Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по эксплуатации




Следует помнить, что любой человек, севший за руль снегохода, явля­ется на первых порах новичком, независимо от его предыдущего опыта вож­дения автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Безопас­ность езды на снегоходе зависит от многих факторов: дальности видимости, скорости движения, атмосферных осадков, состояния снежного покрова, за­груженности трассы, технического состояния снегохода, а также от навыков управления снегоходом.

Владелец или водитель отвечают за исправное состояние своего снего­хода, за предварительный инструктаж и безопасность пассажиров, и в равной степени за безопасность других людей, допущенных ими к самостоятельному управлению снегоходом.

Водитель должен в совершенстве изучить особенности эксплуатации и освоить правила вождения. Умение управлять снегоходом приходит со вре­менем, в результате тренировок и упражнений. Начинайте овладевать прие­мами управления на небольшой скорости. Только изучив все особенности поведения снегохода и управления им, переходите на более высокие скоро­сти движения. Для тренировок лучше выбрать обширную ровную местность, на которой нет других транспортных средств и иных препятствий.

Приведенные в паспорте на снегоход эксплуатационно-технические параметры указаны для плотного снега. Величина и зависимость этих пара­метров от дорожных условий (состояние снежного покрова, рельеф местности) и нагрузки на снегоход определяются только в практической езде на снегоходе.

Снегоход - открытая машина, и, отправляясь в поездку, следует оде­ваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скоро­сти ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего возду­ха (таблица 1).

Таблица 1

Температура  
окружающего Температура с учетом добавочного охлаждения, °С
воздуха, °С  
    -6 -9 -12 -14 -15 -16 -17 -17 -18
-1 -3 -9 -13 -16 -18 -19 -20 -21 -22 -23
-4 -6 -12 -16 -19 -22 -23 -24 -26 -26 -27
-7 -9 -16 -21 -23 -26 -28 -29 -29 -30 -31
-10 -12 -19 -24 -27 -30 -32 -33 -34 -35 -35
-12 -14 -23 -28 -32 -34 -36 -37 -38 -39 -40
-15 -18 -26 -33 -36 -38 -40 -41 -43 -44 -45
-18 -21 -29 -38 -40 -42 -44 -46 -47 -48 -49
-21 -23 -33 -40 -43 -46 -48 -50 -52 -53 -53
-24 -26 -36 -43 -47 -51 -53 -55 -56 -57 -58
-26 -29 -40 -47 -51 -55 -57 -59 -61 -62 -62
-29 -32 - 43 -50 -55 -58 -61 -63 -65 -66 -67
Скорость                    
снегохода, км/ч                    

Во время дальних поездок через каждый час непрерывного движения на снегоходе рекомендуется делать кратковременные остановки для отдыха.

Перед каждой поездкой проверьте состояние снегохода по методике, приведенной в разделе 5 настоящего руководства.

Холодный двигатель должен быть прогрет. В конце прогрева двигате­ля прокрутите вариатор на нейтрали в течение 1...2 мин на оборотах, обеспе­чивающих медленное проворачивание ремня. Работа двигателя на высоких оборотах на нейтральной передаче не допускается.

Если снегоход находился на открытой стоянке, убедитесь в отсутствии примерзания лыжи и гусениц. При необходимости легкими ударами по носку лыжи разрушьте ледяную пленку и раскачиванием снегохода с боку на бок освободите гусеницы. Не допускается срывать снегоход с места, используя мощность двигателя.

После продолжительной стоянки снегохода в связи с повышенной же­сткостью полотна гусениц в течении, 3...5 мин скорость движения снегохода не должна превышать 10... 15 км/ч. Во всех случаях затруднительного страги-вания с места нагрузка на снегоход должна быть минимальной - один води­тель.

Прежде чем тронуться с места, убедитесь, что путь в направлении дви­жения свободен и поблизости нет людей, затем включите соответствующую передачу коробки реверса (передний или задний ход) и плавно нажмите на рычаг газа. Для избежания рывков при ускорении или сбрасывании газа не допускайте резкого изменения оборотов двигателя.

Водитель должен помнить, что езда по незнакомым маршрутам, по бездорожью таит в себе много опасных неожиданностей (занесенные снегом препятствия, тонкий лед и т. п.).

При движении по руслам рек и замерзшим водоемам следите за по­верхностью снега. Потемневший снег свидетельствует о том, что в этом мес­те через трещины выступила вода. Такие места и наледи следует объезжать. Если снегоход попал в наледь, после ее переезда не останавливайте снегоход, так как мокрый снег замерзает и полностью блокирует ходовую часть, очи­стить которую ото льда будет трудно. Только проехав 2...3 км, остановитесь, очистите снегоход от остатков мокрого снега и сколите лед.

Необходимо учитывать, что видимость рельефа местности при сильно рассеянном свете во время поземки, в сумерках и на рассвете из-за отсутст­вия теней настолько плохая, что на расстоянии 10... 15 м невозможно разли­чить гладкую поверхность снега от значительных до 3 м неровностей пути (обрыв, торосы и т. п.). Снег маскирует встречающиеся на пути препятствия (пни, бревна, ямы и т. п.), наезд на которые при большой скорости движения может привести не только к возникновению больших перегрузок, что может вызвать разрушение элементов конструкции снегохода, но и к аварии.

При движении в темное время суток или других условиях недостаточ­ной видимости на снегоходе должны быть включены внешние световые при­боры. Дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу снегохода или другого транспорта.

При движении по бездорожью в условиях плохой видимости желатель­но придерживаться ранее проложенного следа.

Водитель должен выбирать такую скорость движения, чтобы с учетом дорожных условий быть в состоянии выполнить необходимые действия по управлению снегоходом.

Снегоход способен резко трогаться с места и двигаться задним ходом с большой скоростью. Перед включением передачи заднего хода необходимо остановить снегоход, убедиться что сзади отсутствуют какие-либо препятст­вия или люди, и только затем переключить передачу. Имейте ввиду, что осуществление поворотов при движении задним ходом на высокой скорости может привести к потере устойчивости снегохода. Поэтому передачу «задний ход» включайте только для маневров. Двигаясь задним ходом, обращай­те внимание на лыжу, не допуская зарывания заднего конца лыжи в снег или упора в какое-либо препятствие.

Для торможения снегохода следует отпустить рычаг газа, затем плавно нажать на рычаг тормоза. Пользуйтесь тормозом, в основном, при необходи­мости экстренной остановки и на крутых спусках. В остальных случаях дос­таточно своевременно сбросить газ, так как снегоход почти не имеет наката и быстро теряет скорость.

При кратковременной остановке, на стоянке снегохода и перед пуском двигателя включайте стояночный тормоз, но не начинайте движения с вклю­ченным стояночным тормозом. Это может привести к быстрому износу тор­мозного диска и ухудшению работы тормоза.

Останавливать снегоход лучше на плотном снегу. Если снег рыхлый, необходимо развернуться и встать на свой след. Выполнение данной реко­мендации облегчит страгивание снегохода с места.

Для сохранения равновесия снегохода при езде по пересеченной мест­ности водителю и пассажиру приходится менять положение тела, обеспечи­вая тем самым смещение центра тяжести в ту или другую сторону.

На поворотах и разворотах необходимо снижать скорость в зависимо­сти от радиуса поворота. При повороте на плотном снегу (наст, укатанный снег) для обеспечения лучшего сцепления лыжи со снегом рекомендуется центр тяжести тела водителя переносить вперед. Приблизившись к повороту, сбросьте скорость и поворачивайте руль в нужном направлении. Перенесите вес тела на опору, обращенную внутрь поворота, и наклоните туловище в сторону поворота.,Чем больше скорость и круче поворот, тем больше должен быть наклон туловища. Ошибки в технике вождения - резкие движения ры­чагом дроссельной заслонки, резкое торможение, неправильное перемещение центра тяжести тела, высокая скорость, не согласующаяся с крутизной пово­рота - могут привести к опрокидыванию снегохода.

Для преодоления подъемов сначала потренируйтесь на пологих скло­нах, а затем переходите на более крутые. При приближении к возвышенности увеличьте скорость, а затем уменьшите открытие дроссельной заслонки, что­бы избежать пробуксовки гусениц. Очень важно во время подъема перенести вес тела вперед, а на крутом склоне привстать на подножках и наклониться над рулем. Не выезжайте на вершину холма на большой скорости. Будьте го­товы к тому, что там могут оказаться какие-либо препятствия, ямы, другие транспортные средства или люди. Если движение вверх становится невоз­можным, не разворачивайте снегоход на ходу. Заглушите двигатель и вклю­чите стояночный тормоз. Затем возьмитесь за заднюю часть снегохода и раз­верните его вниз по холму вручную. После этого запустите двигатель, сни­мите стояночный тормоз и начинайте спуск.

Во время спуска с холма скорость должна быть минимальной. Безопас­ное движение под гору требует, чтобы Вы постоянно сохраняли возможность полностью контролировать движение снегохода. При спуске с крутых скло­нов займите такое положение, чтобы центр тяжести тела находился как мож­но ниже. Держитесь обеими руками за руль снегохода. Слегка нажимая на рычаг управления дроссельной заслонкой, поддерживайте устойчивую рабо­ту двигателя в процессе спуска с горы. Если снегоход стал разгоняться и ско­рость увеличилась до опасного значения, осторожно притормозите машину. Тормозить следует легкими частыми нажатиями на тормозной рычаг.

Внимание! Никогда не допускайте блокировку гусеничной ленты тормозом.

При движении вдоль склона особое значение имеет положение тела во­дителя, так как от этого зависит балансировка транспортного средства. Для преодоления склона холма примите положение «стоя с опорой на колено». Нога, которая опирается на ступню, должна всегда находиться со стороны вершины холма, то есть со стороны верхнего борта машины, а нога, опираю­щаяся коленом на сиденье, со стороны подошвы холма. В этом случае Вам будет легче управлять положением своего туловища. Если Вы почувствова­ли, что снегоход начал скользить боком вниз, слегка направьте руль в сторо­ну скольжения. Восстановив равновесие, вернитесь на прежний курс.

Внимание! Если Вам не удается восстановить равновесие и удер­жать снегоход от опрокидывания, немедленно сойдите вверх на склон холма. Начинающим и неопытным водителям не следует ездить по склонам холмов и возвышенностей.

Дороги со снежными отвалами и канавы переезжайте поперек на не­большой скорости. При буксировке прицепа скорость снегохода увеличивай­те не ранее, чем прицеп пройдет препятствие.

При движении снегоходов в группе соблюдайте безопасную дистанцию между машинами. При неожиданной остановке или замедлении впереди идущего снегохода Вы можете травмировать водителя и пассажира. Помни­те, что остановочный путь снегохода в значительной степени зависит от ус­ловий движения и в действительности может быть больше, чем Вы рассчи­тываете.

Состояние снежного покрова имеет большое значение для эксплуата­ции снегохода. Ни при каких обстоятельствах не разрешается движение по грязи, песку, камням, траве. Кроме того, если Вы хотите уберечь ходовую часть от преждевременного износа, не выезжайте на лед и снег, перемешан­ный с грязью и песком.

Помните, что укатанная дорога и лед требуют особой осторожности в управлении снегоходом. Не допускайте резкого ускорения и поворотов. На льду сильно ухудшается управляемость. Тормозной путь на льду может быть достаточно большим, поэтому торможение начинайте заблаговременно. При неправильном торможении Вы рискуете потерять контроль над снегоходом и попасть в аварию.

Ухудшаются управляемость и проходимость и на рыхлом глубоком снегу. Движение по снегу с низкой несущей способностью осуществляйте, поддерживая достаточно высокую скорость, избегая резкого изменения обо­ротов двигателя и крутых поворотов.

При пробуксовке гусениц уменьшайте обороты двигателя до восста­новления сцепления гусениц со снегом. Повышение оборотов в этом случае вызывает дополнительную пробуксовку и «зарывание» снегохода.

Если снегоход застрял в снегу и нельзя выехать задним ходом, следует освободить от снега пространство под носком лыжи и установить ее горизон­тально. Затем, встав рядом со снегоходом, сделайте попытку выехать на ми­нимальной скорости. При неудаче следует, сдавая снегоход вперед-назад, ут­рамбовать колею впереди снегохода для обеспечения разгона и выехать.

При езде в оттепель следите за тепловым режимом работы двигателя, периодически очищайте ходовую часть от налипшего снега.

Не допускайте перегрузки снегохода, это приводит к преждевременно­му выходу из строя вариаторного ремня, гусениц, деталей подвески ходовой части и двигателя.

Не нажимайте до упора на рычаг газа во время прогрева двигателя и при пробуксовке гусениц на обледенелых участках, чтобы не вызвать чрез­мерного увеличения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Во избежание снижения ресурса работы двигателя не рекомендуется превышать максимальную скорость. Также не рекомендуется продолжительная езда при полном открытии дросселя. Двигатель достаточно эффективно работает при открытии дросселя на 7/8. Для определения этого положения следует полностью открыть дроссель, а затем постепенно закрывать его до тех пор, пока снегоход не начинает терять скорость. Положение дросселя, перед которым снегоход начинает терять скорость, является положением наиболее эффективного режима работы с минимальным проскальзыванием ремня вариатора и гусениц, минимальным для данных дорожных условий и скорости расходом топлива.

Не допускайте перегрева двигателя. Признаком перегрева является па­дение мощности двигателя, в результате чего снегоход медленно набирает скорость, появляется резкий металлический стук в кривошипно-шатунном механизме. Для остановки перегретого двигателя следует сбросить газ, пол­ностью открыть топливный корректор и закрыть входной диффузор карбю­ратора.

Не рекомендуется также продолжительная работа двигателя на хо­лостом ходу. Это не только экономит топливо, но и предохраняет свечи за­жигания от нагарообразования.

Не допускайте длительного проскальзывания ремня относительно шкивов вариатора. Это приводит к «поджогу» ремня и быстрому его разру­шению.

Наибольшее скольжение вариаторного ремня происходит:

· · в момент трогания снегохода с места;

· · при резком изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя;

· · при перегрузке снегохода, когда на режиме полного газа снегоход не может развить скорость более 15 км/ч.

Рабочие поверхности шкивов вариатора и вентилятора оберегайте от забоин и царапин. Не допускайте попадания смазки и топлива на шкивы и ремни. Ремни вентилятора и вариатора надевайте на шкивы вручную без применения инструмента.

Буксировка лыжного прицепа полной массой не более 250 кг (для сне­гохода «Буран» С-640МД - не более 500 кг) допускается по снегу плотностью не менее 0,35 г/см3 или по ранее проложенному следу снегохода. Скорость движения снегохода с прицепом не должна превышать 30 км/ч. Прицеп дол­жен иметь сцепку, исключающую его раскачивание и набег на снегоход.

При невозможности самостоятельного движения в случае неисправно­сти снегоход следует транспортировать в кузове или на платформе транспортного средства. Если по каким-либо причинам перевозка снегохода не­возможна, его можно буксировать со скоростью не более 10 км/ч.

На ночной стоянке и в длительных перерывах эксплуатации следует всегда накрывать снегоход защитным чехлом. Это предохранит снегоход от обмерзания, а также будет способствовать лучшей сохранности лакокрасоч­ного покрытия корпуса.

Обкатка снегохода

Надежность и долговечность двигателя, а также других узлов и меха­низмов снегохода в большой степени зависят от режима работы снегохода в начальный период его эксплуатации - при обкатке. Продолжительность об­катки снегохода 300 км.

Внимание! На карбюраторе К65Ж установлен постоянный упор, ограничивающий подъем дросселя. С этим упором двигатель обеспечи­вает заданную мощность и скорость и предотвращает работу на режи­мах, приводящих к перегреву двигателя. Отламывать упор запрещается.

Эксплуатация снегохода с полной нагрузкой, прежде чем он пройдет обкатку, не допускается. Нарушение режимов обкатки снижает срок службы снегохода,

Во время обкатки соблюдайте следующие рекомендации:

· · скорость снегохода не должна превышать 25...30 км/ч;

· · нагрузка на снегоход - один водитель;

· · для поездок выбирайте ровные участки местности с плотным (наст, укатанный снег) снежным покровом. Езда по сильно пересеченной местно­сти, глубокому рыхлому или мокрому снегу, преодоление крутых и затяжных подъемов не допускаются;

· · обкаточный пробег проводите при температуре окружающего воздуха от минус 25 °С до минус 3 °С, так как при более высокой температуре снег мокрый и больше вероятность перегрева двигателя, а при очень низкой - за­труднен пуск двигателя и страгивание снегохода из-за повышенной жестко­сти гусениц;

· · внимательно следите за тепловым режимом работы двигателя. Пере­грев двигателя не допускается. Во избежание перегрева двигателя не реко­мендуется совершать поездки на большие расстояния без остановок в пути;

· · по мере приработки двигателя снижайте обороты холостого хода со­ответствующей регулировкой карбюратора, так как для устойчивой работынового двигателя карбюратор отрегулирован на более высокие обороты хо­лостого хода;

· · следите за состоянием крепежных соединений. При необходимости производите подтяжку крепежных деталей. Особенно тщательно проверяйте затяжку основных агрегатов. Подтяжку резьбовых соединений двигателя производите на холодном двигателе;

· · после первых 20...25 км пробега проверьте и, при необходимости, от­регулируйте натяжение и центрирование гусениц, натяжение ремня вентиля­тора, взаимное расположение ведущего и ведомого конусов вариатора, за­тяжку гаек крепления двигателя к основанию;

· · после первых 150 км пробега промойте топливный фильтр в баке, фильтр топливного насоса, фильтроэлемент и стакан фильтра-отстойника. Осмотрите свечи зажигания и, в случае необходимости, произведите их очи­стку. Проверьте натяжение гусениц, ремня вентилятора, цепи коробки ре­верса;

· · после окончания обкатки проведите техническое обслуживание в объеме ТО-1, замените смазку в картере коробки реверса, отрегулируйте ус­тановку момента зажигания, проверьте крепление деталей магдино, проверь­те надежность контакта трансформатора с «массой» и при необходимости за­чистите посадочное место.

Предупреждение. В период обкатки не обучайте вождению снегохо­да, так как это приводит к перегрузке двигателя и трансмиссии из-за не­умелых действий обучающихся.

 


Вид технического обслуживания


Периодичность проведения технического обслуживания, км

 

Ежедневное техническое обслуживание

ЕО

Периодические виды технического обслу­живания

ТО-1

ТО-2

ТО-3


После каждого выезда и перед выездом

 

При проведении технического обслуживания, помимо выполнения обя­зательного перечня работ, должны быть устранены все выявленные неис­правности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...