О бодрствовании. (Мф. 24, 42-25, 46; Мк. 13, 34; Лк. 21, 34-38). Изображение Страшного суда. Предательство Иуды. (Мф. 26, 1-5; 14-16; Мк. 1, 1-2; 10, 11; Дк. 22, 1-6)
О бодрствовании (Мф. 24, 42-25, 46; Мк. 13, 34; Лк. 21, 34-38)
Иисус Христос призывает Своих последователей к постоянному бодрствованию. По этому поводу Он произносит три притчи. Притча о слугах и привратнике, ожидавших своего господина. Говоря о домохозяине, Господь имел в виду Себя, а слугами и привратниками называл Своих последователей. Перед отшествием из дома домохозяин назначил каждому слуге свое дело, а привратнику приказал бодрствовать. О времени его возвращения не было известно, поэтому «они должны были постоянно бодрствовать, чтобы не оказаться посрамленными. Таким отшествием стало Вознесение Господне, после которого Он оставил на земле верующих, которые должны достойно исполнять свои обязанности и постоянно быть готовыми к встрече Господа. Притча о мудрых и неразумных девах. Эта притча заимствована Спасителем из древних брачных обычаев. После предварительного сговора жених, одетый по-праздничному, в сопровождении друзей отправился в дом невесты, которая также в лучших одеждах, окруженная подругами, ожидала его прибытия. Происходила торжественная встреча жениха со светильниками. Затем невеста вместе с женихом и многочисленными участниками торжества переходила в дом будущего супруга, где совершался свадебный пир. Под женихом в притче подразумевается Иисус Христос, брак же ¾ это соединение с Hим верующих в будущей жизни. Девы ¾ это души верующих во Христа. Как мудрые, так и неразумные девы в ожидании пришествия жениха запаслись светильниками; причем мудрые в «отличие от неразумных имели в особых сосудах масло для светильников. Между тем, пришло назначенное время, жених же пришел лишь в полночь, когда его не ждали. Мудрые девы, имея в запасе масло, быстро исправили свои светильники, у неразумных же светильники погасли и им пришлось идти купить масла. После того, как жених пришел, двери дома закрылись и неразумные девы остались вне брачного чертога.
Христиане, подобно девам, имеют горящий светильник веры; но он может угаснуть, если христианин окажется неразумным и не запасется елеем добрых дел, то есть добродетелями, с помощью которых стяжается спасительная Христова благодать, делающая душу всегда горящей любовью к Богу и ближнему. Поэтому Господь примером мудрых дев призывает Своих последователей запастись добрыми делами и быть постоянно готовыми ко второму пришествию. Притча о талантах. Христос здесь изображается человеком, отправившимся в далекую страну, а рабы ¾ это верующие, которые по мере своих сил: получили от Господа разнообразные блага: духовные и материальные, которые надо употребить в дело, то есть на пользу ближних. На Страшном суде Господь испытывает каждого человека, как и куда он употребил данные ему таланты, соответственно трудолюбию и верности каждого распределяя награды, ленивых же предает вечному осуждению. Изображение Страшного суда (Мф. 25, 31-46) После того, как Христос придет во славе Своей, как Царь Небесный, перед Ним предстанут на суд все народы земли. Его будут сопровождать грозные ангелы, которые разделят всех живших на земле людей и теперь восставших в воскресении на две части: по правую сторону поставят праведников, которым уготована жизнь вечная, по левую ¾ всех остальных, которые осуждены будут на вечную муку. Праведников Спаситель уподобляет овцам, послушным слову Своего Пастыря; а беззаконников называет козлищами. Любовь к ближним и добрые дела, которые творят праведники, свидетельствуют о их любви к Богу. К ним обращены слова Спасителя: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира! » Тем же, кто окажется по левую сторону, Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 34, 41).
Предательство Иуды (Мф. 26, 1-5; 14-16; Мк. 1, 1-2; 10, 11; Дк. 22, 1-6) Свою пророческую речь о последних днях Иерусалима и мира Христос закончил предсказанием Своих страданий, которые должны совер-шиться через два дня ¾ во время предстоящей Пасхи. Это было во вторник вечером. В среду утром состоялось собрание членов синедриона, на которое пришел один из двенадцати учеников Господа, Иуда Искариотский и предложил первосвященникам свои услуги ¾ предать Иисуса. Члены синед-риона были, конечно, очень рады его приходу, но предложили ему за преда-тельство только 30 сребреников ¾ цену раба, выражая этим презрение к Иисусу.
Тайная Вечеря (Мф. 26, 17-29; Мк. 14, 12-25; Лк. 22, 7-30; Ин. 13, 1-30) Все четыре евангелиста повествуют о последней пасхальной Вечери Господа с Его учениками накануне Его крестных страданий, но не все передают обстоятельства этой Вечери с одинаковой полнотой. Несомненно то, что Тайная Вечеря происходила в пятый день недели, то есть в четверг, в пятницу Господь был осужден и распят, в последний день недели ¾ субботу ¾ был во гробе, и в следующий день воскрес из мертвых. Сомнение возникает в связи с вопросом о том, когда происходила Тайная Вечеря: 14 нисана, в день, когда начинается иудейская Пасха, или 13 нисана. Повод к различным суждениям на этот счет подают следующие высказывания евангелистов: «В первый же день опресночный... » (Мф. 26, 17); «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца... » (Мк. 14, 12); «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца... » (Лк. 22, 7); «Перед праздником Пасхи... » (Ин. 13, 1). Пасха начиналась вечером 14 нисана, следовательно, если придерживаться строго библейского словоупотребления, «первым днем опресноков» можно назвать только следующий за этим день, то есть 15 нисана. Очевидно, первые три евангелиста придерживались не строго библейского словоупотребления, а обычного, разговорного. Евангелист Иоанн указывает, что это был день перед Пасхой, так как вечером в пятницу, когда Господь был распят, Иудейская Пасха только начиналась. Ведшие Иисуса к Пилату не вошли в претор, «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху»; иудеи спешили перебить голени у распятых, чтобы не оставлять на кресте их тел в субботу, «ибо та суббота была день великий». Суббота, таким образом, была первым днем праздника Пасхи и, следовательно, Пасху вкушали в пятницу вечером, после того как Христос был распят.
Господь совершил иудейскую Пасху на день раньше, 13 нисана, о чем сообщают Климент Александрийский, Ипполит Римский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и др. Установившийся к тому времени обычай позволял пришельцам из других стран, а также жителям Галилеи вкушать пасху 13 нисана, так как невозможно было в один день в течение нескольких часов заколать при храме около 256000 агнцев. Наконец, некоторые толкователи полагают, что Господь совершил Пасху днем раньше, зная, что на другой день Он уже будет предан в руки иудеев и распят, дабы Его Крестная Жертва, прообразом которой были пасхальные агнцы, была принесена в тот самый день и час, когда заколались пасхальные агнцы. Когда приблизилось время вкушать пасхального агнца, к Иисусу Христу приступили Петр и Иоанн и сказали: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху? » Господь посылает учеников в город, чтобы они приготовили Пасху в горнице, которую укажет им встретившийся при входе в город человек с кувшином воды. Иисус Христос не назвал человека по имени, чтобы место вечери осталось неизвестным предателю Иуде. Ученики сделали, как повелел им Спаситель, и приготовили Пасху. Господь преподал собравшимся в горнице ученикам последнее наставление. На Востоке был обычай при входе в дом перед вечерей или во время вечери умывать ноги (Лк. 7, 44). Это умовение входило в обязанности слуг. Однако никто из учеников не желал исполнить эту обязанность, и все общество возлежало за вечерей с неумытыми ногами. К тому же, между учениками произошел спор о первенстве (Лк. 22, 24-27). Тогда Господь, желая преподать урок смирения, встал, снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце, препоясался и, влив воду в умывальницу, начал умывать ноги ученикам и вытирать их полотенцем. Петр же, видя это, в смущении воскликнул: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? »Если не умою твоих ног, ¾ ответил Господь, ¾ не будешь иметь части со Мною». Тогда Петр попросил, чтобы Господь умыл не только ноги, но и руки и голову его. «Омытому, ¾ сказал Господь, ¾ нужно только ноги умыть, потому что чист весь... » (Ин. 13, 10). Совершив это умовение ног, Спаситель подал Своим ученикам пример смиренного служения ближним.
После умовения ног Иисус Христос возмутился духом и произнес: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13, 21). Услышав эти страшные слова, ученики весьма опечалились. Они озирали друг друга, стараясь угадать предателя по выражению лица. Но тот прикрылся личиной невинности и вместе со всеми спросил: «Не я ли, Равви? » «Ты cказал», ¾ ответил ему Господь. Ученики все еще спрашивали Христа, Петр же решил испытать последнее средство к открытию предателя. Знаком он попросил Иоанна, который был любимым учеником Господа, спросить у Него о предателе. Иоанн, припав к груди Спасителя, тихо спросил: «Господи, кто это? » И получил ответ: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам», и затем подал его Иуде Искариотскому для учеников все это осталось сокрытым, Петр же и Иоанн теперь знали предателя. «Что делаешь, делай скорее! » ¾ обратился Иисус Христос к Иуде. После этих слов Иуда вышел из горницы. Была ночь. Не о чем не подозревая, ученики подумали, что Господь послал его купить что-нибудь к празднику. Пробил последний час Ветхого Завета, надлежало начать Новый ¾ не агнцем от стад, а Телом и Кровью Христа Спасителя. Господь взял лежавший перед Ним хлеб, благословил его, преломил на части по числу учеников и раздал его им. «И когда они ели, ¾ говорит евангелист Матфей, ¾ Иисус взял хлеб (по-гречески артос, что значит хлеб, вскисший на дрожках, в противоположность «акcимон» ¾ хлебу пресному, употреблявшемуся евреями на Пacxy. Квасный хлеб, может быть, был приготовлен по повелению Господа, так как по закону на пасхальной вечери надлежало иметь только опресноки), благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: пришлите, едите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26), которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Мк. 22, 19). Затем Господь взял чашу с вином, растворил вино водой, «благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибo сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», ¾ не образ, не напоминание Крови, но истинная и действительная Моя Кровь. «Как Ветхий Завет, ¾ говорит святитель Иоанн Златоуст, ¾ имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Кровь Ветхого Завета была изливаема во спасение первородных ¾ первенцев Израиля, избавляемых от меча Ангела-губителя, а сия Кровь изливается во оставление грехов всего мира, как умилостивительная жертва за грехи всего рода человеческого». Так было установлено таинство Евхаристии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|