме 2, на последующих листах надпись по форме 2а. Рамки отстоят от внешней стороны листов слева на 20 мм, от других сторон - на 5 мм. Расстояние от рамки до границ текста рекомендуется оставлять: в начале строки - не менее 5 мм, в конце - не менее 3 мм, от верхней или нижней строки до верхней или нижней линии рамки - не менее 10 мм. Текст пояснительной записки распечатывают на принтере, соблюдая при оформлении следующие требования: шрифт Times New Roman размер 14, выравнивание текста – по ширине, абзационный отступ – 1,25 мм, интервал – полуторный.

Нумерация страниц пояснительной записки начинается со страницы, содержащей оглавление и производится арабскими цифрами в правом нижнем углу листа. Титульный лист и заглавный листы, список литературы и приложения, а также исполненные на отдельных листах рисунки, таблицы и распечатки с ЭВМ включаются в общую нумерацию.

Текст основной части пояснительной записка делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Порядковые номера всех частей обозначают арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей записки, подразделы - в пределах раздела и т.д. Разделы “Введение”, “Заключение”, “Список литературы” и “Приложение” не нумеруют. Наименования заголовков разделов располагают симметрично тексту (выравнивание по центру) и печатают прописными буквами Times New Roman 16 без точки в конце, не подчеркивая. Заголовок, состоящий из двух предложений, разделяют точкой. Каждый раздел начинают с новой страницы.

Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой и т.д. (например: 1.2. Анализ финансового состояния предприятия), располагают в середине строки (выравнивание по центру), печатают строчным шрифтом Times New Roman 14 без точки в конце, не подчеркивая.

Наименование заголовков пунктов и подпунктов начинают с абзаца. Расстояние между заголовками разделов, подразделов и последующим текстом должно составлять 3 интервала. Заголовки пунктов от текста не отделяют. Для подразделов (пунктов), текст которых размещают на одном листе с текстом предыдущего подраздела (пункта), расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком должно составлять 4 интервала.

 

4.2. Оформление рисунков, таблиц, формул и приложений

Рисунки и таблицы размещают сразу после ссылки на них в тексте, например: на рис.3 (рис.3), при повторных ссылках – (см. табл.3). Все иллюстрации и таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей записки.

Каждую иллюстрацию необходимо сопровождать подрисуночной подписью, которая содержит: номер иллюстрации по типу «Рис.» с указанием порядкового номера, тематический заголовок иллюстрации. В конце подписи не ставят никаких знаков, если после нее не следует никакого текста, или ставят двоеточие, если далее приводят расшифровку позиций.

Рисунки и таблицы размещают так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота пояснительной записки или с поворотом по часовой стрелке.

Рисунки, таблицы, формулы, помещенные в приложении, нумеруют арабскими цифрами с буквой «П» в пределах каждого приложения, например: «Рис.П.1.3.» означает третий рисунок первого приложения.

Пример оформления иллюстрации представлен в приложении.

Цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицу необходимо располагать сразу после текста, где она упоминается впервые. Слово “Таблица” помещают над ее правым верхним углом выше тематического заголовка. Если таблиц несколько, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах всей записки (знак “№” перед цифрой и точку после цифры не ставят). Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают симметрично полосе над таблицами. Точку в конце заголовков не ставят.

При переносе таблицы на другую страницу головку таблицы повторяют и над ней пишут “Продолжение табл. “ (с указанием ее номера). Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Начальные слова в графах текстового материала пишут с прописной буквы. В конце текста в графах точку не ставят. Замена в графах повторяющихся цифр, обозначений марок и знаков кавычками не допускается. Пропуски в графах при отсутствии данных обозначают знаком тире.

Не допускается диагональное деление клетки головки над боковиком таблицы. Также следует избегать вертикальной графы «номер по порядку» в большинстве случаев не нужной. При необходимости ссылок в тексте записки допускается нумерация строк перед их наименованием.

Примечания к таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, последовательно нумеруют арабскими цифрами. При наличии одного примечания номер ему не присваивают. Если примечаний больше одного, то после слова «Примечания» ставят двоеточие, если одно – точку.

Пример оформления таблицы представлен в приложении.

Формулы и уравнения в тексте размещают посередине строк, нумеруют в пределах всей пояснительной записки арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении.

В конце формулы ставят точку, если отсутствует расшифровка символов и запятую, если далее идет расшифровка. После формулы помещают перечень символов и условных коэффициентов с расшифровкой их смысла. Символ отделяют от расшифровки знаком тире. Значения каждого символа записывают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. В конце текста расшифровки через запятую указывают единицы измерения в системе СИ. После расшифровки каждого символа ставят точку с запятой. Первая строка расшифровки должна начинаться без абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы оставляют по одной свободной строке.

Размерность после формулы не заключают в скобки, а отделяют от нее пробелом. В этом случае знак препинания, относящийся к формуле, ставят после размерности.

Ссылки в тексте на порядковый номер формулы дают в круглых скобках.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.