Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка конкурентоспособности предприятия на рынке резинотехнических изделий

Конкурентоспособность предприятия во многом обусловливается состоянием внешней среды. Анализ среды необходимо начать с изучения макроокружения организации.

Анализ среды бизнеса необходимо начать с изучения макроокру­жения организации.

Основные факторы макроокружения и их проявление представле­ны в табл. 3.8.


Таблица 3.8

Факторы макроокружения предприятия

Факторы Состояние фактора Тенденция развития Характер влияния на органи­зацию («-» - отрицательное, «+» - положительное)
1 2 3 4
1. Экономические

Средний, около 3% в месяц

Возможно увеличение

«-» - обесценивание денеж­ных средств и других накоп­лений завода «-» - возрастание процентных ставок по кредитам

«-» - невыгодность долго­срочных инвестиций

1.1 Уровень ин­фляции
1.2 Дефицит гос. бюджета Небольшой Возможно значительное увеличение в связи с сокращением доходов и ростом военных расхо­дов «-» - сокращение или пре­кращение государственной финансовой поддержки
1.3 Доходы насе­ления В 1998г. снизились на 15,6% по сравне­нию с 1997г. Падение продолжится «-» - сокращение платежеспо­собного спроса
1.4 Обесценива­ние националь­ной валюты Почти в 5 раз за по­следние 9 месяцев Обесценивание продол­жится «-» - резкая удорожание им­портного сырья и оборудова­ния, «+» - увеличение доходов за счет экспорта
1.5 Рост уровня безработицы Официальный уро­вень по Мордовии -4,1%, неофициаль­ный значительно выше Продолжится рост «+» - возможность найма высококвалифицированного персонала
1.6 Предполагае­мое снижение на­логовых ставок Предполагается снизить НДС с 20 до 15%, налог на при­быль - с 35 до 30% Снижение «+» - получение дополни­тельных доходов
2. Политические

Государство про­возгласило под­держку отечествен­ного производителя

Будет развиваться

«+» - снижение конкуренции со стороны импортных това­ров

«-» - усиление конкуренции на внутреннем рынке

2.1 Ориентация на поддержку отечественного товаропроизво­дителя
2.2 Ориентация на повышение оборонного по­тенциала страны Государство стре­мится укрепить оборонный потен­циал Будет развиваться «+» - возможность получения оборонного заказа
2.3 Государст­венное регулиро­вание экономики Провозглашена не­обходимость более глубокого регули­рования рыночной экономики Будет развиваться «+» - снижение тарифов на газ, электричество и ж/д пе­ревозки

 


Продолжение таблицы 3.8

1 2 3 4
2.4 Борьба за власть Обострение полити­ческой борьбы на кануне выборов Обострение продолжит­ся «-» - возможны социальные потрясения на предприятии
2.5 Угроза воен­ного конфликта на территории России Проявляются слабые сигналы в виде рос­та экстремистских и националистических настроений Возможен рост «-» - возможны социальные потрясения на предприятии и разрыв традиционных связей с потребителями и поставщи­ками
3. Международ­ные

Незначительные признаки на фоне обострения между­народных отноше­ний

Возможно дальнейшее развитие в связи с кон­фликтом в Югославии

«-» - потеря доступа на рын­ки многих стран мира «-» - невозможность получе­ния импортного сырья и обо­рудования

3.1 Возможность введения между­народных санк­ций
3.2 Возможность международного конфликта Обострение между­народных отноше­ний Напряженность возрас­тает «-» - потеря доступа на рын­ки некоторых стран «-» - трудности с получением импортного сырья и оборудо­вания
3.3 Сотрудниче­ство со странами СНГ Снятие торговых барьеров Сотрудничество будет расширяться «+» - расширение рынка сбы­та продукции завода
4.Технологические

Появление новых материалов, обору­дования, технологий

Процесс НТП протекает непрерывно

«+» - повышение эффектив­ности за счет внедрения ре­зультатов НТП,

«-» - моральное старение действующей технологии, «-» - появление на рынке бо­лее конкурентоспособной продукции

4.1 НТП в сфере производства
4.2 НТП в соци­альной сфере Рост уровня потреб­ностей населения Процесс НТП протекает непрерывно «+» - возможность дифферен­циации с целью удовлетворе­ния новых потребностей, «-» - ухудшение сбыта неко­торых товаров в связи с их моральным старением
5. Социальные

Рост недовольства населения и обост­рение социальных проблем

Возможно дальнейшее усиление недовольства

«-» - снижение трудовой дис­циплины и мотивационных стимулов к труду, «-» - возможность социаль­ных потрясений

5.1 Отношение к сложившимся ус­ловиям жизни

Анализ макроокружения предприятия позволяет выявить критиче­ские факторы и установить угрозы и возможности. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономи­ческие (факторы 1.1, 1.3, 1.4), политические (факторы 2.1, 2.3), техноло­гические (факторы 4.1, 4.2) и международные (фактор 3.3). К угрозам следует отнести ожида­ние высоких темпов инфляции, снижение доходов потребителей, резкое подорожание импортного сырья и оборудования, появление новых тех­нологий. К возможностям можно отнести курс государства на поддержку отечественного производителя, увеличение доходов от экспорта, сниже­ние тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки, а также расширение межгосударственного сотрудничества внутри СНГ.

Анализ макроокружения предприятия необходимо дополнить ана­лизом среды непосредственного окружения (табл. 2.9).

Анализируя данные табл. 3.9, можно констатировать, что перед предприятием возникли угрозы, связанные с сокращением спроса на продукцию предприятия, с неплатежами потребителей, с удорожанием сырья и материалов и высоким уровнем конкурентной борьбы. Одновре­менно с этим можно отметить открывающиеся перед ним возможности, которые определяются возможностью расширения экспорта продукции в страны СНГ и выходом на внешний рынок через зарубежных партнеров.

Таблица 3.9

Факторы непосредственного окружения ОАО С.З.Р.Т.

Факторы Проявление Влияние на организацию
1 2 3
1. Потребители

Снижение спроса и неплатежи

 

 

Наличие платежеспособного спроса

Низкий спрос

Задержки с оплатой за уже поставленную продукцию и снижение объема заказов. Возможность расширения объемов производства Трудности с реализацией продукции на экспорт

1.1 Потребители на внутреннем рынке 1.2 Потребители из стран СНГ 1.3 Потребители из стран дальнего зарубе­жья
2. Поставщики

 

 

Полная зависимость от поставщика па­ра Саранской ТЭЦ-2 и увеличение дол­га за энергоносители

Удорожание сырья и материалов

 

 

Высокие ставки % за кредит

 

 

Увеличение себестоимости продукции

 

Увеличение доли сырья и ма­териалов в себестоимости до 67% (на 1.01.98г.)

Нет финансовых ресурсов на внедрение новых проектов

2.1 Поставщики энерго­носителей   2.2 Поставщики сырья и материалов   2.3 Поставщики финан­совых ресурсов
3. Конкуренты Высокий уровень конкуренции как на внешнем так и на внутреннем рынке. Ценовой характер конкурентной борь­бы на внутреннем рынке Трудности со сбытом продук­ции. Сложности с повышени­ем цен на реализуемую про­дукцию
4. Международные партнеры Заинтересованность некоторых между­народных партнеров в реализации про­дукции завода под собственной торго­вой маркой Возможность расширения объемов производства

 

В дополнение к анализу макроокружения и среды непосредствен­ного воздействия необходимо провести анализ внутренней среды пред­приятия с целью выявления его сильных и слабых сторон. Результаты анализа отражены в табл. 2.10.

Таблица 3.10

Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны
1

2

3
1. Производство Возможность увеличения объемов производства за счет более полной за­грузки мощностей Наличие пустующих производствен­ных помещений Международная система качества ИСО-9000. Восприимчивость к новым разработ­кам. Ремонтно-механический цех спосо­бен производить сложное нестандарт­ное оборудование

1. Большая энергоемкость и ма­териалоемкость

2. старевшая технология и обо­рудование

3. Наличие вредных производств

4. Широкая номенклатура

2. Кадры

Высококвалифицированный персо­нал

Своя база профессиональной подго­товки

Неэффективная система сти­мулирования труда Низкая мотивация к повыше­нию качества продукции
3.НИОКР

Наличие хорошей материальной ба­зы для ведения НИОКР

 

Дефицит денежных средств и дорогой кредит Ориентация НИОКР на теку­щие нужды производства
4. Маркетинг

Хорошо организована служба мар­кетинга

Эффективные каналы распростра­нения и продвижения

Ценовые преимущества на внешнем рынке

Высокие затраты на создание имиджа за рубежом Трудности с оперативным об­служиванием клиентов
5. Организация

Компетентное руководство

Автоматизированная система управления

Современные методы управления

Сравнительно простая организаци­онная структура

Высокая централизация Не отлажен механизм управле­ния после реструктуризации цехов и отделов Не определены миссия и цели
6. Финансы

Увеличение доли денежных средств в расчетах с потребителями

Возможности бартера

1.Инфляционное обесценивание накоплений (прибыли, аморти­зации и др.) 2.Нехватка оборотных средств 3.Ограниченные инвестиционные возможности
       

 

С помощью табл. 2.10 и на основе результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности можно определить ряд причин кризисного состояния на предприятии, а именно:

- увеличение дебиторской задолженности;

- увеличение кредиторской задолженности;

- снижение прибыли;

- снижение оборачиваемости;

Таблица 3.11

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия

Возможности

Сильные стороны

1

2

1. Направление политики правительства на поддержку отечественного товаропроизво­дителя 1. Возможность увеличения объемов произ­водства
2   Расширение возможностей экспорта в стра­ны СНГ 2. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов
3 . Регулирование цен на продукцию естест­венных монополий 3.   Эффективно работающая служба маркетин­га
4.   Возможность выхода на внешний рынок че­рез зарубежных партнеров 4. Ценовые преимущества
    5. Современная система управления

Угрозы

Слабые стороны

1

2

1. Угроза высоких темпов инфляции 1. Большая энергоемкость и материалоемкость
2. Снижение доходов потребителей 2. Устаревшая технология и оборудование
3. Подорожание импортного сырья и оборудо­вания 3. Предприятие не имеет достаточных инве­стиционных возможностей
4. Неплатежи 4. Нехватка оборотных средств
5. Снижение курса национальной валюты 5. Отсутствие четких целей с стратегий развития
6. Сложности с привлечением финансовых ре­сурсов 6   Низкая мотивация персонала
7. Повышение цен на сырье и материалы 7. Нехватка опыта по работе на рынках даль­него зарубежья
8. Высокий уровень конкуренции      
9. Нестабильность в обществе        

- снижение рентабельности;

- высокий уровень конкуренции;

- снижение платежеспособного спроса;

- повышение себестоимости продукции в связи с удорожанием сырья и материалов;

- нехватка финансовых ресурсов для инвестиций;

- устаревшая технология и оборудование.

С помощью логического анализа эти причины можно ранжировать и выделить из них две наиболее существенные, которые следует отнести к разряду стратегических проблем предприятия, так как через решения этих проблем можно устранить все оставшиеся причины кризиса. К этим проблемам относятся - проблема снижения прибыли и проблема обост­рения конкуренции. Через решение проблемы прибыли можно нейтрализовать такие негативные факторы, как снижение рентабельности, не­хватка финансовых ресурсов и устаревшая технология и оборудование. Соответственно через решение проблемы обострения конкуренции мож­но устранить оставшиеся причины кризиса.

На основе вышеизложенного можно определить две стратегиче­ские цели антикризисного управления предприятием:

1. повышение прибыли,

2. усиление конкурентной позиции.

Для поиска путей достижения этих целей необходимо провести более подробный анализ позиций предприятия на рынке РТИ.

ОАО «Саранский завод «Резинотехника» неуклонно улучшает свою позицию на рынке РТИ России (рис. 2.1).

Рис 3.1 Положение предприятия на рынке РТИ России.

Как видно на рисунке 2.1 предприятие увеличило свою долю рын­ка РТИ с 7,1% в 1996 году до 9,6% в 1998 году.

Динамика общего объема выпуска товарной продукции резинотех­нической отрасли и основных видов РТИ представлена в табл. 2.12. Объ­емы товарной продукции даны в действующих ценах и приведены с уче­том деноминации.

Как видно из табл. 2.12 лишь в производстве рукавов наблюдается устойчивый рост, по неформовым РТИ ситуация практически не меняет­ся, а по остальным видам заметен спад.

На основе вышеуказанной информации, используя матрицу бостонской консультативной группы, произведем оценку позиции предпри­ятия на рынке РТИ (рис. 2.2).

Таблица 3.12

Динамика общего объема товарной продукции и ее основных видов по отрасли

    1996 1997 Измене­ние (+,-) 1998 Измене­ние (+,-) Измене­ние за три года (+,-)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Объем товарной про­дукции (тыс. руб.) 3772368 4422446 +650128 4237223 -185223 +464855
2. Ремни приводные (тыс. шт.) 1 1033 10364 -669 10361 -3 -672
3. Ремни вентиляторные (тыс. шт.) 13217 10062 -3155 9295 -767 -3922
4, Рукава(тыс. м.) 41399 45231 +3832 46091 +860 +4692
5. Формовые РТИ (тн.) 25143 24707 -436 19556 -5151 -5581
6. Неформовые РТИ (тн.) 13668 15556 +1888 13896 -1660 +228

Несмотря на то, что предприятие занимает 2 и 3 места по отрасли в производстве формовых РТИ, ремней приводных и вентиляторных, темпы роста рынка этих изделий имеют отрицательное значение и по­этому непривлекательны для инвестиций.

На основе анализа матрицы БКГ можно сделать вывод, что наибо­лее предпочтительное направление развития предприятия — рукавное производство. Поэтому стратегия, направленная на развитие рукавного производства является наиболее перспективной.

На наш взгляд следует до минимума свести отгрузку готовой продукции по взаимозачету и бартеру, что позволит увеличить поступления денег на расчетный счет, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению платежеспособности предприятия и улучшению его финансового положения в целом.

 

Рис. 3.2. Матрица БКГ

 

Благополучие и успех предприятия зависят от конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, которое обеспечивается внедрением новых прогрессивных технологий, сырья и материалов.

В условиях жесткой конкуренции можно выжить, только выпуская необходимую, качественную, недорогую продукцию. Выпуск бракованной продукции ведет к потери рынков сбыта, потребитель уходит к более надежному партнеру.

Качество резинотехнических изделий зависит от качества резиновых смесей, которое в свою очередь зависит от качества каучуков, ингредиентов входящих в ее состав. Сложно и не всегда возможно иметь постоянных добросовестных поставщиков при огромнейшем ассортименте, поскольку лихорадит всю промышленность России. Наличие годного сырья в необходимых количествах является одним из решений проблем ОАО "Резинотехника".

В связи с необходимостью расширения ассортимента выпускаемой продукции, учитывая желание потребителя по производству РТИ со специальными, специфическими характеристиками, технологическим подразделением ЦЗЛ совместно с технологами подготовительного и конфекционных цехов, кураторов КТО за период 1998 - 1999 гг. отработано около 30 шифров резиновых смесей, в том числе:

для неформовой техники:

7-ИРП 1298; 51-5003; 57-5005; 57-5044; 57-2003;

для формовых РТИ:

С-509; ИРП-1293; 7-2-20-3; Я-151-6т; 5660т; 68т;

для рукавного производства:

КС, СС - для рукавов с цветным наружным слоем по ГОСТ 9356-75;

888, 673 - для топливно-раздаточных колонок;

2017; 57-9027 - для рукавов по ТУ 38 105261-82;

Кз-390-50; 51-1552-50 - для рукавов метрополитена;

для изделий медицинского назначения: 342-5;

для рентгенозащитной пластины РЗ;

для комплектации стиральных машин: 924; 429; 63;

для бандажей - 9200 и т. д.

С целью улучшения качества выпускаемой продукции, усовершенствования технологических процессов в конфекционных цехах проводилась работа по совершенствованию существующей рецептуры.

Исследованы, изучены 45 новых видов сырья и материалов. В результате чего внедрены в производство смола "Пиропласт-2", смола ФТО, перодакс 14/40, вулканокс GRPD, модификаторы РУ-НП, РУ-Д, РУ-К, полиамидный наполнитель и др. Внедрение каучука СКЭПТ-ЭНЬ (Э-2) позволило заменить дефицитные импортные каучуки дутрал СО 054,554 в резиновых смесях 2655, 7018, 1524, а каучуков "Нитроэласт" - расширить сырьевую базу бутадиен-нитрильных каучуков.

Основной составляющей конкурентоспособности продукции является ее качество. На заводе ОАО «Саранский завод «Резинотехника» применяют систему показателей, характеризующих качество выпускаемой на предприятии продукции, которая включает две группы: единичные показатели и обобщающие показатели.

Номенклатура единичных показателей довольно разнообразна и все они различны в зависимости от вида выпускаемой продукции. На заводе ОАО «Саранский завод «Резинотехника» используются следующие единичные показатели: назначения, экономичного использования, надежности, эстетические, технологичности, стандартизации и унификации, экологические, безопасности.

Рассмотрим эти показатели более подробно. Так, показатели назначения характеризуют свойства продукции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Например, на заводе выпускаются резиновые смеси маслобензиностойкие и азоностойкие.

Для экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии существуют нормы расходов. Эти нормы делятся на индивидуальные (на каждую отдельную деталь) и среднегрупповые. При сокращении потерь (межоперационных, на усадку, на анализ, на шприцивание, на колондрование, при разогреве и др.) получается более экономичное использование сырья, материалов, топлива и энергии.

Надежность резинотехнических изделий характеризуется: стойкостью к воздействию азона, жиров, масел; к воздействию температуры; прочностными характеристиками; остаточной деформацией.

Эстетические показатели применительно к продукции завода - это фактура и цвет прорезиненной ткани.

К показателям технологичности относятся показатели трудоемкости и материалоемкости. Снижение трудоемкости на заводе осуществляется за счет перспективных способов обработки деталей и механизации технологических процессов. Материалоемкость РТИ снизить без ущерба для качества, выпускаемой продукции невозможно, так как определенная деталь имеет заданный вес и норму расхода сырья и материалов на нее, при сокращении которых изделие будет получаться деформированным, бракованным.

Для того чтобы изделия, выпускаемые заводом, были безопасны в применении, вся продукция так или иначе связанная с жизнь и здоровьем человека, например, рукава, ремни вентиляторные и приводные, клеенка медицинская, лодки, шланги гнутые радиаторные, формовые РТИ, лицевая часть шлем-маски и некоторые другие изделия сертифицируются.

При всем многообразии используемых на заводе единичных показателей, на ОАО «Резинотехника» используются и обобщающие показатели, которые позволяют оценить уровень качества продукции независимо от ее вида и назначения, а также эти показатели позволяют сравнить деятельность различных предприятий в области качества. Эти показатели являются более эффективными для оценки качества выпускаемой продукции, чем единичные.

Обобщающие показатели могут рассчитываться как в целом по заводу, так и по отдельным структурным подразделениям. К обобщающим показателям относятся: обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции; удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции; процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления; количество принятых рекламаций; количество актов о браке; удельный вес потерь от брака в себестоимости товарной продукции.

Динамика данных показателей качества продукции за 1997 - 1999 гг. приведена в табл. 3.13.

Таблица 3.13

Уровень качества продукции, выпускаемой в ОАО "Резинотехника"

Показатели 1998 г. 1999 г.
1. Обновление продукции в процентах к общему объему выпуска продукции, % 0,50 0,60
2. Удельный вес продукции, отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, % 8,40 5,80
3. Процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, % 98,54 99,49
4. Количество принятых рекламаций, шт. 10 14
5. Количество актов о браке, шт. 1786 1950
6. Удельный вес потерь от брака в себестоимости товарной продукции, % 0,15 0,17

 

Как показывают данные табл. 2.18. уровень обновления продукции увеличился всего на 0,1 %. Но даже это указывает на тенденцию увеличения доли новой продукции в общем объеме выпуска продукции, а средний процент обновления продукции в общем объеме выпуска продукции за рассматриваемый период (с учетом того, что в 1996 году обновление продукции составило 0,3 %) составил 0,46 %. '

Удельный вес экспортной продукции в общем объеме товарной продукции небольшой - в 1999 году он составил всего 5,8 %, что на 2,6 % меньше предыдущего периода. Следует отметить, что объем продукции выпускаемой на эскорт не уменьшился, а остался таким же. Уменьшилось только процентное соотношение продукции отправленной на экспорт в объеме товарной продукции, в связи с увеличением объема выпуска последней.

Показатель удельного веса экспортной продукции в общем объеме товарной продукции играет ведущую роль при оценке не только качества продукции, но и ее конкурентоспособности. Основными странами-экспортерами продукции ОАО "Резинотехника" являются государства СНГ (в основном Белоруссия) и Монголия. В Монголию завод поставляет резиновые смеси, а в Белоруссию резиновые смеси и рукава. Для успешного осуществления внешнеэкономической деятельности и достижения высоких показателей в области качества и конкурентоспособности продукции необходимо добиваться не только существенного увеличения данного показателя, но и развивать сотрудничество с высокоразвитыми странами.

За последнее время ухудшилось качество продукции, выпускаемой заводом, увеличились претензии письменного и устного характера. Так, в 1999 году количество принятых рекламаций составило 14 штук. Причем, претензии предъявляются потребителями как в Саранске, так и за его пределами. Таким образом, завод приобретает имидж бракодела. Выпуск бракованных РТИ продолжается, что приводит к потере рынков сбыта.

Количество актов о браке в 1999 году увеличилось на 164 и составило 1950 штук. Удельный вес потерь от брака возрос на 0,02 % по сравнению с 1998 годом.

Возникновение брака связано с низким качеством поступающего сырья, материалов, комплектующих изделий, с устаревшим оборудованием, а также с заменой необходимых по технологии материалов, сырья, комплектующих изделий на аналоги более низкого качества из-за финансовых трудностей и трудностей в материально-техническом снабжении.

Потребитель продукции, находящийся в тех же жестких экономических условиях, приобретая продукцию завода, должен быть уверен в ее качестве, и поэтому требует сертификаты: соответствия, гигиенические или заключения.

С 1994 г. функционирует Испытательный Центр эластомерных материалов и резинотехнических изделий, созданный на базе испытательных подразделений двух отделов - ЦЗЛ и ОТК. Работниками Испытательного Центра совместно с представителем Центра Стандартизации и Метрологии РМ проведено свыше 2000 испытаний, выдан 191 протокол для получения сертификата соответствия на более чем 30 наименований основной резинотехнической продукции, в том числе на:

- рукава резиновые по ГОСТ 10362-76, ГОСТ 6286-73, ГОСТ 18698-79;

- ремни по ГОСТ 1284-2-89, ГОСТ 58-13-76;

- формовые детали по ОСТ 38 05208-88; ТУ 3805204-84, ОСТ 38 05361-84;

- неформовые детали по ТУ 38 005272-76;

- шланги по ТУ 75 06 008-29-91, ТУ 75 06 008-29-91;

- изделия медицинской техники по ГОСТ 3251-91, ГОСТ 3399-76;

- изделия специальной защиты по ГОСТ 12.04-166-85 и другие. Испытательным подразделением ЦЗЛ совместно с Центром Госсанэпидемнадзора РМ в настоящее время проводится работа по гигиенической оценке резиновых смесей и резинотехнических изделий с последующей выдачей гигиенического сертификата, гигиенического заключения. 14 наименований продукции завода уже прошли выше указанную процедуру, получены гигиенические сертификаты на судно подкладное ТР 20-417-97, пробку резиновую 4ц ТУ 38 006269-95, жгут кровоостанавливающий ТУ 38106002-95, коврики резиновые и резинотканевые ТУ 38 005272-76, кольца САМ ГОСТ 5228-89, прорезиненную ткань Т-15, трубки медицинские резиновые ГОСТ 3399-76, мебельную ленту ТУ 38105610-89, клеенку подкладочную резинотканевую ГОСТ 3251-91.

Гигиенические заключения получены на пробку резиновую для укупоривания лекарственных препаратов по ГОСТ 38006108-95, на полотно тканевое антистатическое по ТУ 38-106556-91, на камеры манжеты пневматические по ТУ 25-2012072-89, шланги поливные, сливные и комплектующие стиральных машин ТУ 2500-376-00152106-94. С Центром Госсанэпидемнадзора РМ согласовано 14 рецептов резиновых смесей для изделий соцкультбыта.

Таблица 3.14

Уровень цен предприятий-конкурентов на 2000 год, руб.

Номенклатура ОАО "Резинотехника" АО "Балаковорезинотехика" АО "Узэмик",.Уфа ЗАО "Курскрезинотехника" АО "Кварт", г. Казань АОЗТ "Волжскрезинотехника"
Ремни приводные клиновые 16,05 21,13 15,89 28,80 30,05 29,30
Ремни вентиляторные 7,00 7,41 6,86 13,80 16,18 14,15
Рукава 19,00 25,05 26,40 24,50 21,60 20,78
Формовые РТИ 24,7 22,08 27,23 26,18 23,95 25,13
Неформовые РТИ 12,00 10,30 16,93 14,19 11,87 12,25

 

Для анализа ценовой конкурентоспособности предприятия и определения лидирующего положения предприятия по уровню цен, составим бальную таблицу оценки уровня цен по товарам аналогам. Высокая цена - 6 баллов, низкая - 1 балл и т.д. (табл. 2.15).

Таблица 3.15

Балльная оценка предприятий-конкурентов по уровню цен, балл

  Номенклатура ОАО "Рези- нотех- ника"

АО

"Бала-

коворе-

зинотех-

ника"

АО

"Узэ-

мик",

г.Уфа

ЗАО

"Кур-

скре-

зино-

техника"

АО

"Кварт",

г. Казань

АОЗТ

"Волжск-

резино-

техника"

 
1 2

3

4

5

6

7

 
Ремни приводные клиновые 2

3

1

4

6

5

 
Ремни вентиля­торные 2

3

1

4

6

5

 
Рукава

1

5

6

4

3

2

Формовые РТИ

3

1

6

5

2

4

Неформовые РТИ

3

1

6

5

2

4

Итого

11

13

20

22

19

20

                         

Данные табл. 2. 15. свидетельствуют о том, что по уровню цен лидером является ОАО "Саранский завод "Резинотехника", вторую позицию занимает АО "Балаковорезинотехника", третью - АО "Кварт", четвертую - АО "Уземик" и АОЗТ "Волжскрезинотехника", пятую — ЗАО "Курскрезинотехника".

На основе проведенного анализа, мы пришли к выводу, что по уровню цен у ОАО "Саранский завод "Резинотехника" - наиболее благоприятное положение по отношению к конкурентам. Это дает возможность ему привлечь к себе потребителей продукции своих конкурентов. Следовательно, продукция предприятия является конкурентоспособной с точки зрения ее цены.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы убедились, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике.

В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке.

Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.

Все большее распространение маркетинг получает и как отдельная экономическая дисциплина в учебных заведениях. Следовательно, скоро наша страна получит много квалифицированных специалистов в этой интересной для работы области.

Мне кажется, что маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и твердо встать на ноги.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.М. «Структура производственных отношений социально ориентированной многоукладной экономики». - М.: Иэдательсво стандартов, 1995.

2. Академия рынка: маркетинга /Под ред. А.Г. Худокормов, Ф. Буххерель-М.: Экономика, 1993. - 162 с.

3. Аникеев С.В. Методика разработки плана маркетинга /Сер. «Практика маркетинга», 1996. - 128 с.

4. Ариков Г.А. Конкурентные отношения и стратегии маркетинга на рынке формацевтических товаров. -Спб.: Питер. Ком. 1998. - 25 с.

5. Балонин С.А. Выводы для предпринимателя из теории о жизненном цикле товара//Маркетинг-1998.-№ ЗгС. 77-79.

6. Башин М.Л. Предприятия России глазами японских экономистов //Деловой мир.-1996.-№ 8.-С. 12-18.

7. Бешевский И. Маркетинговые исследования: цели, возможности, перспективы //Интермин.-1998.-Лето.-С. 21-36.

8. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ.-М.: Экономика, 1991. - 217 с.

9. Ващекин Н.П. «Маркетинговая информация: // Стоимостной аспект. /Маркетинг» №4/97. с. 35.

10. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения //Маркетинг.-1999. -№ 2.-С. 56-64.

11. Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. «Маркетинг: Выбор лучшего решения». - Н.: Экономика, 1993.

12. Гольцов А., Новиков С. «Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периода, маркетинг»

13. Горбашко Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции." СПб.:СпбУЭФ, 1995.-36 с.

14. Джей, Рос Низкозатратный маркетинг. - Изд-во “WASALA Communications”, Финляндия, 1994.

15. Дихтль Е., Хёршген Х. Практический маркетинг. - Москва: Изд-во “Высшая школа”, “ИНФРА-М”, 1996.

16. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг конкурентоспособности промышленной продукции.-М.: изд-во стандартов, 1993. - 127 с.

17. Качество и конкурентоспособность: теория, методология, практика.-М.: ИНФРА-М.-1994.-146с.

18. Ковальков Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. - Москва: Изд-во “Машиностроение”, 1994.

19. Котлер, Филип Основы маркетинга. - Москва: Изд-во “Бизнес-книга”, 1995.

20. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии. // Практическое пособие.-М.:

21. Липсиц И.В., Нещадин А. Конкурентная стратегия фирмы. // Маркетинг - 1998.-№ б.-С. 87-90.

22. Литвиенко А.Н., Татьянченко М.А. Методические вопросы оценки экономической конкурентоспособности промышленной продукции //Приложение БИКИ.-1995.-№ 2.-С. 36-40.

23. Маневич В.А. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции.-Донецк: ТПП «Тереза», 1994. - 262 с.

24. Маркетинг - ключ к решению проблемы «конкурентоспособность» //Стандарты и качество.-1998.-№ 9.-С. 22-30.

25. Маркетинг

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...