Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнейшее славянское письмо – на Крите?




Трибуна смелых гипотез

«Техника – молодёжи» 1991 – №? – с. 56-60.

OCR и редакция в рамках проекта «Погреб»: Антон Лапудев

 

Непрочитанные древние тексты в равной степени будоражат умы и дилетантов и специалистов. Соревнование между ними идёт; с переменным успехом. Пример – расшифровка письма майя...

Фестский диск (небольшой кружок обожженной глины с нанесенными на обеих сторонах иероглифами-рисунками) – единственный дошедший до нас памятник письменности крито-микенской культуры. Именно Крит некоторые ученые отождествляют с легендарной Атлантидой.

Предлагаем вниманию читателей две попытки расшифровки Фестского диска. Какая вернее? Ученые по этому поводу высказались вполне определенно. Но в науке говорят, что и отрицательный результат – результат...

Геннадий ГРИНЕВИЧ, геолог

Племя рыси с острова Крит

 

Фестский диск

Множество легенд сложили древние греки о Крите – колыбели античных средиземноморских цивилизаций. Именно сюда доставил Зевс, принявший образ быка, похищенную им красавицу Европу. Их сын Минос якобы и стал первым правителем острова, достигшего вскоре невиданного расцвета. Здесь жил и творил великий Дедал – изобретатель, архитектор и скульптор. Он строил для знати великолепные дворцы. А для себя и сына соорудил крылья – первые в мире летательные аппараты тяжелее воздуха...

Но лишь в начале XX века предания о когда-то могущественном государстве перестали считать сказками. Археологи раскопали многое из того, о чем подробно рассказывали древние источники. Так, например, были открыты развалины Лабиринта. Того самого, который построил Дедал и в центре которого согласно легенде обитал кровожадный бык царя Миноса – Минотавр.

И все же мы знаем о древних жителях Крита недопустимо мало. Нам неизвестно: кто они? Откуда и когда пришли на остров. Именно поэтому ученых так заинтересовал небольшой глиняный диск, найденный при раскопках дворца в городе Фесте. Находку с обеих сторон покрывала причудливая, идущая по спирали надпись. Каждый знак был аккуратно отштампован. Древнейший печатный текст на Земле! Историки датировали его 1700 годом до нашей эры.

Вот уже 80 лет бьются специалисты над расшифровкой текста Фестского диска. Но безуспешно...

Алекановская надпись

Перенесемся теперь на несколько тысяч километров на север. В 1897 году известным русским археологом В. А. Городцовым близ Рязани у села Алеканова была сделана другая замечательная находка. Из захоронения IX века н. э. извлекли горшок с надписью, выполненной доселе неизвестным науке письмом. Гончарное изделие было местного производства. Следовательно, надпись нанесена славянином. Но ведь ранее считалось, что у славян до контактов с Византией не было собственной письменности, что на Русь она пришла лишь одновременно с христианством. В научной литературе надпись отнесли к типу «черт и резов».

Текст, выполненный на древнерусском языке, озвучен автором этих строк (методику дешифровки см. ниже). Письмо оказалось слоговым. Каждый знак обозначал не отдельный звук, что имеет место в привычном для нас буквенном алфавите, а целый слог.

Мы теперь знаем, что надпись на горшке из Алеканова содержит практический, житейский совет хозяйке: НАДОБЕ ЗАКРЫТЬ В ЧЕЛО ВСАДИВ – «Надо закрыть, в чело посадив» («чело» – наружное отверстие русской печи).

С тех пор в разных уголках России и в других славянских землях нашли немало образчиков древней письменности. (Раньше подобные знаки на домашней утвари объясняли как клейма мастера, магические символы и т. п.) На грузиках Троицкого городища (верховья Москвы-реки) указан их вес: «ВЕС 4 ЛОТА» (лот – древняя русская мера веса = 12,797 г), «ВЕС 4 УНИКИ» (унция = 25,6 г).

В старину на веретено надевали керамическое или каменное колечко-пряслице (решек). Пряли, собравшись в одной избе, и при разборе веретен и пряслиц из общей кучи каждая пряха стремилась найти инструмент, с которым привыкла работать, и потому пряслица старались метить «ВЕРЬТАТЕ КАШЕВИ». «Возвратите Кашеве», – просит пряха по кличке Кашева (видимо, от слова «каша»), жившая когда-то в Старой Рязани. На пряслице из Гродно написано, чье оно: «РЕШЕК ДИНОЧИ» – (женское имя Дина). Пряха из Лецкан уместила на пряслице целых две строки: «СОСЕДИ МОИ. РЕШЕК ЦЕ ВОЗЬНЕ СОЛИ» (Соля – древнее русское женское имя).

Перечисленные выше надписи датируются IV – XI вв. н.э. Самая ранняя среди них надпись на пряслице из Лецкан – 348 год н.э. То обстоятельство, что наиболее древняя на сегодняшний день надпись, исполненная письмом типа «черт и резов», сделана обыкновенной деревенской пряхой – наводило на мысль о еще более почтенном возрасте славянской письменности. Но где ее истоки? Как приблизиться к ним?

Древнейшее славянское письмо – на Крите?

При сопоставлении письменности типа «черт и резов» с кириллицей было выявлено одиннадцать знаков, идентичных в графическом отношении. Все это буквы греческого алфавита. Стало быть, можно говорить о родстве двух письменностей: греческой и «черт и резов». Но кто старше из этих двух «родственников»? Ответить нетрудно. Буквенное письмо (каким является греческое) представляет собой более высокую ступень развития письменности, нежели слоговое. Следовательно, именно греческое могло образоваться из письма типа «черт и резов», но никак не наоборот. Однако мы знаем, что греческое письмо ведет начало от финикийского, которое по сложной цепочке приводит нас... к Криту. Что ж, давайте вернемся на южный остров. Может быть, «черты и резы», столь милые нашим предкам, помогут прочитать Фестский диск? По-моему, почти все знаки критских надписей в графическом отношении идентичны знакам письменности типа «черт и резов». Стоило присвоить им фонетические значения последних... и полилась славянская речь. Ниже привожу прочитанные мной надписи Фестского диска в переводе на современный русский язык:

Сторона А:

Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что вам послал бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место – волю.

Живы еще чада Ее, ведая чьи они в этом мире.

Сторона Б:

Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом – забудем, кто есть мы. Где вы побудете, чада будут, нивы будут, хорошая жизнь – забудем, кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем, кто есть. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее. Ни однажды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас. Не есть еще, будем Ее мы». Итак, славянское племя рысичей вынуждено оставить свою родину. Новую родину оно обрело на Крите.

Название «рысичи» скорее всего связано с принадлежностью к племени Рыси (тотем наших пращуров – Рысь), и это свидетельствует о том, что на Крит наши предки пришли с севера, надо полагать, из Поднепровья. Именно там следует искать истоки письменности типа «черт и резов»...

В начале III тысячелетия до н.э. в Нижнем Поднепровье-Подунавье сложилось крупное (славяноязычное, как считают некоторые историки) этническое единство, создавшее так называемую трипольскую культуру. Трипольцы по уровню развития значительно опережали своих соседей; имели они и письменность. Пространных текстов (и даже отдельных трипольских надписей) пока не найдено, но метки, графически идентичные знакам письменности типа «черт и резов», имеют место на обломках трипольской керамики. Это вполне серьезное основание для того, чтобы считать, что славянская письменность зародилась в триполье около 5 тыс. лет тому назад.

Теперь поставим закономерный вопрос: чем объяснить огромный разрыв во времени между трипольской культурой и родственными ей по духу славянскими культурами Приднепровья? Ответ может быть лишь один. Пращуры славян надолго покинули свою землю-Время исхода трипольцев согласуется со временем появления на Балканах, в Греции, на островах Эгейского моря, в том числе и на Крите, пеласгов (рысичей?). Именно с пеласгами историки связывают расцвет и могущество Критской державы. Пеласгом был и автор текста Фестского диска, поведавший нам о трагедии, постигшей его племя.

МЕТОДИКА ДЕШИФРОВКИ

Процесс дешифровки текстов разбивается на несколько последовательных этапов.

Прежде всего (формальный анализ) необходимо определить тип письменности – иероглифический, слоговой, буквенный; получить представление о строе письма, установить направление чтения.

Второй этап – так называемый эпиграфический анализ. Выявляются различные варианты написания одних и тех же знаков.

Третий этап – озвучивание (огласовка), после чего можно уже непосредственно приступать к чтению и толкованию текстов.

Проследим процесс дешифровки на примере письменности «черт и резов» (Г. Гриневич предположил, что надписи этого типа были выполнены на древнеславянском языке. – Ред.).

Формальный анализ. В работе было использовано около 150 надписей с общим объемом текста свыше 2,5 тыс. знаков, среди них 126 разных. Такое количество чересчур велико для буквенной письменности, однако явно недостаточно для иероглифического письма. Это позволило автору расшифровки заключить, что он имеет дело со слоговой письменностью.

О слоговом типе письма говорит и обнаруженный в ряде надписей особый знак – косой штрих, проставляемый в нижней части строки, наподобие запятой. В индийском слоговом письме деванагари аналогичный знак называли «вирамом». Он проставлялся в том случае, если нужно было показать, что слог, отмеченный предыдущим знаком, заканчивается на согласный звук.

Дело в том, что в письменности деванагари предусматривались знаки лишь для открытых слогов типа СГ (согласный+гласный звук) и Г (чистый гласный звук). Для того чтобы построить конструкцию ССГ (согласный+согласный+гласный звук), то есть сдвоить согласные, необходимо было прибегнуть к помощи «вирама», снимающего огласовку у впереди стоящего знака (СГ+»вирам»+СГ=ССГ).

Эпиграфический анализ. Все знаки были разбиты на группы: рисуночные (10 знаков) и линейные. Последние были разделены на 13 эпиграфических рядов, которые составляли схожие по написанию слоговые элементы. Очевидно, они обозначали слоги типа СГ с одним и тем же согласным звуком, но разными гласными. Озвучив один знак ряда, можно получить значения всех остальных (без огласовки).

Озвучивание знаков. Сначала был использован так называемый этимологический метод. Он чрезвычайно прост. Знакам нерасшифрованной письменности, идентичным в графическом отношении знакам известной письменности, присваивается звучание последних. Сопоставив «черты и резы» с известными славянскими азбуками (кириллицей и глаголицей), было выявлено 23 знака, совпадающих по форме. Определилось звучание (без огласовки) 12 эпиграфических рядов.

Далее автор прибегнул к методу акрофонии. Суть его в том (он применим для рисуночных знаков), что для озвучивания знака выбирается первый слог слова, обозначающего изображенный на рисунке предмет. Таким образом удалось «распознать» КОпье, ЧЕловека, СОхатого, ВЕпря, ЛОшадь, ЗАйца, СОколв, САбаку.

Количества озвученных знаков оказалось достаточно для того, чтобы начать расшифровку надписей. В процессе работы число озвученных знаков постоянно увеличивалось. Так, например, надпись на шахматной фигурке читалась как; КОН(–) – второй слог шел без огласовки. Но ведь ясно, что слово – КОНЬ.

 

Лидия ЖУКОВСКАЯ,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...