Информационная технология, как человеко-машинный комплекс (ЧМК).
Автоматизированные информационные системы (АИС) представляют собой сложные ЧМК, основным компонентом которых является пользователь (человек), методы управления и комплекс аппаратно-программных средств (КАПС) обработки и передачи информации.
В зависимости от того, как человек получает информацию, возможны следующие режимы взаимодействия пользователя с системой (АИС):
- Терминальный режим: пользователь интерактивно работает непосредственно с АИС, формулирует запросы к ней, получает ответы и использует их в процессах принятия решений. - Режим клерка: пользователь работает с системой, когда осуществляется не прямой доступ к её вычислительным ресурсам. - Режим посредника: пользователь использует систему через посредников, которые получив запросы, формализуют их и с помощью АИС производят анализ проблемы, фильтруют выдаваемые результаты. - Режим «на подпись»: пользователь получает стандартные, часто повторяющиеся, сообщения, которые автоматически, без специального запроса генерируются АИС.
Традиционно, при создании АИС как ЧМК, рассматривается лишь техническая сторона вопроса, а пользователь остаётся без внимания, поэтому человеческому фактору необходимо уделить особое внимание в АИС, с точки зрения эргономики и инженерной психологии.
Кибернетические принципы построения АИС: 1. Необходимость знания цели выполнения. 2. Наличие альтернативных путей достижения цели. 3. Требование максимальной простоты структуры, с минимальным количеством уровней иерархии и количеством циклов. 4. Способность изменения параметров структуры АИС, и её законов функционирования.
Note: Эргономика предъявляет определённые требования к качеству и количеству информации, представляемой пользователям. Информация должна быть наглядной и подаваться в объёме, пригодном для восприятия человеком и в те периоды времени, когда в этом есть необходимость.
Основные задачи инженерной психологии при разработке АИС состоят в следующем: 1. Анализ функций пользователей, изучение структуры и видов деятельности пользователей. 2. Изучение процессов приёма, восприятия и преобразования информации пользователем. 3. Разработка принципов построения АИС. 4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность функционирования АИС. 5. Инженерно-психологическое проектирование АИС. 6. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки сотрудников к работе с АИС в новых условиях.
Note: инженерная психология должна ответить на 3 вопроса:
1. Что может и не может делать пользователь, какова его роль в системе? 2. Какие функции пользователь должен выполнять самостоятельно, какие с помощью ЭВМ, а какие полностью должны быть переданы ЭВМ? 3. Как обеспечить необходимую эффективность и надёжность работы пользования.
Функции человека: - Сбор, анализ и оценка поступающей информации. - Принятие управленческих решений. - Реализация и контроль за исполнением принятого решения. - Управление во внештатных ситуациях и при отказах. - Обеспечение адаптивности, путём модернизации системы. - Совершенствование системы на основе прогнозирования.
Функции ЭВМ: - Обеспечение высокого быстродействия и точности обработки информации, и производства вычислений. - Хранение исходной и промежуточной информации, до получения конечной информации. - Более быстрое и качественное выполнение монотонных (однообразных) операций. - Сохранение высокой работоспособности в течении длительного времени.
В целом ЧМК, включающий человеческий фактор и комплекс аппаратно-программных средств обработки и передачи информации, выполненный в виде АИС, объединяет достоинства и возможности как пользователей, так и вычислительной техники (симбиоз).
В эволюции различных соотношении между эффективностью работы пользователя, предельными возможностями его организма и эмоционально-волевым напряжением можно выделить семь этапов: 1. Этап врабатываемости, при котором увеличивается уровень предельных возможностей организма, и нарастает эффективность работы. 2. Этап оптимального уровня предела возможностей организма, при котором эффективность работы и волевые усилия стабильны. 3. Этап лёгкого утомления: при котором уровень предельных возможностей организма несколько снижается, однако усилием воли эффективность работы сохраняется прежней. 4. Этап сильного утомления: при котором уровень предельных возможностей организма падает, волевое напряжение непрерывно изменяется, в результате чего нарушается стабильность эффективности работы. 5. Этап переутомления: при котором эффективность работы пользователя может быть поддержана на требуемом уровне лишь при значительном волевом усилии. 6. Этап прогрессивного снижения эффективности работы: при котором уровень предельных возможностей организма всё-же выше уровня эффективности. 7. Этап невозможности дальнейшей работы. Классификация информационных технологий по выполняемым функциям и уровню автоматизации. По признаку уровней информатизации, функциям и автоматизации существуют 3 класса АИС:
- Информационно-справочные АИС. Позволяют производить учёт информации (учётные АИС), устанавливать её количественные характеристики (статистические), отражать изменения в состоянии отдельных процессов (следящие). Учётные – являются исходной базой создания статистических АИС, а статистические – являются исходной базой следящих. Каждый вышестоящий подкласс решает задачи предыдущего класса, и ряд специфических задач своего класса. Функции ПЭВМ в этом классе: сбор, обработка и группировка информации, накопления, обновления и выдачи данных по запросам пользователей. Функции пользователей в этом классе: анализ получаемой информации, выработка возможных альтернатив, их оценка и отбор наиболее эффективных, а так же принятие управленческих решений.
- Информационно-аналитические АИС. Обеспечивают подготовку диагнозов (диагностические), прогноза (прогнозирующие), или варианта решения (советующие). Каждый последующий подкласс основан на предыдущем и решает его задачи. Функции ПЭВМ: выполняет все функции информационно-справочных АИС, и ряд дополнительных: выработку альтернатив, их сравнительную оценку и выдачу предложений и рекомендаций по управлению протекающими процессами. Функции пользователя: выбор одной из альтернатив, и принятие окончательного решения по управлению субъектом культуры. Лекция 4. - Информационно-решающий АИС. Подразделяются на 2 подкласса: - планирующие (подготовка перспективных и оперативных планов). - информационно-решающие (в структуру входят самонастраивающиеся, самообучающиеся логи, которые определяют выбор режима и функционирование системы). Функции ПЭВМ в этом классе: выполняют функции предыдущего класса, и дополнительно осуществляют принятие решений, и их исполнение в ряду часто повторяющихся, типовых ситуаций, обеспечивают контроль за выполнением решений. Функции пользователя: формулировка целевых и критериальных функций, а так же принятию решений в нетривиальных ситуациях. Работа таких систем происходит в диалоговом режиме, примерно 90% задач решаются оптимизационными способами.
Уровень информатизации для каждого класса систем различный, информационно-справочные АИС характеризуются наименьшим уровнем автоматизации, а информационно-решающие характеризуются наибольшим уровнем автоматизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|