Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массивные и тяжелые опоры,




Гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов.

Больше всего памятников романской архитектуры во Франции. Это церковь Сен Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермоне, церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.

Один из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в 11 в. Был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина 127 м., ширина – 40 м.).

Три больших храма в Вормсе, Шпейере и Майнце сч итаются наиболее совершенными образцами романского зодчества в Германии. Их отличительная черта – грандиозностью и пышность. Это сооружения с толстыми гладкими стенами и узкими окнами наподобие бойниц, с многочисленными приземистыми башнями и редкой скульптурой.

Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества 11-12 вв. Наряду со строительством обычных для всей западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для торговых гильдий и цехов. Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византийское и римское влияние. Она более естественна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное сооружение того времени - венецианский собор св. Марка. Он имеет четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаикой.

Центр Тосканы – Флоренция – создал собственный стиль архитектуры, продолживший позднеантичные традиции (церковь Сан Миньянто аль Монте (конец 11 в.)). Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Они по-романски грандиозны и величественны и в то же время изящны. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей башней». Она, вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению башни, ее последний ярус, построенный в 13-1 г., был несколько смещен в сторону, противоположную наклону башни.

Архитектурный стиль романских соборов в Испании несет на себе след восточных слияний. Это проявилось в применении ребристого свода и подковообразных арок (дворец Алькасар в Сеговии (9 в.) и церковь Сант Яго де Компостелла (11 в.)).

Романский стиль в Англии господствовал в конце 11-12 вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов приходского и монастырского храмов. Английские храмы имеют большую протяжённость и вытянутость в длину (до 170 м.). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни. При короле Вильгельме Завоевателе (11 в.) был воздвигнут Лондонский Тауэр, в котором роль донжона играла знаменитая Белая Башня.

Памятники романской архитектуры, как правило, богато декорированы скульптурой. Монументальная скульптура помещалась не только внутри храма, но и снаружи его, украшая западный фасад и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Весьма своеобразны рельефы бронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме, в которых запечатлены сюжеты из Священного Писания. Человеческие фигуры здесь необычайно подвижны, динамичны и передают гамму чувств и страстей. Таковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед Божьей карой. Скульптурные изображения святых в романских храмах лишены каких-либо канонов, они неказисты и приземисты, имеют простые и выразительные лица. Этим романская скульптура отличается от византийской, которая создавала более утонченные и одухотворённые образы. В романской скульптуре также присутствовали изображения реальных людей, а также фантастических существ и сил зла (аспидов).

ОТ романской эпохи дошли прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства. Например, 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г.

12 в. в истории культуры Западной Европы был переломным. Его нередко называют веком «гуманизма», «средневековым ренессансом» или даже «средневековой культурной революцией». В это время в Европе возникает светская литература, городская и рыцарская культуры, поэзия на национальных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, письменное слово одерживает верх над устным.

Литература романской эпохи

В героическом эпосе Западной Европы существует две разновидности: исторический эпос и фантастический эпос, более близкий фольклору, сказке. Эпические произведения раннего 12 в. Получили название «Поэмы о деяниях». Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами – жонглерами. Самыми знаменитыми поэмами о деяниях являются «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах».

Другим направлением литературного творчества 11 -13 вв. была рыцарская литература. Ее возникновение связывают с процессом консолидации светских феодалов, к которым стали применять термин «рыцарство» (раньше рыцарями называли только представителей низшего дворянства). В период развитого феодализма понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и богатства и противопоставлялось, прежде всего, представителям низшего сословия – крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усилил их резко отрицательное отношение к простолюдинам.

Складывается образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен был происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать «весь христианский мир». Кроме того, идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым по отношению к вассалам, защитником слабых и угнетенных. ОТ рыцаря требовались обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участие в турнирах и, наконец, требование «куртуазии» - безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскость. И, наконец, рыцарь должен был быть преданным возлюбленным избранной им «дамы сердца».

В рамках рыцарской литературы в 12 в. Появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обозначал изначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде (после завоевания Англии норманнами в 1066 г.). Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов – Артуре (5-6 вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его – Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амадис – воплощали высшие рыцарские добродетели. Распространенным мотивом рыцарских романов были поиски святого Грааля – чаши, в которую¸ по преданию, была собрана кровь распятого Христа.

В бретонский цикл романов входит и «Повесть о Тристане и Изольде» - поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорелась в главных героях после того, как они по ошибке выпили любовный напиток.

Крупнейшими представителями жанра рыцарского романа были Кретьен де Труа («Эрек и Энида», «Ивейн, или Рыцарь Льва», «Ланселот, или Рыцарь Телеги»), Вольфрам фон Эшенбах («Парсифаль»). Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим поколениям представление о том, что стало называться рыцарством.

Французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров, возникшей при дворе феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, выходцы из плебейской среды. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в то же время изысканностью и утонченностью. Известнейшие трубадуры 12 в. – Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнейль и Бертран де Борн. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии - миннезингеров, в Италии – поэтов «нового сладостного стиля».

Вместе со светской рыцарской культурой в Западной Европе 12-13 вв. распространяется культура городов, антифеодальная и антицерковная по своей направленности, сатирически заостренная и весьма вольнолюбивая. Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии – шванк). В 12 в. Появились произведения городского сатирического эпоса «Роман о Лисе» и «Роман о Розе», высмеивающие людские порок.

Другим направлением народной культуры было городское театральное искусство, являвшееся выражением карнавально-смеховой, народной культуры средневековья. Высшим проявлением народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Герои карнавалов выступали как типы – маски. Например, монах всегда изображался плутом, врач – шарлатаном, адвокат – крючкотвором, горожанин - хитрецом.

Оппозицией официальному церковно-феодальному мировоззрению стали городские нецерковные школы. Они были очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала латинская поэзия бродячих школяров (их называли вагантами или голиардами). Поэзия вагантов была очень дерзкой, бичующей, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. В поэзии вагантов переплетались две основные темы – любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны, по сути плебейские. В 13 в. Литература на латинском языке пришла в упадок и уступила свое место литературе на национальных языках.

 

В эпоху романского стиля расцветает книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткачество, ювелирное искусство. Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

Готика

Эпоха готики, расцвет которой относится к 13-15 вв., совпала со временем становления и развития городских центров в период классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной розой над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики – устремлённость ввысь. Таковы были соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).

Сам термин «готика» (от ит. Gotico – готский, по названию германского племени готов) возник только в Эпоху Возрождения, причем в негативном смысле. Но оно не имеет никакого отношения к германскому племени готов, которого к тому времени давно не существовало. Этот типично северный стиль родился во Франции. Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось еще в 12 в., является одним из самых известных в мире готических сооружений. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия. Готические соборы здесь- это вознесённые к небу соборы.

Новая строительная техника позволяла прорубать в стенах более широкие окна, ибо здание поддерживали теперь не стены, а конструкции. И если вначале для витражей отводилось ограниченное пространство, то впоследствии оно непрерывно расширялось. Готические соборы в сравнении с романскими стали более высокими, Высота среднего нефа Шартрского собора составляет 36, 5 м., а собора в Амьене - 42,3 м. Величина новых соборов, в которых могло разместиться население целого города, символизировала влияние церкви на жизнь городской общины.

Рисунку здания придается вертикальный порыв, отражающий мироощущение, характерное для новый городской культуры. Средневековый человек придавал свету особый, символический смысл. Образ Христа как вечного «светоча мира» очень часто встречается в живописи и литературе той эпохи. Лишь в готическом храме витражи, «прозрачная мозаика» стали необходимым элементом церковной архитектуры. Ранние витражи готических соборов отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красным и синим, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине 13 в. Краски становятся менее интенсивными, появляется эффект ажурности и рисунок наносится прямо на стекло. Витражи несли не только материальную и художественную ценность, но глубокий духовный смысл.

Скульптурное убранство готического собора несопоставимо с аскетической строгостью монастырей романского стиля. Роскошные порталы отражали возросшее благосостояние городов по сравнению с монастырями. В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери. Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию. Каждый элемент собора наделен символическим значением: 12 опор хоров в церкви символизировали 12 апостолов. Пилястры означали епископов и Отцов Церкви. Вместе взятые, они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного.

В строительстве готических храмов появляются архитектурные новшества: стрельчатые арки, крестовые перекрытия, система внешних опор. Увеличивается высота центрального нефа, верхняя часть которого освещается с помощью больших окон, тогда как нижняя тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить к паствы стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни. Рост самосознания горожан отразился в строительстве готических ратуш и цеховых помещений, которое основывалось на тех же архитектурных принципах, что и храмовое зодчество.-

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...