Анализ формирования федерального бюджета (2007-2008 гг.)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. [18, с.98] Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%). Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году. Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году. [4] На рисунке 1 видно, что в 2008 году НДС в бюджет поступал весьма неравномерно. В первые три квартала это было связано с новацией, внесенной в Налоговый кодекс (НК) депутатами Госдумы. Для сокращения объема налоговой отчетности компании с начала 2008 года стали платить НДС не ежемесячно, а раз в квартал - в следующем по его окончании месяце. Из-за этого платежи по налогу пришлись на апрель (за первый квартал) и июль (за второй). Поскольку в другие месяцы квартала налог не уплачивался, но при этом возмещался из бюджета, по итогам этих периодов возникало отрицательное сальдо по НДС. Такой ситуация была до кризисного октября 2008 года. Правительство тогда объявило, что в условиях кризиса ликвидности платеж за третий квартал может лишить предприятия оборотных средств. Поэтому НК был вновь подправлен, и компаниям фактически вернули прежний порядок ежемесячной уплаты НДС - квартальный платеж с октября можно вносить тремя равными частями. [13]
Рис.1. [6]
Данные о начислении НДС по Липецкой области за 2007 год представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Данные о начислении НДС по Липецкой области за 2008 год отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Таким образом, из таблицы 1 и 2 видно, что итоговая сумма начисленного НДС в 2008 году возросла на 66603563 руб., что составило 22,34%, налогооблагаемые обороты возросли на 11,14%, налоговые вычеты увеличились на 14,6%. [15] Заключение
НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. Налог на добавленную стоимость является относительно сложным для понимания и расчета налогом, то есть он сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог скорее всего будет и в будущем существовать в России, претерпевая лишь незначительные изменения.
Список используемой литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации 2. Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость”. . Закон РФ от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ " О налоге на добавленную стоимость” 4. http://www.nalog.ru - ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА. . http://www.r48. nalog.ru/ - Управление ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ по Липецкой области. . http://www.eeg.ru/ - Экономическая экспертная группа. . http://uisrussia. msu.ru/ - Университетская информационная система РОССИЯ. . http://www.conseco.ru/ - Законы в схемах и таблицах. . http://base. consultant.ru/ - Консультант Плюс. . http://www.nalvest.ru/ - Журнал "Налоговый вестник". 11. http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "КоммерсантЪ" № 127 (3703) от 20.07.2007. . http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "Коммерсантъ" № 215 (4032) от 26.11.2008. . http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "Коммерсантъ" № 25 (4080) от 12.02.2009. . Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2005. . Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ Под ред. М.В. Ивановой - М.: Финансы. - 2006. . Искра В.В. Налоговый контроль: формы и методы проведения. - Спб., 2001. . Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. . Налоги: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред.Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2004. . Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2005. . Ногина О. А Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер, 2002. . Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф.А.Н. Романова - М.: Вузовский учебник, 2004. . Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., ИНФРА-М, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|