Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и законы процесса обучения. Дидактические принципы и правила обучения.




В теории обучения часто используются понятия «закон» и «закономерности».

Закон- это необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между повторяющимися явлениями.

Выделяют следующие законы в педагогике, которые сформулировали Бабинский, Лернер, Скаткин и другие:

1)закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения

2)закон взаимообусловленности обучения, воспитания деятельности учащихся

3)закон единства и целостности педагогического процесса

4)закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении

5)закона единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Закономерности в педагогике-это выражение действия законов в конкретных условиях.

Выделяют два вида закономерности в обучении

1)внешнии

2)внутреннии  

Объективные законы и закономерности не содержат непосредственных указания для практических действий, а являются лишь теоретической основой для разработки совершенствования обучения. Практические рекомендации закреплены в принципах и правилах обучения.

Под принципом обучения понимают основные положения, которые определяют содержание, организованные формы и методы учебной работы в соответствии с целями и закономерностями.

Правила обучения-это конкретные указания учителю как надо поступать в типичной педагогической ситуации. Правила конкретизирует принципы.

В классической дидактике общепризнанными являются следующие дидактические:
1)научности

2)доступности

3)наглядности

4)сознательности и активности

5)прочности

6)связи теории с практикой

7)систематичности и последовательности.

Принципы обучения. Соотношение принципов и правил обучения.

9.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования.

 1.ФГОС

В соответствии с законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены образовательные стандарты.

Стандарт-это система основных параметров, принимаемых в качестве нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности.

Стандартизация образования была необходима с тем, чтобы сохранить базовое единство образовательного пространства, позволяющий обеспечить единый уровень образования.

В 2004 году были приняты ГОСы, а в 2009-ФГОСы.

Цели ФГОС:

1)Должен обеспечивать единство образовательного пространства РФ

2)Должен обеспечивать преемственность основных образовательных программ

3)Должен обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание.

Разделы ФГОС:

1.Общие положения

2.Требования к результатам освоения ООП НОО

3.Требования к структуре ООП НОО

4.Требования к условиям реализации ООП НОО.

2.Учебный план

Содержание образования регламентируется учебным планом.

Учебный план-это нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, порядок (последовательность) изучения, недельное (годовое) количество часов, отведенных на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность учебного года.

Используется несколько типовов учебных планов:

1)базисный

2)региональный

3)учебный план школы.

3.Учебные программы-это нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУНов по учебному предмету, логику изучения материала, дозировку времени на их изучение.

Учебной программы могут быть:

1)Типовые (имеют рекомендательный характер) разрабатываются на основе ФГОС по определённой дисциплине

2)Рабочие. Создаются на основе типовых и отражают требования ФГОС и конкретного учебного заведения

3)Авторские. Учитывают требования ФГОС, но имеют другую логику изучения материала. Чаще всего разрабатываются для факультативов и курсов по выбору.

4.Календарно-тематический план (КТП)

Создает учитель для конкретного класса, с указанием тем, количество часов, формируемыми УУД и т.д. Оформляется как приложение к рабочей программе.

5.Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях.

10.Сущность и содержание методов обучения в начальной школе.  

Метод обучения-это способ взаимодействия учителя и ученика, направленный на повышение эффективности в процессе решения определенных педагогических задач.

Выделяют следующие виды классификаций методов обучения:

1)По уровню активности учащихся в процессе обучения (Автор-Е.Я.Голонд). В этой классификации выделяют активные (лаб.работы) и пассивные (рассказ, методы) методы.

2)По источнику получения знаний (Верзилин, Петровский и др.)

-словесные (рассказ, работа с книгой)

-наглядные (демонстрация)

-практические (практические задания, деловые игры)

3)По характеру познавательной деятельности

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Лернер, М.Скаткин) и виды деятельности педагога и обучающихся.

Приемы и средства обучения.

Формы получения образования и формы обучения

Основы развивающего обучения. Виды обучения.

Урок - как основная форма обучения в школе. Типы уроков.

Организация предметно-развивающей среды в начальной школе. Требования к кабинету.

Дифференциация и индивидуализация обучения в начальной школе.

Понятие диагностики, ее значения и функции. Диагностика качества обучения.

Виды, формы и методы контроля учебной деятельности детей.

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Потребности и интересы как основы мотивации учения.

Развитие самостоятельности детей в обучении.

Развитие познавательной активности детей в обучении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...