Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие дидактики. Сущность и движущие процесса обучения.




Предмет и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика-это наука о воспитании, образовании и обучении детей.

Предметом педагогики является педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколения.

Основные задачи педагогики:

1)Выявление закономерностей в области воспитания и обучения

2)Изучение и распространение педагогического опыта

3)Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания.

4)Участие в международных проектах, изучение зарубежного опыта.

Связь педагогики с другими науками:

В течении всего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. Самые древние связи у педагогики с философией и психологией, также с биологическими науками (анатомия, биология, экология), с экономикой и социологией.

Целостность педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса.

Педагогический процесс-это взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к наименьшему изменению состояния, свойств, качеств.

Идея целостности педагогического процесса выражена в трудах Ушинского, он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного момента в школьной деятельности.

Сегодня ЦПП заключается в подчинении всех процессов, его образующих, главной цели – формированию всесторонней и гармонично развитой личности.

На каждом этапе пед.процесса выделяют общие закономерности:

1.динамики

2.развития личности

3.стимулирования

4.управления учебно-воспитательного процесса (УВП)

5.внешней и внутренней деятельности.

Развитие личности. Факторы развития. Неравномерность развития личности.

Развитие личности- это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управленческих и неуправленческих, социальных и природных факторов.

Факторы развития личности:

1)Наследственность-передача детям от родителей определенных качеств и особенностей. (цвет глаз, волос, кожи, болезни, физиологические параметры)

2)Социальная среда-реальная действительность и условия, в которых растет ребенок. Малая социальная среда-родственники, одноклассники, которые непосредственно влияют на формирование личности ребенка.

3)Воспитание-целенаправленный, сознательно осуществляемый пед.процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности, формирующейся личности по овладению общественным опытом, знаниями, практическими умениями и навыками социально-духовными отношениями, способами творческой деятельности.

4)Деятельность. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Неравномерность развития личности:

-Акселерация-это ускорение роста и полового созревания детей и подростков, по сравнению с предшествующим поколением.

-Ретардация-это замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. (явление, противоположное акселерации).

Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе.

У ребенка, как и у любого другого гражданина России есть права и они должны соблюдаться.

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей можно выделить:

1.Конституция РФ (ст.43.Каждый ребенок имеет право на образование)

2.Семейный кодекс РФ (Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования)

3.Федеральны закон «Об образовании в РФ»

4.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

5.Конвенция о правах ребенка. Конвенция-это договор, соглашение, между государствами по какому-либо социальному вопросу. В 1990 г. вступила в силу для РФ.

6.Декларация прав ребенка. Декларация-это официальный документ, содержащий важное положение, но не имеющий обязательной силы. В 1959г. ООН приняла декларацию прав ребенка (на основе которой была разработана конвенция).

Методы педагогического исследования.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования.

С помощью методов каждая наука получает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные.

Учение о методах способах и стратегиях исследований называют методологией.

Методы педагогических исследований принято подразделять на:

1.эмпирические (анкета, беседа, эксперимент, наблюдение)

2.теоритические (анализ, синтез, моделирование, работа с литературой)

3.математические (ранжирование, шкалирование)

Понятие дидактики. Сущность и движущие процесса обучения.

Дидактика-это часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и воспитания.

-Общая-включает факторы, влияющие на процесс обучения, условия, в которых осуществляется обучение и результат.

-Частная-методика преподавания учебных предметов.

Дидактика выполняет следующие функции:

1)обучающая (образовательная) (передача ЗУНов)

2)развивающая (Развитие памяти, внимания, мышления, речи)

3)воспитательная (Формирует морально-нравственную сферу, эстетическую культуру)

Процессу обучения сопутствуют еще такие функции, как:

4)функция здоровьясбережения

5)функция социальной защиты и пед.поддержки

6)проориентационная функция.

Движущими силами обучения являются противоречия-столкновение противоположных мнений:

а)между интересами учащегося и учебным предметом

б)между преподаванием и учением

в)между уровнем прежних знаний и новыми знаниями

г)между требуемым и достигнутым уровнем отношения к учению

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...