Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правосубъектность юридических лиц. Органы юридического лица.

Гражданский кодекс прямо указывает лишь на правоспо­собность юридических лиц. Некоторые цивилисты ставят знак равенства между правосубъектностью и правоспособностью. Правоспособность возникает в момент государственной регистрации в момент внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц (журнал Вестник государственной регистрации).

 

Виды правосубъектности:

· универсальная (общая) - такая правоспособность, дающая возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях (коммерческие организации, кроме государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

· специальная (ограниченная) - способность участвовать лишь в определенном, ограниченном круге гражданских правоотношений (некоммерческие организации и государственные (муниципальные) унитарные предприятия).

 

Юр.лицо выступает с помощью своих органов. Органы юр.лица - лицо или группа лиц, выступающая от лица юр.лица без особой доверенности. Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля.

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание).

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли (волеобразующие органы): общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы; и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота (волеизъявляющие, или исполнительные, органы).

 

Создание юр.лиц. гос.регистация юр.лиц

Создание юр.лиц

Способы создания:

• Нормативно-явочный - сначала члены юридического лица принимают решение о его образовании, а затем обращаются к компетентной организации за разрешением на такое образование;                          

• Разрешительный - такой способ создания юридических лиц существует для банков и страховых организаций. Они создаются с разрешения Центрального Банка РФ или РосСтрахНадзора. Кроме того, в разрешительном порядке создаются ассоциации и союзы коммерческих юридических лиц, на их создание должно быть получено согласие федерального антимонопольного органа. Согласие этого же органа требуется для создания иных коммерческих юридических лиц, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 100 тысяч МРОТ;

• Распорядительный - в таком порядке создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, их дочерние предприятия, решение по созданию такого юридического лица принимают соответствующие государственные и муниципальные органы. Создание федеральных казенных предприятий находится в ведении правительства РФ.

Этапы создания юридического лица:

• Принятие решения о создании юридического лица (протокол, договор, иной документ)

• Представление документов для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган

• Принятие решения о государственной регистрации юридического лица регистрирующим органом

• Внесение записи в единый государственной реестр юридических лиц.

После создания учредительных документов достаточно зарегистрировать предприятие в уполномоченном государственном органе. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо существующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается.
Независимо от способа создания юридического лица, оно должно пройти гос. регистрацию предприятия.
Правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации. Юридическое лицо имеет гражданские права и обязанности, связанные с видом деятельности осуществляемой организацией.

Гос. регистрация

Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Уполномоченный государственный орган

                      

ФНС (коммер.)  Министерство Юстиции (некоммер.)      Банк России (кредитные)

Сроки и место государственной  регистрации:

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

 

Вопрос 37.

Деятельность юридического лица прекращается путем реорганизации или ликвидации.
Ликвидация - прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства другому лицу - имеет следующие виды:
добровольная (по решению учредителей);
принудительная (по решению суда).
По решению учредителей юридического лица оно может быть ликвидировано в любом случае (исключением являются фонды, которые могут быть ликвидированы только по заявлению заинтересованных лиц), в том числе:
-при истечении срока, на который оно было создано;
-при достижении цели, ради которой оно было создано.
По решению суда юридическое лицо ликвидируется если:
при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона, имеющие неустранимый характер;
осуществляется деятельность без надлежащего разрешения (лицензии);
осуществляется деятельность, запрещенная законом;
осуществляется деятельность с нарушением законов и иных правовых актов;
деятельность общественного, религиозного объединения, фонда противоречит уставным целям.
Ликвидация юридического лица также возможна вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Исключением являются казенные предприятия.
Этапы ликвидации юридического лица
1. После принятия решения о ликвидации учредители обязаны письменно сообщить в соответствующий государственный орган (в настоящее время - в налоговую инспекцию) о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.
2. Учредители (либо орган юридического лица) назначают ликвидационную комиссию, устанавливают сроки и порядок ликвидации. С этого момента управление юридическим лицом переходит к ликвидационной комиссии.
3. В соответствующие издания помещается публикация о ликвидации юридического лица, сроках и порядке предъявления требований кредиторов. Срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации.
4. Ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.
5. По истечении установленного срока для предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс - состав имущества юридического лица, перечень предъявленных требований кредиторов, результат их рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается учредителями юридического лица (по согласованию с государственным органом - при принудительной ликвидации).
6. При недостатке денежных средств для удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица продается с публичных торгов.
7. Денежные суммы кредиторам выплачиваются в соответствии с установленной законом очередностью со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При недостаточности имущества ликвидируемого лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме их требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. При недостаточности средств у казенного предприятия или учреждения кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении их требований за счет собственника имущества.
8. По завершении выплат ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями юридического лица (по согласованию с государственным органом - при принудительной ликвидации).
9. Требования кредитора, заявленные после истечения установленного срока, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в срок. Оставшееся имущество юридического лица после удовлетворения всех требований передается его учредителям, имеющим на это вещные или обязательственные права.
10. Ликвидация завершена после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Очередность удовлетворения требований кредиторов:
1) по обязательствам юридического лица вследствие причинения вреда жизни или здоровью;
2) выплата выходных пособий, оплата труда, выплата вознаграждений по авторским договорам;
3) по обязательствам, обеспеченным залогом;
4) платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) требования остальных кредиторов.

 

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

 

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

 Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

 

Вопрос 39. Ликвидация юридических лиц.

Подробнее: Нода Е.В. «Ликвидация юридических лиц по законодательству РФ» автореферат. (см. Приложение к вопросу 39)

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольную;

2) принудительную;

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества - соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержит примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, и др.

Принудительная ликвидация производится на основании решения суда в следующих случаях:

- осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществление деятельности, запрещенной законом;

- неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС России, ФНС России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ (далее - Минфин России).

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

5. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

7. Выход из состава участников других юридических лиц.

8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном § 1 гл. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

10. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

11. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

12. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...