Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими




 

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса своей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помышляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является счастьем.

Но так как материальные интересы у разных людей часто совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг друга. И действительно, если самое главное в этой жизни – мое „Я“, мои желания, мои удовольствия, то, что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматриваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данного лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим людям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. „Мой дом – моя крепость“, „это твои проблемы“ – такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками общества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными законами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превышают их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается дышать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физическую погибель. На духовную – потому что лишает себя грядущего Царства Небесного, а на физическую – потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные последователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от количества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье – это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья – это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

 

Вопросы на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Задание

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий – это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

 

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <... > и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда (Пс. 18, 8-12).

Работа со словарем

Заповедь – духовный закон нашей жизни, авторитет которого непререкаем, и исполнение его необходимо. Откровение – духовное знание, передаваемое Богом человеку; истина, открытая, сообщенная Господом.

 

Высказывания святых Отцов

 

Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства.

Авва Исайя

 

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

Вопрос к священнику

Грех ли, если я курю?

 

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить – бесам кадить. Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимаются как личная собственность, которую можно разбазаривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никотином медленно убивает себя. Против этой заповеди грешат и алкоголики, и наркоманы.

 

Вера без дел мертва

 

Вера, как указывает святой апостол Павел, – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Иными словами, вера есть то, что, хотя мы не видим или умом не постигаем чего-либо, но веруем, что это есть. Так, не видя своими телесными глазами Бога, мы веруем, что Он есть (хотя из рассмотрения окружающего мира мы познаем Его, как Творца окружающей нас красоты и гармонии, но познание это, как не совершенное, вера довершает). Мы не можем постигнуть умом, как Бог – один естеством, но троичен в лицах, но веруем, наставляемые словом Божиим, что это так. Лично не видим Христа, Сына Божия, не видим жизни вечной, Небесного Царствия, но вера нас в этом утверждает.

В этих и прочих тайнах Божиих разум должен последовать вере, а не вера разуму. То есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Итак, познание тайн Божиих не есть плод нашего разума, но плод веры, которая утверждается на твердом основании Святого Божиего слова и голоса совести, звучащих в нашей душе.

Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения. А после того, как вера уже вошла в сердце, мы нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы она пребывала постоянной, непоколебимой и неизменной. Так учил святой Иоанн Златоуст. И действительно, вера в Бога свойственна человеку как образу Божиему по природе. История религии показывает, что за все время существования людей на земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.

Другое дело, что в процессе воспитания, под воздействием общества, а главное, греховного образа жизни, вера в Бога может вытесняться верой „в человека“, „в партию“, „в природу“ и просто безверием. И действительно, творящему злые дела Бог не нужен. Злые дела обличаются заповедями Божиими, и строгое наказание грозит грешнику. Поэтому человеку надо отказаться или от дел греха, или от веры в Бога. Поэтому многие говорят: „Бога нет!“, и живут по своим страстям, нисколько не заботясь о вечной жизни.

Как мы уже с вами говорили, часто вера возгорается от слышания Слова Божия. Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди. Этот род веры называется верой научающей. Другой род веры, как пишет святой Кирилл Иерусалимский, есть тот, который даруется Христом по благодати: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений (1 Кор. 12, 8-9). Итак, эта даруемая Духом Святым по благодати вера не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: перейди отсюда туда, и она перейдет (Мф. 17, 20).

Вера и добрые дела неразрывно связаны. Вера нужна для добрых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а при помощи веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Потому что ради веры нисходит благодать Господа нашего Иисуса Христа на того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям Божиим и богоугодным делам. Именно вера дает силу творить добрые и богоугодные дела, согласные с волей Божией. Для совершения настоящих добрых дел в человеке должно соединяться и собственное усердие, и помощь, приходящая по вере свыше.

Нужно помнить, что не всякое, на первый взгляд доброе, дело является по-настоящему добрым. Ибо мотивом для его совершения может служить не заповедь Божия, не любовь к Богу и людям, а тщеславие, расчет, человекоугодие.

Например, дети пришли домой, подмели пол, вымыли грязную посуду. Если они это сделали для того, чтобы помочь маме, из любви к ней, это доброе дело. Но если ради того, чтобы она им купила мороженое, похвалила, отпустили погулять и т. п., то дело, совершенное по таким корыстным мотивам, уже цены доброго в глазах Божиих не имеет.

С другой стороны, если человек говорит, что он верует, но заповедей не исполняет, то такая вера – бесполезная, по сути своей бесовская, ибо и бесы веруют и трепещут. Вера наша познается от добрых дел, нами совершаемых. Как писал преподобный Исидор Пелусиот: „Веру... должны проповедовать более дела, чем слова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное“.

Вопросы на понимание

1. Что такое вера? Каким образом вера появляется у человека?

2. Какие виды веры ты знаешь?

3. В чем ценность добрых дел?

4. Почему вера свидетельствуется добрыми делами?

5. Может ли в человеке развиваться вера?

 

Высказывания святых Отцов

 

Слушай Евангелие, говорящее тебе, и Святых Отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера.

Святитель Феофан Затворник

 

Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных таин, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру.

Преподобный Исаак Сирин

 

Вера является в человеке заботой об исполнении евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Где вера, там и сила, а где неверие, там немощь. Вера – начало благ, вера – источник благ. Прими же это оружие спасения.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Благодарность Богу за всякое благодеяние – признак живой веры.

Святитель Тихон Задонский

Не спеша подумай

О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его.

Верующие должны мало говорить, но много делать.

 

Тема для размышления

Когда мешает Бог

 

Этот случай произошел с одним ученым атеистом, который жил в Англии. Он утверждал, что „Бога – нет“, и хотел доказать это известному священнослу­жителю. Но тот не стал с ним спорить, а просто сказал: „Постарайтесь вспомнить, когда Бог стал мешать вам в этой жизни“.

Сначала профессору очень не понравился этот ответ, потому что он ожидал научного спора, логических доказательств... и готовился к этому. Но потом он стал вспоминать свою жизнь. И нашел тот самый момент, о котором говорил ему епископ. В детстве ученый был очень религиозным мальчиком и часто вместе с родителями ходил в церковь. Там он вставал впереди, около солеи, и внимательно слушал молитвы и смотрел на иконы. Когда они всей семьей шли в церковь, мама давала ему мелочь, которую он опускал в шляпу слепого старика, сидевшего на паперти и просил милостыни. Так продолжалось долгое время.

Но однажды будущий ученый увидел на витрине магазина очень красивую игрушечную лошадку. Он просил родителей купить ее, но они сказали, что вещь слишком дорогая и у них нет на нее достаточного количества средств. Тогда мальчик стал думать, где бы ему раздобыть денег. И он придумал... Когда он опускал несколько монеток в шапку слепого нищего, то незаметно забирал оттуда целую горсть денег. Вскоре он накопил нужную сумму и купил столь желаемую игрушку. Только в церкви ему стало стоять как-то неудобно. Мальчику казалось, что святые с икон смотрят на него как-то укоризненно, будто священник догадывается о его грехе и может сказать родителям. На службе маленький грешник стал вставать у самых дверей церкви и еле достаивал до конца службы. И когда однажды его одноклассник сказал, что Бога нет и так думают много людей, мальчик очень обрадовался и вообще перестал ходить в церковь.

 

Духовное чтение

 

Как состояние нашего тела (здоровье или болезнь) часто определяется качеством и количеством принимаемой нами пищи, так и состояние нашей души во многом зависит от качества и количества книг, которые мы читаем. Когда человек читает какую-нибудь книгу, то, вне зависимости от своего желания, он входит в те состояния и чувства, в которых находился автор, когда писал эту книгу. Степень этого воздействия, в зависимости от силы и талантливости автора, а также от открытости и внутреннего состояния читателя, различна, но всегда присутствует.

Поэтому, когда мы читаем книги, исполненные страстей, агрессии и разных низменных пороков человеческой души, то эти страсти в какой-то мере становятся свойственны и нам. Сочувствуя герою книги, который убивает, ворует, грешит, мы невольно становимся соучастниками его греховных поступков. Начинаем сочувствовать греху, располагаемся к неправильному образу поведения. Это изменяет нас в худшую сторону и лишает благодати Божией.

И наоборот. Когда мы читаем Новый Завет или другое Слово Божие, мы общаемся с Самим Богом. Благодать Божия сходит в наши сердца, мы учимся мыслить и поступать согласно заповедям Божиим. Когда мы читаем книги Святых Отцов или жития святых, мы общаемся с их авторами – святыми, в какой-то мере входим в их чувства, состояния. Они ощущают это и начинают молиться за нас и помогать нам. Читая духовные книги, мы учимся пути ко спасению, учимся познавать волю Божию и жить соответственно ей. Поэтому чтение духовных книг является совершенно необходимой частью нашей духовной жизни.

Согласно преданию, Матерь Господа Иисуса Христа, Пресвятая Богородица очень любила читать Священное Писание. Это была Ее духовная пища. И по словам Самого Господа, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).

Известно, что великий русский святой Серафим Саровский еженедельно полностью прочитывал все четыре Евангелия и все послания апостольские. Это настолько просвещало его ум и сердце, что он постоянно светился любовью к людям, всех называл „радость моя“ и мог творить великие чудеса.

Блаженный Иероним дает одной матери (вдове Лидии) такой совет в отношении воспитания ее дочери: „Пусть каждый день она прочитывает с тобою несколько страниц из Евангелия и Писаний апостольских и таким образом подносит тебе каждое утро как бы букет из цветов, собранных ею в священных книгах. Пусть это будет самой главной заботой ее, самым привычным делом...“

Одновременно с чтением духовной литературы нужно читать и хорошую детскую и юношескую литературу, рассказы и повести, описывающие жизнь святых или благочестивых детей. К таким книгам относятся, например, „Святая юность“ Е. Поселянина, повести из жизни первых христиан Евгении Тур, „Камо грядеши“ Сенкевича, произведения Н.С. Лескова и другие. Из таких книг мы черпаем примеры жизни в Боге, жизни верою, и примеры подвигов ради Христа.

Духовное чтение должно идти пусть понемногу, но систематически. Такое чтение вести лучше вместе с родителями, например по вечерам, где взрослые будут сопровождать его объяснениями и беседами. Чтение Нового и Ветхого Завета нужно сопровождать разбором прочитанного в приложении к жизни христианина.

Когда нет живых духовных руководителей, их в какой-то мере заменяют книги. Святитель Игнатий Брянчанинов в дни своей юности любил читать жизнеописания великих святых. Это чтение и оказало на него решающее влияние. В своих записках он пишет, обращаясь к Богу: „Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу“. И, рано поняв красоту души и подвига святых, будущий епископ Игнатий не дал себя увлечь греховным соблазнам мира и еще юношей вступил на монашеский путь.

Вопросы на понимание

1. Все ли равно, какую читать литературу?

2. Как воздействует на человеческую душу чтение страстных книг?

3. Как воздействует на человека чтение Священного Писания?

4. Почему нужно читать книги Святых Отцов? Жития святых?

5. Зачем постоянно читать книги Нового Завета?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...