Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка инновационной деятельности




Инновационная площадка как институт оптимизации трансакционных издержек в сфере образования

 

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 16-36-00236 мол_а «Теория и методология оценки трансакционных издержек в сфере образования на основе институциональных, социально-экономических и демографических показателей региона (на примере Республики Марий Эл)»

Рекомендуемая ссылка

Фурин Александр Геннадьевич, Манукянц Сурен Валерьевич

Инновационная площадка как институт оптимизации трансакционных издержек в сфере образования// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (75). Номер статьи: 7502. Дата публикации: 2017-03-05. Режим доступа: http://sovman.ru/article/7502/

Введение

Повышение эффективности и качества образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики и изменяющимися запросами общества является важнейшим направлением государственной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Решение данной задачи предполагает постоянное совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы образования. Рассмотрение нормативно-правовых документов федерального уровня, посвященных развитию науки и образования, позволило выделить основные направления совершенствования: модернизация дошкольного и общего образования; приведение профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; разработка новой системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг со стороны потребителей; трансформация отрасли образования в конкурентоспособный сектор исследований и разработок; создание и внедрение новых институтов, обеспечивающих функционирование инновационной инфраструктуры; модернизация экономики на основе полученных результатов.

Важным изменением законодательства в сфере образования, отвечающим требованиям инновационного характера развития экономики, стало принятие Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплена норма об инновационных площадках и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновационная площадка — это форма государственной поддержки инновационной деятельности в образовательных организациях. Теоретическое осмысление роли, особенностей создания и функционирования инновационных площадок является актуальным направлением экономико-правовых исследований, поскольку вопросы государственной поддержки деятельности в сфере образования сохраняют свою значимость в условиях инновационного развития страны.

Целью статьи является теоретико-методическое исследование инновационной площадки как института системы образования, ориентированного на совершенствование обеспечения системы образования, направленного в том числе и на снижение трансакционных издержек.

Методика исследования инновационных площадок в сфере образования предполагает использование комплексного подхода, сочетающего в себе методы экономической науки, качественного метода экономического анализа, институциональный подход, которые в совокупности позволяют раскрыть сущность, особенности создания и механизм их функционирования.

Государственная поддержка инновационной деятельности

Применяя качественный метод экономического анализа, акцентируем внимание на описании, интерпретации и объяснении положений, касающихся инновационных площадок и государственной поддержки инновационной деятельности.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является структурная диверсификация экономики на основе научно-технологических трансформаций существующей инновационной инфраструктуры [3].

Процесс развития инновационной инфраструктуры предполагает формирование финансовой инфраструктуры, обеспечивающей поддержку инноваций; появление частно-государственных фондов прямого инвестирования инноваций и инновационного бизнеса; развитие венчурного капитала; снижение административных барьеров; изменение нормативно-правового обеспечения, содержащего новые стандарты и правила; стимулирование взаимодействия научных, образовательных организаций и частных компаний в инновационной сфере.

Целью формирования инновационной инфраструктуры является модернизация системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития страны, в том числе с учетом государственной политики в сфере образования.

Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 года № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» устанавливает порядок и функционирование инновационной инфраструктуры в системе образования.

«… Инновационная инфраструктура — это совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг …» [4].

Документом, устанавливающим правовые, организационные, экономические основы образования в стране, принципы государственной политики в сфере образования и регулирующим общественные отношения в связи с реализацией прав на образование, является Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В предшествующих ему законах Федеральный закон от 22.08.1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» и Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании») практически отсутствовали нормы, определяющие порядок получения образования на возмездной основе и оказания платных образовательных услуг; условия внедрения новых форм и технологий организации образовательного процесса; правила организации и ведения инновационной деятельности.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации, осуществляющие инновационную деятельность в форме реализации инновационных проектов и инновационных программ, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками (статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования). [5]

Федеральными или применительно к субъекту РФ региональными инновационными площадками, составляющими инновационную инфраструктуру, признаются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы. Деятельность инновационных площадок в образовательной сфере может осуществляться в рамках инновационных образовательных проектов (программ), которые имеют важное значение для обеспечения реализации направлений государственной политики в сфере образования. Инновационная площадка представляет собой особую форму организации совместной деятельности науки, образования и практики по разработке и реализации инновационных проектов (программ) по основным направлениям инновационной политики в сфере образования.

Перспективы реализации любой инновации зависят от сложившейся институциональной среды, которая, как правило, формируется из группы институтов (политико-правовые институты; институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала; экономические институты; система институтов стратегического управления; институты развития). Появление инновационных площадок как институциональное изменение в соответствующей среде в значительной степени ориентировано на развитие человеческого капитала путем повышения качества и доступности образовательных услуг. Реализация данных услуг на основе инновационной площадки включают в себя четкую регламентацию порядка их предоставления, внедрение механизмов, направленных на упрощение процедур, снижение трансакционных и временных издержек, затрачиваемых потребителями на их получение, а также внедрение процедур по оценке качества предоставляемых услуг с целью проверки востребованности полученных знаний, навыков, умений при последующем обучении или на рынке труда.

Деятельность инновационной площадки полностью формализована, что обеспечивает реализацию проекта в соответствии с установленной программой в определенные сроки с полным соблюдением прав и законных интересов участников образовательного процесса. Инновационные площадки в рамках проекта (программы) планируют свою деятельность, осуществляют мониторинг проекта, организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя участников проекта о целях, задачах, механизмах реализации и предполагаемых результатах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...