Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Визуализация структуры.




Любая информация, которая воспринимается нами, имеет свою логическую структуру. Примером такой «скрытой структуры» является, например, нумерованный список перечислений. Или словесная запись алгоритма. Или табличное представление данных. Если такая структура встречается в тексте, она обязательно должна быть выделена из общего массива информации и донесена до читателя. В тексте эта структура выделяется нумерованными и ненумерованными списками. Использование в тексте слов: «во-первых», «во-вторых» и т.п. лучше избегать. При написании текста программы разные ее структурные элементы выделяются смещением текста программы, рисования блок-схем и т.п. Вообще невербальные методы выделения информации (включая текстовые заголовки, отбивки текста и т.п.) более информативны, чем вербальные. Отчасти это подтверждается тем, что программы распознавания текста (так называемые программы OCR) хорошо распознают текст, но практически не воспроизводят форматирование документов.

Визуализация образности.

Как уже отмечалось выше, ритмическая основа и структура текста воздействует не только на левое (логическое и вербальное) полушарие мозга, но также позволяют передавать невербальную информацию (как бы подтекст слов). Примером невербальной информации может служить ритмическое изменение интонации лектора, включение в перечисление фактов примеры из собственной жизни, выделение шрифтом и полями заголовков в статье, умелое использование иллюстраций и графических схем. Все это придает «образность» информации, позволяет включить в ее запоминание правое полушарие мозга (ответственное за пространственное и образное мышление). Согласитесь, что запоминать информацию легче обоими полушариями мозга, чем одним.

Резюме.

Все вышесказанное подводит Вас к тому, чтобы сделать неизбежный вывод - простой линейный конспект не является лучшим средством для запоминания и обработки информации. Вследствие этого в начале XX века для обозначения мыслительных процессов стали использовать термин «гештальт», о котором пойдет речь ниже.

E.1.2. Гештальт.

Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) означает целостность протекающих в мозгу психических процессов, таких как восприятие мира, память и т.п. Это понятие в психологию ввёл Г. фон Эренфельс, считающийся одним из основателей гештальтпсихологии в Германии. Этот термин означает, что все протекающие в сознании процессы, во-первых, целостны, то есть затрагивают все участки мозга (то есть оба его полушария), во-вторых, трехмерны, то есть информация распространяется по участкам мозга самым непредсказуемым путем. Получается, что, запоминая какой-нибудь факт, мы идем не путем линейного конспекта (одномерный процесс), и даже не путем иерархического конспекта или простой диаграммы (двумерный процесс). Нет, мы охватываем предмет с разных сторон, при запоминании у нас возникают наводящие мысли, что даже трехмерного пространства нам становится мало.

Целостное восприятие.

Как практически любой процесс в психической деятельности человека, процесс запоминания и воспроизведения текста (а также любого вида творчества, не только литературного) происходит не в отдельном участке (центре) головного мозга. Этот процесс захватывает целиком весь мозг, вызывая возбуждение одних участков и торможение других. Если бы мы могли наблюдать процесс запоминания в цвете, мы бы увидели, что после возбуждения одних участков мозга, ответственных за восприятие текста (зрительный и речевой центры), происходит процесс «размножения» этого возбуждения, которое переходит на другие участки мозга, все более удаляясь от первичных центров возбуждения. Во время этого процесса происходит обработка сообщения, появление устойчивых ассоциаций в мозгу (в искусственном интеллекте это называется заполнением и упорядочением базы знаний). В том случае, когда нам необходимо воспроизвести запомненное, в процессе «вспоминания» очаги возбуждения пройдут тот же путь, что и при запоминании. Точность воспроизведения зависит как от «точности» прохождения этих участков возбуждения, а объем воспроизведения зависит от того, как много участков мозга было задействовано при запоминании.

Из этого описания ясно, что для лучшего запоминания:

  • необходимо получить больше информации о предмете;
  • при запоминании необходимо использовать одновременно зрительную, слуховую и моторную память;
  • наряду с вербальной (словесной) информацией необходимо получить и запомнить невербальную (не словесную, а образную) информацию;
  • учиться и запоминать информацию лучше всего сразу обоими полушариями мозга. Конкретная реализация этих процессов человек должен подобрать сам;
  • при описании конкретных действий, конкретных предметов необходимо представить, как они могут располагаться в пространстве;
  • при построении схем нужно учитывать радиальное мышление.

Радиальное мышление.

Благодаря тому, что процессы в мозгу целостны и распространяются по всем его областям, становится понятен принцип радиального мышления. Возбуждая разные участки мозга, мы задействуем его «трехмерную» структуру, что позволяет нам создавать ассоциации, казалось бы, с разными понятиями. Эта трехмерная структура входит в противоречие с представлением информации в виде конспекта. У нас могут возникнуть самые разные ассоциации, напрямую не связанные с изучаемым предметом. Например, у автора при произнесении слова «мед» возникают ассоциации не только со словами «сорта меда» (липовый, цветочный, гречишный), что вполне логично, и не только со словом «пчела», что тоже вполне ожидаемо. Кроме этих ассоциаций у автора возникают ассоциации со словом «деревня» (где находятся пасеки), своим дедушкой (он был у меня пчеловодом), а также процессом перекрестного опыления. Как видим, эти ассоциации невозможно записать в классическом конспекте и затруднительно - в двумерной схеме. Получается, что при запоминании ассоциаций с изучаемым предметом от центрального термина расходятся в разные стороны различные сущности, связанные с предметом изучения, на производные от этих дочерних сущностей сущности и так далее. Сущности и ассоциации «расползаются» от центрального предмета. И чем больше таких ассоциаций, тем прочнее запоминается данный предмет или понятие. Так же, как Вы, чтобы запомнить какой-либо механизм, обходите его со всех сторон, трогаете руками и пробуете его в действии, ассоциации с понятием «разбегаются» от него «во все стороны», что позволяет больше узнать о понятии и лучше удержать его в памяти.

Идея Тони Бьюзена.

Рассмотрев все изложенное выше, американец Тони Бьюзен придумал новый способ записи информации - интеллект-карты, которые послужили основой для креативного датамайнинга. Если классический или иерархический конспект плохо подходит для записи и запоминания текста, не способен сам по себе генерировать новые мысли, непригоден для «мозгового штурма», почему бы не разработать новый способ записи информации, избавленный от недостатков конспекта, позволяющий полностью задействовать идею гештальта и радиального мышления, и при этом быть простым в работе и обучении. Сказано - сделано. И вот в руках у бизнесменов, датамайнингистов, людей творческих профессий появился такой инструмент для работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...