Прокати шарики через воротца
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. Первыми появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешенные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом у него происходит развитие восприятия и зрительно-двигательной координации. Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), тип хватания – кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого – начале второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями. В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т. е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрешки, пирамидки и т.д.). Играя с ними, у ребенка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. У умственно отсталых детей хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. Поэтому с умственно отсталыми дошкольниками необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку. Дидактические игры могут внести большой вклад в развитие ручной моторики.
РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ Поймай мяч Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками. Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча. Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками. Попляшем с погремушками Цель. Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя и игрушки, направление движения в пространстве; учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога. Оборудование. Погремушки, разные по величине и форме, по числу детей. Ход игры. Дети сидят полукругом за столами на таком расстоянии, чтобы можно было рукой достать погремушку. Взрослый поочередно передвигает погремушки по леске и просит того или иного ребенка поймать ее. Когда все дети получат погремушки, их ставят в круг и показывают, как держать погремушку за рукоятку, поднять ее вверх. Затем дети по подражанию действиям педагога пляшут с погремушками.
Переложи игрушки Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук. Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный. Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же. При необходимости индивидуально показывает, как сложить пальцы и брать, предметы. После того как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой. Прокати шарики Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия. Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина. Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2–3 шарика. Прокати шарики через воротца Цель. Та же. Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок напротив у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно. Затем можно пригласить двух детей и предложить им катать шарики вместе, обращая их внимание, что шарик надо брать щепотью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|