Главный научный сотрудник Института русского языка АН СССР, доктор филологических наук
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Г. Гриневич полагает, что славяне создали критскую культуру. Таким образом, «они стояли у истоков европейской и мировой цивилизации» (цитирую работу на 255 машинописных страницах, поступившую ко мне на рецензию). Автор дважды обращался со своим открытием в Институт славяноведения и балканистики, трижды – в Институт русского языка АН СССР, в Институт истории АН СССР и в Московский государственный университет. Везде он получил отрицательные ответы. Я была одним из содокладчиков на заседании в Центральном доме ученых (под председательством академика Б. А. Рыбакова), на котором специалисты-древники дали негативную оценку работе Г. Гриневича по расшифровке надписей Фестского диска. Мнение этих специалистов я полностью разделяю. Как человек, имеющий отношение к разработке палеографии славянского письма, я не могу согласиться с авторами расшифровки, что несхожесть знаков Фестского диска, «черт и резов», ряда других надписей «является кажущейся». В своих расшифровках Г. Гриневич допускает ошибки, обнаруживает неосведомленность в истории славян и сравнительно-исторической грамматике славянских языков. Совершенно очевидно, что Г. Гриневич не внемлет голосу ученых – представителей разных гуманитарных специальностей.
Владимир МИХАЙЛОВ, журналист Диск говорит по-гречески Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. Иван Бунин Внушительны египетские обелиски, грандиозны пирамиды, великолепны храмы. В сравнении с ними глиняный диск из Феста выглядит ничтожеством. Но они родственники. Иероглифы – вот что роднит кружок из критской глины с массивными сооружениями фараонов. Нам приходится только гадать, почему критяне, соседи и партнеры Египта по торговле, позаимствовав у египтян идею рисуночного письма, не стали высекать иероглифы на мраморе и граните. Камень на Крите был, в конце концов его можно привезти с близлежащих островов, знали древние критяне и такой строительный материал, как гипс... Нет, ни одного иероглифа на стенах, колоннах дворцов, раскопанных древних критских городов не нашли ни первооткрыватель крито-микенской цивилизации английский археолог Артур Эванс, ни его продолжатели.
Певцы, идущие на праздник сбора урожая. Деталь сосуда крито-микенской культуры, найденного в городе Фесте. Так возник первый вопрос при знакомстве с диском и литературой о нем. Возможно, пришел я к выводу, что древний Крит не знал царей, деспотических правителей, которые были почти у всех народов. Потому и не нашли археологи в критской земле ни монументальных надписей о деяниях царей, ни их изваяний. Жрецы на Крите были, но перерасти им в единоличных и пожизненных правителей не давали какие-то общественные институты. А как же Гомер? Неужели он не прав, когда сообщает нам в «Одиссее», что был на Крите царь и звали его Минос? Диск относится к XVII веку до н.э. «Одиссея» создавалась, по предположению исследователей гомеровского эпоса, семь-девять веков спустя. До Гомера могло дойти не имя, а титул выборного правителя (или правителей). Полагаю, что таким титулом было слово «менос» – мощь, сила. Кстати, присутствует оно и на диске, но об этом ниже... Итак, пришлось отвергнуть версию о том, что на диске могут быть записи, относящиеся к царю, его деяниям или указам. Следующая гипотеза: на диске письменное сообщение. Возможно. Но ведь оно не написано «от руки». Напротив. При его изготовлении использовались печатки, штемпеля, которыми делали оттиски по мягкой глине. Сколько же миниатюрных рисунков-печаток надо было изготовить, чтобы снабдить всех адресатов? Хлопотно, нецелесообразно. Да и потерять легко небольшие палочки-штемпеля. Попробуй дай потом ответ на очередной запрос из «центра».
Вот он – кружок диаметром 15 – 16 сантиметров, свободно умещающийся на ладони. Изготовляли подобные изделия, очевидно, большим тиражом, если изобрели для оттисков рисунков на глине штемпеля. Крит, Крит... Чем же ты был примечателен среди других древних цивилизаций? Что поставило тебя в один ряд с Египтом, Ассирией, Вавилоном и другими государствами? Владычество на море. Тут не было тебе равных во втором тысячелетии до нашей эры. Сотни критских судов бороздили Средиземное море, доставляя в Египет, Финикию и другие страны амфоры, кубки и чаши, привозя взамен медную руду и слитки, ткани, краски. По свидетельству древних авторов (Фукидид и др.), критские суда доходили до Сицилии, Малой Азии. Как известно, наука судовождения требует навигационных знаний. Географические карты, солнечный компас, астролябия изобретены уже после исчезновения Критского государства. Единственным ориентиром в открытом море в ту эпоху было звездное небо. Не зная расположения созвездий, вряд ли отваживались мореплаватели отправляться в далекие путешествия. Каждому из критских судов, думал я, нужен был звездный путеводитель. А почему бы не быть им Фестскому диску? В таком случае нанесенные на него рисунки – это символические обозначения звезд и созвездий. Примерно так я рассуждал лет десять назад. Посмотрите на таблицу знаков Фестского диска. Там вы найдете астрономические обозначения Тельца (рис. 34), Овена (рис. 30), Льва (рис. 40), Козерога (рис. 16), Девы (рис. 6), Пегаса (рис. 28), Орла (рис. 31), Рыбы (рис. 33). Чтобы продолжить дешифровку, пришлось углубиться в греческую мифологию. Ведь шведский ученый М. Нильссон доказал, что культ большинства греческих богов был создан в крито-микенскую эпоху. Одно из древнейших сказаний – миф о Персее и Андромеде. Все действующие лица его нашлись на диске. Бегущий (летящий) к своей прикованной к скале возлюбленной Персей (рис. 1), Андромеда, отмеченная знаком «цепь» (рис. 13), Медуза Горгона, которой Персей отрубил голову (рис. 3), Кассиопея – мать Андромеды, женщина, дерзко сравнившая свою красоту с красотой богинь (рис. 10 – зеркало), за что боги и покарали ее, наслав на страну, которой правил ее муж царь Кефей (рис. 39 – трилистник, символ царской власти), чудовище, пожирающее людей (рис. 41 – кит).
Забегая вперед, скажу: в процессе дальнейшей работы выяснилось, что рис. 20 – Водолей, рис. 4 – Змееносец, рис. 25 – Корабль, рис. 27 – Тесей (позднее, уже на материковой Греции, он стал Гераклом), рис. 5 – Ворон, рис. 35 – Золотые яблоки Гесперид (позднее – созвездие Лира), рис. 2 – звезда Сириус (по-гречески Сейрос), рис. 38 – Полярная звезда, рис. 12 – Большая Медведица (Гомер называет ее и Колесницей, подчеркивая, что это старое название), рис. 45 – Млечный Путь, рис. 7 – грудь богини Деметры. Однако совокупность созвездий на диске совсем не была похожа на реальную карту звездного неба. Как ни печально, с астронавигационной гипотезой пришлось расстаться... Однажды, переписывая названия созвездий в том порядке, как они расположены на диске, я невзначай соединил два первых слога названий рядом стоящих созвездий Персея и Андромеды. Получилось ПЕАН! Так древние греки называли божество, отвращающее зло. Неужели на диске древнейшие греческие письмена? Пытаюсь из других названий созвездий составить слова – не получается. Что ж, надо глубже вникать в мифологию, искать богов, которым могли поклоняться критяне. И вот еще одна удача! Изображение женской груди (рис. 7) и рядом волнистые три линии (рис. 45) подсказали известный мифологический сюжет: богине Гере преподнесли младенца Геракла, рожденного от земной женщины, она оттолкнула его, и молоко разлилось по небу. Так, согласно легенде возник Млечный Путь. Но у критян в их пантеоне богов не было Геры, была Деметра. Следовательно, если на диске слоговое письмо, то рис. 7 – ДЕ. Рядом стоящий знак (три волнистые линии) – путь, дорога, по-гречески – ОДОС. Первого слога в слове нет, но есть гласный «о». Значит, ДЕ+О=ДЕО! И вспомнился гимн древнегреческого поэта Каллимаха о Деметре: «Девять дней по земле владычица Део скиталась...»
Теперь потянулась цепочка к Тесею. Не Геракл, а Тесей символически показан на рис. 26, в виде звериной шкуры. Следовательно, у нас в активе еще один слог – ТЕ. А где же Зевс – могучий, грозный, по легендам рожденный на критской земле, на горе Иде? Уж если есть на диске знак Деметры, то должен быть и знак ее супруга Зевса. Из мифов известно, что Зевс любил превращаться в орла. Имеется изображение этой птицы и на диске (рис. 31). Однако Орел не один, в когтях у него ноша. Предание гласит, что Зевс вознес на небо юношу Ганимеда, поручив ему быть своим виночерпием. Орел Зевса дает нам для дешифровки гласную (от древнегреческого Аэтос – Орел). Ганимед представлен на диске знаком «кувшин, водолей» (рис. 20), отсюда слог – ГА. Немало было у Зевса эпитетов – «высокогремящий», «громовержец». Рис. 26, по-видимому, означает молнию или язык пламени действующего вулкана. Пламенный, жаркий, громокипящий – по-гречески это Зесос. Поэтому, считаю, рис. 26 дает слог ЗЕ. Мы знаем созвездие Лиры. Полагают, в древности оно именовалось созвездием Золотых яблок Гесперид. Рисунок 35 и есть астрономический знак этого объекта. Скорее всего критяне называли его просто – яблоки (греческое «мелон» – яблоко). Получен еще один слог – МЕ. Итак, начнем дешифровку. Тем более что мы знаем звучание еще нескольких иероглифов рис. 34 – ТА (Таурус – Телец), рис. 40 – ЛЕ (Леон – Лев), рис. 12 – ГЕ (Гелике – Колесница), рис. 10 – КА (Кассиопея), рис. 39 – КЕ (Кефей), рис. 25 – НА (Наос – Корабль, возможно, легендарный Арго). Да, чуть было не забыл Полярную звезду. В древности у критян она называлась Феникой. Так звали нимфу, любимицу Зевса. Ее знак на диске озвучивается слогом ФЕ. Мужская голова с нимбом – это Сириус, по-гречески Сейрос, а слог знака – СЕ. Замечу, что в отличие от большинства ученых я читаю Фестский диск слева направо, то есть из центра спирали. Первое слово на лицевой стороне диска состоит из трех иероглифов – розетка (феникса), голова Медузы Горгоны и зеркало Кассиопеи. Читаем: «фегока». Перевод: возбуди, вдохнови, навостри, ускорь. Значений, как видим, много. Какое из них выбрать, увидим чуть позже. После слова «фегока» идет уже знакомый нам Пеан. Попробуем читать дальше. Снова слово «фегока» и за ним опять нечитаемое слово. А вот и знакомец, Пеан, но с приставкой «тесе». Что это – определитель, своеобразный детерминатив? Ищу в словарях. Пожалуй, подходит «хисе», «хиси» – знатный, быть, быть богом, быть святым. Что ж, Пеан вправе называться святым, ведь он спас Андромеду от кровожадного чудовища, спас в ее лице и весь народ Кефея.
Иду дальше по спирали, пропуская нечитаемые слова. И вот слово, которое заставляет вздрогнуть: ЗЕАГЕСЕ (знаки «молния», «орел», «колесница «Сириус»). Перевожу его: ЗЕА – полба (род пшеницы), ГЕСЕ – святая, святой. Хлеб! Так вот когда его уже называли святым – тридцать шесть веков назад. Дальше дешифровка пошла быстрее. Ведь только одного бога критян мог пробудить Пеан – бога подземного царства Радаманта, называемого также в некоторых античных источниках Радаметом. Итак, третье слово на этой стороне диска читается как Радамететегесе (позднее выяснил: надо читать Радомететегесе)». Второе ТЕ в этом слове, вероятно, падежное окончание. Полностью фраза из трех слов выглядит так: пробуди Пеан Радаманта, а далее снова – пробуди... Что можно пробудить – силу, мощь? Так и оказалось. Слово, начинающееся с иероглифа яблок Гесперид, звучит – «меносо», то есть сила, мощь. Не составило труда прочитать седьмое слово (колесница, молния, орел): ГЕ – поле, земля, ЗЕА – пшеница, хлеб, то есть «пшеничное поле». Посмотрите на вазу, найденную в городе Фесте, там же, где был обнаружен диск. Как самозабвенно поют сборщики урожая, воздавая хвалу богам за Хлеб, обещая им в награду щедрую жертву. Не поют ли они песню – молитву диска, не те ли слова произносятся в ней, что мною дешифрованы? Так выглядит знаменитый Фестский диск
ТЕКСТ ДИСКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|