Святитель Игнатий (Брянчанинов) о чтении
Расставлены сети для ума моего в различных книгах, написанных под явным влиянием злобного разума сатаны. Учения, мудрования, яд лжи испивается из чаши знания ядовитого. В последние времена по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12) и умножится число погибающих в сетях диавольских, (появятся) книги с лжеучением, умы, сообщающие это лжеучение. Не читай душевредных книг, но только написанные святыми Отцами Вселенской Церкви. Не читай еретиков и богохульников, ибо они великолепными наименованиями святости, благочестия, братства, счастья и проч. влагают в душу яд, и от истины отвратят слух и к басням уклонятся (2 Тим. 4,4). Древние думали, что есть животное, один взгляд которого наносит смерть; точно таково сочинение безнравственное, чтение его есть первый, смертельный удар, наносимый душе, за которым непременно последует много других ударов.
Богомыслие и молитва
Молитва – это беседа человека с Богом, это дыхание, необходимое для нашей духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы. Господь нас учит молитве (Мф. 6, 9); непрестанно молитесь... – пишет и апостол Павел (1 Фес. 5, 17). „Кроме непрестанной молитвы (ничем иным) мы приблизиться к Богу не можем“, – говорит преподобный Исаак Сириянин. Бог находится везде и всюду, поэтому в любом месте человек может воззвать к Нему и быть услышан. Бог знает наши мысли и чувства, поэтому не обязательно обращаться к Нему вслух, можно молча помолиться из глубины своего сердца.
Библия рассказывает об одном очень интересном случае. Когда Моисей выводил еврейский народ из египетского плена, войско фараона погналось за ним и уже почти было настигло. Моисей внешне молчал, но из глубины сердца стал просить Бога о спасении, и Тот сказал ему: „Моисей, что ты вопиишь, от криков твоих содрогаются небеса!“ Народ был спасен, а фараон и его войско погибли в водах Красного моря. Самое важное при молитве – это не просто проговаривать ее слова, а читать их со вниманием, хорошо понимая, что ты читаешь. Также очень важно, чтобы сердце сочувствовало словам молитвы, чтобы не было безразлично, а искренне хотело просимого. Но для того, чтобы просьбы, заключенные в наших молитвах, исполнялись, необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, наша жизнь должна соответствовать заповедям Божиим. Иначе, если мы нарушаем все законы Господни, то как можем рассчитывать на Его милость. Во-вторых, просимое должно быть полезно для нас или для близких, за которых просим. Потому что если что-то может причинить людям духовный или физический вред, то Господь это не сделает. В-третьих, просимое должно быть своевременно. То есть мы получим то, что просим, именно тогда, когда нам или окружающим это будет полезно. Кроме просительных молитв о наших нуждах и потребностях, есть благодарственные молитвы по получении просимого. Нельзя быть неблагодарными, а нужно всегда благодарить Бога за Его милости. Еще существуют хвалебные молитвы, когда мы от избытка чувств и из глубины нашего сердца славословим Бога за все Его благодеяния, и покаянные, когда мы каемся в грехах наших.
Каждый христианин для поддержания правильной духовной жизни должен выполнять свое ежедневное молитвенное правило. Это тот минимум молитвословий, который нам необходим, чтобы постоянная связь с Богом у нас не обрывалась. Обычно в него входят утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после еды, прочтение главы из Евангелия и Посланий апостольских, одна кафизма из Псалтири. Наша домашняя молитва – частная, но есть и общая молитва в собрании верующих – в церкви. Необходимо периодически быть в церкви и участвовать в общественных богослужениях. Как сказано Господом, что где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Когда человек участвует в церковных службах, его молитва, усиленная молитвами других, скорее приходит к престолу Господню и имеет большую силу. Чтение духовной литературы и размышление над прочитанным называется богомыслием и является своего рода молитвой. Когда мы думаем о Боге, о Его заповедях, о Его действиях в этом мире, мы простираемся ко Творцу мира душой, ходим как бы в Его присутствии. В такие моменты люди согрешить не могут. Сами подумайте, можете ли вы сделать какой-нибудь дурной поступок, зная, что на вас в это время смотрит Бог? Только часто совершая молитвы, читая духовную литературу и занимаясь богомыслием, находясь всегда в невидимом присутствии Божием, человек научается не согрешать, чувствовать волю Божию и жить всегда соответственно ей. Работа со словарем Молитва – один из способов общения человека с Богом, святыми и небесными силами. Корень этого слова „мол“ (от латинского mollire – умягчать) указывает на то, что молитва умягчает наше сердце и душу, и мы полнее открываемся для воздействия благодати Божией. Вопияти – громко взывать, издавать истошный крик, вопить. Вопросы на понимание 1. Что такое молитва? 2. Какие виды молитв ты знаешь? 3. При каких условиях могут исполняться просительные молитвы? 4. Что такое богомыслие? 5. Что значит молиться непрестанно?
Темы для размышления Сила молитвы
В детстве преподобному Александру Свирскому не давалась грамота. Это сильно огорчало отрока. Однажды со слезами он молился в храме о раскрытии своего разумения и услышал голос: „Встань, ты получил, чего просил“. С этого времени он легко стал понимать книжную грамоту. Сила родительской молитвы
Родители отпускали своего сына от себя на три года в обстановку, полную опасностей и для его тела, и для его духа. „Сын наш, – сказал ему отец, – где бы ты ни был, в 12 часов ночи всегда вспоминай, что мы в это время молимся за тебя преподобному Серафиму“. И в полуночный час, когда все затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители возносили свою ночную молитву за него к преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через три года разлуки, то первыми его словами были: „Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами“. Исцеление по молитве Из жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского
Мой отец с большим предубеждением относился к отцу Иоанну Кронштадтскому. Его чудеса и необыкновенную популярность объяснял гипнозом, темнотой окружающих его людей, кликушеством и т.п. Жили мы в Москве, отец занимался адвокатурой. Мне в то время минуло четыре года, я был единственным сыном и в честь отца назван Сергеем. Любили меня родители безумно. По делам своих клиентов отец часто ездил в Петербург. Так и теперь он поехал туда на два дня и, по обыкновению, остановился у своего брата Константина. Брата и невестку он застал в волнении: заболела их младшая дочь Леночка. Болела она тяжело, и, хотя ей стало лучше, они пригласили отца Иоанна отслужить молебен и с часу на час ожидали его приезда. Отец посмеялся над ними и уехал в суд, где разбиралось дело его клиента. Вернувшись в четыре часа обратно, он увидел у братниного дома парные сани и огромную толпу людей. Поняв, что приехал о. Иоанн, он с трудом пробился к входной двери и, войдя в дом, прошел в зал, где батюшка уже служил молебен. Отец стал в сторону и с любопытством стал наблюдать за знаменитым священником. Его очень удивило, что о. Иоанн, бегло прочитав положенное перед ним поминание с именем болящей Елены, стал на колени и с большой горячностью начал молиться о каком-то неизвестном тяжко болящем младенце Сергии. Молил он о нем долго, потом благословил всех и уехал.
– Он просто ненормальный! – возмущался мой отец после отъезда батюшки. – Его пригласили молиться о Елене, а он весь молебен вымаливал какого-то неизвестного Сергея. – Но Леночка уже почти здорова, – робко возражала невестка, желая защитить уважаемого всей семьей священника. Ночью отец уехал в Москву. Войдя на другой день в свою квартиру, он был поражен царившим в ней беспорядком, а увидев измученное лицо моей матери, испугался: – Что у вас здесь случилось? – Дорогой мой, твой поезд не успел, верно, отойти еще от Москвы, как заболел Сережа. Начался жар, конвульсии, рвота. Я пригласила Петра Петровича, но он не мог понять, что происходит с Сережей, и попросил созвать консилиум. Первым долгом я хотела телеграфировать тебе, но не могла найти адреса Кости. Три врача не отходили от него всю ночь и, наконец, признали его положение безнадежным. Что я пережила! Никто не спал, так как ему становилось все хуже, я была как в столбняке. И вдруг вчера, после четырех часов дня, он начал дышать ровнее, жар понизился, и он уснул. Потом стало еще лучше. Врачи ничего не могут понять, а я тем более. Сейчас у Сережи только слабость, но он кушает и сейчас в кроватке играет со своим мишкой. Слушая, отец все ниже и ниже опускал голову: вот за какого тяжко болящего младенца Сергия так горячо молился вчера отец Иоанн Кронштадтский.
Высказывания святых Отцов
Нет, подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей. Что телесная пища для поддержания наших сил, то и чтение Писания для души. Святитель Иоанн Златоуст
Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Путь к Богу – молитва. Душа молитвы – внимание. Рассеянность обкрадывает молитву. Истинная молитва – дар Божий. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Молитва – вода живая, которою душа утоляет свою жажду. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питье. Сколько раз я ни молился Богу, Бог всегда слушал меня и исполнял молитвы мои. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Труды во славу Божию
Труд является деятельностью, изначально благословленной Богом. Первочеловеку Адаму сразу после его создания было заповедано Богом возделывать и хранить райский сад (Быт. 2, 15). После грехопадения Адаму, а в лице его и всему грядущему человечеству, было сказано, что в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19). То есть для того, чтобы жить, питаться, необходимо много и усиленно трудиться. Поэтому апостол Павел и говорит: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Как мы видим, труд является необходимой составляющей нормальной деятельности человека. Одному великому святому, преподобному Макарию, когда он долго молился и просил Бога показать ему правильный, спасительный для души образ жизни, было следующее видение. Он увидел ангела, который в течение одного часа молился, в течение другого часа читал Священное Писание, а третий час проводил в труде. „Поступай так, и спасешься“, – сказал святому Бог.
Однако еще сам факт наличия у человека труда не есть то, что вменяется в заслугу человеку. Духовным достижением является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей. Как говорил один пастырь: „Господь смотрит на наше внутреннее, и – как бы ни скромна была наша деятельность – тщательное исполнение наших обязанностей есть очень важное и надежное средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит – что мы делаем, но – как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности“. Все, что мы в жизни ни делаем, мы должны стремиться делать так хорошо, как будто это сделано для самого Бога, в Его славу, по Его слову. Здесь недопустима никакая небрежность, неряшливость, расслабленность. Очень важно, чтобы мотивами нашего труда были не алчность, не жажда обогащения, славы и почета, а совершенно иные благие цели. Это может быть труд как естественная необходимость для существования, достойная жизнь семьи, детей, благотворение ближним. Нужно всегда помнить слова святых, что блаженнее давать, нежели брать. Вопросы на понимание 1. Обязательно ли нужно трудиться? Почему человек должен трудиться? 2. Как нужно стараться выполнять порученную нам работу? 3. Всякий ли труд приятен Богу? 4. Какие мотивы труда будут ложные и почему? 5. Какие мотивы труда правильные?
Высказывания святых Отцов
Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. И душевные и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их. Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Истинный труд не может быть без смирения... Делая вещь, надо стараться, чтобы она выходила чистой и красивой, ибо и Господь радуется о всякой чистоте. Преподобный Варсонофий Великий
Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что, если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. Святитель Иоанн Златоуст Труды на благо Отечества
Отечество, Родина – это не только то место, где ты родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого Родина. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу обществу, если отречется от своего Отечества, от заветов своих боголюбивых предков. Труды на благо Отечества – это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям. Однако есть такие способы заработка, которые совершенно неприемлемы для православного христианина. Это, например, продажа наркотиков, нажива за счет распространения алкоголя, табака и других вредящих здоровью веществ и предметов. Позорно также работать в той сфере индустрии развлечений, которая развращает человека, усиливает его страсти. Это всякого рода казино, игорные дома, притоны, организация собачьих, петушиных и других боев. Это продажа порнографических и сатанинских фильмов и литературы подобного рода. Это все то, что духовно и материально не созидает человека, а разрушает его. Кто верит в Бога, любит Родину и своего ближнего, подобными делами заниматься не будет. Лучше зарабатывать меньше денег, но трудом, полезным для общества, чем наживаться за счет вреда, наносимого своим ближним. Вопросы на понимание 1. Что ты понимаешь под словом Родина? 2. Всякий ли способ заработать деньги ты считаешь приемлемым? 3. Какой труд, на твой взгляд, является созидательным на благо Отечества? Труды на пользу ближнего
Всю нашу житейскую работу можно подразделить на два вида: 1. Регулярная работа ради поддержания своего существования – служба, ремесло и всякий производительный труд. 2. Разные житейские личные дела, как вне дома, так и выполнение домашних дел по обслуживанию себя и своей семьи. Как для главы семьи, так и для всякого здорового одинокого человека первый вид труда – по поддержанию своего существования – строго обязателен. От него могут освобождаться лишь жены, занятые детьми и домашним хозяйством. Здесь необходимо заметить, что для матери несовершеннолетних детей отвлечение ее внимания от заботы по их воспитанию крайне нежелательно. Ведь мать-христианка в первую очередь дает ответ Богу за воспитание детей в православной вере и благочестии. Поэтому основное ее время должно принадлежать семье. При втором виде труда – домашних делах, заботах и хлопотах для семьи, себя и близких – надо быть также усердным и делать все от души, как для Господа (Кол. 3, 23). Вместе с тем при всех видах труда человеку должна быть свойственна рассудительность. Нельзя целиком предаваться труду, не оставляя времени для молитвы, духовного чтения и посещения церкви. Нужно помнить, что труд сам по себе, без духовной направленности, не может служить спасению человеческой души. Мы должны помнить, что наше спасение во многом зависит и от наших ближних. Нет больше той любви, если кто полагает жизнь свою за ближних своих, – говорит Господь. „Что отдал, то твое“, – учат Святые Отцы. И когда мы помогаем ближним, жертвуя для них своим временем, силами, деньгами, мы уподобляемся Христу, Который и саму Свою жизнь отдал для спасения людей. Надо учиться делам любви, преодолевать свою леность и эгоизм. Бескорыстно служа ближним, мы служим самому Богу. Но очень важно при этом, чтобы мотивом нашего труда была любовь к Богу и Его заповедям, а не тщеславие, самомнение или корыстное желание потом получить помощь от того, кому помогли.
Вопросы на понимание 1. Какие виды житейского труда вы знаете? 2. Обязательно ли надо помогать ближним? 3. Достаточно ли одного труда, чтобы спасти свою душу? 4. Какие мотивы помощи ближним будут правильными, а какие ложными? Апостольские наставления Служите друг другу каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4, 10).
Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2).
✣ ✣ ✣
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|