Для предварительного и итогового тестирования
Предполагается, что план 12 может быть использован в условиях, когда X (если он вообще имеет место) предъявляется всей группе в целом. При наличии сравнимых (или даже эквивалентных) групп, в которых X не вводится, можно в плане 12 добавить контрольную группу, получив тем самым план 13:
RО X R XO -------------- RО R O Этот план сходен с планом 10, если не считать того, что предварительное и итоговое тестирование проводится на разных лицах, благодаря чему исключается возможное взаимодействие тестирования и X. Как и для плана 10, в этом случае существует опасность (что и является недостатком плана в отношении внутренней валидности) принять за эффект X частную тенденцию, характерную для данной экспериментальной группы и фактически не связанную с воздействием. Этот источник невалидности можно устранить, увеличивая число вовлеченных в исследование социальных единиц (школ, городов, предприятий и т. д.) и предписывая им посредством рандомизации экспериментальный или контрольный режим. Это позволяет получить план истинного
эксперимента, подобного плану 4, с тем, однако, исключением, что здесь мы избегаем повторного тестирования одних и тех же испытуемых. Такой план можно обозначить как план 13а. Его схематическое представление (см. табл. 3) усложняется двумя уровнями эквивалентности (достигаемой путем рандомизации). На уровне испытуемых внутри каждой социальной единицы существует эквивалентность отдельных выборок, используемых для предварительного и итогового тестирования (что отмечено пунктом рандомизации — R). Между отдельными социальными единицами, которые подвергаются одному из этих воздействий, такой эквивалентности нет, на что указывают пунктирные линии, R' обозначает уравнивание экспериментальной и контрольной групп путем рандомизированного распределения этих многочисленных социальных единиц по двум режимам.
Как видно из табл. 3, план 13а оказывается безукоризненным в отношении как внутренней, так и внешней валидности (последнее уже обсуждалось при анализе плана 12), причем здесь благодаря наличию многочисленных социальных единиц (в отличие от использования только одной из них) добавляется контроль взаимодействия между факторами состава групп и X. Насколько известно, эта отличная, но требующая больших затрат схема эксперимента еще не была реализована.
План с множественными сериями измерений
При изучении эффектов крупной административной перестройки по данным серии измерений исследователь поступит правильно, отыскав аналогичное учреждение, не подвергшееся Х,и взяв оттуда данные для «контрольной» серии (в идеале учреждение, подвергающееся X, должно быть, выбрано наугад):
О O O O O X O O O O O ------------------------------------. O O O O O O O O O O
Этот план включает план 10, то есть план с неэквивалентной контрольной группой (X в окружении О), по сравнению с которой он выигрывает в достоверности
интерпретации благодаря использованию многочисленных измерений, причем экспериментальный эффект как бы демонстрируется дважды — один раз на фоне контрольных данных, а другой — в сравнении со значениями до X внутри той же самой серии данных, как в плане 7. Кроме того, взаимодействие фактора состава групп с естественным развитием контролируется постольку, поскольку при большей общей скорости изменения зависимой переменной в экспериментальной группе это должно проявиться также в О, предшествующих X. В табл. 2 и 3 этот добавочный выигрыш представлен слабо. Он нашел отражение лишь в последней колонке внутренней валидности — «взаимодействие состава групп с естественным развитием». Поскольку естественное развитие контролируется как в экспериментальной, так и в контрольной серии, то по соображениям, приведенным выше при обсуждении серии периодических измерений (план 7), различие в составе групп, подвергаясь влиянию со стороны факторов естественного развития, инструментальной погрешности или регрессии, вряд ли может дать заметный эффект. Однако взаимодействие фактора состава групп с фоном может сказываться на результатах.
Как для плана 7, поставлен минус в колонке внешней валидности — «взаимодействие тестирования и X»,хотя, как и план 7, данный план используется преимущественно в условиях, когда тестирование не вызывает такого эффекта. Табл. 3 показывает также, что надо учитывать возможность того, что полученный эффект X может оказаться особенностью исследуемой популяции. Что касается проверки значимости эффекта, то предлагается анализировать различия между результатами соответственных измерений в экспериментальной и контрольной группах, как данные, полученные по плану 7. Эти различия более вероятно могут оказаться линейными, чем данные исходных временных рядов. В общем, это отличный квазиэксперимент — пожалуй, лучший из наиболее доступных. Как видно из сделанных выше замечаний и из обсуждения плана 10, он обладает явными преимуществами перед экспериментами типа 7 и 10. Доступность повторных измерений делает его особенно пригодным для исследовательской работы в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|