Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История гендерных исследований




Тезаурус

Гендерная социализация ( полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты "фемининность-маскулинность", относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.[20]

 

Ге́ндер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и бывает не связан с биологическим полом человека.[20]

 

Институционализа́ция (также институциализация; лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, т.е. в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями.[20]

 

Маскулинность (от лат. masculinus, мужской) — комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей (вторичных половых признаков), рассматриваемых как мужские (то есть внешне отличающих мужчину от женщины или самца от самки у животных)

 

Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680).

Актуальность темы: В современном обществе присутствуют некоторые предрассудки в адрес гендерных различий. Мы хотим разобраться в правдивости существующих в обществе стереотипов и выяснить, каково на самом деле влияние гендера на когнитивные способности человека.

Цель исследования – доказать отсутствие значительных различий между когнитивными способностями мужчин и женщин.

Гипотеза – мы предполагаем, что между когнитивными способностями мужчин и женщин нет существенных различий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

  1. Найти и проанализировать информацию о гендерных исследованиях
  2. Выявить правду и ложь в стереотипах об особенностях мужского гендера
  3. Выявить правду и ложь в стереотипах об особенностях женского гендера
  4. Провести тестирование
  5. Провести анализ результатов теста
  6. Сделать выводы на основе полученной информации

Объект – когнитивная сфера

Предмет – нейропсихология; гендерные различия

Методы:

  1. Библиографический
  2. Тестирование
  3. Анализ
  4. Синтез

 

Глава I. Литературный обзор

История гендерных исследований

В современном обществе существует множество стереотипов в отношении влияния гендера на умственные способности человека. В частности, некоторые люди весьма убеждены, что «женщинам хуже даются точные науки, чем мужчинам». Данные стереотипы поддерживают существование сексизма и в наши дни. Но так ли они правдивы? В чем же различия женского и мужского гендера и имеет ли он влияние на когнитивные способности человека? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю обратиться к истории начала гендерных исследований.

Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Западной Европы и Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры. Тогда же в Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women's studies) примерно на десять лет старше. [11] В этом разделе мы рассмотрим эволюцию женских и гендерных исследований на Западе, обсудим задачи и особенности их развития.

Женские исследования возникли в США в конце 1960-х годов в ответ на растущую критику в адрес академии как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщины в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении, отстаивая свои гражданские и экономические права.

Это движение способствовало институциализации программ женских и гендерных исследований, программ изучения этничности и сексуальности. Кроме того, деятельность движения привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах. [22]

Первая стадия развития женских исследований вСША (конец 1960-х — 1970-е годы) характеризовалась усилиями по созданию новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин (в основном, речь идет о литературе, истории, философии, социологии и психологии). Первые требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Вскоре стало ясно, что подход «добавить женщину» был недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не была в состоянии предоставить полноценное понимание жизни женщин. В течение 1970-х годов была осознана необходимость более целенаправленного развития самостоятельных программ женских исследований.

Женские исследования (Women's Studies) стали определяться как университетская программа (факультет, центр, кафедра, специальность), где можно получить знания о мире и людях с разнообразных междисциплинарных позиций, а главное — с женской точки зрения. Именно это отличало программы женских исследований от факультетов социологии, психологии, философии, экономики или истории. До недавнего времени как женщины, так и мужчины смотрели на мир с мужской перспективы, поскольку все теории о людях, нашей природе и нашем поведении были созданы учеными-мужчинами.

Надо отметить, что финансовая поддержка женских исследований в ту пору была очень слабой. Например, в университете Нью-Мехико, где программа начала свое существование с 1972 года, год спустя было выделено 150 долларов, из которых 2/3 было выплачено в качестве гранта аспирантке, работавшей помощником координатора, а 1/3 предназначалась на расходные материалы.

Вторую стадию развития женских исследований можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование США, или развитие «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины. Этот период можно назвать «популяризацией» женских исследований. Этот проект был поддержан государственными и частными фондами. Наиболее богатые программы открыли исследовательские институты и центры, издавали собственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы антологии и хрестоматии по женским исследованиям.

Атмосфера на курсах женских исследований отличалась от той, которая царила в большинстве школьных или академических аудиторий. Образовательная программа по женским исследованиям возникла как академическая дисциплина именно из-за того, что женщины ставили вопросы о своем собственном опыте, и это до сих пор остается центральным звеном образования.

Третья стадия развития женских исследований относится к середине 1980-х годов и связана с продолжением реструктуризации учебных программ в направлении включения опыта меньшинств, большей толерантности, чувствительности к различиям учащихся. Итак, на третьей стадии развития женские исследования в США поднялись на качественно новый уровень. Ученые стали обращать внимание на разнообразие женщин в аспектах расы, этничности, класса, религии, национальности, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности. Подобные моменты учитывались и в образовательных программах, кроме того, во многих университетах факультеты женских исследований стали тесно сотрудничать с факультетами этнических исследований.

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин.

За последние тридцать лет были опубликованы тысячи книг и статей, оспаривавших старые предрассудки и осваивавших новое интеллектуальное пространство.

В 1980-1990-х годах появляются программы женских и гендерных исследований в Европе[13]: открываются новые отделения, ряд факультетов и центров переименовываются либо прибавляют еще один компонент к своему прежнему имени. В тот же период открываются новые самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует термин «гендер».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...