Основные теоретические положения
Основой взаимодействия пользователя и программы являются объекты экрана, которые называются элементами управления (controls). До появления графических интерфейсов единственным средством управления было поле ввода текста – прямоугольная область, которая воспринимала текст и выдавала его на экран по мере ввода. Графический интерфейс принес много возможностей для взаимодействия с пользователем. Эти разнообразные элементы управления пытались сделать работу с пользователем более понятной, похожей на давно знакомые пользователю аналогии с дверями, приборными досками, телевизорами, видеомагнитофонами, а также другими домашними приспособлениями. Основными элементами управления являются кнопки, списки, текстовые зоны, комбинированные списки, бегунки, спиннеры. Кнопки. Кнопкой называется элемент управления, всё взаимодействие пользователя с которым ограничивается одним действием – нажатием. Кнопки бывают двух видов: кнопки команд (command buttons) и кнопки настройки (option buttons). Каждый вид кнопок используется в соответствующей ситуации. В общем случае кнопки команд производят какое-либо действие в данный конкретный момент. Кнопки настройки производят настройку некой характеристики системы. Эта настройка может произвести в качестве побочного эффекта какое-либо действие. Кнопки команд. Как правило, кнопка команды – это прямоугольник, на котором указано, что данная кнопка делает. Пользователь выбирает кнопку при помощи мыши или клавиатуры. При выборе размеров и расположения кнопок руководствуются двумя правилами: – чем больше кнопка, тем легче установить на нее курсор; – пользователю трудно нажать не на ту кнопку.
Кнопка должна показывать пользователям свои возможные и текущие состояния. Например, кнопка в Windows может иметь пять состояний: нейтральное, нажатое, нейтральное с установленным фокусом ввода, состояние кнопки по умолчанию и заблокированное состояние. Все состояния должны выглядеть по-разному. Следует снабжать командные кнопки названиями, выраженными в виде глаголов в форме инфинитива (Прийти, Увидеть, Победить). Помимо текста, на кнопках можно выводить пиктограммы. Если меняется функция кнопки, то должна меняться и надпись на ней. Например, пользователь выполняет в диалоговом окне действие, которое нельзя отменить. Кнопка команды «Отменить» должна быть заменена кнопкой «Закрыть», чтобы показать, что команды отмены больше нет. За один раз можно выбрать только одну кнопку команды. Существует несколько типов командных кнопок: – кнопки действия – инициируют действие из диалогового окна; – кнопки перехода – закрывают текущее диалоговое окно и открывают новое. Например, кнопка перехода может направить пользователя ко второму диалоговому окну, которое содержит детализацию настройки из первого диалогового окна; – кнопки перехода с возвратом – открывают новое диалоговое окно, но не закрывают старое. Например, подобным образом может работать кнопка «Details...»; – раскрывающие кнопки – раскрывают диалоговое окно, чтобы показать большее число вариантов настройки; – закрывающие кнопки – закрывают диалоговое окно. Кнопки вариантов настройки. Само название этих кнопок говорит о том, что они предоставляют пользователю различные варианты настройки. Нужно, чтобы их было не слишком много, но и не мало. Как правило, каждая кнопка позволяет сделать выбор из множества взаимоисключающих вариантов. Например, в группе переключателей пользователь может выбрать только одну кнопку за один раз. Можно выбрать только один вариант настройки, но один надо выбрать обязательно.
Если вы не хотите предлагать слишком много вариантовнастройки, пользуйтесь только переключателями, используя две-пять кнопок. Если в группе более пяти кнопок, для экономии места используйте развертывающийся список. Однако переключатели предпочтительнее, поскольку они более доступны для пользователя, нежели список. Переключатели и выключатели. Переключатели (RadioButton) и выключатели (CheckBox) являются кнопками отложенного действия, т.е. их нажатие не должно инициировать какое-либо немедленное действие. С их помощью пользователи вводят параметры, которые проявятся, когда действие будет запущено иными элементами управления. Нарушать это правило опасно, поскольку это серьезно изменит сложившуюся ментальную модель пользователей. В этом заключается общность переключателей и выключателей. Главное их различие заключается в том, что группа выключателей даёт возможность пользователям выбрать любую комбинацию параметров. Переключатели же позволяют выбрать только один параметр. Это сближает данные элементы со списками множественного и единственного выбора соответственно. Из этого различия вытекают все остальные. Например, в группе не может быть меньше двух переключателей. Еще одно следствие заключается в том, что у выключателя есть три состояния (выбранное, невыбранное, смешанное), а у переключателя только два. Всякий раз, когда пользователю нужно предоставить выбор между несколькими параметрами, можно использовать либо переключатели, либо выключатели (или списки). При двух и более параметрах выбор прост: если параметры можно комбинировать, нужно использовать выключатели (например, текст может быть одновременно ижирным икурсивным); если же параметры комбинировать нельзя, нужно использовать переключатели (например, текст может быть выровнен илипо левому, илипо правому краю). Если же параметров всего два, то группу из двух переключателей часто можно заменить одним выключателем. Традиционно сложилось так, что выключатели выглядят как квадраты, а переключатели – как кружки. Нарушать это правило нельзя. И переключатели, и выключатели желательно расставлять по вертикали, поскольку это значительно ускоряет поиск нужного элемента. Подпись каждого элемента должна однозначно показывать эффект от выбора соответствующего элемента. Формулировать подписи лучше всего в форме существительных, хотя возможно использование глаголов (свойство данных не изменяется, а запускается какое-либо действие). Подписи к стоящим параллельно кнопкам следует делать примерно одинаковой длины. Все подписи обязаны быть позитивными (т.е. не содержать отрицания). Повторять одни и те же слова, меняя только окончания подписей (например, «Показывать пробелы» и «Показывать табуляции»), в нескольких элементах нельзя, в таких случаях лучше перенести повторяющееся слово в рамку группировки.
Списки. Списки используют, когда пользователю нужно выбрать из нескольких вариантов, представленных в виде текста, графики или цвета. Ширина списка как минимум должна быть достаточной для того, чтобы пользователь мог определить различия между элементами. В идеале, конечно, ширина всех элементов должна быть меньше ширины списка, но иногда это выполнить невозможно. В таких случаях не стоит добавлять к списку горизонтальную полосу прокрутки, а лучше урезать текст элементов. Необходимо сортировать элементы списка (по типу или по алфавиту). Если известны наиболее популярные значения, их можно сразу расположить в начале списка. Списки бывают пролистываемыми и раскрывающимися, причем пролистываемые списки могут обеспечивать как единственный, так и множественный выбор. Самым простым вариантом списка является раскрывающийся список. Он обладает одним существенным достоинством: малая высота списка позволяет с большой легкостью визуально отображать команды, собираемые из составляющих. Если в списке есть элемент, который соответствует выбору всех элементов (или ни одного), то ему тоже надо давать название, а не оставлять значение пустым. В пролистываемом списке несколько элементов (3 – 8) постоянно отображается на экране, а остальные становятся видимыми при прокручивании.
Списки с единственным выбором действуют почти как переключатели: в списке можно выделить одну позицию из нескольких. Хотя списки функционально схожи с переключателями, имеет смысл использовать для четырех и более вариантов все-таки списки. Списки с несколькими выборами действуют подобно выключателям. Такие списки удобны, когда пользователю может понадобиться выбрать из списка несколько элементов, расположенных таким образом, что непрерывное выделение невозможно. В списке с несколькими выборами можно выделить несколько элементов, которые не обязательно расположены вместе. Для того чтобы пользователь сразу заметил возможность выбора нескольких элементов, следует добавить выключатель к каждому элементу в списке. Остальные элементы управления. Текстовые зоны – это редактируемые средства управления, в которые пользователь вводит информацию. Текстовые зоны бывают однострочные и многострочные. Если данные слишком длинны, чтобы уместиться в первой строке многострочной текстовой зоны, они либо переносятся на следующую строку, либо уходят за правую границу текстовой зоны. Текстовые зоны должны поддерживать автоматический скроллинг при помощи мыши и клавиатуры, чтобы можно было просматривать скрытые данные. Многострочные текстовые поля могут также иметь и планку скроллинга. Комбинированный список (ComboBox) — это объединение текстовой зоны и списка. Такие объединения полезны, когда приложению нужны данные от пользователя, и в то же время само приложение может предоставлять пользователю перечень возможных ответов. Пользователь может набрать ответ в текстовой зоне, если нужного ему варианта нет в списке. Вот в чем различие между комбинированным списком и обычным. Комбинированные списки можно разделить на две категории: расширенные и разворачивающиеся. Обычно, по мере того как пользователь вводит информацию в редактируемое текстовое поле, световое выделение перемещается как можно ближе к элементу, который соответствует вводимому значению. Бегунки используются для показа и уточнения непрерывных значений, таких как наклон, цвет, объем и яркость. Бегунки состоят из планки с делениями и индикатора, перпендикулярного планке. Индикатор указывает на текущее значение, его можно перемещать вдоль планки, чтобы устанавливать новое значение. Бегунок может содержать окошечко, показывающее текущее значение, но оно не обязательно. Спиннеры (spinner) состоят из текстовой зоны и пары стрелок (верхняя указывает вверх, а нижняя — вниз), расположенных справа от окна. Пользователь может выполнять над значениями следующие действия: вводить новое значение в текстовую зону, щелкать по стрелке «вверх», чтобы увеличить значение, или по стрелке «вниз», чтобы уменьшить значение. По результату действия стрелки аналогичны стрелкам скроллинга списка, данные в котором расположены в нисходящем порядке.
Задания
Разработать элементы управления. Представить перечень и описание поведения каждого элемента в нотации UML.
Контрольные вопросы
1. Дайте определения понятий «кнопка» и «список». 2. Перечислите основные элементы управления. 3. Дайте характеристику каждого элемента управления по принципам использования.
Работа 5
Реализация интерфейса
Цель работы: изучение методов построения интерфейса прямого манипулирования и приобретение практических навыков их реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|