Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вмешательство в кармические круги

Глава 9

ЭФФЕКТ  ПОЛЯ

 

Первый стих одного из важнейших буддистских текстов, «Дхаммапады», гласит: «Мы — все, о чем мы когда-либо думали». Это означает следующее: то, ка­кие мы сейчас есть, — результат того, о чем мы дума­ли в предыдущих существованиях и в этой жизни. В неумолимой цепи причин и следствий все опыты идут вслед за мыслью.

 

Там, где мы неоднократно сосредотачивали свое внимание, создавалась жизненная форма, в которой мы сейчас существуем. Наше тело и положение в жиз­ни, наши трагедии и счастливые случаи — все следу­ет за мыслью. То, что важно в нашей жизни, не про­сто появляется неведомо откуда, но создается из малых начал. Наши нынешние способности и «при­родные таланты» отражают навыки, которые мы где-то уже практиковали.

 

Вопросы и темы, доминирующие сегодня в нашей жизни, берут начало где-то еще. И всегда именно мысль определяет, какие темы будут развиваться в нашем опыте, а какие сойдут на нет. Таким образом, мы — самоотбирающие поля опыта, и поля эти двусторонни.

 

 

ДВУСТОРОННИЕ ПОЛЯ

В любой момент жизни мы живем внутри поля опыта, созданного бесчисленными личными выбо­рами. Новые выборы, которые мы осуществляем, мо­гут или усиливать это поле, или изменять его. Поле двустороннее.

 

С одной стороны, это внутренний субъективный опыт: наши интересы, склонности, желания, мечты, страхи и т. п. С другой — внешние, объективные ус­ловия жизни. Обе стороны тесно переплетены и со­здают единую кармическую конфигурацию (форму). В данной главе мы рассмотрим различные способы взаимодействия этих двух сторон. В частности, ис­следуем, как изменения во внутреннем поле могут иногда положить начало изменениям во внешнем поле.

 

Любой совершаемый нами выбор создает опыт (переживание), обладающий определенной эмоци­ональной энергией. Энергия каждого нового опыта добавляется к уже накопленной, чтобы сформиро­вать то, что можно воспринимать как совокупную энергетическую массу, которая будет отражать темы нашего опыта. Если мы культивируем юмор, то на­капливаем юмор, если тревожность, — то тревож­ность, и так далее. Мы несем в себе остаточный эмо­циональный тон каждого опыта, когда-либо нами переживаемого. Мы — ходячие хранилища всех сво­их опытов1.

---------------------

1 Подробнее о том, как опыты интернализуются и организуются в соответствии с эмоциональным контекстом, смотрите в книге Станислава Грофа «Области человеческого бессознательного», где он в третьей главе описывает системы конденсированного опыта.

 

Когда опыт входит в нашу систему, его эмоциональ­ная энергия остается внутри нее до своего высвобож­дения. Конечно, природа снабжает нас многими хит­роумными способами высвобождения этой энергии. Беспокойство проникает в наши мысли, приковывая их к тому, чего мы хотим избежать. Мышцы напряга­ются, словно предлагая «вымассировать» из наших тел аккумулированные стрессы. Каждую ночь в своих снах мы растрачиваем накопленную во время бодрствова­ния энергию, которую не в состоянии усвоить. Не за­будем и о том, как часто мы кричим на своих домаш­них, когда на работе был тяжелый день. Смысл в том, что, хотя у нас есть много способов очищения психо­физической системы от эмоциональной энергии, та, которую мы не можем вывести, остается внутри сис­темы. И то, что не было высвобождено — самопроиз­вольно или через специальные упражнения, — день за днем начинает накапливаться внутри наших тел и пси­хики. Чем дольше опыту позволено находиться в сис­теме, тем дальше удаляется он от нашего осознания, тем труднее вытащить его на поверхность и высво­бодить.

 

Энергия, собираемая в течение достаточно долго­го времени, в конце концов не может не вызвать от­клика в энергетическом поле нашей паутины. Это ес­тественная и неизбежная реакция. Рано или поздно в ответ на изменение нашей внутренней энергии вне­шние обстоятельства жизни претерпят сдвиг.

 

Две стороны энергетического поля находятся в по­стоянном взаимодействии. Чтобы помочь студентам понять эту концепцию, я иногда рисую на доске следу­ющую фигуру (рис.6). Я обвожу ее много раз, чтобы подчеркнуть взаимообратимость, цикличность про­цесса. Точка в центре фигуры представляет сегодняш­ний момент. Правая петля — это внешний, физиче­ский мир, левая — внутренний, ментальный мир. Цель этой диаграммы — показать взаимосвязанность внут­ренних и внешних миров, их интеракции, опосредо­ванные нашими выборами, которые мы делаем в на­стоящем. Она также показывает, как наше прошлое продолжает свой цикл в нашем будущем.

Правая часть рисунка изображает поток событий в физическом мире. Точка в центре фигуры — это наше положение в момент, когда событие достигает нас. Оно входит в наше осознание, и мы должны сде­лать выбор, как на него откликнуться. Этот выбор или усилит, или ослабит данную частную тему в нашей жизни. Выбирая, мы создаем опыт. В этот момент фи­зическое событие становится ментальным и будет те­перь существовать как динамическая сила нашей внутренней жизни.

 

Если мы выбираем участие в определенном собы­тии, то усиливаем эту тему в своей жизни и таким образом увеличиваем ее энергию внутри системы. Например, если нас что-то раздражает и мы реаги­руем на это вспышкой гнева, наше настроение еще больше ухудшается. Если же мы решили не откли­каться на этот вызов гневом, а просто дать ситуации успокоиться, наше настроение улучшится. Делая выборы, мы постепенно изменяем энергетическую массу, которая держит нас в подвешенном состоя­нии в нашей паутине2.

---------------------

2 Если мы решаем уклониться от события или подавить эмоции, которые оно «спускает с привязи», энергия не уменьшается, а возрастает. Только допуская что-то в наше сознание, но не вовлекаясь в это, можно действительно уменьшить его энергию. Избегание всегда сигнализирует об определенного рода замешательстве и, следовательно, является формой вовлеченности.

 

Миллионы выборов, совершаемых в течение жиз­ни, накапливаются внутри нас и суммируют свои энергии. В итоге эти энергии «раскручиваются» в об­ратную сторону и вновь выходят в физический мир, притягивая новые события, отражающие изменения в нашем внутреннем состоянии. Но даже на этой ста­дии еще возможно, как мы увидим ниже, повлиять на процесс. Таким образом, это движение назад тоже обусловлено настоящим, только более поздним, чем раньше. Энергия циркулирует по кругу, паутина жиз­ни откликается на выборы, а выборы меняют направ­ления нашей жизни во времени. Это самоотбираю­щиеся поля энергии3.

---------------------

3 Как показано на рисунке, петля, дающая обратную связь с выбо­рами, замкнута. Можно предположить, что на наше настоящее созна­ние влияют только те выборы, которые мы уже сделали. Но это не так. Если бы это было правдой, мы оказались бы замкнутыми в закрытой, ограниченной, детерминированной системе, обреченной повторять выборы, уже сделанные в прошлом. Ни один рисунок не может пред­ставить все аспекты ситуации, учесть все переменные величины. Он хорош только в качестве схемы, модели, показывающей, как действу­ет петля обратной связи между выборами и обстоятельствами. Если мы хотим включить в нее другие переменные, вносящие определенную креативность, то должны добавить воронку в форме песочных часов, проходящую вертикально через центральную точку (см.рис.7). Эта воронка с открытыми концами представляет нашу связь со Сверхдушой и другими духовными источниками.

 

ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КАРМИЧЕСКИЕ КРУГИ

Как показано на рисунке 6, карма, совершая круго­вой оборот, проходит через наше сознание дважды, и мы можем в любой момент вмешаться в этот цикл. Во-первых, мы вмешиваемся, делая свой выбор, как встретить те или иные события, который будет или усиливать определенные кармические темы нашей жизни, или ослаблять их. Когда мы сделали выбор и событие перешло на ментальную сторону цикла, мы все еще можем повлиять на него: усилить через воз­рождение или фантазию, или нейтрализовать его. Это очень важный момент. Мы не приговорены к тому, чтобы переживать в физическом мире все кармиче­ские обратные связи, ни в этой жизни, ни в будущих. У нас всегда есть возможность разомкнуть круг преж­де, чем ментальная карма станет превращаться в фи­зическую.

 

Великое преимущество вмешательства на менталь­ной стороне цикла — в его эффективности. Подобно колесу фортуны, колесо кармы вращается медленно. Если мы выбираем включение в карму через неодно­кратное возрождение, то каждый раз будем иметь дело с ее громадой. Организация обстоятельств и условий, требуемых для противостояния, необходимого для развития нашего сознания, займет немало времени. К счастью, если мы заинтересованы в ускорении про­цесса, то можем выбрать вовлеченность в прошлое больше на ментальном уровне, чем на физическом.

 

К примеру, мы можем «обращать внимание» на под­водные течения нашей внутренней жизни через не­которые формы терапии прошлой жизни, вступить в диалог с предыдущими жизнями и сознательно усво­ить их уроки, а не ждать, когда они проявятся в физи­ческой сфере. Карма лишь требует, чтобы мы усвои­ли последствия своих выборов; это предоставляет свободу выбора, как проходить обучение.

 

ЭФФЕКТ ПОЛЯ

Перенося опыты предыдущих жизней в наше со­знание и усваивая эти уроки, мы можем нейтрализо­вать кармический перенос прошлых жизней в нашу настоящую жизнь. Делая это, мы должны вниматель­но наблюдать за изменениями, происходящими в физическом мире, так как внешние условия настоя­щей жизни берут начало в этой карме. А изменения действительно могут происходить. Я называю это эффектом поля. Когда индивидуум в психотерапев­тическом странствии доходит до уровня предыдущей жизни, он (она) вовлекается в события, образующие матрицу опыта его (ее) настоящей жизни, и могут изменить эту матрицу. Изменение в нашем внутрен­нем поле предопределяет изменения во внешнем, иногда очень впечатляюще.

 

Как уже обсуждалось в предыдущей главе, мы окру­жены людьми, с которыми нас связывает неразрешен­ная, неосознанная карма. Мы можем состоять с ними в браке, это могут быть наши родители или дети, мы можем учиться у этих людей или учить их, работать рядом с ними, покупать у них дом или заниматься с ними бизнесом и т. д. Они могут быть очень близки нам или находиться в отдалении, выжидая подходящий момент, чтобы выдвинуться в наших жизнях на пер­вый план. Если мы начинаем осознавать карму, кото­рая связывает нас с этими людьми, и вовлекаемся в нее посредством какой-нибудь терапии прошлой жизни, то нередко наблюдаем впечатляющие изменения в на­ших отношениях с ними, как только паутина по на­шей инициативе приходит в равновесие. Отношения, находившиеся на грани разрушения, могут быть об­новлены, другие, наоборот, прерваны, как только под­крепляющая их карма будет осознана и высвобожде­на. Люди могут с потрясающей скоростью и силой входить в наши жизни и выходить из них. Те, кто нахо­дился на периферии нашей жизни, на заднике ее сце­ны, могут внезапно передвинуться на авансцену и по­требовать непосредственного внимания.

 

Переживание эффекта поля может быть ошелом­ляющим и разрушительным, особенно если вы не по­нимаете, что происходит. Когда вы погружаетесь в свои предыдущие жизни, люди могут обрушиваться на вас, как гром среди ясного неба, и влиять на вас с такой силой, какая и для них самих является сюрпри­зом. Они могут по не совсем понятным причинам сердиться на вас, или обвинять в чем-то, или старать­ся помочь, или проявлять к вам романтический ин­терес. Часто они не в состоянии толком объяснить собственные эмоции, связанные с вашей стороной кармической диады. Мы можем внезапно почувство­вать романтическое влечение к какому-то человеку, отвергаемое им, или ответственность за чьи-то про­блемы и т. п. Если вам удастся не вовлечься в предлагаемый сценарий и продолжить внутреннее очи­щение, то в итоге вы откроете в предыдущей жизни ту связь, которая соединяет вас двоих в этом конк­ретном «танце». Когда связь осознана и разрешена, узы разрываются. Сразу или постепенно, но этот че­ловек перестает играть ведущую роль в вашей жиз­ни и отходит на задний план или совсем исчезает. Вы можете остаться друзьями или знакомыми, но эта фаза ваших взаимоотношений завершена.

 

Даже если только вы сознательно усваиваете и ин­тегрируете воспоминания прошлой жизни, это ока­зывает влияние на обе стороны, будто вы оба дер­житесь за один резиновый шнур: стоит одному отпустить свой конец, второй тут же отпускает свой, причем ваше «отпускание» может воздействовать на участвующих в процессе людей двояко. Во-первых, они могут полностью очиститься от этого кармиче­ского сценария; во-вторых, у них сохранится потреб­ность его повторить, но уже не с вами. В любом случае вы оказываетесь вне игры. Если для своего учебного процесса им нужно повторить сценарий, они при­тянут кого-нибудь еще, кто сыграет вашу роль. Это может быть человек, с которым их связывают похо­жие кармические узы, или кармический дублер, то есть некто кармически подходящий для исполнения этой роли, но пришедший из другого «кармическо­го родства».

 

Хотя гипнотерапия, наверное, самый распростра­ненный сегодня метод для исследования предыдущих жизней, эффект поля можно вызвать любой терапев­тической или духовной практикой, достаточно силь­ной, чтобы достичь такого глубокого уровня сознания. Речь идет о юнгианской терапии, медитации и различ­ных формах эмпирической психотерапии.

 

К примеру, Станислав Гроф более тридцати лет раз­рабатывал очень действенные формы эмпирической психотерапии, сочетающей целый ряд техник, вызы­вающих исключительно глубокие вмешательства. Хотя подход Грофа не ориентирован на воспомина­ния прошлых жизней, он иногда провоцирует яркие переживания из более ранних исторических эпох, ко­торые сами пациенты истолковывают как пришедшие из предыдущих жизней. Часто они узнают опреде­ленных людей настоящей жизни, являющихся кармическими потомками героев драмы предыду­щих жизней4.

---------------------

4 Смотрите, например, случай Тани, приведенный в главе 2.

 

Доктор Гроф пишет, что когда это про­исходит, нынешние межличностные проблемы и конфликты нередко осознаются или истолковывают­ся, как производные от разрушительных (деструк­тивных) кармических моделей. Воскрешение и раз­решение кармических воспоминаний обычно ассоциируется (для субъекта) с ощущением полно­го избавления, свободы от тягостных кармических уз и чувства всепоглощающего блаженства и окон­чательной завершенности5.

---------------------

5 «За пределами мозга», с. 47. Смотри также «Путь самопознания», с. 84-93.

 

Еще более ошеломляющее воздействие оказывают такие интрапсихические вмешательства на другую вовлеченную в процесс сторону. Гроф рассказывает, что многие субъекты, воскресившие и осознавшие кармическую модель, во время сеанса чувствовали, что их партнер в настоящей жизни тоже каким-то образом оказывался задействованным в этом процес­се и ощутил такое же освобождение. Поскольку чело­век, о котором шла речь, иногда находился за сотни миль от места событий и не подозревал о деятельно­сти пациента в это время, Гроф не сделал никаких предположений насчет того, как такое возможно, и предпочел вообще не обсуждать подобные явления. Позже, однако, он был вынужден изменить свое мнение. Он пишет:

 

«Когда мой ум стал достаточно открытым и я по­пытался проверить подлинность этих заявлений, то к великому удивлению обнаружил, что они нередко были точны. Я выяснил, что во многих случаях люди, на ко­торых как на действующих лиц кармических моделей указывали пациенты, в то же самое время ощущали впечатляющий сдвиг в отношениях в направлении, предсказанном моделью прошлой инкарнации. Транс­формация происходила таким образом, что ее нельзя объяснить линейной причинностью. Люди, участвовав­шие в процессе, часто находились за сотни и тысячи миль от места событий, ничего не знали о пережива­ниях субъекта, и изменения в них произошли в резуль­тате совершенно не зависимого от данной ситуации развития событий. Совпадение таких синхронизаций по времени поражало: иногда события разделяли бук­вально несколько минут6. Когда терапевтическое очи­щение особенно глубоко и сильно, наша паутина от­кликается на него почти немедленно, делая эффект поля легко различимым.

---------------------

6 «Путь самопознания», с. 90. Далее Гроф замечает: «Эта сторона опыта прошлой жизни, предполагающая нелокальные связи во Вселенной, по-видимому, имеет некоторое сходство с феноменом, описанным теоремой Белла в современной физике».

 

Эффект поля может быть также вызван целым рядом психотерапевтических вмешательств, отлич­ных от тех, которые имеют дело только с предыду­щими жизнями. В особо глубоких состояниях созна­ния, достигаемых с помощью инновационных техник Грофа, его пациенты регулярно проходят через ши­рокий спектр трансперсональных явлений, не имею­щих никакого отношения к прошлым жизням и все же вызывающих эффект поля7.

---------------------

7 Трансперсональные состояния сознания — это такие состояния, в которых личная идентичность выходит за свои пределы, то есть ста­новится трансцендентной. Термин «трансперсональный феномен» от­носится к явлениям» которые можно пережить в трансперсональном состоянии сознания. Хотя каждый достигает этого феномена через персональное сознание, сам феномен трансперсонален и имеет мало общего с данной личностью или историей.

 

Они могут включать в себя встречи с юнгианскими архетипами, пережи­вание мифологических тем, а также общих элемен­тов из различных мировых культур. Например, если во время терапевтического сеанса субъект вовлечен в определенный архетип, такой как Анима, или Анимус, то идеальные представители этого архетипа имеют тенденцию появляться в повседневной жизни па­циента. Если же субъект вовлечен в темы коллектив­ного бессознательного, имеющие отношение к опре­деленной культуре, то и в настоящей жизни это сопровождается «ошеломляющим наплывом элемен­тов, представляющих определенную географическую и культурную сферу». Это может быть неожиданное появление в жизни субъекта представителей опре­деленной этнической группы, получение письма от них, приглашение посетить эту страну или получе­ние в подарок книги о ней. Когда субъект завершает конкретную фазу работы и темы специфической культуры исчезают из его сеансов, тут же прекра­щается и синхронизация8.

---------------------

8 См. книгу Станислава Грофа «За пределами мозга», с. 44-48.

 

Если мы погружены в воспоминания предыдущих жизней, то часто не можем определить, являются ли люди, выходящие на авансцену нашей жизни, под­линными инкарнациями нашего предыдущего кармического партнера или это его кармический дуб­лер. Впрочем, для окончательного анализа это не имеет большого значения. Если настоящего карми­ческого партнера во время этой работы поблизости нет или он по какой-то причине недоступен, кто-то другой, притянутый к нам высвобожденной энерги­ей, которая воздействует на паутину в результате при­влечения прошлого, может выдвинуться вперед. Если это дублер, то наши отношения с ним будут зеркаль­но отражать первичные кармические отношения. Когда такое происходит, карма дублера дает право ему (ей) войти в нашу жизнь в этом определенном качестве. Притяжение всегда взаимно. Кого бы мы ни обнаружили в своей паутине в любой момент време­ни, этот человек здесь не случайно.

 

Эффект поля приведет к тому, что, в какие бы про­блемы нашей психики мы ни были погружены, они обязательно отразятся на обстоятельствах внешней жизни. Если проблема заключается в романтической привязанности из предыдущей жизни, паутина мо­жет вынудить нас вновь поддаться романтическим чувствам. Или, допустим, я помог кому-то, этот чело­век попал в зависимость от меня, и эта зависимость теперь возвратилась, преследуя нас обоих. А может быть, кто-то давным-давно меня обидел, и теперь его потомок или дублер чувствует передо мной страш­ную вину, сам не зная почему. Какой бы ни была кон­кретная кармическая связь, когда этот узел вновь по­является в нашей жизни, у нас всегда есть выбор: перепрыгнуть на другой круг петли или высвободить эти отношения.

 

Не вся карма, циркулирующая через наши жизни, неблагоприятна. Многие кармические сценарии, ко­торые в состоянии обеспечить нам эффект поля, мо­гут быть вполне привлекательными. Но считаем ли мы ее положительной или отрицательной, карма — это просто карма. Конечно, нет двух типов кармы. Карма есть карма, то есть причины и следствия. Если одна карма кажется нам более обременительной, а другая менее, это земные мерки, взгляд из долины. С духовной точки зрения вся карма ведет нас к буду­щим долинам, а долины — не истинный наш дом, не то место, где мы испытаем величайшее блаженство. Следовательно, даже если кармические дары оказы­ваются сладкими, нам нужен хороший совет, чтобы тщательно взвесить все возможные выборы, прежде чем действовать.

 

К сожалению, восточные духовные традиции часто предлагают отказаться от всех желаний и таким обра­зом разорвать кармические путы, чтобы как можно скорее вернуться в духовный мир. Поскольку немно­гие из нас могут представить свои жизни полностью свободными от желаний, мы склонны воспринимать эти философии как нереальные или совсем нам не под­ходящие. Хотя некоторые восточные учителя действительно придерживаются такого трудного пути, более подробное изучение этих религий показывает, что они терпимее и не столь суровы. Эти философии просто рекомендуют осознать, что следует за усилением наших желаний, а затем в пределах возможностей делать со­знательный выбор. Мы всегда выбираем освобожде­ние от одних желаний, упорно держась за другие, и это наше право — мы вольны поступать именно так. Но как только мы поймем, что привязка к кармиче­ским петлям ведет нас в еще одну долину нового рож­дения, мне кажется, мы будем выбирать более осмот­рительно.

 

Когда мы узнаем, как действуют карма и возрож­дение, мы, несомненно, накопим много желаний и за­вяжем множество отношений с другими людьми. Чем больше таких сплетений, приятных и неприятных, мы сможем разрешить сейчас, тем быстрее реализуем свой духовный потенциал. Понимая это, мы, возмож­но, захотим быстрее отказаться от круга новых при­вязанностей, возникающих в нашей жизни, или, на­оборот, замедлить движение. Это полностью зависит от нас. Нет никакого императива извне, есть только собственное желание духовного экстаза.

 

Если мы отказываемся от привлекательного кар­мического сценария, то делаем это не из равнодушия, но из сострадания. Это очень важное отличие. Мы ни­когда не отступаемся от человека — мы отходим от кармы, петли, которую она предлагает нам. Уклоняясь от чьего-то приглашения к определенному «танцу», мы отвергаем не его, но круг эмоций, привязываю­щий нас к этому «танцу». В конце концов самый боль­шой дар, который мы можем с кем-то разделить, — это свобода, и мы можем принести другим этот дар, если выбрали его для себя. Это и есть величайшее со­страдание.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...