Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




 

Графические пользовательские интерфейсы поддерживаются операци­онными системами Windows, Apple Macintosh, OS/2 и т. д. В рамках указан­ных операционных систем для таких интерфейсов разработаны наборы стан­дартных компонентов взаимодействия с пользователем. Эти наборы не иден­тичны, как и основные приемы работы с интерфейсами различных операци­онных систем.

Пользовательские интерфейсы большинства современных программ строятся по технологии WIMP: W - Windows (окна), I - Icons (пиктограммы), М - Mouse (мышь), Р - Pop-up (всплывающие или выпадающие меню). Таким образом, ос­новными элементами графических интерфейсов являются: окна, пиктограммы, компоненты ввода-вывода и мышь, которую используют в качестве указующего устройства и устройства прямого манипулирования объектами на экране.

Окна. Окно – обычно прямоугольная, ограниченная рамкой область физического экрана. Окно может изменять размеры и местоположение в пределах экрана. Все окна можно разделить на 5 категорий:

– основные окна (окна приложений);

– дочерние или подчиненные окна;

– окна диалога;

– информационные окна;

– окна меню.

Окно приложения Windows обычно содержит: рамку, ограничивающую рабочую область окна; строку заголовка с кнопкой системного меню и кнопками выбора представления окна и выхода; строку меню; пиктографическое меню (панель инструментов); горизонтальные и вертикальные полосы про­крутки и строку состояния.

Дочернее окно Windows используют в многодокументных программных интерфейсах (MDI), предполагающих, что про­грам­мное обеспечение должно работать с несколькими доку­ментами одновременно. В отличие от окна приложения дочернее окно не содержит меню. В строке заголовка – специальное имя, идентифицирующее связанный с ним документ или файл. Пиктограммы всех дочерних окон одинаковы.

Диалоговое окно Windows используют для просмотра и задания различных режимов работы, необходимых параметров или другой информации. Оно может содержать:

– строку заголовка с кнопкой системного меню;

– компоненты, обеспечивающие пользователю возможность ввода или выбора ответа;

– вспомогательные компоненты, обеспечивающие подсказку, напри­мер, поле предварительного просмотра или кнопку вызова справки.

Как правило, размер диалогового окна неизменяем, но его можно пере­мещать по экрану.

Информационные окна бывают двух типов: окна сообщений и окна по­мощи.

Окна сообщений, кроме заголовка с кнопкой системного меню, обычно содержат текст сообщения и одну или несколько кнопок реак­ции пользователя, например, кнопки Yes и No или кнопки Yes, No и Cancel.

Окно помощи имеет более сложную структуру: оно может содержать ме­ню, полосы прокрутки и информационную область, т. е. по структуре оно ана­логично окну приложения, но отличается от него тем, что имеет узко специ­альное назначение, обеспечивая навигацию по справочной информации.

Окна меню Windows можно использовать как открывающиеся панели иерархического меню или как отдельные контекстные меню. Каждой строке окна меню может соответствовать:

– команда;

– меню следующего уровня, которое обозначается стрелкой;

– окно диалога, которое обозначается тремя точками.

Кроме того, в некоторых строках добавляется указание клавиш быстрого вызова.

Пиктограммы. Пиктограмма представляет собой небольшое окно с графическим изображением, отражающим содержимое буфера, с которым она связана. Различают:

– программные пиктограммы;

– пиктограммы дочерних окон;

– пиктограммы панели инструментов;

– пиктограммы объектов.

Программными пиктограммами, которые связаны с соответствующей программой, управляет операционная система. Так, можно «свернуть» окно приложения в пиктограмму на панели задач Windows или «развернуть» его обратно «на рабочий стол».

Аналогично многодокументная программная система управляет пиктограммами дочерних окон, обеспечивающими доступ к различным документам, одновременно обрабатываемым программной системой.

Пиктограммы панели инструментов обычно дублируют доступ к соответствующим функциям через меню, обеспечивая их быстрый вызов.

Пиктограммы объектов используют для прямого мани­пу­лирования этими объектами.

Как правило, все пиктограммы можно перемещать мышью. Кроме того, для облегчения работы с пиктограммами обычно используют «всплывающие» подсказки, которые появляются, если пользователь в течение некоторого времени удерживает мышь над пиктограммой панели инструментов.

Прямое манипулирование изображением. Прямое манипу­лирование изображением - это возможность замены команды воз­действия на некоторый объект физическим действием в интер­фейсе, осуществляемым с помощью мыши. При этом любая об­лас­ть экрана рассматривается как адресат, который может быть ак­тивизирован при подведении курсора и нажатии клавиши мыши.

По реакции на воздействие различают следующие типы адресатов:

– указание и выбор (развертывание пиктограмм, определение активного окна и т. п.);

– буксировка и «резиновая нить» (перенос объекта или его границ);

– экранные кнопки и «скользящие» барьеры (выполнение дискретных или циклически повторяемых действий, например, выполнение некоторой операции или рисование, подразуме­ваемых при активизации определенной области экрана - кнопки).

Не последняя роль в графических интерфейсах отводится динамическим визуальным сигналам, которые представляют со­бой изменение изображения на экране. Основная цель этих сиг­на­лов заключается в предоставлении поль­зователям дополнитель­ной информации. Простейшим примером такого сиг­нала является изменение изображения курсора мыши при выполнении кон­кретных операций, например, изображение его в форме песочных часов во время обработки. Другой пример - изменение изобра­же­ния кнопки при на­жатии на нее. Хотя в отличие от анимационных интерфейсов прямого мани­пулирования эти визуальные сигналы играют в графических интерфейсах вспомогательную роль, обеспечивая более реалистическую картинку.

Компоненты ввода-вывода. В окнах приложе­ния могут размещаться специальные компоненты, используемые для ввода-вывода информации. Интерфейс практически любого современ­ного про­граммного обеспечения включает в себя несколько ме­ню: основное или «ниспада­ющее» иерархическое меню, пикто­гра­фические меню (панели инструмен­тов) и контекстные меню для разных ситуаций. Любое из указанных меню представляет собой компонент ввода-вывода, реализующий диалог с пользо­вателем с помощью табличной формы.

Иерархические меню используют, чтобы организовать выпол­няемые программным обеспечением операции, если их число превышает 5-8 (6 в со­ответствии с рекомендациями фирмы IBM), и обеспечить пользователю их обзор. Панели инструментов и контекстные меню применяют для обеспече­ния быстрого доступа к часто используемым командам, давая пользователю воз­мож­ность относительно свободной навигации.

Кроме меню в интерфейсе используют и другие компоненты ввода-вы­вода, которые можно разделить на три группы в соответ­ствии с тем, какую форму диалога они реализуют: фразовую, табличную или смешанную. Ди­рективная форма диалога обычно предполагает ввод комбинаций клавиш или перемещение пиктограмм, а потому не требует использования компо­нентов ввода-вывода. В таблице приведены основные компоненты WIMP-интерфейса Windows и даны рекомендации по их использованию.

Компонент Реализуемая форма Особенности использования
Label – метка Фразовая Вывод сообщения, как правило, неизменяемого в процессе работы
Edit – одностроч­ный ре­дактор Фразовая Ввод-вывод недлинных соо­бщений: слов, чисел и т. п.
Memo – многост­рочный редактор Фразовая Ввод-вывод текстовой ин­формации
Button – кнопка Табличная Инициация операции
CheckButton – выклю­ча­тель Табличная Выбор или отмена опций
RadioGroup – группа пе­реключателей Табличная Выбор одного из вариан­тов, если их число не превы­шает 6-10
ListBox – список Табличная Выбор одного или не­сколь­ких вариантов

Продолжение таблицы

Компонент Реализуемая форма Особенности использования
TrackBar – бегунок Табличная Выбор числового значе­ния из заданного интервала
Tab-Control, Page-Control – за­кладки Табличная Улучшение навигации при большом количестве па­ра­мет­ров
DBNavigator – на­вигатор Табличная Навигация по таблицам
ComboBox – комбиниро­ван­ный спи­сок Комбини­- рованная Выбор из списка или ввод значения
SpinEdit – одност­рочный редактор с возможностью увели­чения и уменьшения значения Комбини- рованная Ввод или изменение зна­че­ния

Задания

Разработать компоненты графического пользовательского интерфейса. Представить перечень и конкретные реализации компонентов, а также обосновать их использование в каждом конкретном случае.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определения понятий «окно», «пиктограмма», «прямое манипулирование изображением».

2. Перечислите основные компоненты графических пользовательских интерфейсов.

3. Опишите случаи использования каждого компонента графического пользовательского интерфейса.

 

 

Работа 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...