Корреляция и каузальная связь
План 3 является весьма слабой разновидностью корреляционного плана, так как он предполагает сравнение лишь двух естественных единиц, различающихся не только наличием и отсутствием X, но и огромным числом иных признаков. Каждый из этих признаков может оказывать влияние на результаты тестирования и, следовательно, давать основания для гипотезы, конкурирующей с гипотезой о том, что эффект вызван X. И нам не остается ничего другого, как еще раз признать невозможность интерпретации различий между двумя естественными объектами. Распространим теперь это сравнение на большее число независимых естественных случаев наличия и отсутствия X и связанных с ними различий в О. Поскольку каждая естественная реализация X отличается от других по своим признакам, эти признаки уже в меньшей степени оправдывают соответствующие конкурентные гипотезы. Таким образом, могут быть установлены довольно внушительные корреляции — как, например, между курением и
раком легких. Могут ли такие данные, подобно данным эксперимента, свидетельствовать о наличии каузальной связи? Прежде всего, отметим один положительный момент. Такие данные имеют отношение к гипотезам о каузальной связи постольку, поскольку они могут их опровергнуть. Нулевая корреляция снижает правдоподобие гипотезы. При высокой корреляции оно возрастает, ибо гипотеза избежала опровержения. Иначе говоря, корреляция не обязательно указывает на наличие причинной связи, но каузальный закон, поскольку он связан с различием между средними значениями, предполагает наличие корреляции. В любом эксперименте, где X привело к увеличению О, будет обнаружена положительная бисериальная корреляция между наличием / отсутствием X и данными итогового тестирования или приращением показателей (от предварительного обследования к последующему). Отсутствие такой корреляции может опровергнуть много простых, общих каузальных гипотез, гипотез о главных эффектах X. В этом смысле относительно недорогой корреляционный подход может служить для предварительного испытания гипотез, и те, которые его выдержат, могут быть затем подвергнуты более дорогой экспериментальной проверке. Кац, Маккоби и Морз [57], обосновав этот подход, провели исследование, в котором влияние лидерства на производительность труда было вначале изучено корреляционным методом, а затем основная гипотеза была подвергнута экспериментальной проверке (Morse, Reimer [82]).
Внимательное ознакомление с исследованиями в педагогике показывает, что корреляционные данные скорее истолковываются в пользу существования каузальной связи, что правдоподобные конкурентные гипотезы нередко выпадают из поля зрения исследователя и что для установления временной последовательности каузальных связей важно если не управляемое воздействие X, то хотя бы развернутые во времени наблюдения. Если, например, поведение учителя и ученика скоррелировано, то в соответствии с нашими культурными стереотипами мы почти никогда не принимаем в расчет возможность влияния поведения ученика на поведение учителя. Даже когда в естественных условиях как будто выявляется внутренне присущая событиям времен-
ная последовательность, избирательность нашей памяти может отобразить эту причинно-следственную связь в обратном направлении. Допустим, например, было установлено, что администраторы лучших школ имеют лучшее образование и что в школах, где администраторы часто меняются, низок моральный дух персонала. Почти неизбежно мы заключим из этого, что более высокий уровень образования администраторов и стабильное руководство ведут к более высокому уровню школ. Но каузальная цепочка может быть прямо противоположной: лучшие школы (неважно, по каким причинам лучшие) могут вызывать у хорошо образованных людей желание остаться, тогда как, оказавшись в более слабой школе, они пытаются искать работу в другом месте. Точно так же лучшие школы могут создавать подходящие условия для более продолжительного пребывания администратора на своей должности. Еще чаще, чем пресловутая обратная корреляция, нас может вводить в заблуждение корреляция с третьей переменной: лица, обладающие правом решать, кто будет подвергнут X, пользуются им так, что высокие результаты достигаются и без всякого X. К этим случаям мы еще вернемся в последнем разделе, посвященном плану ex post facto.
Истинный эксперимент тем и отличается от условий корреляционного исследования, что процесс рандомизации разрушает любую закономерную связь между характеристиками учеников (предшествующее событие) и предъявлением им X. При наличии предварительного тестирования и возможности четко определить, кто будет подвергнут X, а кто нет, эксперименты, проведенные по планам 10 и 14, могут оказаться убедительными даже без рандомизации. Но для естественного осуществления эксперимента, в котором не проводится предварительное тестирование (имитируемого планом 6), требуются совершенно особые условия, которые почти никогда не реализуются. Но и здесь в соответствии с нашей общей установкой следует внимательно присматриваться к ситуациям, в которых можно получать поддающиеся интерпретации данные. Это ситуации, в которых X реализуется произвольно, вне всякой закономерности или связи с предшествующими событиями. В идеале решения о произвольном воздействии должны
быть многочисленными и взаимно независимыми. Более того, они должны подкрепляться какими-либо дополнительными данными, пусть самыми слабыми, вроде тех, которые, скажем, удается получить посредством ретроспективной методики предварительного тестирования. Саймон [101, с. 10—61] и Уолд [137] привели доводы в пользу того, что каузальная интерпретация простой или частичной корреляции зависит от наличия правдоподобной каузальной гипотезы и отсутствия правдоподобных конкурентных гипотез, объясняющих корреляцию на другой основе.
В одном таком корреляционном исследовании настолько удачно использованы обстоятельства, что о нем следует упомянуть. Барч, Трамбо и Нэнгл [4] пользовались в качестве X наличием или отсутствием сигнала поворота от впереди идущего автомобиля, а роль зависимой переменной играл факт включения или невключения такого сигнала следующей машиной. Был продемонстрирован значимый эффект имитации, моделирования, или конформизма, что находилось в согласии с результатами многих лабораторных исследований. В отсутствие какого-либо предварительного тестирования интерпретация результатов зависит от допущения, что влияние поведения первой машины на водителя второй — единственная возможная тенденция. Опубликованные данные выглядят довольно убедительно. Отметим, однако, что любая третья переменная, влияющая на частоту сигналов, подаваемых обоими водителями, может стать правдоподобной конкурентной гипотезой. Так, если погода, условия видимости, цели поездки, обусловленные временем дня, наличие полицейских машин и т. д. воздействуют на обоих водителей и если данные собираются в условиях, различных по таким третьим переменным, корреляцию можно объяснить и независимо от влияния сигналов, исходящих от впереди идущего автомобиля. Еще лучше поддается интерпретации как «естественный эксперимент по плану 6» исследование Брима [6] о влиянии пола одного ребенка на личность другого ребенка в семье с двумя детьми. Пол определяется почти что случайно. Насколько известно, он не коррелирует ни с семейными ни с социальными, ни с генетическими детерминантами личности. Одновременная детерминация пола одного
ребенка и личности другого ребенка третьей переменной, как и обратная каузальная связь личности ребенка с полом его брата или сестры, не представляют собой правдоподобных объяснений, конкурирующих с основной каузальной интерпретацией этих интересных данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|