Рекомендации по эксплуатации
Следует помнить, что любой человек, севший за руль снегохода, является на первых порах новичком, независимо от его предыдущего опыта вождения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Безопасность езды на снегоходе зависит от многих факторов: дальности видимости, скорости движения, атмосферных осадков, состояния снежного покрова, загруженности трассы, технического состояния снегохода, а также от навыков управления снегоходом. Владелец или водитель отвечают за исправное состояние своего снегохода, за предварительный инструктаж и безопасность пассажиров, и в равной степени за безопасность других людей, допущенных ими к самостоятельному управлению снегоходом. Водитель должен в совершенстве изучить особенности эксплуатации и освоить правила вождения. Умение управлять снегоходом приходит со временем, в результате тренировок и упражнений. Начинайте овладевать приемами управления на небольшой скорости. Только изучив все особенности поведения снегохода и управления им, переходите на более высокие скорости движения. Для тренировок лучше выбрать обширную ровную местность, на которой нет других транспортных средств и иных препятствий. Приведенные в паспорте на снегоход эксплуатационно-технические параметры указаны для плотного снега. Величина и зависимость этих параметров от дорожных условий (состояние снежного покрова, рельеф местности) и нагрузки на снегоход определяются только в практической езде на снегоходе. Снегоход - открытая машина, и, отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха (таблица 1).
Таблица 1
Во время дальних поездок через каждый час непрерывного движения на снегоходе рекомендуется делать кратковременные остановки для отдыха. Перед каждой поездкой проверьте состояние снегохода по методике, приведенной в разделе 5 настоящего руководства. Холодный двигатель должен быть прогрет. В конце прогрева двигателя прокрутите вариатор на нейтрали в течение 1...2 мин на оборотах, обеспечивающих медленное проворачивание ремня. Работа двигателя на высоких оборотах на нейтральной передаче не допускается. Если снегоход находился на открытой стоянке, убедитесь в отсутствии примерзания лыжи и гусениц. При необходимости легкими ударами по носку лыжи разрушьте ледяную пленку и раскачиванием снегохода с боку на бок освободите гусеницы. Не допускается срывать снегоход с места, используя мощность двигателя. После продолжительной стоянки снегохода в связи с повышенной жесткостью полотна гусениц в течении, 3...5 мин скорость движения снегохода не должна превышать 10... 15 км/ч. Во всех случаях затруднительного страги-вания с места нагрузка на снегоход должна быть минимальной - один водитель.
Прежде чем тронуться с места, убедитесь, что путь в направлении движения свободен и поблизости нет людей, затем включите соответствующую передачу коробки реверса (передний или задний ход) и плавно нажмите на рычаг газа. Для избежания рывков при ускорении или сбрасывании газа не допускайте резкого изменения оборотов двигателя. Водитель должен помнить, что езда по незнакомым маршрутам, по бездорожью таит в себе много опасных неожиданностей (занесенные снегом препятствия, тонкий лед и т. п.). При движении по руслам рек и замерзшим водоемам следите за поверхностью снега. Потемневший снег свидетельствует о том, что в этом месте через трещины выступила вода. Такие места и наледи следует объезжать. Если снегоход попал в наледь, после ее переезда не останавливайте снегоход, так как мокрый снег замерзает и полностью блокирует ходовую часть, очистить которую ото льда будет трудно. Только проехав 2...3 км, остановитесь, очистите снегоход от остатков мокрого снега и сколите лед. Необходимо учитывать, что видимость рельефа местности при сильно рассеянном свете во время поземки, в сумерках и на рассвете из-за отсутствия теней настолько плохая, что на расстоянии 10... 15 м невозможно различить гладкую поверхность снега от значительных до 3 м неровностей пути (обрыв, торосы и т. п.). Снег маскирует встречающиеся на пути препятствия (пни, бревна, ямы и т. п.), наезд на которые при большой скорости движения может привести не только к возникновению больших перегрузок, что может вызвать разрушение элементов конструкции снегохода, но и к аварии. При движении в темное время суток или других условиях недостаточной видимости на снегоходе должны быть включены внешние световые приборы. Дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу снегохода или другого транспорта. При движении по бездорожью в условиях плохой видимости желательно придерживаться ранее проложенного следа. Водитель должен выбирать такую скорость движения, чтобы с учетом дорожных условий быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению снегоходом. Снегоход способен резко трогаться с места и двигаться задним ходом с большой скоростью. Перед включением передачи заднего хода необходимо остановить снегоход, убедиться что сзади отсутствуют какие-либо препятствия или люди, и только затем переключить передачу. Имейте ввиду, что осуществление поворотов при движении задним ходом на высокой скорости может привести к потере устойчивости снегохода. Поэтому передачу «задний ход» включайте только для маневров. Двигаясь задним ходом, обращайте внимание на лыжу, не допуская зарывания заднего конца лыжи в снег или упора в какое-либо препятствие.
Для торможения снегохода следует отпустить рычаг газа, затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользуйтесь тормозом, в основном, при необходимости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях достаточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость. При кратковременной остановке, на стоянке снегохода и перед пуском двигателя включайте стояночный тормоз, но не начинайте движения с включенным стояночным тормозом. Это может привести к быстрому износу тормозного диска и ухудшению работы тормоза. Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след. Выполнение данной рекомендации облегчит страгивание снегохода с места. Для сохранения равновесия снегохода при езде по пересеченной местности водителю и пассажиру приходится менять положение тела, обеспечивая тем самым смещение центра тяжести в ту или другую сторону. На поворотах и разворотах необходимо снижать скорость в зависимости от радиуса поворота. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег) для обеспечения лучшего сцепления лыжи со снегом рекомендуется центр тяжести тела водителя переносить вперед. Приблизившись к повороту, сбросьте скорость и поворачивайте руль в нужном направлении. Перенесите вес тела на опору, обращенную внутрь поворота, и наклоните туловище в сторону поворота.,Чем больше скорость и круче поворот, тем больше должен быть наклон туловища. Ошибки в технике вождения - резкие движения рычагом дроссельной заслонки, резкое торможение, неправильное перемещение центра тяжести тела, высокая скорость, не согласующаяся с крутизной поворота - могут привести к опрокидыванию снегохода.
Для преодоления подъемов сначала потренируйтесь на пологих склонах, а затем переходите на более крутые. При приближении к возвышенности увеличьте скорость, а затем уменьшите открытие дроссельной заслонки, чтобы избежать пробуксовки гусениц. Очень важно во время подъема перенести вес тела вперед, а на крутом склоне привстать на подножках и наклониться над рулем. Не выезжайте на вершину холма на большой скорости. Будьте готовы к тому, что там могут оказаться какие-либо препятствия, ямы, другие транспортные средства или люди. Если движение вверх становится невозможным, не разворачивайте снегоход на ходу. Заглушите двигатель и включите стояночный тормоз. Затем возьмитесь за заднюю часть снегохода и разверните его вниз по холму вручную. После этого запустите двигатель, снимите стояночный тормоз и начинайте спуск. Во время спуска с холма скорость должна быть минимальной. Безопасное движение под гору требует, чтобы Вы постоянно сохраняли возможность полностью контролировать движение снегохода. При спуске с крутых склонов займите такое положение, чтобы центр тяжести тела находился как можно ниже. Держитесь обеими руками за руль снегохода. Слегка нажимая на рычаг управления дроссельной заслонкой, поддерживайте устойчивую работу двигателя в процессе спуска с горы. Если снегоход стал разгоняться и скорость увеличилась до опасного значения, осторожно притормозите машину. Тормозить следует легкими частыми нажатиями на тормозной рычаг. Внимание! Никогда не допускайте блокировку гусеничной ленты тормозом. При движении вдоль склона особое значение имеет положение тела водителя, так как от этого зависит балансировка транспортного средства. Для преодоления склона холма примите положение «стоя с опорой на колено». Нога, которая опирается на ступню, должна всегда находиться со стороны вершины холма, то есть со стороны верхнего борта машины, а нога, опирающаяся коленом на сиденье, со стороны подошвы холма. В этом случае Вам будет легче управлять положением своего туловища. Если Вы почувствовали, что снегоход начал скользить боком вниз, слегка направьте руль в сторону скольжения. Восстановив равновесие, вернитесь на прежний курс. Внимание! Если Вам не удается восстановить равновесие и удержать снегоход от опрокидывания, немедленно сойдите вверх на склон холма. Начинающим и неопытным водителям не следует ездить по склонам холмов и возвышенностей.
Дороги со снежными отвалами и канавы переезжайте поперек на небольшой скорости. При буксировке прицепа скорость снегохода увеличивайте не ранее, чем прицеп пройдет препятствие. При движении снегоходов в группе соблюдайте безопасную дистанцию между машинами. При неожиданной остановке или замедлении впереди идущего снегохода Вы можете травмировать водителя и пассажира. Помните, что остановочный путь снегохода в значительной степени зависит от условий движения и в действительности может быть больше, чем Вы рассчитываете. Состояние снежного покрова имеет большое значение для эксплуатации снегохода. Ни при каких обстоятельствах не разрешается движение по грязи, песку, камням, траве. Кроме того, если Вы хотите уберечь ходовую часть от преждевременного износа, не выезжайте на лед и снег, перемешанный с грязью и песком. Помните, что укатанная дорога и лед требуют особой осторожности в управлении снегоходом. Не допускайте резкого ускорения и поворотов. На льду сильно ухудшается управляемость. Тормозной путь на льду может быть достаточно большим, поэтому торможение начинайте заблаговременно. При неправильном торможении Вы рискуете потерять контроль над снегоходом и попасть в аварию. Ухудшаются управляемость и проходимость и на рыхлом глубоком снегу. Движение по снегу с низкой несущей способностью осуществляйте, поддерживая достаточно высокую скорость, избегая резкого изменения оборотов двигателя и крутых поворотов. При пробуксовке гусениц уменьшайте обороты двигателя до восстановления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и «зарывание» снегохода. Если снегоход застрял в снегу и нельзя выехать задним ходом, следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизонтально. Затем, встав рядом со снегоходом, сделайте попытку выехать на минимальной скорости. При неудаче следует, сдавая снегоход вперед-назад, утрамбовать колею впереди снегохода для обеспечения разгона и выехать. При езде в оттепель следите за тепловым режимом работы двигателя, периодически очищайте ходовую часть от налипшего снега. Не допускайте перегрузки снегохода, это приводит к преждевременному выходу из строя вариаторного ремня, гусениц, деталей подвески ходовой части и двигателя. Не нажимайте до упора на рычаг газа во время прогрева двигателя и при пробуксовке гусениц на обледенелых участках, чтобы не вызвать чрезмерного увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Во избежание снижения ресурса работы двигателя не рекомендуется превышать максимальную скорость. Также не рекомендуется продолжительная езда при полном открытии дросселя. Двигатель достаточно эффективно работает при открытии дросселя на 7/8. Для определения этого положения следует полностью открыть дроссель, а затем постепенно закрывать его до тех пор, пока снегоход не начинает терять скорость. Положение дросселя, перед которым снегоход начинает терять скорость, является положением наиболее эффективного режима работы с минимальным проскальзыванием ремня вариатора и гусениц, минимальным для данных дорожных условий и скорости расходом топлива. Не допускайте перегрева двигателя. Признаком перегрева является падение мощности двигателя, в результате чего снегоход медленно набирает скорость, появляется резкий металлический стук в кривошипно-шатунном механизме. Для остановки перегретого двигателя следует сбросить газ, полностью открыть топливный корректор и закрыть входной диффузор карбюратора. Не рекомендуется также продолжительная работа двигателя на холостом ходу. Это не только экономит топливо, но и предохраняет свечи зажигания от нагарообразования. Не допускайте длительного проскальзывания ремня относительно шкивов вариатора. Это приводит к «поджогу» ремня и быстрому его разрушению. Наибольшее скольжение вариаторного ремня происходит: · · в момент трогания снегохода с места; · · при резком изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя; · · при перегрузке снегохода, когда на режиме полного газа снегоход не может развить скорость более 15 км/ч. Рабочие поверхности шкивов вариатора и вентилятора оберегайте от забоин и царапин. Не допускайте попадания смазки и топлива на шкивы и ремни. Ремни вентилятора и вариатора надевайте на шкивы вручную без применения инструмента. Буксировка лыжного прицепа полной массой не более 250 кг (для снегохода «Буран» С-640МД - не более 500 кг) допускается по снегу плотностью не менее 0,35 г/см3 или по ранее проложенному следу снегохода. Скорость движения снегохода с прицепом не должна превышать 30 км/ч. Прицеп должен иметь сцепку, исключающую его раскачивание и набег на снегоход. При невозможности самостоятельного движения в случае неисправности снегоход следует транспортировать в кузове или на платформе транспортного средства. Если по каким-либо причинам перевозка снегохода невозможна, его можно буксировать со скоростью не более 10 км/ч. На ночной стоянке и в длительных перерывах эксплуатации следует всегда накрывать снегоход защитным чехлом. Это предохранит снегоход от обмерзания, а также будет способствовать лучшей сохранности лакокрасочного покрытия корпуса. Обкатка снегохода Надежность и долговечность двигателя, а также других узлов и механизмов снегохода в большой степени зависят от режима работы снегохода в начальный период его эксплуатации - при обкатке. Продолжительность обкатки снегохода 300 км. Внимание! На карбюраторе К65Ж установлен постоянный упор, ограничивающий подъем дросселя. С этим упором двигатель обеспечивает заданную мощность и скорость и предотвращает работу на режимах, приводящих к перегреву двигателя. Отламывать упор запрещается. Эксплуатация снегохода с полной нагрузкой, прежде чем он пройдет обкатку, не допускается. Нарушение режимов обкатки снижает срок службы снегохода, Во время обкатки соблюдайте следующие рекомендации: · · скорость снегохода не должна превышать 25...30 км/ч; · · нагрузка на снегоход - один водитель; · · для поездок выбирайте ровные участки местности с плотным (наст, укатанный снег) снежным покровом. Езда по сильно пересеченной местности, глубокому рыхлому или мокрому снегу, преодоление крутых и затяжных подъемов не допускаются; · · обкаточный пробег проводите при температуре окружающего воздуха от минус 25 °С до минус 3 °С, так как при более высокой температуре снег мокрый и больше вероятность перегрева двигателя, а при очень низкой - затруднен пуск двигателя и страгивание снегохода из-за повышенной жесткости гусениц; · · внимательно следите за тепловым режимом работы двигателя. Перегрев двигателя не допускается. Во избежание перегрева двигателя не рекомендуется совершать поездки на большие расстояния без остановок в пути; · · по мере приработки двигателя снижайте обороты холостого хода соответствующей регулировкой карбюратора, так как для устойчивой работынового двигателя карбюратор отрегулирован на более высокие обороты холостого хода; · · следите за состоянием крепежных соединений. При необходимости производите подтяжку крепежных деталей. Особенно тщательно проверяйте затяжку основных агрегатов. Подтяжку резьбовых соединений двигателя производите на холодном двигателе; · · после первых 20...25 км пробега проверьте и, при необходимости, отрегулируйте натяжение и центрирование гусениц, натяжение ремня вентилятора, взаимное расположение ведущего и ведомого конусов вариатора, затяжку гаек крепления двигателя к основанию; · · после первых 150 км пробега промойте топливный фильтр в баке, фильтр топливного насоса, фильтроэлемент и стакан фильтра-отстойника. Осмотрите свечи зажигания и, в случае необходимости, произведите их очистку. Проверьте натяжение гусениц, ремня вентилятора, цепи коробки реверса; · · после окончания обкатки проведите техническое обслуживание в объеме ТО-1, замените смазку в картере коробки реверса, отрегулируйте установку момента зажигания, проверьте крепление деталей магдино, проверьте надежность контакта трансформатора с «массой» и при необходимости зачистите посадочное место. Предупреждение. В период обкатки не обучайте вождению снегохода, так как это приводит к перегрузке двигателя и трансмиссии из-за неумелых действий обучающихся.
|
Периодичность проведения технического обслуживания, км
Ежедневное техническое обслуживание
ЕО
Периодические виды технического обслуживания
ТО-1
ТО-2
ТО-3
После каждого выезда и перед выездом
При проведении технического обслуживания, помимо выполнения обязательного перечня работ, должны быть устранены все выявленные неисправности.
|
|