Снегоход «Буран» - лыжно-гусеничная машина с передним расположением двигателя, двумя гусеницами и опорно-поворотной лыжей.
Снегоход предназначен для эксплуатации в условиях снежного бездорожья и заснеженных зимних дорог при температуре окружающего воздуха от минус 40 °С до плюс 5 °С.
Настоящее руководство содержит описание конструкции и принципа действия агрегатов и механизмов снегохода, меры безопасности, рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию, указания по предупреждению и устранению неисправностей, правила хранения снегохода между периодами эксплуатации. При использовании в тексте слов «правый» и «левый» подразумевается рабочее положение водителя снегохода.
Следует иметь в виду, что приведенная информация и описание устройства снегохода соответствуют состоянию технической документации изготовителя на время подготовки настоящего руководства к публикации. Вследствие постоянного совершенствования конструкции снегохода, Вы можете встретить некоторые отличия технического описания от реального изделия. Изготовитель оставляет за собой право изменить технические характеристики, конструкцию, дизайн или комплектацию выпускаемых изделий.
'font-size:14.0pt; '>1 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Перед началом эксплуатации снегохода внимательно прочитайте настоящее руководство, изучите устройство и функционирование узлов и систем Вашего снегохода, ознакомьтесь с содержанием предупреждающих табличек, расположенных на снегоходе. Помните о том, что снегоход требует внимательного отношения к уходу и техническому обслуживанию и в этом отношении ничем не отличается от любого другого самоходного транспортного средства. Здравый смысл, правильное обращение, а также своевременное и полное техническое обслуживание снегохода являются залогом Вашей безопасности. Пренебрежение мерами безопасности или игнорирование предупреждений и правил эксплуатации снегохода может привести к серьезным травмам и даже гибели людей.
Снегоход не предназначен для движения по улицам и дорогам общего пользования. Однако при движении как по зимнему бездорожью, так и во всех иных местах, где возможно движение транспортных средств, водитель должен подчиняться Правилам дорожного движения, строго соблюдая наравне с автотранспортом их требования.
К управлению снегоходом допускаются лица, имеющие водительские удостоверения на право управления транспортным средством.
Не рекомендуется самостоятельно садиться за руль новичкам и малоопытным водителям без надлежащей предварительной подготовки.
Для поездок на снегоходе следует надевать подходящую одежду, которая должна быть удобной и не слишком тесной. Всегда надевайте защитный шлем, защитные очки или лицевой щиток. Эта рекомендация относится и к пассажиру.
Перед выездом водитель должен убедиться в исправности снегохода и следить за его состоянием в пути. Эксплуатация неисправного снегохода не допускается.
Перед пуском двигателя обязательно включите стояночный тормоз и установите рычаг переключения коробки реверса в нейтральное положение.
Не допускается производить пуск двигателя с невыключенной трансмиссией во избежание самопроизвольного движения снегохода, так как установленный на снегоходе вариатор автоматически включается в работу при частоте вращения коленчатого вала двигателя несколько выше оборотов холостого хода.
Не допускается пуск двигателя при снятом вариаторном ремне.
· · заливать в бак топливо при работающем двигателе;
· · заполнять бак чистым бензином во избежание появления статического электричества;
· · прогревать двигатель открытым пламенем для облегчения пуска при низких температурах;
· · держать снегоход с открытым отверстием заливной горловины топливного бака;
· · сливать топливо и масло в местах хранения снегохода.
Не храните снегоход с заправленным баком в помещении, где имеются источники тепла и пламени (нагреватели, электросушилки, открытый огонь). Дайте двигателю остыть, перед тем как заводить снегоход в помещение.
Гаражное помещение должно быть оборудовано средствами пожаротушения.
Этилированный бензин (он окрашен для отличия от бензинов без антидетонационной присадки) очень ядовит и может вызвать тяжелые отравления при попадании на кожу и при вдыхании его паров. Поэтому при работе с этилированным бензином соблюдайте особые меры предосторожности:
· · топливную смесь готовьте в хорошо вентилируемом помещении. При заправке топливного бака находитесь с наветренной стороны снегохода;
· · при разливе бензина залитые места сразу же протрите ветошью, смоченной в керосине. Загрязненные бензином обтирочные материалы должны уничтожаться;
· · при разборке и ремонте системы питания и двигателя снятые детали выдержите 10... 15 мин в керосиновой ванне. Перед удалением нагара с поверхности камер сгорания головок цилиндров, днищ поршней и других деталей очищаемые поверхности смочите керосином;
· · не применяйте бензин для мытья рук и деталей снегохода;
· · при попадании этилированного бензина на кожу обмойте ее теплой водой с мылом.
Не производите пуск двигателя в закрытых помещениях. Выхлопные газы опасны для жизни.
Дополнительные указания по мерам безопасности при выполнении отдельных работ помещены в соответствующие разделы руководства.
3 УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ СНЕГОХОДА
3.1 Двигатель
На снегоходе установлен двухцилиндровый, двухтактный с петлевой кривошипно-камерной продувкой, карбюраторный двигатель РМЗ-640 принудительного воздушного охлаждения.
Основным механизмом двигателя (рис. 2) является кривошипно-шатун-ный механизм, предназначенный для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Коленчатый вал.Трехопорный коленчатый вал состоит из правой 46 и левой 3 цапф, щек 8 с кривошипным пальцем и среднего вала 49, соединенных между собой прессовыми посадками. Опорами коленчатого вала служат три шарикоподшипника 4, установленные на среднем валу и шейках цапф. Расположенные в канавках наружных обойм подшипников и лабиринтных уплотнений резиновые кольца 6 и 47 служат для выравнивания нагрузок на опорных подшипниках коленчатого вала. Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается упором подшипников цапф в стопорные кольца 7, установленные в соответствующих канавках картера. Выходящие из кривошипных камер картера концы коленчатого вала уплотнены манжетами 5. Необходимое радиальное давление уплотняющей кромки манжеты и ее постоянный контакт с валом обеспечиваются спиральной браслетной пружиной.
Шатуны12 обеспечивают шарнирную связь поршня с коленчатым валом. Основными элементами шатуна являются верхняя (поршневая) и нижняя (кривошипная) головки и связывающий их стержень двутаврового сечения. В отверстиях верхней и нижней головок шатуна установлены игольчатые подшипники 16 и 9. Радиальный зазор в подшипниках верхней и нижней головок составляет 0,012...0,024 мм. Указанный зазор обеспечивается сортировкой по диаметру на размерные группы роликов подшипников, поршневых и кривошипных пальцев, соответствующих отверстий шатунов. Маркировка группы отверстий шатуна выполнена на стержне под каждой головкой. Отверстия, выполненные в нижней головке шатуна, а также лыски на торцовой поверхности головки служат для смазки подшипников.
32 - шайба регулировочная; 33 - шпонка сегментная; 34 - гайка; 35 - валик вентилятора; 36 - шкив ведущий; 37 - шпонка сегментная; 38 - ручной стартер; 39 - болт; 40- гайка; 41 - шпилька; 42- ротор магдино; 43 - статор магдино; 44- шпилька; 45 - гайка; 46 - цапфа правая; 47 - кольцо уплотнительное; 48 - лабиринт; 49 - вал средний; 50- гайка; 51 - электростартер; 52 - гайка; 53 - шпилька; 54 - выхлопной коллектор; 55 - шпилька; 56 - гайка; 57 - прокладка; 58 - гайка; 59 - шпилька; 60 - свеча зажигания; 61 - впускной коллектор; 62 - кольцо уплотнительное; 63 - переходник; 64 - гайка; 65 - шпилька; 66 - карбюратор; 67 - шпилька; 68 - гайка; 69 - воздухоочиститель; 70 - винт; 71 - топливный насос; 72 - трубка топливная; 73 - болт (заглушка); 74 - втулка; 75 - шайба; 76 - гайка; 77 - шпилька; 78 - шестерня
Для поршневых колец на боковой поверхности головки проточены две кольцевые канавки. Стальные стопорные штифты в канавках препятствуют повороту поршневых колец и фиксируют замок каждого кольца в определенном положении. Вследствие этого замки поршневых колец не попадают в окна цилиндра во время движения поршня, что предохраняет кольца от поломок. В средней части поршня имеются приливы (бобышки) с отверстиями для установки поршневого пальца. Для стопорных колец поршневого пальца в отверстиях бобышек выполнены кольцевые канавки с выемками. Два небольших отверстия на каждой бобышке поршня предназначены для подачи смазки на трущиеся поверхности соединения поршневой палец — поршень.
Зазор между юбкой поршня и цилиндром на холодном двигателе составляет 0,14...0,16 мм. Если двигатель перегреть, поршень может заклинить в цилиндре.
Для обеспечения подбора по гильзам поршни выпускаются трех размерных групп: М, С, Б (малый, средний, большой). Обозначение размерной группы нанесено на внутреннем пояске юбки поршня. По диаметру отверстия под поршневой палец поршни сортируются на две размерные группы; группа маркируется белой или черной красками. При смене поршня необходимо ставить поршень соответствующей группы.
Поршни установлены в цилиндре так, чтобы П-образные выемки юбки поршня совпадали с каналами продувки в картере, а отверстия в бобышках под поршневой палец - с подшипником верхней головки шатуна. Разница поршней по массе, установленных на один двигатель, не более 3 г.
Поршневое кольцо.На поршни установлены по два поршневых кольца 17, изготовленных из высокопрочного чугуна. На двигателях могут применяться кольца трапециевидного или прямоугольного сечений.
В замке кольца предусмотрен тепловой зазор, так как во время работы поршневое кольцо расширяется от нагревания. После установки колец в цилиндр двигателя зазор должен составлять: 0,40...0,55 мм - для колец трапециевидного сечения и 0,25...0,45 мм - для колец прямоугольного сечения. Для получения указанных зазоров допускается подпиловка торцов замка.
Зазор между торцами кольца и канавками при сжатии кольца до диаметра 76 мм должен быть 0,06...0,15 мм для колец трапециевидного сечения и 0,080...0,115 мм - для колец прямоугольного сечения.
Так как поршневые кольца работают при очень высокой температуре, масло, попадая в зазор между перегретым кольцом и канавкой поршня, коксуется, то есть образуется нагар и отложение смолистых веществ, что приводит к пригоранию колец. Это вызывает ухудшение пусковых качеств двигателя и понижение развиваемой двигателем мощности. Если нагар своевременно не удалять, то двигатель может выйти из строя. Наибольшую склонность к пригоранию имеет верхнее кольцо. Пригорание поршневых колец чаще всего происходит от перегрева двигателя при его неправильной эксплуатации, а также из-за износа кольца или цилиндра.
Поршневой палецпредназначен для шарнирного соединения поршня с шатуном. В отверстиях бобышек поршня поршневой палец установлен с плотной посадкой. По наружному диаметру поршневые пальцы сортируются на две размерные группы. Группа маркируется белой или черной красками на торце пальца. При сборке палец с поршнем подбирают одной группы.
Цилиндры.Установленные на двигателе левый 13 и правый 21 цилиндры невзаимозаменяемы между собой и состоят из алюминиевой рубашки и запрессованной в нее чугунной гильзы. Чтобы обеспечить селективную сборку сопряжения гильза-поршень, цилиндры выпускаются трех размерных групп. Размерные группы обозначены буквами: М, С, Б и ударным способом нанесены на пояске нижнего фланца цилиндра. При смене цилиндра необходимо ставить цилиндр соответствующей группы.
Нижним фланцем цилиндр устанавливается на картер двигателя, на верхний фланец ставится головка цилиндра. Между головкой и цилиндром установлена уплотнительная сталеасбестовая прокладка 18. При переборках двигателя прокладка может использоваться повторно. Паронитовая прокладка 11 уплотняет стык между нижним фланцем цилиндра и опорной плоскостью картера. На картере каждый цилиндр с головкой закреплен с помощью четырех шпилек.
Головки цилиндров.Левая 20 и правая 23 головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. В теле головки камеры сгорания выполнено резьбовое отверстие для установки свечи зажигания. Во избежание недопустимой деформации головки и цилиндра при сборке гайки шпилек затягивают крест-накрест в два приема: сначала предварительно, а затем окончательно с моментом затяжки 2,0...2,5 кгс-м. При этом сначала должны быть затянуты гайки крепления впускного коллектора. Затягивать или подтягивать гайки следует на холодном двигателе.
Картерявляется главной корпусной деталью двигателя.
Картер состоит из двух половин, изготовленных из алюминиевого сплава. Между собой половины картера соединены шпильками, ввернутыми в его верхнюю половину; гайки крепления половин картера затянуты с моментом 3,0...3,5 кгс-м. Обе половины картера обрабатываются совместно и поэтому невзаимозаменяемы. Каждый цилиндр с головкой цилиндра крепится к картеру четырьмя шпильками, ввернутыми в резьбовые отверстия опорного фланца. Плоскости разъема картера при сборке смазаны герметиком.
Выходящие из кривошипных камер концы коленчатого вала уплотнены са-моподжимными манжетами. Кривошипные камеры изолированы друг от друга лабиринтными уплотнениями, установленными с обоих торцов среднего опорного подшипника коленвала.
Основание магдино и корпус вентилятора устанавливаются на фланец правой стороны картера; к фланцу корпус вентилятора крепится четырьмя шпильками, а основание магдино - двумя винтами. На приливе в верхней части картера двумя винтами закреплен топливный насос. На снегоходах «Буран» С-640А1Ц и С-640А1В для крепления кронштейна электростартера с задней стороны картера имеется прилив с двумя шпильками. Четыре шпильки, ввернутые в приливы нижней половины картера, служат для крепления двигателя к подмоторному основанию. Два резьбовых отверстия предназначены для слива масла и топлива при расконсервации двигателя и промывке картера. Для обеспечения герметичности картера под головки болтов 73, ввернутых в эти отверстия, установлены медные прокладки.
Охлаждение двигателя.У работающего двигателя температура головок не должна превышать 200 °С. Так как двигатель закрыт капотом, и охлаждение его встречными потоками воздуха через решетки капота недостаточно, для поддержания температуры двигателя в пределах, обеспечивающих его нормальную работу на всех эксплуатационных режимах, служит система воздушного охлаждения, которая включает в себя осевой нагнетательный вентилятор и кожухи обдува.
Основу вентилятора составляет крыльчатка 24, посаженная неподвижно на валик 35. В корпусе крыльчатка установлена на двух шарикоподшипниках 25, имеющих двустороннее уплотнение и заполненных на заводе-изготовителе рабочей смазкой. Крыльчатка приводится в действие клиновым ремнем 30 от ведущего шкива 36, закрепленного на трех шпильках 41 ротора магдино. На конце валика крыльчатки на шпонке установлен ведомый шкив, состоящий из двух профилированных дисков-полушкивов 29. Гайка крепления шкива затянута с моментом 5...6 кгс-м. Корпус 28 вентилятора установлен на четыре шпильки фланца с правой стороны картера двигателя. На входе вентилятора установлен пластмассовый воздухозаборник 31.
Натяжение ремня осуществляется за счет перестановки регулировочных шайб 32, находящихся между полушкивами, на наружную сторону заднего полушкива. При этом вершина угла ручья, смещаясь от центра, увеличивает рабочий диаметр ведомого шкива и тем самым натяжение ремня. При эксплуатации двигателя необходимо периодически проверять натяжение вентиляторного ремня. Под усилием 4±0,5 кгс ремень должен прогибаться на 6...15 мм. Слишком слабое натяжение вызывает пробуксовку ремня на высо-ких числах оборотов двигателя и его расслоение от нагревания, сильное натяжение выводит из строя подшипники крыльчатки. Попадание смазки на ремень не допускается, так как она разрушает ремень и вызывает его пробуксовку.
Система пуска. Для электропуска двигателя (на снегоходах «Буран» С-640А1Ц и С-640А1В) служит электрический стартер СТ362А, устройство и работа которого описаны в разделе «Электрооборудование». Кроме электрического стартера, двигатель снабжен механическим пусковым устройством (ручным стартером), позволяющим запускать двигатель при низких температурах окружающего воздуха, отказе электростартера, а также в случаях, когда аккумуляторная батарея разряжена более чем на 25 %.
Двигатели снегоходов «Буран» С-640А1И, С-640А1Г, С-640А1ИП, С-640/3700, С-640М и С-640МД не оборудованы электростартером.
Ручной стартер (рис. 3) расположен с правой стороны двигателя и закреплен на корпусе вентилятора четырьмя винтами. В корпусе 11 размещен шкив 12 стартера с деталями храпового механизма. Осью шкива служит втулка 8, напрессованная на центральный прилив корпуса. На втулке детали установлены в следующем порядке: шайба 14, шкив 12 с двумя пластмассо-
Рис. 3 - Ручной стартер:
1 - рычаг; 2 - кулачок; 3 - втулка; 4 - амортизатор; 5 - втулка; 6 - ручка; 7 - замок; 8- втулка; 9- шайба; 10- шайба пружинная; 11 - корпус; 12 - шкив; 13 - пружина спиральная; 14-шайба; 15 -трос; 16 -крышка
Отверстие в верхней части бака предназначено для штуцера забора топлива. В отверстии штуцер закреплен с помощью резиновой втулки. На конце приемной трубки заборного штуцера установлен топливный фильтр с фильтрующим элементом из металлической сетки. Герметично закрытое заглушкой отверстие с правой стороны бака является технологическим.
Топливопровод состоит из отдельных резиновых и полиуретановых трубок, соединяющих топливный бак с карбюратором.
Фильтр-отстойник (см. рис. 4) служит для очистки топлива от механических частиц и конденсата.
Основными частями филь-тра-отстойника являются корпус 1 с ввернутым в него штуцером и стакан 2. Между корпусом и стаканом расположены фильтрующая сетка 7 и резиновая прокладка 8. Стакан отстойника закреплен на корпусе при помощи винта 6, гайки 5, проволочной скобы 3 и держателя 4. Прозрачный стакан позволяет наблюдать за количеством скопившегося в нем отстоя и вовремя производить очистку.
Закреплен фильтр-отстойник на кронштейне, приваренном к «постели» топливного бака.
Ручной подкачивающий насос предназначен для предварительного заполнения топливной системы непосредственно перед пуском двигателя. Применение ручной подкачки топлива значительно облегчает пуск холодного двигателя при низких температурах.
На снегоходе может быть установлен насос поршневого типа или ручной подкачивающий насос, представляющий собой резиновую «грушу». Стрелка на корпусе «груши» показывает направление прокачки топлива. Для заполнения топливной системы необходимо несколько раз сжать «грушу».
вставляется ось 27 крепления поплавкового механизма к колонкам корпуса карбюратора.
Запорный топливный клапан 20 выполнен в виде иглы, которая опирается нижней частью на рычаг поплавка, а верхней (с шайбой из эластичного материала) закрывает канал подвода топлива.
Пусковое устройство (корректор) состоит из плунжера 16 с дозирующей иглой 17 и пружины 15. Топливозаборная часть корректора расположена в колодце поплавковой камеры 26, которая калиброванным отверстием сообщается с основным объемом камеры; верхняя часть корректора состоит из направляющей пружины плунжера с упором 14 оболочки троса 13, присоединяемого к плунжеру 16.
Распылитель главной дозирующей системы состоит из двух частей: корпуса 30 и запрессованного в него распылителя 25. Корпус распылителя имеет четыре радиальных отверстия. Сопловая камера крепится к корпусу карбюратора корпусом распылителя.
Дроссель 31 П-образного сечения выполнен из латунного листа. В его стенке, обращенной к воздухоочистителю, снизу сделан радиальный вырез, обеспечивающий заданное разрежение над распылителем.
Дозирующая игла 21 выполнена из нержавеющей стали, имеет пять канавок для замка. Перестановкой замка в канавках иглы обеспечивается возможность изменения состава смеси.
При работе двигателя топливо из бака поступает в поплавковую камеру под давлением, создаваемым диафрагмой 9 топливного насоса, которая приводится в действие от пульсирующего давления из картера двигателя. Подача топлива автоматически регулируется игольчатым топливным клапаном 20, связанным с пустотелым поплавком 19. Поплавок и игольчатый клапан обеспечивают заданный уровень топлива в поплавковой камере. При работе двигателя на малых оборотах холостого хода (дроссель 31 в нижнем положении) разрежение в диффузоре невелико и топливо через главную дозирующую систему не подсасывается.
Состав топливной смеси на режиме холостого хода двигателя регулируется винтом 11, число оборотов - винтом 3. Необходимый (наивыгоднейший) состав смеси при работе двигателя на нагрузочных режимах обеспечивается положением конусной дозирующей иглы 21 относительно распылителя и жиклером 23 в совокупности с работой системы холостого хода.
Для быстрого и наиболее полного заполнения поплавковой камеры топливом в момент пуска используется утопитель поплавка 18.
1 - упор оболочки троса управления дросселем; 2 - трос управления дросселем; 3 - винт регулировки холостых оборотов; 4 - корпус насоса; 5 - сетчатый фильтр; 6 - крышка фильтра; 7- крышка насоса; 8- клапан впуска; 9- диафрагма; 10- клапан выпуска; 11- винт регулировки качества смеси холостых оборотов; 12- корпус карбюратора; 13- трос управления корректором; 14- упор оболочки троса плунжера; 15- пружина плунжера; 16- плунжер; 17 - дозирующая игла топливного корректора; 18 - утопитель поплавка; 19- поплавок; 20- топливный клапан; 21- дозирующая игла дросселя; 22 - шайба стопорная; 23 - топливный жиклер холостого хода; 24 - главный топливный жиклер; 25 - распылитель; 26 - поплавковая камера; 27 - ось поплавка; 28 - прокладка; 29 - сопловая камера; 30 - корпус распылителя; 31 - дроссель; 32 - втулка фиксирующая пластмассовая; 33 - прокладка; 34 - крышка корпуса; 35 - пружина дросселя; 36 - упор-ограничитель; 37 - замок иглы дросселя; А - воздушный канал; Б - канал суфлирования поплавковой камеры; В - воздушный канал холостого хода; Г - эмульсионный канал топливного корректора; Е - эмульсионный канал холостого хода; Ж - переходное отверстие; И - воздушный канал топливного корректора; Д - дозирующее отверстие в стенке колодца корректора
Рис. 6 - Топливный насос:
к корпусу насоса при помощи гайки 9, винта 10 и проволочной скобы 8. Необходимое уплотнение между корпусом насоса и колпачком отстойника осуществляется резиновой прокладкой 6.
Система выпуска.Назначение системы выпуска - отвод отработавших газов из цилиндров двигателя в атмосферу и уменьшение шума выпуска. Система выпуска включает в себя глушитель и соединительный патрубок, через который глушитель соединен с выпускным патрубком цилиндров. Глушитель состоит из корпуса, двух крышек, внутренней и наружной полусфер и трех расширительных камер, сообщающихся между собой с помощью труб. К корпусу снегохода и двигателю глушитель крепится пружинами.
Подвеска двигателя(рис. 7). Расположение двигателя на снегоходе переднее поперечное. На раме снегохода двигатель с подмоторным основанием закреплен в четырех точках. Упругая подвеска двигателя уменьшает передачу вибрации работающего двигателя на раму снегохода, а также передачу двигателю толчков и колебаний, возникающих при движении снегохода.
Упругие опоры подвески двигателя состоят из резиновых амортизаторов 5, надетых на гайки 6 и втулки 13. Сами гайки 6 навернуты на болты крепления 2 и 12, вставленные квадратными подголовниками в отверстия рамы с нижней стороны. На опоры подмоторное основание 7 вместе с двигателем устанавливается так, чтобы втулки и гайки 6 входили в отверстия рессор
Рис. 7 - Подвеска двигателя:
1 - гайка; 2 - болт; 3 - шайба; 4 - рессора; 5 - амортизатор; 6 - гайка; 7 - основание; 8- шпилька; 9- гайка; 10 - шайба пружинная; 11 - шайба; 12 - болт; 13 - втулка; 14 - шайбаподмоторного основания. Амортизаторы стягиваются гайками крепления 1 до упора шайб 3 и 14 в торцы гаек 6 и втулок соответственно. Момент затяжки гаек 2,2...2,5 кгс-м.
Съемное подмоторное основание, состоящее из самого основания и двух планок с рессорами, упрощает установку и снятие двигателя с рамы снегохода. К подмоторному основанию двигатель крепится с помощью четырех шпилек, ввернутых в приливы нижней половины картера. Для обеспечения регулировки расстояния между шкивами вариатора, которое производится перемещением двигателя, в подмоторном основании имеются пазы под шпильки крепления двигателя. После регулировки расстояния между шкивами гайки крепления двигателя к подмоторному основанию затягиваются с моментом 5,0...5,1 кгс-м. В процессе эксплуатации затяжка гаек должна периодически проверяться, так как смещение двигателя приводит к быстрому выходу из строя вариаторного ремня.
3.2 Трансмиссия
Трансмиссию снегохода составляют клиноременный вариатор и коробка реверса с цепной передачей.
Вариатор.Назначение вариатора - передача крутящего момента от двигателя к коробке реверса; автоматическое бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии в зависимости от оборотов двигателя и сопротивления движению снегохода; отключение двигателя от коробки реверса на холостом ходу работы двигателя; обеспечение плавного трогания снегохода с места и предохранения деталей трансмиссии от поломок при резком изменении нагрузки.
Вариатор представляет собой клиноременную передачу с автоматическим изменением рабочих диаметров ведущего и ведомого шкивов посредством центробежного регулятора при изменении оборотов двигателя и кулачковой нагрузочной муфты при изменении сопротивления движению снегохода. К основным частям вариатора относятся ведущий шкив с центробежным регулятором, установленный на валу двигателя, ведомый шкив с нагрузочной кулачковой муфтой на приводном валу коробки реверса и клиновой кордш-нуровый ремень.
Устройство вариатора снегоходов «Буран» С-640А1Ц, С-640А1И, С-640А1ИП, С-640/3700, С-640М, С-640МД показано на рис. 8.
Ведущий шкив состоит из неподвижного конуса 6, установленных на нем маслонаполненного с двусторонним уплотнением подшипника 9, опорной чашки 19, пружины 8 и центробежного регулятора 110602800. Оба конуса - подвижный и неподвижный - изготовлены из алюминиевого сплава, причем неподвижный конус изготовлен как одно целое с залитым стальным валиком, а подвижный - с залитой стальной втулкой.
Величина момента затяжки неподвижного конуса 8...10 кгс-м. Внутренняя полость валика неподвижного конуса через резьбовое отверстие под болт крепления регулятора заполнена консистентной смазкой. Через небольшое отверстие валика смазка поступает в кольцевую канавку подвижного конуса и при его перемещении равномерно смазывает поверхность скольжения.
Центробежный регулятор 110602800 состоит из подвижного конуса 10, на котором установлены на осях два грузика 14 с алюминиевыми роликами и крышки 11, по профильной поверхности которой перемещаются ролики грузиков. Оси 13 и 15 грузиков и сухарики 20 при сборке смазаны консистентной смазкой. Крепление узла регулятора к неподвижному конусу осуществляется болтом 17. Момент затяжки болта 5,0...5,6 кгс-м. Момент затяжки гаек крепления осей 1,0...1,5 кгс-м.
Ведомый шкив состоит из неподвижного конуса 21, подвижного конуса 1, возвратной пружины 22 и полумуфты 3 с тормозным диском 4. Полумуфта удерживается на валу от проворота шпонкой 2 и имеет кулачки с винтовой поверхностью, которые при работе вариатора скользят по вкладышам 5, вставленным в отверстия выступов подвижного конуса. Пружина размещена между полумуфтой и подвижным диском в полости, образованной их соприкасающимися выступами, и имеет предварительное поджатие и закрутку на 120 °. Разрезное кольцо 27, закрепленное на валу пружинным кольцом 28, служит ограничителем движения подвижного конуса к неподвижному и одновременно упором для неподвижного конуса, закрепленного на валу с помощью шпонки 23, шайбы 26, контровочной шайбы 25 и болта 24. Для демонтажа неподвижного конуса в нем имеются три резьбовых отверстия. Конусы и полумуфта выполнены из алюминиевого сплава. При изготовлении конусы ведущего и ведомого шкивов подвергнуты балансировке.
Вариатор снегоходов «Буран» С-640А1В и С-640А1Г (рис. 9) отличается от вышеприведенного описания конструкцией центробежного регулятора.
Центробежный регулятор 110602900 представляет собой смонтированный на валу неподвижного конуса 1 подвижный в осевом направлении ко-
нус 3 с установленной между ними пружиной 2. На втулке подвижного конуса 3 расположен подвижный в осевом направлении упор 7, который со стороны корпуса 9 поджат пружиной 10 к шайбам 15, закрепленным болтами 13 на выступе корпуса 9. Корпус жестко соединен с валом неподвижного конуса 1 болтом 11 (момент затяжки 5...6 кгс-м). В радиальных пазах подвижного конуса 3 и упора 7 закреплены пластины 5, по которым перемещаются ролики 4, размещенные в обоймах 6. В отверстиях выступов конуса 3 вставлены сухарики 8.
Регулировка усилия пружины 10 (регулировка центробежного регулятора в зависимости от величины максимальной мощности двигателя) заключается в дополнительном ее сжатии с помощью регулировочных болтов 12 и выполняется на заводе-изготовителе.
С увеличением числа оборотов двигателя под действием центробежных сил ролики 4 перемещаются по радиусу шкива, воздействуют на упор 7 и подвижный конус 3, прижимая его к неподвижному конусу 1. При этом ва-риаторный ремень перемещается на больший диаметр шкива. В случае, когда осевое усилие от ремня превысит усилие пружины 10, конус 3 вместе с роликами 4 и упором 7 будет перемещаться в сторону от неподвижного конуса 1, вариаторный ремень займет меньший диаметр, меняя передаточное число.
Снегоход, оборудованный данным центробежным регулятором, начинает движение при меньших оборотах коленчатого вала двигателя и с менее интенсивной пробуксовкой гусениц, чем с центробежными регуляторами других конструкций. При необходимости резкого увеличения скорости снегохода нажмите на рычаг управления дросселем карбюратора до упора и затем, после достижения необходимой скорости, плавно отпускайте рычаг, поддерживая выбранную скорость.
При въезде с дороги или накатанного следа снегохода в глубокий рыхлый снег при постоянном положении рычага управления дросселем карбюратора, скорость снегохода с данным регулятором снижается более интенсивно, чем с другими регуляторами. Для сохранения высоких динамических свойств снегохода в тяжелых дорожных условиях резко нажмите на рычаг управления дросселем до упора, а затем плавно отпуская рычаг, выберите оптимальную для данных условий скорость движения. При равных скоростях и условиях движения обороты коленчатого вала двигателя с данным центробежным регулятором на 500... 1000 мин-1 ниже, чем с регуляторами других конструкций, что обуславливает более низкий уровень внешнего шума снегохода.
Узел направляющего вала (рис. 12) состоит из полого вала 24 с двумя приваренными к нему ступицами 23, ступиц 18, двух звездочек 20, установленных между ступицами и соединенных с ними при помощи болтов 22, и самоконтрящихся гаек 21, уплотнительных резиновых манжет 16 и подшипников 15. Между манжетой и подшипником установлены стопорное кольцо 12 и шайба 11. Смазка подшипников осуществляется консистентной смазкой при сборке узла и при техническом обслуживании в процессе эксплуатации через отверстие в щеке балансира, закрытое заглушкой 13. Для ограничения объема смазочных камер внутри полого вала запрессованы заглушки 14.
Направляющий вал установлен в кормовой части рамы снегохода на качающихся балансирах 25. Балансир состоит из стальной штампованной пластины с отогнутой кромкой со стороны вхождения гусеницы и приваренных к ней корпуса подшипника и втулки под ось балансира 6.
Установленная на втулке балансира пружина кручения 4 является упругим элементом подвески направляющего вала. Короткий конец пружины упирается в отогнутый зацеп щеки балансира, а длинный заведен в среднюю прорезь трехпозиционной гребенки 3, приваренной к раме. На оси балансира установлены: распорная втулка 8, шайба 9, балансир с пружиной и тарельчатая шайба 7, ограничивающая перемещение пружины на втулке балансира.
ренных из труб рычагов балансиров 4 с катками, двух пружин 5 и оси 3. Ось балансиров крепится к кронштейнам рамы двумя болтами 2, от проворачивания болты стопорятся пружинными шайбами.
Упругими элементами балансиров катков являются цилиндрические пружины кручения. Опорный каток вращается на шарикоподшипнике 7, закрепленном на оси развальцовкой торца трубы, и состоит из стянутых винтами 12 и самоконтрящимися гайками 14 двух стальных штампованных щек и резинового обода 8. Смазка подшипников осуществляется смазкой, заложенной при сборке, и затем- при техническом обслуживании в процессе эксплуатации через отверстие в наружной щеке катка, закрытое заглушкой 10.
Выключатель стоп-сигнала ручного тормоза'font-size:14.0pt; '>2 расположен на кронштейне крепления рычага управления тормозом и законтрен гайкой. Торможение снегохода осуществляется нажатием на рычаг тормоза, при этом шток выключателя замыкает контакты - загорается лампа сигнала торможения, установленная в заднем фонаре.
При отпускании рычага, он возвращается в исходное положение под действием пружин тормоза и через шток выключателя размыкает контакты.
Переключатель света3 находится на приборном щитке и укреплен на нем при помощи гайки. Переключатель предназначен для включения фары на ближний и дальний свет, включения лампы заднего фонаря и подсветки спид