Пользователи бухгалтерской информации.
Встречающиеся в литературе способы классификации пользователей учетной, информации включают две или три группы. Haпример, K. Друри так описывает две категории пользователей бухгалтерской информации: - «внутренние пользователи, т. е. пользователи в составе организации, где осуществляется учет»; - внешние пользователи, т. е. пользователи, не входящие в состав организации». В.В. Ковалев выделяет три группы: - пользователи, внешние по отношению к организации; - сами организации (точнее, их управленческий персонал); - собственно бухгалтеры как представители этой профессии, Волкова О.Н. рассматривает пользователей бухгалтерской информации следующим образом. К внутренним пользователям можно отнести лиц, которые имеют особого рода юридически оформленные отношения с данной организацией и выполняют какие-либо функции в соответствии с внутренней нормативной документацией. Для целей классификации всех пользователей учетной информации организации принципиально важными являются два классификационных признака: · возможность доступа к тому или иному объему внутренней управленческой информации (как то: оперативные планы, отчеты об их выполнении, аналитические записки, подготовленные для принятия управленческих решений, и т. п.); · участие в принятии оперативных, тактических или стратегических управленческих решений на уровне организации. Одновременная классификация по двум признакам дает нам возможность сформировать матрицу 2 х 2 (табл. 2.3). Таблица 2 - Пользователи учетной информации организации
I квадрант
Руководители разного уровня. Учетная информация нужна им для оперативного управления и принятия как оперативных, так и тактических и стратегических управленческих решений, пользуются они ею в пределах своих полномочий, которыми также определены возможности доступа к информации. Владельцы крупных пакетов прав (акций, долей, паев - в зависимости от формы собственности). Крупные собственники требуют информацию для оценки своих будущих доходов и контроля за правильностью начисления прошлых. Поскольку в результате их решений руководство может быть смещено, они обычно имеют доступ и к управленческой информации, и к принятию решений. II квадрант Государство в лице своих налоговых, законодательных и прочих органов. Государство, контролируя хозяйствующие субъекты, заинтересовано прежде всего в перераспределении ресурсов. Отчетность ему нужна для контроля правильности начисления и уплаты налогов, законодательного регулирования, сбора статистической информации и т. д. Представителям государственных органов доступна только финансовая отчетность и некоторая другая обязательная информация в сфере их компетенции. С одной стороны, государство не должно вмешиваться в оперативное управление хозяйствующими субъектами, но с другой стороны, получается, что, издавая законы и подзаконные акты, оно определяет (а в отдельных случаях напрямую диктует) многие бизнес - решения.
Владельцы мелких пакетов прав собственности. Так же, как и владельцы крупных пакетов прав, эти участники бизнес - среды заинтересованы в учетной информации для контроля, и оценки, своих доходов, однако доступ имеют лишь к финансовой отчетности. III квадрант Сотрудники, в том числе бухгалтеры (не менеджеры). По доступной им учетной информации; (а многим из них доступен тот или иной ее объем, в связи с их должностными обязанностями), в частности по финансовой отчетности, сотрудники стараются оценить стабильность компании своего работодателя, его способность обеспечить выплату заработной платы в текущем периоде и на перспективу, а также гарантии своей, занятости. В принятии управленческих решений не участвуют. Наблюдательные органы (советы директоров, попечительские советы и т. п.) в экономически развитых странах существуют, для гарантии соблюдения прав собственников и всех прочих участников бизнес - среды. Не участвуя на прямую в управлении и принятии решений, они серьезно влияют на этот процесс, и для этого им требуются внутренние учетные данные. Аудиторы. Учетная информация для аудиторов служит предметом труда. Выполняя свои служебные обязанности, они имеют доступ к внутренней информации, при этом в принятии управленческих решений в самой организации не участвуют, а выработанные ими рекомендации и аналитические материалы используют в своей работе менеджеры. IV квадрант Покупатели, потребители, клиенты заинтересованные стабильности компании, особенно если у них долгосрочные контракты с данной организацией. Интересующий их аспект можно хотя бы в первом приближении оценить по финансовой отчетности. При этом доступа к внутренней информации они, как правило, не, имеют, и в принятии управленческих решений напрямую не участвуют. Поставщики, подрядчики, прочие коммерческие кредиторы хотят оценить возможность получить свои деньги в срок и в полном объеме. Поэтому их интересует прежде всего ликвидность и краткосрочная платежеспособность, особенно если они зависят от данной организации как основного потребителя. Вся информация представляется им только в той форме и в том объеме, которые одобрены руководством организации, поэтому будет правильным отнести эту группу пользователей в тот же квадрант, что и обычных коммерческих контрагентов.
Потенциальные собственники заинтересованы в том, чтобы оценить возможность получать доход от долевого участия. Им, а также и агентам требуется информация о том, стоит ли покупать, держать или продавать пакеты прав. Общую оценку финансового состояния они могут сделать только по внешней финансовой отчетности. Общественность - в лице профсоюзов, органов местного самоуправления, экологических организаций и т.п. также является пользователем учетной информации, по которой можно оценить степень соответствия положения организации требованиям или стандартам общественных организаций. Этой группе пользователей доступна только финансовая отчетность, но в управлении организацией они участия не принимают, хотя могут серьезно влиять на принятие многих очень важных, решений. Внешние аналитики - это в первую очередь конкуренты, а затем сотрудники разного рода финансовых, рейтинговых, информационных и других агентств, а также все прочие лица; так или иначе интересующиеся положением организации. Однако обычно им в лучшем случае бывает, доступна лишь внешняя финансовая отчетность. Описав все основные группы лиц, по той или иной причине интересующихся учетной информацией организации, мы можем отметить, что 1 квадрант представляет пользователей, которых иначе как внутренними не назовешь. Аналогично лица, указанные в квадранте IV, являются, безусловно, внешними по отношению к организации. Пользователей, отнесенных в II и III квaдpaнты однозначно назвать внутренними или внешними трудно – они вроде как и не совсем внутренние, но все-таки прав в области получения информации в организации имеют существенно больше, чем, скажем, обыкновенный поставщик комплектующих частей. Для нас принципиально, что правая половина матрицы - пользователи лишь финансовой отчетности, а левая – заинтересованные и имеющие доступ к управленческой информации, т.е. те, кто формирует и поддерживает функционирование системы управленческого учета. Именно ими и для них формируется система обмена учетной управленческой информацией, кратко называемая управленческим учетом.
1.1.4 Цели, задачи бухгалтерского управленческого учета. Функции, принципы и назначение бухгалтерского управленческого учета. Цель управленческого учета - прежде всего обеспечение менеджеров информацией, необходимой для принятия управленческих решений. К информации, необходимой для принятия управленческих решений, предъявляются инные требования, чем к информации предназначенной для внешних пользователей. К конкретным прауктическим задачам управленческого учета относятся: § учет наличия и движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним менеджерам; § учет затрат и доходов и отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет по организации в целом, структурным подразделениям, центрам ответственности, группам изделий, технологическим решениям и др. позициям; § исчисление различных показателей фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и отклонений от нормативных и плановых (показателей полной производственной себестоимости, неполной производственной себестоимости, полной себестоимости реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции по зонам реализации и т. п.); § формирование ценовой политики организации, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа, § определение финансовых результатов деятельности отдельных структурных подразделений по центрам ответственности, новым технологическим решениям, реализованным изделиям, выполненным работам и услугам и др. позициям; § контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений и других центров ответственности; § планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, ее структурных подразделений и других центров ответственности; § оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений. § выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности организации, § прогнозирование и оценка прогноза (предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования); § формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции, § составление управленческой отчетности и ее предоставление управленческому персоналу и специалистам для управления производством и принятия решений на перспективу.
Функции управленческого учета: 1) Планирование представляет собой процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает в себя постановку цели; формулировку задач; изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов альтернативных действий. На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения. 2) Контроль и анализ – это проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера. Эта функция включает в себя измерение состояния объекта: сопоставление фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, в случае, если они не могут быть выполнены; выявление и регулирование отклонений от запланированного. Контроль настолько тесно связан с планированием, что в обычной работе между ними не проводят грань. Любое управленческое решение основывается на анализе, где управленческое планирование и система контроля полностью взаимодействуют. На этой стадии управления руководитель имеет информацию в виде отчетов исполнителей, в которых даются результаты количественных измерений фактического состояния объекта. Часто в отчете отражается сравнение фактических и бюджетных результатов, а также отклонения. Это позволяет руководителю концентрировать внимание на негативных процессах и выявлять проблемы, требующие решения в будущем. В процессе анализа определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь) и выясняются причины отклонений, недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели. 3) Организационная работа заключается в создании организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей (отделы, бюро, группы, подразделения и др.); распределение обязанностей между исполнителями; координация действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений. 4) Стимулирование - это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающего уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительные отчеты об их выполнении. Сметы содержат сбалансированные плановые показатели и ориентируют менеджеров на выполнение конечной цели предприятия. Исполнительные отчеты мотивируют обоснованность корректировки фактических результатов по отношению к запланированным, и стимулируют персонал предприятия к принятию мер по устранению отклонений либо к выявлению потенциальных проблем в будущем. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами. 5) Внутренняя информационная связь – это обмен информацией и отчетностью, позволяющий координировать действия структурных подразделений на достижение конечной цели; конкретизирующий задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период; определяющий условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений. Исполнительные отчеты представляют любому менеджеру материал для анализа и оценки своих действий, которые привели к снижению эффективности управления. Принципы управленческого учета: 1) Непрерывность деятельности предприятия – выражается отсутствием намерения ликвидироваться, сократить масштабы производства. Это означает, что предприятие будет функционировать неопределенно долгое время. 2) Использование единых планово – учетных единиц измерения - разработка системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат. В планировании и учете производства данный принцип обеспечивает между ними прямую и обратную связь. 3) Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия – один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. Заключается в определение перспектив и тенденции каждого подразделения в формировании прибыли организации от производства до реализации продукции. При всем различии организационных форм на предприятиях, управленческий учет должен быть связан с оперативно – производственным и технико – экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. 4) Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократное использование при всех видах управления без повторной фиксации, регистрации или расчетов. В процессе ее сбора, обработки и передачи упрощает систему учета и делает ее эффективной. 5) Система коммуникаций внутри предприятия – формирование показателей внутренней отчетности на всех уровнях производственной структуры по нарастающей и использование ее в целях управления. На нулевом уровне возникает первичная учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, складского хозяйства, производственных подразделений, внешней кооперации, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии. На последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах управления предприятием (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, планово – производственного отдела и др.). На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступающей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную информацию производственно – диспетчерским, планово – экономическим отделом и бухгалтерией. 6) Принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью заслуживает особого внимания. Он заключается в охвате сметами (бюджетами) производства, реализации, распределения и финансирования. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Сметами охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование. В них находят отражение затраты на производство всего предприятия и его подразделений, доходы от видов деятельности, отдельных подразделений и предприятия в целом. Данный принцип используется для планирования, контроля и регулирования учета организации. 7) Принцип полноты и аналитичности информации предусматривает, что показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу процедур. 8) Принцип периодичности информации, отражающий производственный коммерческий циклы предприятия важен для построения всей системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима в том случае, когда это необходимо, ни раньше, ни позже. Для предоставления такой информации разрабатывается график, который является частью графика документооборота на предприятии. Управление – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования финансовых, трудовых и других ресурсов. Система управления воздействует на управляемый объект посредством общих функций, взаимосвязь которых образует замкнутый цикл управления (рис. 1).
Рис. 1. Замкнутый цикл управления организацией В этом направленном процессе управленческий учет играет особую роль. Большинство выделяют учет в специальную функцию управления. Именно в рамках учетных процедур имеющиеся данные, числа и сведения преобразуются в информацию, пригодную для принятия управленческих решений. Эта задача решается в русле того учетного направления, которое называется управленческим учетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|