Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы и методы, используемые при анализе финансового состояния предприятия




 

Анализ финансового состояния проводится с помощью следующих основных приемов: сравнения, сводки и группировки, цепных подстановок. Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями (норматив, норма, лимит) и с показателями предшествующего периода. Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным (т.е. показателем, с которым сравнивается анализируемый показатель), все остальные показатели рассматривают при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

В современных условиях хозяйствования необходимость анализа финансового состояния предприятия является обязательным условием при принятии управленческого решения.

Различного рода интерес к результатам анализа финансового состояния проявляют:

4. Руководители и специалисты предприятий для обоснованного принятия управленческих решений в направлении практической реализации принятой тактики и стратегии ведения своего бизнеса.

5. Акционеры и учредители, размер дивидендов (доход на капитал) которых зависит непосредственным образом от финансового положения акционерных обществ.

6. Потенциальные кредиторы и инвесторы для оценки целесообразности предоставления кредитов, определения условий кредитования, гарантий возвратности кредитов, оценки доверия к организации как клиенту.

7. Поставщики и покупатели, определяющие надежность возможных деловых связей с предприятиями.

8. Государство в целом и местные органы самоуправления, определяющие налоговую политику в стране и регионе, регулирующие процесс приватизации государственной собственности.

В рыночных условиях присутствуют также субъекты хозяйственной деятельности, которые не имеют прямого экономического интереса к результатам анализа финансового состояния предприятий, но для них процесс получения результатов является частью их бизнеса или одним из инструментов осуществления своей деятельности. К ним можно отнести аудиторские фирмы, средства массовой информации и общественные организации.

Анализ финансового состояния заключаются в обработке большого количества информации, содержащейся в основных отчетных документах, таких как бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчеты об изменении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и другие документы.

Объем работ, которые требуется выполнить при анализе достаточно велик и требует большого количества затрат как времени, так и средств.

Облегчить работу аналитиков и других специалистов может специально разрабатываемая программа для анализа финансового состояния предприятия.

Она состоит из пяти взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блоков:

9. Ввод и агрегирование данных бухгалтерского учета (позволяет импортировать данные из любых бухгалтерских программ: Парус, Инотек-бухгалтер, Инфо-бухгалтер, 1С: Предприятие и другие).

10.Анализ имущественного положения предприятия (дает возможность оценить состав и структуру имущества, анализ обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и эффективность их использования).

финансовое состояние управленческое решение

11.Анализ финансового состояния предприятия (предусматривает анализ показателей финансовой устойчивости, а также платежеспособности и ликвидности).

12.Оценка экономических результатов и эффективности работы предприятия (заключается в определении экономических результатов, анализе доходности продаж и рентабельности капитала и показателей деловой активности).

13.Разработка мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий (программа на основе анализа предшествующих блоков разрабатывает и предлагает, при непосредственном участии аналитика или другого специалиста, мероприятия и предложения по формированию финансовой стратегии, так же тактические предложения по выводу предприятия из сложившейся негативной ситуации).

14.Табличное и графическое представление результатов анализа (конечные результаты представляются программой в виде таблиц и графиков).

Существуют различные классификации методов и приемов анализа финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта. В основе всех классификаций лежат разные признаки.

Одним из наиболее информативных представляется деление приемов и методов по степени их формализуемости, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур. Следуя этой логике, все аналитические методы могут быть подразделены на неформальные и формализованные.

Неформальные методы (вероятно, правильнее их назвать трудно формализуемыми) основаны на описании процедур на логическом уровне, без помощи строгих аналитических зависимостей.

Большую роль в применении этих методов играют опыт и интуиция аналитика. Формализованные методы (иногда их еще называют математическими) опираются на предварительно заданные строгие зависимости и правила.

Не все из них равнозначны по сложности используемого математического аппарата, возможности реализации в практической деятельности и степени распространенности в работе аналитических служб на предприятиях и специальных консалтинговых фирм.

В большинстве случаев при анализе (в том числе экспресс - анализе) финансово - хозяйственной деятельности предприятия применяют в первую очередь неформальные методы, а также классические методы экономического анализа и статистики.

Применение компьютеров существенно расширило аналитический инструментарий, расширив возможности старых методов и дав аналитикам новые.

Аналитические пакеты того или иного объема и сложности есть практически в любой бухгалтерской программе, а также в табличных процессорах для персональных компьютеров. Сегодня работа по анализу деятельности предприятия немыслима без применения компьютеров.

В экономической литературе встречаются различные термины, относящиеся к анализу деятельности предприятия. В качестве основы классификации видов анализа можно рассмотреть различные признаки. Наиболее часто встречающемся и глубоко проработанные в литературе способы классификации представлены в приложении Б.

По степени широты и доступности привлекаемого информационного обеспечения в научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний. С определенной долей условности можно сформулировать основные различия между ними, хотя на практике эти два вида аналитической работы нередко пересекаются.

Из представленных в приложении В различий следует выделить два основных: во-первых, широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения, и, во-вторых, степень формализуемости аналитических процедур и алгоритмов. Если в рамках внешнего анализа опираются, прежде всего, на бухгалтерскую отчетность, которую, в принципе, можно получить, обратившись в органы статистики, то информационное обеспечение внутреннего анализа гораздо шире, поскольку для его проведения возможно практически любой необходимой информации, в том числе и не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков.

Понятия ограниченности доступа к данным и их конфиденциальности существуют и в отношении внутренних аналитиков в том смысле, что абсолютной равнодоступности к источникам информации внутри предприятия не существует в принципе, поскольку доступ к информационной базе, как правило, ограничивается в зависимости от сферы интересов, компетентности и ответственности того или иного аналитика.

Таким образом, методики внешнего анализа строятся из предположения об определенной информационной ограниченности анализа; как правило, подобные методики строятся на базе наиболее полного набора общедоступной бухгалтерской отчетности, содержащейся в годовом отчете.

Что касается второго различия, то оно в значительной степени также предопределяется составом и структурой исходных данных, имеющихся в наличии у аналитика. Поскольку для внутреннего анализа могут быть доступными различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными и обязательными к составлению во всех компаниях и с заданной периодичностью, многие аналитические процедуры не являются за ранее предопределенными, а сам анализ в этом случае носит более творческий, в определенной степени импровизационный, характер.

Основным информационным обеспечением внешнего анализа служит бухгалтерская отчетность. Даже если она не является унифицированной, что имеет место в экономически развитых странах Запада, тем не менее возможна разработка достаточно формализованной последовательности аналитических процедур, поскольку путем свертки баланса или перекомпоновки и агрегирования статей публикуемых отчетов можно построить информационные инварианты, пригодные для такой формализации. В частности, именно определенной унифицированностью доступной информационной базы внешнего анализа и формализуемостью алгоритмов расчета ключевых показателей объясняется возможность использования стандартных пакетов прикладных программ аналитической направленности

Второй способ классификации видов анализа, предложенный и основан на типе анализируемых подсистем предприятия. Подробнее подсистемы предприятия будут рассмотрены в разделе. Здесь же можно отметить, что наибольшую значимость и информативность для принятия управленческих решений имеет анализ производственной и финансовой подсистем.

В дореформенное время в нашей стране на предприятиях особое значение придавалось производственному анализу, особенно ретроспективному его аспекту.

В современных условиях хозяйствования при проведении этого вида анализа акценты несколько сместились - особое внимание теперь уделяется не только выполнению планов, но и текущему анализу отклонений, поскольку он является эффективным инструментом оперативного контроля за ходом производственной деятельности. Кроме того, при проведении анализа финансового состояния необходимо учитывать составленные прогнозы и процент из выполнения. Это позволит провести оценку составленных планов развития предприятия и в дальнейшем даст более качественный анализ финансового состояния предприятия.

Производственный анализ заключается в обобщении данных, касающихся производственной деятельности хозяйствую субъекта, выраженных прежде всего в натуральных измерителях - тоннах, метрах, штуках.

В рамках производственного анализа осуществляется сравнение фактически достигнутых показателей с плановыми, средними по отрасли или по группе родственных предприятий и выявляются причины расхождения, резервы увеличения выпуска или изменения его структуры.

Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

15.Оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия.

16.Оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения.

17.Выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации.

18.Спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

С определенной долей условности можно утверждать, что в основе финансового анализа, равно как и финансового менеджмента в целом, лежит умение работать с информацией финансового характера, в том числе и с бухгалтерскими данными - как с официальной отчетностью, так и с данными управленческого учета. В условиях рыночной экономики значение финансового анализа для выживания предприятия и улучшения результатов его работы трудно переоценить.

С точки зрения направленности анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия во времени следует выделить два главных аспекта: ретроспективный и перспективный.

Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами. Методики проведения ретроспективного анализа традиционны, хорошо разработаны и требуют от аналитика в большей степени внимания и аккуратности, нежели высокой квалификации и интуиции.

Однако увлекаться ретроспективным анализом не следует. Он достаточно трудоемок и требует вовлечения большого количества информационных и человеческих ресурсов, при этом значимость его результатов достаточно ограниченна.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Выводы, которые можно сделать по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможных значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование - стратегическим анализом.

Повседневная деятельность предприятия не требует реализации сложных финансовых схем, крупных инвестиций и в целом достаточно предсказуема. Долгосрочный же анализ проводится в условиях значительной неопределенности относительно фактических характеристик будущей деятельности, поэтому он невозможен без рассмотрения большого количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии.

Анализ возможных стратегий в таких условиях достаточно сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ. С точки зрения сроков перспективного анализа и планирования динамику управленческого процесса.

Стратегия управления заключается в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов (в том числе финансовых средств) коммерческой организации, тактика управления - в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально - техническому, информационному, кадровому и т.д.). В зависимости от горизонта планирования состав и структура используемых или планируемых к использованию ресурсов существенно различаются.

Так, если весь объем ресурсов на каждом уровне управления (стратегический, тактический, оперативный) условно принят за единицу то на стратегическом уровне (больше одного года) большая доля будет приходиться на финансовые ресурсы; напротив, на оперативном уровне (определяется продолжительностью технологии производственного процесса и учетного цикла) большая доля будет приходиться на материальные и трудовые ресурсы.

Отсюда можно сделать два основных вывода. Во-первых, в той или иной степени роль анализа и прогнозирования важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Во - вторых, анализ представляет собой ведущее связующее звено между учетом и принятием управленческих решений, поэтому является основным компонентом обеспечения бескризисного развития хозяйствующего субъекта.

Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или, наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно направление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных и иных расчетов предприятия) - в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.

В ряде случаев анализируются специальные аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы:

. Традиционные

. Математические

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

На практике выбраны основные методы анализа финансового состояния предприятия на основе финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т.п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Практическое использование многочисленных методик и приемов финансового анализа предприятий современных форм хозяйствования возможно только с применением элементов творческого подхода к качественному анализу финансового состояния предприятия, в каждом случае исходя из конкретной ситуации и профессионального уровня специалистов, осуществляющих анализ.

В условиях рыночных отношений одной из важнейших проблем, стоящих перед организациями различных форм собственности, являются определение возможности возникновения, оценка и способы снижения экономических рисков и проведение качественного анализа финансового состояния предприятия. В условиях ожесточенной конкурентной борьбы риск приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение, как важнейшая составная часть управленческой деятельности предприятий. Дополнительно к проведению анализа финансового состояния предприятия необходимо обязательно проводить оценку риска деятельности предприятия. При этом имеет смысл рассмотреть экономический риск предприятия - это объективно существующую категорию, обусловленную состоянием неопределенности осуществления экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, снижающая эффективность в результате неправильно выбранного управленческого решения, или в случае непредвиденных и независимых от предприятия ситуаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...