Карма, медитация и всеобщая любовь
Хотя существуют два момента, когда мы можем вмешиваться в наши кармические петли, эффект поля показывает, что на практике они часто переплетены. Внутренние начинания часто вызывают изменения в нашем внешнем мире, а изменения во внешнем откликаются во внутренних процессах. Тем не менее можно использовать эти две точки вмешательства, чтобы понаблюдать, как различные духовные практики внедряются в разные точки кармической петли. Я бы хотел связать это рассуждение с религиозной комплементарностью, о которой говорил в конце шестой главы, где речь шла о христианстве. Тогда мы предположили, что самый плодотворный путь изучения различных религиозных традиций — рассматривать их как (1) утверждающие основные понятия в разных формулировках и (2) утверждающие уникальные понятия, дополняющие друг друга. Кармические петли дают нам возможность наглядно продемонстрировать такую взаимодополняемость.
Хотя это и прозвучит упрощенно, определенные медитативные практики, которые обычно связывают с восточными религиями, вмешиваются в ментальную сторону кармического цикла, в то время как христианский моральный императив агапической (т. е. всеобщей. — Прим. перев.) любви — в физическую.
Повторяю, такое противопоставление является упрощенным взглядом на проблему, поскольку и восточные, и западные религии учат практикам, которые вмешиваются в обе стороны цикла. Тем не менее подобное сравнение может быть поучительным. Представив, что медитация и агапическая любовь — дополняющие друг друга способы вмешательства в кармические циклы, нам удается лучше понять целое, чьими частями являются обе религии.
Есть много разнообразных медитационных техник, и каждая воздействует на сознание по-своему. Целый ряд таких техник разработан для очищения нашей системы от кармы путем фокусирования сознания на постоянно изменяющемся настоящем моменте. В буддизме такая форма медитации называется випассана, или медитация «проникновения»9.
--------------------- 9 Многие священные традиции учат видам медитации, функционально эквивалентным практике випассаны. Так что рассматриваемое здесь сравнение на самом деле шире, чем просто сравнение между буддизмом и христианством.
Ключ к практике випассаны — культивирование сфокусированного, но одновременно открытого неосуждающего сознания. После того как медитирующий научится успокаивать ум и утихомиривать его фоновую «болтовню», он учится просто наблюдать свое сознание от мгновения к мгновению. В сознание разрешается входить всему, но ничему не позволяется там задерживаться. Техники учат открытости всему, что выходит на поверхность из глубин психики, и развивают способность не задерживаться в этом, то есть быть открытым тому, что появляется, но не взаимодействовать с ним. Это называется открытым вниманием, или нереагирующим осознанием. Как только что-то входит в пустое поле нашего сознания, мы принимаем его, но тут же мягко выталкиваем вон. Это не подавление, так как подавить — значит не дать чему-то возникнуть. Здесь же все принимается, просто вы в это не вовлекаетесь10. --------------------- 10 Подробнее об этих медитативных практиках можно прочитать в книгах Ньянапоники Теры «Сердце буддистской медитации», Джозефа Голдстейна «Опыт проникновения», Стмвена Левайна «Постепенное осознание». О сравнении различных медитативных техник см.: Дэниел Гоулмэн «Медитативный разум».
Если ежедневно в течение определенного времени уходить в себя и фокусировать внимание на настоящем, не взаимодействуя с ним, то можно почувствовать, как начинается очищение от накопленных ментальных токсинов. Каждую минуту взаимодействия с миром наш мозг принимает то или иное переживание и откладывает его. Не все принимаемое полезно для него, и в медитации мы можем наблюдать, как мозг выводит вредные элементы и восстанавливает гармоничное равновесие системы. Если мы поддерживаем эту практику в течение многих лет, сочетая ежедневную медитацию с периодическим интенсивным медитационным уединением, токсины извлекаются из все более и более глубоких недр психики. Сначала выходят стрессы из настоящего, за ними — накопившиеся в прошлом году, в позапрошлом и т. д. В конце концов на поверхность выходят травмы и яды, отложенные с детских лет. Иногда это сопровождается неким познавательным содержанием, что позволяет точно разместить их в нашем прошлом, иногда нет. Мы можем просто переживать сильные эмоции, не понимая, из какого периода жизни они пришли. Кроме того, поскольку все наши действия заставляют сознание обращаться внутрь и беспристрастно регистрировать все, что оно видит, мы понимаем, что все происходящее исходит только от нас.
Постепенно очищение проникает так глубоко, что начинают появляться фрагменты наших прошлых жизней. Иногда эти переживания настолько целостны, что мы можем по ним установить исторические условия, а иногда столь отрывочны и фрагментарны, что мы не в состоянии это сделать. Порой мы сталкиваемся с переживаниями, которые не относятся к нашей настоящей жизни. Во время таких периодов интенсивного очищения может быть задействован эффект поля. Чаще всего это бывает, когда выходящие на поверхность элементы составляют основные темы настоящего кармического сценария.
Процесс очищения во время випассаны в некотором роде схож с очищением, происходящим в терапии прошлой жизни. Хотя методы для получения доступа к архивам нашего сознания различные, все они открывают карму предыдущих жизненных циклов. Кармический цикл прерывается на ментальной стороне петли обратной связи, и карма «сжигается». Постепенно энергетическое поле становится чище. Мало-помалу открывается наша трансцендентная природа, периодически втягивая нас в свой космос, давая возможность взглянуть на то, что ожидает нас по завершении очистительного процесса11.
--------------------- 11 По мере развития процесса очищения это становится более проблематичным. К концу процесса всплывающие на поверхность фрагменты, особенно темные и примитивные, безжалостно атакуют остатки нашей привязанности к своей эго-индивидуальности. Полностью раскрыв свою трансцендентную природу, мы должны прорваться через иллюзии, окружающие индивидуальность, которую мы приняли в этом и других своих рождениях. В «Вишудхимаге», важном буддистском тексте по медитации, эта особо грудная ступень практики называется Стадия Более Полного Осознания. Христианской мистической традиции тоже известны эти темные переживания. Святой Хуан де ла Крус (Иоанн Креста), испанский католический мистик, живший в XVI веке, описал их в «Темной ночи души», а Тереса де Хесус (Авильская) — в своем житии. Эти описания очень похожи на то, что мы находим в «Вишудхимаге». Более полно подобные параллели проводятся в книгах Медоус и Каллигэн (1937) и Баха (1981, 1985, 1991). Дэниел Гулмэн в книге «Медитативный разум» рассматривает «Вишудхимагу» в свете современной психологии и медитационных исследований.
Хотя христианство всегда имело собственные медитативные традиции, они по большей части представляют собой течения, находящиеся вне основного направления этой религии, которая всегда выделяла другую форму духовной практики — агапическую, или всеобщую любовь, охватывающую всех людей как равных членов человеческой семьи. В соответствии с ней мы должны относиться к другим, основываясь не на том, как они относятся к нам, а на более высокой морали, не только относиться ко всем как к равным, но и отражать Божью любовь к ним. Поэтому мы должны прощать и любить даже своих врагов, тех, кто причиняет нам вред, должны заботиться о вдовах и сиротах, то есть о тех, о ком некому больше позаботиться. Так мы проявляем свое принятие Бога как источник своих жизней и Иисуса, показавшего нам своей жертвенной любовью истинную божественную природу.
Следовать этой морали — значит вызывать эффект интенсивного вмешательства в физическую сторону нашего кармического цикла. Практикуя такую любовь, мы нейтрализуем кармические петли, с которыми сталкиваемся изо дня в день. Отказываясь воздать добром людям, поступившим с нами жестоко, несправедливо, использующим нас в своих целях, манипулирующим нами и т. д., мы отказываемся ослабить негативный кармический цикл. Если же мы отвечаем на зло добром, состраданием и прощением, это вселяет в нас уверенность, что любовь — конечная сила во Вселенной. Если мы укрепляем состояние прощения и любви в ежедневных молитвах, то можем «растворить» и негативную карму.
Прощение — могущественное средство высвобождения кармы из нашей жизни. Простить по-настоящему — обрести великую силу и контроль над своей судьбой. Возможно, по этой причине прощение — универсальная тема во всех мировых религиях: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим», «Не судите, да не судимы будете». На всех континентах повторяется: «Прощайте, и вам даруется прощение». Часто то, что надо простить другим, — это те самые грехи, которые надо осознать в себе. Значит, и здесь действует эффект поля.
Ряд религиозных практик может вызвать эффект поля, когда мы даже не осознаем это, например, определенные виды молитв. Молясь о прощении, об избавлении от какого-то порока или пытаясь утвердить в себе положительные черты посредством позитивных установок, мы можем в скором времени обнаружить рядом человека, который будет обременять нас тем же пороком, что мы стараемся искоренить в себе. Если мы не сумеем сопоставить происходящее, то можем потерпеть неудачу, закрывая для себя ту возможность, которая уже приоткрылась нам. Появление возле нас этого человека давало нам шанс реализовать внутреннюю потребность и простить другим людях порок, от которого страдаем сами. Прощая кого-то, причинившего нам вред тем же способом, каким мы в свое время причинили страдание кому-то еще, мы разрешаем часть кармы и выводим ее из нашей системы. Если же мы не распространяем на других то прощение, какое ищем для себя, то это верный путь в тупик. Действующий здесь духовный механизм весьма тонкий, но исключительно простой. Чтобы получить прощение, мы должны сами даровать его. Требование взаимовозврата настоятельно и педантично. Равновесие, на котором настаивает Вселенная, безжалостно. Ее милосердие в том, что она никогда не отказывается от нас. Она будет продолжать свои уроки, пока мы не постигнем их и не подчинимся космическому процессу, частью которого являемся, Сделав это, за всей болью, причиненной нам другими, мы ощутим исключительную доброту и благожелательность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|