Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность муниципального бюджета




Введение

 

Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией Российской Федерации (далее РФ), выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны - федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.

Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местный бюджет рассматривался как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Поскольку предметы ведения местного самоуправления были достаточно широки и расплывчаты, данная формулировка не позволяла четко и однозначно определить направления расходования муниципальных бюджетных средств. Не было также препятствий для неограниченного финансирования из местных бюджетов переданных без материального и финансового обеспечения государственных полномочий. Ряд данных факторов и породил низкую эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесс, отсутствие внутренних резервов экономии расходов и увеличению доходов местных бюджетов.

Новый подход к регулированию финансовых основ местного самоуправления однозначно связал определение местного бюджета с понятием расходных обязательств. В соответствии с Бюджетным кодексом, «бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования». При этом, в соответствии с новым законодательством, местный бюджет должен выступать единственным источником финансирования расходных обязательств муниципалитета.

Постановка данной проблемы является актуальной. Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы, выдвигаемые самой жизнью. Прежде всего - дефицитность местных бюджетов, которая порождает большие проблемы и, несомненно, что эффективность местного самоуправления и способность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения определяется, имеющимися материальными и финансовыми ресурсами. Таким образом, возникает необходимость муниципальным образованиям сконцентрировать особое внимание на проблемах аккумуляции финансовых средств и их концентрации на приоритетных направлениях, отвечающих интересам социально экономического развития муниципальных образований, создать условия для максимального использования их внутреннего потенциала и возможности привлечения дополнительных, самостоятельно заработанных ресурсов.

Теоретическая и практическая нерешенность многочисленных задач в социально-экономической сфере муниципального образования определили направленность данной работы.

Целью отчета по практике является определение основных направлений повышения эффективности использования местного бюджета на примере Петрозаводского городского округа. В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:

) раскрыть содержание и понятие местного бюджета с экономической и правовой точки зрения;

) обозначить проблему низкой эффективности использования местных бюджетов РФ;

) провести анализ состава, структуры и динамики доходной и расходной части бюджета Петрозаводского городско округа.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.


Теоретические основы муниципального бюджета

Понятие и сущность муниципального бюджета

бюджет доход расход муниципальный

Бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических позиций. Понятие «бюджет» употребляется как экономическая и правовая категории.

Как правовая категория бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними.

В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством для России как для федеративного государства характерно трехуровневое строение бюджетной системы:

Федеральный уровень: Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

Региональный уровень: Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

Местный уровень: Местные бюджеты.

Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического строя. Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного значения. Многочисленные местные бюджеты составляют важное звено бюджетной системы России.

Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. В этом случае бюджет имеет свои особенности:

местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.

Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории.

Контрольная функция местного бюджета заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображаются экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования.

Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория.

Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

Составление проектов местных бюджетов, утверждения и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Представительный орган местного самоуправления принимает решения о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления определены Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Законодательство Республики Карелия определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.

Перечисленные законодательные акты предусматривают процедуру передачи финансовых ресурсов органам местного самоуправления для выполнения государственных полномочий как на стадии формирования бюджетов, так и в ходе исполнения их.

   

    1.2 Роль муниципального бюджета в финансовом обеспечении муниципальной системы управления

 

Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и расстроенность финансовой системы которая не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...