Понятие дидактики. Сущность и движущие процесса обучения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками. Педагогика-это наука о воспитании, образовании и обучении детей. Предметом педагогики является педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколения. Основные задачи педагогики: 1)Выявление закономерностей в области воспитания и обучения 2)Изучение и распространение педагогического опыта 3)Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. 4)Участие в международных проектах, изучение зарубежного опыта. Связь педагогики с другими науками: В течении всего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Самые древние связи у педагогики с философией и психологией, также с биологическими науками (анатомия, биология, экология), с экономикой и социологией. Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса. Педагогический процесс-это взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к наименьшему изменению состояния, свойств, качеств. Идея целостности педагогического процесса выражена в трудах Ушинского, он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного момента в школьной деятельности. Сегодня ЦПП заключается в подчинении всех процессов, его образующих, главной цели – формированию всесторонней и гармонично развитой личности. На каждом этапе пед.процесса выделяют общие закономерности: 1.динамики 2.развития личности 3.стимулирования 4.управления учебно-воспитательного процесса (УВП) 5.внешней и внутренней деятельности.
Развитие личности. Факторы развития. Неравномерность развития личности. Развитие личности- это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управленческих и неуправленческих, социальных и природных факторов. Факторы развития личности: 1)Наследственность-передача детям от родителей определенных качеств и особенностей. (цвет глаз, волос, кожи, болезни, физиологические параметры) 2)Социальная среда-реальная действительность и условия, в которых растет ребенок. Малая социальная среда-родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка. 3)Воспитание-целенаправленный, сознательно осуществляемый пед.процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности, формирующейся личности по овладению общественным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками социально-духовными отношениями, способами творческой деятельности. 4)Деятельность. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Неравномерность развития личности: -Акселерация-это ускорение роста и полового созревания детей и подростков, по сравнению с предшествующим поколением. -Ретардация-это замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. (явление, противоположное акселерации). Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. У ребенка, как и у любого другого гражданина России есть права и они должны соблюдаться. Среди нормативных актов, регламентирующих права детей можно выделить: 1.Конституция РФ (ст.43.Каждый ребенок имеет право на образование) 2.Семейный кодекс РФ (Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования) 3.Федеральны закон «Об образовании в РФ» 4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5.Конвенция о правах ребенка. Конвенция-это договор, соглашение, между государствами по какому-либо социальному вопросу. В 1990 г. вступила в силу для РФ. 6.Декларация прав ребенка. Декларация-это официальный документ, содержащий важное положение, но не имеющий обязательной силы. В 1959г. ООН приняла декларацию прав ребенка (на основе которой была разработана конвенция). Методы педагогического исследования. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука получает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные. Учение о методах способах и стратегиях исследований называют методологией. Методы педагогических исследований принято подразделять на: 1.эмпирические (анкета, беседа, эксперимент, наблюдение) 2.теоритические (анализ, синтез, моделирование, работа с литературой) 3.математические (ранжирование, шкалирование) Понятие дидактики. Сущность и движущие процесса обучения. Дидактика-это часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и воспитания. -Общая-включает факторы, влияющие на процесс обучения, условия, в которых осуществляется обучение и результат. -Частная-методика преподавания учебных предметов. Дидактика выполняет следующие функции: 1)обучающая (образовательная) (передача ЗУНов) 2)развивающая (Развитие памяти, внимания, мышления, речи) 3)воспитательная (Формирует морально-нравственную сферу, эстетическую культуру) Процессу обучения сопутствуют еще такие функции, как: 4)функция здоровьясбережения 5)функция социальной защиты и пед.поддержки 6)проориентационная функция. Движущими силами обучения являются противоречия-столкновение противоположных мнений: а)между интересами учащегося и учебным предметом б)между преподаванием и учением в)между уровнем прежних знаний и новыми знаниями г)между требуемым и достигнутым уровнем отношения к учению
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|