Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преобладание полуциркульной формы сводов,




Культура средних веков

Период культуры раннего и классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, 10 веков, с 5 по конец 14 вв., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья – 5-11 вв., а классического – 12-14 вв.

Классическое Средневековье

Охватывает период 12-14 вв. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия.

Период, наступивший на европейском материке после 1000 г.. характеризовался бурным подъемом, затронувшим экономическую, технологическую, политическую, религиозную, художественную, социальную, интеллектуальную сферы.

В целом этот подъем охватил 11-13 вв.

Составляющими этого великого подъема были, во-первых, крупные демографические сдвиги, выразившиеся в значительном росте численности населения Европы. Если в 700 г. в ней проживало 27 млн. человек, то в 1000г. Эта цифра возросла до 42 млн., а в 1300 г. - до 73 млн. Во-вторых, значительно усилился экономический рост, затронувший и деревню и город. В третьих, наблюдался небывалый политический подъем, связанный с ростом средневековых городов и образованием централизованных государств. В четвертых, европейский подъем был связан с новой волной христианизации, крестовыми походами и усилением авторитета католической церкви и папства. В пятых, о н нашел выражение в высоком расцвете искусства - сначала романского, затем – готического. В шестых, культурный подъем в Европе означал невиданный интеллектуальный рост, появление светских городских школ и университетов, широкое развитие образованности и бурное развитие схоластики.

Духовная жизнь пришла в движение, культуру стал пронизывать мирской дух. Искусство стало выражать смысл земного и любовь к нему.

11-13 вв. – время наивысшего расцвета науки и философии в мусульманских странах, особенно в Испании, где появились величественные фигуры ученых аль-Бируни и Абу-али ибн Сина (Авиценна). Основной труд Авиценны – «Канон врачебной науки» б ыл переведён с арабского языка в 12 в. И был руководством по медицине в течение всего средневековья.

Общим моментом культурной жизни всех регионов Европы был заметный рост светских тенденций в культуре и искусстве, усиление интереса к человеческой личности и, как результат, античному наследию. Если в раннем средневековье центрами развития культуры и искусства были монастыри и монастырские школы, то в 11-13 вв. эта роль переходит к городам; ярче всего эта культура расцвела в системе образования и архитектуре.

В целом выделяются следующие направления в культуре того времени:

1. Светская рыцарская культуры

2. Городская культура

3. Народная культура, главным образом, крестьянская.

Лидерство в культурном развитии 1-13 вв. захватила Франция, лишь немного ей уступала Испания.

Господствующим направлением философии стала схоластика («школьное богословие»), получившая названия от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий). Ранняя схоластика (11 в. – Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставили идеи выше вещей. Высшей идеей был Бог, и схоласты пытались рационально доказать Его существование. Зрелая схоластика (13 в. – Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика (13-14 вв.- Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказавшись от рационального объяснения христианских догматов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана - credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо).

В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193 -1280) и Фома Аквинский (1225-1274). Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия с опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не просто представляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение которого «Сумма теологии» обобщало основы средневекового мировоззрения.

Появление университетов

Средневековая философия занимала видное место в университетском образовании. В 11-12 вв. в Европе открываются первые университеты (от латинского universitas – объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет.

В 12 13 вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167 г.), вторым - университет в Кембридже ( 1209 г.). Первый университет во Франции был основан в Париже (1160 г.). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось 4 факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавалось семь свободных искусств), богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).

Университет делился на «землячества» - объединения студентов из той или иной страны и факультеты (от латинского facultas – возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. Сорбоннский университет был признанным центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию.

С 12 по 15 вв. В Европе возникло 46 университетов, они приняли эстафету у монастырских школ предшествующего периода и подняли культуру образования на еще большую высоту.

Романский стиль

В западноевропейском искусстве раннего Средневековья господствовал романский стиль (10-12 вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского Средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византийского искусства, но представлял уже нечто новое. Зародившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распространился по всей Италии. Термин «романский», как и многие другие научные понятия, был введен французскими археологами только в 19 в. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви называют «замками Бога». Характерные особенности романской архитектурыполуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.

Часто крепость – дворец выполняла функцию резиденции архиепископа или монастыря. В эпоху раннего Средневековья монахам приходилось быть не только духовными учителями, но и воинами, в совершенстве владевшими искусством обороны.

Тяжеловесность массивных стен подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Высокие башни – главный элемент архитектурной композиции. Монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, становятся ведущим видом храмового декора. Таковы соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), в Клюни (Бургундия), в Каене (Нормандия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).

Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковьосновные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Центральное место в живописи и скульптуре занимают темы, связанные с представлением о безграничном Божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций. При этом сохраняется напряженная духовная выразительность.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основные сооружения романского стиля – замок – крепость и храм –крепость. Тяжело и мрачное величие романской архитектуры выразило мироощущение западноевропейскуогоь общества 10-12 вв. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трёхэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную и круглую башню - донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении.

Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложении законченного стиля осуществлялся во Франции, главным образом в областях к югу от р. Луары. Именно там проходили основные пути паломничества к святым местам, в Палестину. Особое значение паломничества приобрели в в 11-12 вв. и достигли небывалого размаха в связи с процессом разорения мелкого и среднего рыцарства и ухудшением положения крестьян, которые отправлялись в дальний путь искать спасения в прославленного святилища. На путях паломничества строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива находилась в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой опыт и традиции и тем самым создавая основу для единого стиля.

Основой романского зодчества стал тип старой романской базилики. Но узкое пространство базиликального храма было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников, поэтому романские храмы стали строить большими по размеру и по высоте центрального нефа. В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется более прочным камнем. Зодчие использовали сводчатые конструкции и, учитывая, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были:

Преобладание полуциркульной формы сводов,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...