Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ формирования федерального бюджета (2007-2008 гг.)




 

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. [18, с.98]

Всего в 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше, чем в 2006 году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1 390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.

Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году. [4]

На рисунке 1 видно, что в 2008 году НДС в бюджет поступал весьма неравномерно. В первые три квартала это было связано с новацией, внесенной в Налоговый кодекс (НК) депутатами Госдумы. Для сокращения объема налоговой отчетности компании с начала 2008 года стали платить НДС не ежемесячно, а раз в квартал - в следующем по его окончании месяце. Из-за этого платежи по налогу пришлись на апрель (за первый квартал) и июль (за второй). Поскольку в другие месяцы квартала налог не уплачивался, но при этом возмещался из бюджета, по итогам этих периодов возникало отрицательное сальдо по НДС.

Такой ситуация была до кризисного октября 2008 года. Правительство тогда объявило, что в условиях кризиса ликвидности платеж за третий квартал может лишить предприятия оборотных средств. Поэтому НК был вновь подправлен, и компаниям фактически вернули прежний порядок ежемесячной уплаты НДС - квартальный платеж с октября можно вносить тремя равными частями. [13]

 

Рис.1. [6]

 

Данные о начислении НДС по Липецкой области за 2007 год представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Показатели Начислено - всего тыс. руб.
НАЛОГООБЛАГАЕМЫЕ ОБОРОТЫ: Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего 73 026 893
в том числе: сумма налога, исчисленного по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации 72 397 248
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов 394 404
сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена 235 241
НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ: Сумма налоговых вычетов, всего 76 143 131
общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации 65 218 264
в том числе: сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства 1 813 769
сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав 316 836
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории 3 193 233
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь 380 969
сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена 91 379
сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена 10 833 488
ОБЩАЯ СУММА НАЛОГА, ИСЧИСЛЕННАЯ ПО ДЕКЛАРАЦИЯМ, ИТОГО -3 116 238
в том числе: к уплате в бюджет 7 406 423
к уменьшению (со знаком минус) -10 522 661
СУММА НАЛОГА, ДОНАЧИСЛЕННАЯ (УМЕНЬШЕННАЯ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 663 940
в том числе: по результатам камеральных проверок -4 221
по результатам выездных проверок 668 161
Приостановленная к взысканию задолженность по решениям судов и вышестоящих налоговых органов 90 401
СУММА НАЧИСЛЕННЫХ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ И ПЕНЕЙ - ВСЕГО 69 500
СУММА ОТСРОЧЕННОЙ (РАССРОЧЕННОЙ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ, СРОК УПЛАТЫ КОТОРОЙ ПРИХОДИТСЯ НА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД (включая проценты за пользование бюджетными средствами) 0
СУММА РЕСТРУКТУРИРОВАННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ПОДЛЕЖАЩАЯ ПОГАШЕНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ ГРАФИКАМИ УПЛАТЫ В ОТЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ (включая проценты за пользование бюджетными средствами) 8 528
СУММА НАЧИСЛЕНИЯ - ИТОГО -2 464 671
ПРИЗНАННАЯ К ВОЗМЕЩЕНИЮ СУММА НАЛОГА ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 0 ПРОЦЕНТОВ, ВСЕГО (ПО НАЛОГОВЫМ ДЕКЛАРАЦИЯМ, ПОДАННЫМ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПЕРИОДЫ ДО 01.01.2007) 3 711 663
в том числе: налоговыми органами 3 597 787
арбитражными судами 113 876
СУММА НАЧИСЛЕНИЯ - ВСЕГО -6 176 334
Контрольная сумма 298 091 009

 

Данные о начислении НДС по Липецкой области за 2008 год отражены в таблице 2.

 

Таблица 2.

Показатели Начислено - всего тыс. руб.
Налогооблагаемые обороты  
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, всего 80 053 702
в том числе:  
сумма налога, исчисленного по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации 79 228 374
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налоговых агентов 392 563
сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена 432 765
Налоговые вычеты  
Сумма налоговых вычетов, всего 87 263 238
общая сумма НДС, подлежащая вычету по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации 71 711 917
в том числе:  
сумма налога, предъявленная подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении капитального строительства 1 552 917
сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав 463 711
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории 3 336 477
сумма налога, уплаченная налогоплательщиком налоговым органам при ввозе товаров с территории Республики Беларусь 367 512
сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена 116 371
сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена 15 434 950
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет 7 006 797
Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета -14 216 708
Сумма налога, доначисленная (уменьшенная) по результатам контрольной работы 1 321 862
в том числе:  
по результатам камеральных проверок 94 633
по результатам выездных проверок 1 227 229
Приостановленная к взысканию задолженность по решениям судов и вышестоящих налоговых органов 42 275
Сумма начисленных налоговых санкций и пеней - всего 224 044
Сумма отсроченной (рассроченной) задолженности, срок уплаты которой приходится на отчетный период (включая проценты за пользование бюджетными средствами) 23
Сумма реструктурированной задолженности, подлежащая погашению в соответствии с утвержденными графиками уплаты в отчетном периоде (включая проценты за пользование бюджетными средствами) 7 065
Фактически возмещено налогоплательщикам 16 574 607
в том числе:  
возвращено на расчетные счета налогоплательщиков 11 929 295
из строки 1000:  
возмещено налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов за налоговые периоды до 01.01.2007 128 953
Контрольная сумма 364 694 572

 

Таким образом, из таблицы 1 и 2 видно, что итоговая сумма начисленного НДС в 2008 году возросла на 66603563 руб., что составило 22,34%, налогооблагаемые обороты возросли на 11,14%, налоговые вычеты увеличились на 14,6%. [15]


Заключение

 

НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета.

В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.

НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя

отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. Налог на добавленную стоимость является относительно сложным для понимания и расчета налогом, то есть он сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог скорее всего будет и в будущем существовать в России, претерпевая лишь незначительные изменения.

 


Список используемой литературы

 

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

2. Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость”.

.   Закон РФ от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ " О налоге на добавленную стоимость”

4. http://www.nalog.ru - ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА.

.   http://www.r48. nalog.ru/ - Управление ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ по Липецкой области.

.   http://www.eeg.ru/ - Экономическая экспертная группа.

.   http://uisrussia. msu.ru/ - Университетская информационная система РОССИЯ.

.   http://www.conseco.ru/ - Законы в схемах и таблицах.

.   http://base. consultant.ru/ - Консультант Плюс.

.   http://www.nalvest.ru/ - Журнал "Налоговый вестник".

11. http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "КоммерсантЪ" № 127 (3703) от 20.07.2007.

.   http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "Коммерсантъ" № 215 (4032) от 26.11.2008.

.   http://www.kommersant.ru/ <http://base.consultant.ru/> - Издательский дом "КоммерсантЪ"; Газета "Коммерсантъ" № 25 (4080) от 12.02.2009.

.   Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2005.

.   Иванова М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ/ Под ред. М.В. Ивановой - М.: Финансы. - 2006.

.   Искра В.В. Налоговый контроль: формы и методы проведения. - Спб., 2001.

.   Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008.

.   Налоги: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред.Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2004.

.   Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2005.

.   Ногина О. А Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер, 2002.

.   Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф.А.Н. Романова - М.: Вузовский учебник, 2004.

.   Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М., ИНФРА-М, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...