Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятая в НЛП схема движения глаз




 

5. Языковые паттерны (L). Основной метод нейро-лингвистического анализа заключается в поиске конкретных лингвистических форм, таких как “предикаты”, указывающих на конкретную нейрологическую репрезентативную систему или субмодальность, и на то, как данная система или субмодальность используется в мыслительном процессе. К предикатам относятся такие части речи, как глаголы, наречия и прилагательные, которые обозначают действия и качества в противоположность предметам. Предпочтение тех или иных предикатов, как правило, осуществляется бессознательно и, таким образом, речь выявляет процессы, происходящие в человеке, его глубинные структуры. Ниже приводится список наиболее типичных предикатов.

 

ВИЗУАЛЬНЫЕ АУДИАЛЬНЫЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

видеть слышать хватать

глядеть слушать прикасаться

наблюдать звучать чувствующий

ясный резонирующий твердый

яркий громкий тяжелый

рисовать выражать обращаться

смутный шумный грубый

высвечивать звонить соединять

показывать говорить двигаться

Внутренние состояния

НЛП сосредоточивает усилия на выявлении, использовании и изменении паттернов мыслительных и физиологических процессов, влияющих на поведение людей, и поиске путей улучшения эффективности и качества их жизни и деятельности. Основная предпосылка НЛП состоит в том, что человеческий мозг подобен компьютеру: он выполняет “программы” или мыслительные стратегии, состоящие из строгой последовательности указаний, или внутренних репрезентаций. Отдельные программы или стратегии лучше других подходят для выполнения определенных задач, и именно от используемой стратегии в огромной степени зависит, будет ли жизнь и деятельность индивида чем-то выдающимся или вполне заурядным.

Эффективность и способность выполнить конкретную ментальную программу в значительной степени определяются психическим состоянием человека. Компьютер не сможет выполнить программу, если в нем имеются неполадки. То же самое справедливо и для человеческого мозга. Уровень психологического подъема или упадка, восприимчивости, стресса определяют эффективность выполнения человеком ментальных программ. Частота сердцебиения и дыхания, поза, кровяное давление, мышечное напряжение, двигательная реакция и реакция кожных покровов — вот приме­ры физических параметров, вызывающих и сопровождающих изме­нения в психическом состоянии. В НЛП эти параметры используют для идентификации, моделирования и обучения, — позволяя человеку намеренно, по собственному желанию вызывать у себя психологическое состояние совершенства, оптимальное для каждого.

Таким образом, внутреннее состояние личности оказывает большое влияние на его способность успешно действовать в любой обстановке.

Якорение

Якорение — это процесс, на первый взгляд напоминающий метод выработки “условных рефлексов” Павлова, связывающий звонок и слюноотделение у собак вне зависимости от того, получают они вслед за звонком пищу или нет. Однако в бихевиористской формулировке стимул всегда является внешним сигналом, а реакция — особым поведенческим актом. Их ассоциация рассматривается в качестве рефлексивной и не является предметом выбора.

В НЛП термин “ якорение ” относится к процессу выработки связей между элементами модели ROLE и имеет более широкое значение, распостраняясь и на другие логические уровни, помимо Окружения и Поведения. Например, возникшая в памяти картина может стать “якорем” для конкретного внутреннего ощущения. Прикосновение к руке может стать якорем для визуальной фантазии или даже убеждения, тон голоса — для состояния возбуждения или уверенности. Человек может сознательно выработать и приводить в действие эти ассоциации. Якорь является средством самосовершенствования, а не просто бессознательным рефлексом. Очевидно, что якорение может стать очень полезным средством для выработки и усиления творческих процессов.

Чаще всего якоря вырабатываются путем простого совмещения во времени двух различных опытов. На уровне поведения ассоциации между двумя событиями, явлениями становятся более стабильными и закрепляются, если мы повторяем последовательность включения якорей несколько раз. Например, вы можете попросить кого-либо живо представить себе то время, когда он (или она) проявил необычные творческие способности, и похлопать его по плечу, когда он думает об этом. Если вы повторите это дважды или трижды, похлопывание по плечу будет автоматически вызывать у человека творческое состояние.

Стратегии

1. Определение термина “стратегия”:

а) Происходит от греческого слова “strategos”, означающего:

“военачальник”,

“наука, искусство ведения войны”,

“искусство руководства общественной, политической борьбой”.

б) Детальный план достижения цели или выгодного положения.

в) В НЛП термин “стратегия” используется для обозначения шагов мыслительного процесса или программы (в том же смысле, что компьютерная программа), ведущей к конкретной цели или результату. На каждом шаге стратегии используется одно из пяти чувств или “репрезентативных систем”.

 

2. Классы стратегий:

а) Память

б) Принятие решений

в) Обучение

г) Творчество

д) Мотивация

е) Реальность

ж) Убеждение

 

3. Процедура стратегии:

а) Извлечение

б) Использование

в) Разработка

г) Внедрение — Реорганизация

 

4. Структура стратегии:

 
 

а) Общая система модели

 

б) Структура стратегии НЛП

 

 


Приложение 2

Основные пресуппозиции НЛП

Карта не есть территория

1. Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.

2. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта — отражение мира не является более “подлинной” или “настоящей”, чем любая другая.

3 Смысл коммуникации заключается в реакции, которую оно вызывает, независимо от намерений коммуникатора.

4. Наиболее “мудрые” и “дружественные” карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее “подлинными” или “точными”.

5. Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.

6. Любое поведение — даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.

7. Изменения происходят при высвобождении или приведение в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Жизнь и “разум” являются системными процессами

1. Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.

2. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.

3. Системы являются “самоорганизующимися” и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений — есть только обратная связь.

4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.

5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного “я”, то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т.п., вызывающие данный поступок, — от самого поступка.

6. Любое поведение (на определенных уровнях) имеет “позитивное намерение”. Оно воспринимается или воспринималось как положительные и приемлемые в том контексте, где они получили развитие, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.

7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

8. Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока не достигнете желаемого.

Приложение 3

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОЛОГИИ НЛП

АУДИАЛЬНЫЙ (AUDITORY) — имеющий отношение к слуху или восприятию звуковых колебаний органами слуха. Человек воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА (REPRE­SENTATIONAL SYSTEM PRIMACY) — система (одно из пяти чувств), которую индивид систематически использует для обработки и организации своего опыта прежде всех остальных. Эта система может определять как личные качества индивида, так и его способность к обучению.

ВИЗУАЛЬНЫЙ (VISUAL) — относящийся к зрению.

ВКУСОВОЙ (GUSTATORY) — относящийся к вкусу или вкусовым ощущениям.

ВНЕДРЕНИЕ (INSTALLATION) — процесс приобретения новой стратегии или стиля поведения. Новая стратегия может быть внедрена через использование якорения, ключей доступа, метафор и подстройки к будущему.

ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА (SECONDARY GAIN) — ситуация, когда некоторое, на первый взгляд проблематичное или отрицательное поведение, на самом деле выполняет и положительную функцию.

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (DEEP STRUCTURE) — нейрологические карты-отражения (как сознательные, так и бессознательные), которые человек использует для организации и направления своего поведения.

ИДЕНТИЧНОСТЬ (IDENTITY) — ощущение того, кем мы являемся, организующее наши убеждения, способности или поступки в единую систему.

КАЛИБРОВКА (CALIBRATION) — способность прочтения бессознательных невербальных реакций другого человека в процессе текущего взаимодействия путем установления однозначного соответствия между наблюдаемыми поведенческими признаками и характерным внутренним состоянием.

КАЛИБРОВКИ, ПЕТЛЯ (CALIBRATED LOOP) — бессознательный паттерн коммуникации, при котором в процессе текущего взаимодействия поведенческие признаки одного человека вызывают характерные реакции другого.

КИНЕСТЕТИКА (KINESTHETIC) — относящееся к телесным ощущениям. В НЛП термин “кинестетика” используется как собирательный для всех видов сенсорных переживаний, включая тактильные, висцеральные и эмоциональные.

КЛЮЧИ ДОСТУПА (ACCESSING CUES) — неявно выраженные признаки, способные одновременно как вызывать действие, так и указывать, какой репрезентативной системой человек пользуется, когда мыслит. Характерные виды ключей доступа включают в себя: движения глаз, тон голоса и темп речи, позу, жесты и характер дыхания.

КОНГРУЭНТНОСТЬ (CONGRUENCE) — состояние, когда все внутренние убеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой и ориентированы на получение желаемого результата.

КОНТЕКСТ (CONTEXT) — обстановка, сложившаяся вокруг конкретного события. Данная обстановка во многих случаях будет определять истолкование конкретного опыта или события.

КРИТЕРИИ (CRITERIA) — ценности или стандарты, которые человек применяет для принятия решения или суждения.

ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ (LOGICAL LEVELS) — иерархия внутренней организации, в которой каждый последующий уровень психологически является все более всеохватывающим и значимым. В порядке убывания значимости эти уровни включают: 1) идентичность, 2) убеждения, 3) способности, 4) поведение, и 5) окру­жение.

МЕТАМОДЕЛЬ (META MODEL) — модель, разработанная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, выявляющая проблематичные или неоднозначные категории языковых стереотипов.

МЕТАПРОГРАММА (META PROGRAM) — уровень ментального программирования, на котором мы сортируем и дробим наши сенсорные опыты. Метапрограммы носят более отвлеченный характер, чем специальные умственные стратегии, и определяют наш подход к конкретному вопросу в целом, а не отдельные деталям умственного процесса.

МЕТАФОРА (METAPHOR) — процесс размышления о какой-либо ситуации или явлении как чем-то ином, то есть рассказ; ино­сказание и аналогия.

МЕТОД ЧЕТЫРЕХ СИСТЕМ (FOUR TUPLE/4-tuple) — оперативный метод, применяемый для записи структуры любого конкретного опыта. Концепция метода утверждает, что любой сенсорный опыт состоит из определенной комбинации четырех первичных репрезентативных систем — <A,V,K,O>, где А (auditory) — аудиальный, V (visual) — визуальный, K (kinesthetic) — кинестетический, O (olfactory/gustatory) — обонятельно-вкусовой.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (MODELING) — процесс наблюдения, составления и внедрения модели поведения, мышления и других внутренних процессов людей, добившихся успеха в определенной области.

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ — НЛП (NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING — NLP) — поведенческая модель и набор тщательно продуманных технических приемов, методов и методологий, начало которым было положено Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в 1975 году. Определенное как исследование структуры субъективного опыта для лучшего понимания процессов, обусловливающих совершенство личности, НЛП изучает формы и стереотипы, или “ программы ”, получающие развитие благодаря взаимодействию между мозгом (“нейро”), языком (“лингвистическое”) и телом. Технические приемы, методы и методологии были разработаны на основе наблюдения форм и моделей человеческого совершенства, воплощенного в наиболее выдающихся представителях различных сфер профессионального общения, включая психотерапию, бизнес, здравоохранение и образование.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ (OLFACTORY) — относящийся к обонянию, или восприятию запахов.

ОКРУЖЕНИЕ (ENVIRONMENT) — внешний контекст, в котором мы совершаем поступки. Нашим внешним окружением является то, что мы воспринимаем как находящееся “вне” нас. Оно является не частью наших поступков, а скорее тем, на что мы должны реагировать.

ПЕРЕВОД (TRANSLATING) — процесс перефразировки, при котором формулировка в предикатах одной репрезентативной системы заменяется на формулировку в предикатах другой.

ПОВЕДЕНИЕ/ПОСТУПКИ (BEHAVIOUR) — особого рода физические действия и противодействия, через которые человек взаимодействует с другими людьми и окружающим миром.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ (BEHAVIOURAL FLE­XI­BILITY) — способность изменять свое поведение для получения иной реакции.

ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА (SURFACE STRUCTURE) — слова или язык, используемые для описания или замещения хранящихся в памяти фактических первичных сенсорных репрезентаций.

ПОДСТРОЙКА (PACING) — метод, применяемый профессионалами общения для быстрого нахождения взаимопонимания с теми, с кем необходимо войти в контакт, путем подражания отдельным особенностям их поведения, то есть отражение или повторение в своем поведении характерных особенностей поведения собеседника.

ПОДСТРОЙКА К БУДУЩЕМУ (FUTURE PACING) — процесс мысленного репетирования с самим собой какой-либо будущей ситуации, чтобы желаемое поведение было естественным и самопроизвольным.

ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ (PERCEPTUAL POSITIONS) — конкретная перспектива или точка зрения. В НЛП имеется три основные позиции, которые можно занять при восприятии конкретного опыта. Первая — позиция восприятия опыта своими собственными глазами, ассоциируется с точкой зрения первого лица. Вторая подразумевает переживание некоторого опыта с позиций “собеседника”. Третья требует отстраненности и восприятия взаимоотношений между нами и другими людьми с позиций стороннего наблюдателя.

ПРЕДИКАТЫ (PREDICATES) — слова, обозначающие процесс (такие, как глаголы, наречия и прилагательные), которыми пользуются для описания подлежащего. В НЛП предикаты служат для определения репрезентативной системы, которойчеловек пользуется при обработке информации.

РАЗБИВКА (CHUNKING) — организация некоторого опыта в более крупные или более мелкие блоки. Укрупнение/соединение (chunking up) подразумевает переход к более масштабным, более отвлеченным уровням информации. Разукрупнение/дробление (chunking down) означает переход к более специфичным и конкретным уровням информации. Боковая разбивка (chunking lateral­­ly) подразумевает поиск других примеров на том же уровне инфор­мации.

РАППОРТ (RAPPORT) — установление атмосферы доверия, гармонии и сотрудничества при каких-либо взаимоотношениях.

РЕЗУЛЬТАТЫ (OUTCOMES) — цели или желаемые состояния, которых человек или организация стремится достичь.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (REPRESENTATIONAL SYSTEMS) — этим термином обозначаются пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

РЕФРЕЙМИНГ (REFRAMING) — техника НЛП, в которой проблемное поведение отделяется от положительного намерения внутренней программы или “части”, отвечающей за данное поведение. Другие варианты поведения вырабатываются через принятие прежней частью ответственности за проведение в жизнь новых стилей поведения, которые удовлетворяли бы тому же самому позитивному намерению, но не сопровождались бы проблемным побочным продуктом.

СИНЕСТЕЗИЯ (SYNESTHESIA) — процесс наложения различных репрезентативных систем, характеризующийся такими явлениями, как “визуально-чувственные цепи” в которых человек выводит свои ощущения из того, что видит, и “аудиально-чувственные цепи”, в которых человек получает свои ощущения из того, что слышит. Соединены между собой могут быть две любые сенсорные модальности.

СОСТОЯНИЕ (STATE) — наблюдаемое общее душевное и физическое самочувствие человека в процессе его деятельности.

СПОСОБНОСТЬ (CAPABILITY) — умение управлять целым классом поступков — знание и навык, КАК нужно что-либо делать. Способности проявляются вслед за развитием ментальной карты, позволяющей нам отбирать и организовывать группы самостоятельных поступков. В НЛП эти ментальные карты принимают форму познавательных стратегий и карт.

СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — некоторая последовательность тщательно продуманных мыслительных и поведенческих шагов, направленных на достижение конкретного результата. В НЛП в качестве наиболее важного аспекта стратегии рассматриваются репрезентативные системы, используемые для выполнения отдельных конкретных шагов.

СУБМОДАЛЬНОСТИ (SUBMODALITIES) — этим термином обозначаются особые качества ощущений, воспринимаемые каждым из пяти чувств. Например, визуальные субмодальности включают цвет, форму, движение, яркость, глубину и т.д.; аудиальные — громкость, высоту, темп и т.д.; кинестетические — такие качества, как давление, температура,, местоположение, и т.д.

ТОТЕ — данная аббревиатура обозначает разработанную Миллером, Галантером и Прибрамом последовательность операций Проверка-Действие-Проверка-Выход (Test-Operate-Test-Exit), которая описывает классическую цепь обратной связи, ведущего фактора любого поведения.

ТРАНСДЕРИВАЦИОННЫЙ ПОИСК (TRANSDERIVATIONAL SEARCH) — процесс обратного поиска в массиве воспоминаний и психических репрезентаций опыта, на базе которого было построено текущее поведение или реакция.

УБЕЖДЕНИЯ (BELIEFS) — постоянно хранимые в памяти обобщения о: 1) причине, 2) значении и 3) границах: а) окружающего нас мира, б) нашего поведения, в) наших способностей и г) нашей личности. Убеждения действуют на ином уровне, чем объективная реальность, и служат для направления и истолкования наших восприятий реальности, зачастую путем привязки их к нашей системе ценностей или критериев. Убеждения чрезвычайно трудно изменить, используя обычные правила логики или рациональное мышление.

УСЛОВИЯ ХОРОШО СФОРМИРОВАННОЙ ЦЕЛИ (WELL-FORMEDNESS CONDITIONS) — набор условий, необходимых для получения эффективного и экологичного результата. В НЛП конкретная цель считается хорошо сформированной, если ее можно: 1) выразить в положительных терминах; 2) определить и оценить на основе сенсорного опыта; 3) сохранить положительные побочные продукты нынешнего состояния; 4) адекватно контекстуализировать с целью соответствия внешней экологии; а кроме того, если 5) процесс достижения этой цели может быть начат, продолжен и завершен тем, кто желает ее достичь.

УТИЛИЗАЦИЯ (UTILIZATION) — метод, при котором к стратегии или паттерну поведения подстраиваются или повторяют его, чтобы оказать влияние на реакцию другого человека.

ЦИТИРОВАНИЕ (QUOTES) — случай, когда сообщение, которое вы хотите сделать, заключено в скобки, как если бы оно было высказано кем-то иным.

ЧАСТИ (PARTS) — метафорический способ обсуждения независимых программ и стратегий поведения. Программы или “части” часто развивают нечто, что становится характерной чертой личности.

ЯКОРЕНИЕ (ANCHORING) — процесс ассоциирования внутренней реакции с некоторым внешним триггером — пусковым механизмом (аналогично классическим условным рефлексам), так что реакция может быть быстро, а иногда даже неявно, вызвана повторно.

 

Литература

Aristotle, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago Ill., 1979.

Applications of Neuro-Linguistic Programming, Dilts, R., Meta Pub­lications, Capitola, Ca., 1983.

The Art of Walt Disney; Finch, C.; Harry N. Abrahams Inc., New York, NY, 1983

Beethoven: Letters, Journals and Conversations; Hamburger, M.; Pantheon Books, 1952

Beliefs: Pathways to Health & Well Being, Dilts, R., Hallbom, T. & Smith, S.,Metamorphous Press, Portland, OR, 1990 p.p. 193—196.

Change Your Mind, Andreas, S., Andreas, C., Real People Press, Moab, Utah, 1987.

Changing Beliefs with NLP, Dilts, R., Meta Publications, Capitola, California, 1990.

Chunking in SOAR; The Anatomy of General Learning Mechanism; Laird, J.E., Rosenbloom, P., Newell, A., Machine Learning, 1:11—46, 1986.

The Complete Sherlock Holmes. Sir Arthur Conan Doyle, Doubleday & Company, Inc., Garden City, New York, 1979

The Creative Process, edited by Brewster Ghiselin, Mentor Books, New American Library, New York, N.Y., 1952

Disney Animation; The Illusion of Life; Thomas, F. & Johnson, O.; Abbeyville Press, New York, NY, 1981,

Encyclopedia Britannica; Encyclopedia Britannica Inc., Chicago Ill., 1979.

The Encyclopedia Sherlokiana, Jack Tracy, Avon Books, New York, NY, 1979.

Frogs into Princes, Bandler, R., Grinder, J.; Real People Press, Moab, Utah, 1979.

McDonald, J.; The Game of Business; Doubleday, Garden City, New York, NY, 1974.

The Great Psychologists: Aristotle to Freud; Watson, R., J.B. Lippincott Co., New York, NY, 1963.

Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

Imagined Worlds: Stories of Scientific Discovery; Andersen, P., and Cadbury, D., Ariel Books, London, 1985

The Life of Mozart Including His Correspondence; Holmes, E., Chap­man&Hall, 1878,

Listening Skills in Music; O’Connor, Joseph; Lambent Books, London, 1989.

Moshe Feldenkrais; NLP of the Body, Dilts, R.B., Dynamic Learning Publications, Ben

Neuro-Linguistic Programming: The Study of the Structure of Subjective Experience, Volume I; Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J.; Meta Publications, Capitola, California, 1980.

Ninety Nine Percent Inspiration; Mattimore, B.; American Management Association, New York, NY, 1967.

Organizations in Action, Thompson, J., McGraw Hill Inc., New York, NY, 1967.

Plans and the Structure of Behavior, Miller, G., Galanter, E., and Pribram, K., Henry Holt & Co., Inc., 1960.

Principles of Psychology, William James, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago Ill., 1979.

Roots of Neuro-Linguistic Programming; Dilts, R., Meta Publications, Capitola, California, 1983.

Skills for the Future, Dilts, R. with Bonissone, G.; Meta Publications, Capitola, California, 1993.

SOAR: An Architecture for General Intelligence; Laird, J.E., Rosenbloom, P., Newell, A., Artificial Intelligence, 33:1—64, 1987.

Steps to an Ecology of Mind, Bateson, Gregory; Ballantine Books, New York, 1972.

Strategies of Genius, Volume II: Albert Einstein, Dilts, Meta Publications, Capitola, Ca., 1994.

Strategies of Excellence; Typing Strategy, Dilts, R.B., Behavioral En­gineering, Scotts Valley, Ca, 1982.

The Structure of Magic Vol. I & II, Grinder,J. and Bandler, R.; Science and Behavior Books, Palo Alto, California, 1975, 1976.

Synergetics of Cognition; H. Haken & M. Stadler (Ed.); Springer-Verlag, Berlin, Germany, 1989.

The Syntax of Behavior, Grinder, J. & Dilts, R., Metamorphous Press, Portland, Oregon, 1987

Time Line Therapy, James, T., Woodsmall, W., Meta Publications, Capitola, CA, 1987.

Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention, Dilts, R.B., Epstein, T., Dilts, R.W., Meta Publications, Cupertino, Ca., 1991, p.p. 96—104.

Toward a Unifying Theory of Cognition, M. Waldrop, Science, Vol. 241, July 1988.

Turtles All the Way Down: Prerequisites to Personal Genius, DeLozier, J., Grinder, J., Grinder DeLozier & Associates, Santa Cruz, Ca, 1987.

Using Your Brain, Bandler, R., Real People Press, Moab, Utah, 1984

Walt Disney’s Fantasia; Culhane, J.;Harry N. Abrahams Inc., New York, NY, 1983, p. 29

 

ПРИМЕЧАНИЯ

К главе 1

Аристотель. Собр. соч. в 4 т.т. М.: Мысль, 1976—1984. — (Философское наследие).]

Aristotle, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago Ill., 1979.

The Great Psychologists: Aristotle to Freud; Watson, R., J.B. Lippincott Co., New York, NY, 1963.

Plans and the Structure of Behavior, Miller, G., Galanter, E., and Pribram, K., Henry Holt & Co., Inc., 1960.

Principles of Psychology, William James, Britannica Great Books, Encyclopedia Britannica Inc., Chicago Ill., 1979.

The Structure of Magic Vol.I & II, Grinder,J. and Bandler, R.; Science and Behavior Books, Palo Alto, California, 1975, 1976.

Neuro-Linguistic Programming: The Study of the Structure of Subjective Experience, Volume I; Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J.; Meta Publications, Capitola, California, 1980.

The Syntax of Behavior, Grinder, J. & Dilts, R., Metamorphous Press, Portland, Oregon, 1987

Time Line Therapy, James, T., Woodsmall, W., Meta Publications, Capitola, CA, 1987.

Imagined Worlds: Stories of Scientific Discovery; Andersen, P., and Cadbury, D., Ariel Books, London, 1985

Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention, Dilts, R.B., Epstein, T., Dilts, R.W., Meta Publications, Capitola, Ca., 1991.

Applications of Neuro-Linguistic Programming, Dilts, R., Meta Publications, Capitola, Ca., 1983.

Organizations in Action, Thompson, J., McGraw Hill Inc., New York, NY, 1967.

Beliefs: Pathways to Health & Well Being, Dilts, Hallbom, Smith, Metamorphous Press, Portland, OR, 1990.

 

К Главе 2

The Complete Sherlock Holmes. Sir Arthur Conan Doyle, Doubleday & Company, Inc., Garden City, New York, 1979

The Encyclopedia Sherlokiana, Jack Tracy, Avon Books, New York, NY, 1979.

Encyclopedia Britannica; Encyclopedia Britannica Inc., Chicago Ill., 1979.

Plans and the Structure of Behavior, Miller, G., Galanter, E., and Pribram, K., Henry Holt & Co., Inc., 1960.

Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention, Dilts, R.B., Epstein, T., Dilts, R.W., Meta Publications, Capitola, Ca., 1991.

Neuro-Linguistic Programming: The Study of the Structure of Subjective Experience, Volume I; Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J.; Meta Publications, Capitola, California, 1980.

Skills for the Future, Dilts, R. with Bonissone, G.; Meta Publications, Capitola, California, 1993.

 

К Главе 3

1. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 379

2. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

3. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 85

4. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

5. Culhane, J.; Walt Disney’s Fantasia; Harry N. Abrahams Inc., New York, NY, 1983, p. 29

6. ibid., p. 36

7. Finch, C.; The Art of Walt Disney; Harry N. Abrahams Inc., New York, NY, 1983, p. 155

8. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

9. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 25

10. ibid., p. 159

11. ibid., p. 186

12. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991.

13. ibid., p. 36

14. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 62

15. ibid., p. 71

16. ibid., p. 47

17. McDonald, J.; The Game of Business; Doubleday, Garden City, New York, NY, 1974, p.p. 170—171

18. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

19. ibid.

20. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 77

21. ibid., p. 186

22. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

23. Culhane, J.; Walt Disney’s Fantasia; Harry N. Abrahams Inc., New York, NY, 1983, p. 198

24. McDonald, J.; The Game of Business; Doubleday, Garden City, New York, NY, 1974, p.p. 170—171

25. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 84

26. ibid., p. 86

27. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

28. McDonald, J.; The Game of Business; Doubleday, Garden City, New York, NY, 1974, p.p. 220—245

29. ibid.

30. ibid.

31. Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 188

32. ibid., p. 153

33. Finch, C.; The Art of Walt Disney; Harry N. Abrahams Inc., New York, NY, 1983, p. 170—171

34. Disney, W., Growing Pains (1941), reprinted in SMPTE Journal, July 1991, pp. 547—550

Thomas, F. & Johnson, O.; Disney Animation; The Illusion of Life; Abbeyville Press, New York, NY, 1981, p. 367

 

к Главе 4

1. Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R., DeLozier, J., Neuro-Linguistic Programming, Volume I; Meta Publications, Cupertino, California, 1980.

2. Holmes, E., The Life of Mozart Including His Correspondence; Chapman&Hall, 1878, p.p. 211—213

3. ibid.

4. ibid.

5. ibid.

6. ibid.

7. Hamburger, M.; Beethoven: Letters, Journals and Conversations; Pantheon Books, 1952

8. Composer’s World: Horizons and Limitations, Harvard University Press, 1952

9. Dilts, R.B., Epstein, T., Dilts, R.W., Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention, Meta Publications, Cupertino, Ca., 1991, p.p. 96—104.

10. O’Connor, Joseph; Listening Skills in Music; Lambent Books, London, 1989.

11. Dilts, R., Albert Einstein: A Neuro-Linguistic Analysis of a Genius, Dynamic Learning Publications, Ben Lomond, Ca., 1990.

12. H. Haken & M. Stadler (Ed.); Synergetics of Cognition; Springer-Verlag, Berlin, Germany, 1989.

13. Dilts, R.B., Epstein, T., Dilts, R.W., Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention, Meta Publications, Cupertino, Ca., 1991, p.p. 96—104.

14. Dilts, R.B., Strategies of Excellence; Typing Strategy, Behivioral Engineering, Scotts Valley, Ca., 1982.

15. Dilts, R.B., Moshe Feldenkrais; NLP of the Body, Dynamic Learning Publi­cations, Ben Lomond, Ca., 1990.

16. Dilts, R., Hallbom, T. & Smith, S., Beliefs: Pathways to Health & Well Being,, Metamorphous Press, Portland, OR, 1990 p.p. 193—196.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Приглашение на партию. Предисловие Е.И. Виль-Вильямс......................................... 5

Предисловие автора........................................................................................................ 7

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 12

Нейро-лингвистическое программирование.......................................................... 13

Моделирование........................................................................................................ 18

Стратегии.................................................................................................................. 22

 

1. Аристотель: У истоков гениальности............................................... 25

Слагаемые гениальности......................................................................................... 25

Модель SOAR.......................................................................................................... 36

Основные типы причин............................................................................................ 39

Роль восприятия времени....................................................................................... 44

Оценка собственных посылок................................................................................. 49

Аристотелева модель разума.................................................................................. 52

Модель ТОТЕ........................................................................................................... 54

Микростратегии и пять чувств............................................................................... 58

Общие свойства........................................................................................................ 65

Моделирование микростратегий. Модель ROLE.................................................. 73

Язык как средство мышления и моделирования................................................... 80

Моделирование микроструктуры Аристотелевой

стратегии мышления................................................................................................ 82

Практическое применение стратегий Аристотеля................................................. 86

Модель SCORE: использование стратегий Аристотеля

для определения “проблемного пространства”...................................................... 88

Применение стратегии Аристотеля для исследования

и организации проблемного пространства............................................................. 96

Определение системы причин в проблемном пространстве............................... 100

Заключение............................................................................................................. 103

 

2. Шерлок Холмс сэра Артура Конан Дойля:

Приоткрывая тайны гениальности................................................. 105

Пример практического использования стратегий гениев................................... 105

Метастратегия Холмса и “Великая цепь жизни”................................................. 106

Микростратегии Холмса для наблюдений, частных выводов

и дедукции.............................................................................................................. 113

Макростратегия Холмса для поиска “предшествующих причин”..................... 117

Уровни ключей и частных выводов..................................................................... 126

Применение стратегии Холмса............................................................................. 132

Наблюдение и дедукция........................................................................................ 134

Упражнение по калибровке................................................................................... 137

Выявление обмана................................................................................................. 138

Наблюдение за микроповеденческими ключами,

связанными с познавательными стратегиями: модель BAGEL......................... 140

Заключение............................................................................................................. 146

 

3. Уолт Дисней: Мечтатель, Реалист, Критик..................................... 147

Уолт Дисней и три фазы творчества..................................................................... 147

Микроанализ Диснея-Мечтателя.......................................................................... 148

Микроанализ Диснея-Реалиста............................................................................. 154

Микроанализ Диснея-Критика.............................................................................. 160

Общий обзор творческой стратегии Уолта Диснея............................................. 166

Паттерны метапрограмм....................................................................................... 168

Физиология и творческий цикл Диснея............................................................... 170

Пути практического применения творческой стратегии Диснея........................ 171

Примеры ввода в действие творческого цикла Диснея...................................... 173

Пример использования Диснеевской стратегии.................................................. 176

Процесс группового обучения: “раскадровка”.

Множественность перспектив замысла и проблемного

пространства........................................................................................................... 185

Заключение............................................................................................................. 193

 

4. Вольфганг Амадей Моцарт: Песни души....................................... 195

Музыкальные грезы.............................................................................................. 195

Сходство стратегии Моцарта со стратегиями других

музыкантов и композиторов................................................................................. 208

Творческий процесс Моцарта и теория самоорганизации................................... 212

Практическое применение стратегии Моцарта.................................................... 216

Практическое применение стратегии Моцарта в иных областях........................ 227

Формат “Музыкальная SCORE”.......................................................................... 229

Направленная медитация с использованием стратегии Моцарта....................... 231

Заключение............................................................................................................. 235

 

5. Некоторые свойства гениев.................................................................. 236

 

Приложение 1.............................................................................................................. 243

Приложение 2.............................................................................................................. 257

Приложение 3.............................................................................................................. 259

Литература................................................................................................................... 265

Примечания 267


[1] Здесь и далее русский перевод Аристотеля приводится по изданию: Аристотель. Собр. соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1976—1984 (“Философское наследие”).

[2] Понятие линий времени “включен во время” и “сквозь время” впервые было разработано в НЛП в 1979 г. и связано с появлением моделей так называемых “метапрограмм”. Исследование других форм восприятия времени проводилось мной и Ричардом Бэндлером в начале 80-х годов. Методическое применение линий времени проводится с середины 80-х годов.

[3] В учебно-педагогическом процессе при использовании методов, основанных на раздражении и реакции, важно учитывать цели учащегося. Хорошая оценка, скорее всего, не будет восприниматься как награда, если только учащийся сам не хочет получить хорошую оценку. Денежное вознаграждение в качестве “подкрепления” не послужит мотивацией, если целью конкретного лица не является получение денег. В соответствии с моделью TOTE, не существует подлинного внешнего подкрепления в скиннеровском смысле. Ничто не будет служить подкреплением, если не воспринимается как относящеес

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...