Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ муниципального бюджета на примере Петрозаводского городского округа




Анализ доходов

 

Под муниципальными доходами - доходами местных бюджетов понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

Налоговые поступления - это все виды налогов, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в определенных размерах, носящими безвозвратный и безвозмездный характер.

Под неналоговыми поступлениями понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей. Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов).

В соответствии со п. 5 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.03 г. глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

На основании данной статьи и Бюджетного кодекса РФ администрация Петрозаводского городского округа готовит за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год анализ доходной и расходной части бюджета и отчитывается перед населением и депутатами Совета. Чтобы проследить темпы роста поступлений и использования средств бюджета Петрозаводского городского округа, за анализируемый период необходимо взять три финансовых года - 2010-2012 годы. В этих целях для анализа будут использованы отчеты об исполнении бюджета Петрозаводского городского округа за 2010-2012 год.

Анализ доходной части бюджета Петрозаводского городского округа.

Все поступления в бюджет Петрозаводского городского округа подразделяются на налоговые (налог на доходы физических лиц, земельный налог, имущество физических лиц), неналоговые (доходы от использования имущества, оказания услуг) и безвозмездные поступления (субсидии, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц).

За 2010 год в бюджет поступило 5631796,0 тыс. рублей, что составило 100,2% от прогнозируемых доходов на 2010 год; в 2011 году - 5318415,0 тыс. рублей, что составило 101,4% от прогнозируемых доходов на 2011 год; за 2012 год поступило доходов 5135619,0тыс. рублей, что составляет 99,4% от прогнозируемых доходов на 2012 год. Исполнение бюджета по видам доходов за период 2010-2012 гг. представлено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Исполнение бюджета по видам доходов за период 2010-2012 гг.

Вид дохода

Показатель по году

 

2010

2011

2012

  План, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. % выполнения от плана План, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. % выполнения от плана План, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. % выполнения от плана
Налоговые доходы 1577224,0 1632504,0 103,5 1643591,0 1659823,0 100,9 1796772,0 1813792,0 100,9
Неналоговые доходы 1885532,0 1861360,0 98,5 1416392,0 1442999,0 101,8 899974,0 886595,0 98,5
Безвозмездные поступления 2169040,0 2145154,0 98,1 2258432,0 2290050,0 101,3 2438873,0 2406843,0 98,6
Всего доходов 5631796,0 5639018,0 100,2 5318415,0 5392872,0 101,4 5135619,0 5107233,0 99,4
Из них собственные доходы 4752220,0 4775339,0 100,4 4264201,0 4183545,0 98,1 3828475,0 3802029,0 99,3

 

 

На графике 2.1. можно проследить выполнение плана по доходам за анализируемый период.

 

График 2.1. Исполнение бюджета по доходам за период 2010-2012 гг.

 

Из графика 2.1 видно, что в 2010 году происходит увеличение поступления доходной части бюджета от планового в основном за счет увеличения поступления налоговых доходов, а именно налога на доходы физических лиц. В 2011 году было увеличение фактически поступивших доходов от запланированных (101,4%), но уже в 2012 году наблюдается спад фактических поступлений в результате уменьшения неналоговых и безвозмездных поступлений.

 

Таблица 2.2. Поступления по видам доходов за период 2010-2012 гг.

Наименование показателя

Показатель по году

 

2010

2011

2012

Изменение 2012/2010, тыс. руб. Темп роста 2012/ 2010, %
  Факт, тыс. руб. Структура, % Факт, тыс. руб. Структура, % Факт, тыс. руб. Структура, %    
Налоговые доходы 1632504,0 29 1659823,0 30,8 1813792,0 35,6 181288 111
Неналоговые доходы 1861360,0 33 1442999,0 26,8 886595,0 17,3 -974765 47,0
Безвозмездные поступления 2145154,0 38 2290050,0 42,4 2406843,0 47,1 261689 112
Всего доходов 5639018,0 100 5392872,0 100 5107233,0 100 -531785 90,5
Из них собственные доходы 4775339,0 84,6 4183545,0 77,5 3802029,0 74,4 -973310 79,6

 

Таблица 2.3. Поступление налоговых доходов за период 2010-2012 гг.

Наименование показателя

Показатель по году

 

2010

2011

2012

Изменение 2012/2010, тыс. руб. Темп роста 2012/2010, %
  Факт, тыс. руб. Структура, % Факт, тыс. руб. Структура, % Факт, тыс. руб. Структура, %    
Налоговые доходы - всего, в т.ч.: 1632504,0 100,0 1659823,0 100,0 1813792,0 100,0 181288,0 111
НДФЛ 1495850,0 91,6 1502613,0 90,5 1622649,0 89,5 126799,0 108,4
Налог на имущество физических лиц 81883,0 5 94056,0 5,6 110126,0 6,1 28243,0 134,4
Земельный налог 54303,0 3,3 63154,0 3,8 81017,0 4,4 26714 149,1
Задолженность по отмененным налогам 468,0 0,1 0 0 0 0 0 0

 

В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 91,6% в 2010 году, 90,5% в 2011 году и 89,5% в 2012 году. Также в 2010 году имелась задолженность по отмененным налогам в размере 468,0 тыс. руб. что составило менее 1% от всех доходов.

В структуре неналоговых поступлений (таблица2.4) по 2010 году основную долю составили доходы от арендной платы за земельные участки, доходы от продажи земельных участков - 54,5%. В 2011 году на первом месте в структуре лидировала арендная плата за земельные участки и доходы от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков - 52,4%.

Что касается 2012 года, основным источником дохода были доходы от оказания платных услуг 34,7%. Структура неналоговых поступлений за анализируемый период несколько менялась.

В 2012 году значительную долю занимали доходы от оказания платных услуг, что было связано с проведением муниципальным учреждением культуры юбилейных праздников. В 2011 году - сократилась доля доходов от сдачи в аренду муниципального имущества по сравнению с 2010 годом (43,9%-2010 г., 29%-2011 г.), что связано с повышением ставки аренды на муниципальное имущество, однако, в 2012 году наблюдается незначительный рост доходов по данной статье (33,5%).

 

Таблица 2.4. Поступление неналоговых доходов за период 2010-2012 гг.

Наименование показателя

Показатель по году

 

2010

2011

2012

Изменение 2012/2010, тыс. руб. Темп роста 2012/2010, %
  Факт, тыс. руб. Структура, % Факт, тыс. руб. Структура, % Факт, тыс. руб. Структура, %    
Неналоговые доходы - всего, в т.ч.: 1861360,0 100 1442999,0 100 886595,0 100 -974765,0 -47,0
Арендная плата за земельные участки, доходы от продажи земельных участков 1014441,2 54,5 756131,5 52,4 281397,2 31,8 -733044,0 -27,7
Доходы от аренды муниципального имущества 817137,0 43,9 418469,7 29,0 297009,3 33,5 -520127,7 -36,3
Доходы от оказания платных услуг 29781,8 1,6 268397,8 18,6 307648,5 34,7 277866,7 103,3

 

 

Проведенный анализ бюджета Петрозаводского городского округа за 2010-2012 гг. показал, что основную долю в структуре доходов занимают налоговые поступления - более 80%, из них наибольший удельный вес - налог на доходы физических лиц - более 90% налоговых поступлений. Доля остальных доходов не существенна. Это говорит о том, что в полном объеме не поступают в бюджет городского поселения налог на имущество физических лиц, земельный налог, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг.

 

Расходы бюджета

 

В соответствии со статьей 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено решением о бюджете на соответствующий финансовый год, являются бюджетными обязательствами муниципального образования. Бюджетные обязательства определяют направления расходования бюджетных средств.

Проведем анализ расходной части бюджета Петрозаводского городского округа.

Расходная часть бюджета Петрозаводского городского округа за 2010 год исполнена на сумму 5513216,0 тыс. рублей и составила 91,7% от годовых бюджетных назначений, за 2011 год - на сумму 5453216,0 тыс. рублей и составила 93,9% от годовых бюджетных назначений, в 2012 году - на сумму 5104728,0 тыс. рублей и составила 89,5% от годовых бюджетных назначений. Превышение доходной части бюджета за 2010 год над расходной частью бюджета составило 125801,0 тыс. рублей, профицит бюджета вошел в остаток средств бюджета на начало 2011 года. В 2011 году профицит бюджета составил 7105 тыс. рублей, который также вошел в остаток средств бюджета на 2012 год. Структура использования средств бюджета Петрозаводского городского округа по разделам расходов за 2010-2012 гг. и размер их финансирования отражены в таблице 2.5. и графике 2.2.

Также из приведенных в таблице 2.5. данных видно, что идет сокращение общего объема расходов.

 

Таблица 2.5. Исполнение бюджета по расходам за период 2010-2012 гг.

Разделы расходов

Показатель по году

 

2010

2011

2012

  План, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. % выполнения от плана План, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. % выполнения от плана План, тыс. руб. Исполнение, тыс. руб. % выполнения от плана
Всего расходов, в т.ч.: 6008967,0 5513216,0 91,7 5801965,0 5453216,0 93,9 5698812,0 5104728,0 89,5
Общегосударственные расходы 315453,0 308309,0 99 300147,0 287351,0 94,9 270156,0 268079,0 99,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 1732934,0 1384783,0 79,9 871394,0 715814,0 82,1 669436,0 419032,0 62,5
Культура 45488,0 45452,0 99,9 51214,0 48798,0 95,2 67557,0 67557,0 100,0
Здравоохранение, физическая культура и спорт 13945,0 9976,0 71,5 14374,0 11354,0 78,9 161901,0 100881,0 62,3
национальная экономика 3901147,0 3794696,0 97,2 4564836,0 4389899,0 96,1 4529762,0 4249179,0 93,8

 

График 2.2. Исполнение бюджета по расходам за период 2010-2012 гг.

 

Из таблицы 2.5. и графика 2.2 видно, что в анализируемом периоде лидирующие позиции по расходам занимают следующие разделы: Национальная экономика и общегосударственные вопросы, на втором месте по удельному весу в общей структуре расходов занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на третьем месте стоят расходы на культуру.

 


Заключение

 

Финансовая база муниципального образования представляет собой все многообразие общественных отношений по поводу формирования доходов и финансирования расходов местных бюджетов.

В соответствии с федеральным законодательством бюджет муниципального образования представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета).

Подводя итоги вышеприведенному анализу, стоит обратить внимание, что при разработке бюджетной политики муниципалитета необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:

совершенствование системы «бюджетирования, ориентированного на результат»;

достижение сбалансированности бюджета путем продуманного секвестрования расходов. Поэтому политика сокращения расходов должна быть основана на разработанной системе приоритетов использования бюджетных средств, с учетом критериев оценки объема действующих расходных обязательств и принятия новых;

внедрение программы муниципально-частного партнерства в сфере экономики городского округа;

реформирование бюджетных учреждений, в том числе в части финансирования их деятельности;

повышение роли финансового контроля за использованием средств муниципального бюджета;

внедрение системы аудита эффективности бюджетных расходов.

Правительство Российской Федерации в Программе по повышению эффективности бюджетных расходов утвердило принципы ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

консервативность и надёжность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджетов с учётом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы РФ, основанных на реалистичных оценках;

ограничение бюджетного дефицита, долга и восстановление по мере мировой экономической ситуации правил, ограничивающих использование нестабильных доходов для финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;

стабильность и предсказуемость налоговой политики;

недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объёмов расходов бюджетов с определёнными доходными источниками;

полнота учёта и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение цели муниципальной политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых обязательств при наличии чёткой оценки необходимых для исполнения бюджетных ассигнований на весь период исполнения;

принятие новых расходных обязательств с учётом сроков и механизмов их реализации;

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

систематический анализ и оценка рисков для бюджетной системы РФ, в том числе возникающих вследствие средне- и долгосрочных демографических тенденций изменения внешнеэкономических условий, принятия условных обязательств;

создание и поддержание необходимых финансовых резервов.

Для успешной реализации перечисленных принципов на уровне муниципальных образований Российской Федерации, субъекты Российской Федерации должны создать предпосылки для обеспечения стабильности местных бюджетов, а также устойчивых стимулов для органов МСУ по её наращиванию. Таким образом, в условиях снижения объема доходной части бюджета, снижения доступности кредитных ресурсов, а также сокращения предоставляемой финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо разработать новые подходы к формированию бюджетной политики муниципалитета.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...