Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансакционные издержки в образовательной сфере




Трансакционные издержки в образовательной сфере представляют собой дополнительные затраты как материальных так и моральных ресурсов, которые несут субъекты рынка образовательных услуг в процессе выполнения взятых на себя обязательств. Поскольку образовательная услуга представляет собой нематериальный продукт, то это придает определенную специфику трансакционным издержкам и причинам их появления.

Причины появления трансакционных издержек в образовании по своей сущности соотносимы с другими сферами национальной экономики, но вместе с тем они имеют свою специфику и отраслевой характер. К наиболее важным причинам появления трансакционных издержек относятся ограниченность и (или) асимметрия информации, а порой и ее недоступность; неотделимость образовательного продукта от субъекта его создающего; оппортунизм в поведении субъектов образовательных отношений; сложность учета данного вида издержек.

Следует отметить, что ограниченность информации и оппортунизм – это те факторы, которые в большей степени оказывают влияние на появление дополнительных расходов у субъектов, принимающих участие в образовательных трансакциях. Именно данные причины приводят к появлению материальных затрат у лиц, пользующихся образовательными услугами, в то время как субъективизм и сложность учета приводят в большей степени к моральным «потерям».

Рассматривая специфику трансакционных издержек в сфере образования (поиска информации; ведения переговоров; измерения; заключения контракта; издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма; спецификации и защиты прав), следует отметить, что они вполне оправданы как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика образовательной услуги, поскольку, руководствуясь экономическими законами, субъекты рынка всегда несут альтернативные расходы в поисках лучшего варианта развития событий. [6]

Качественный анализ Приказа от 23 июня 2009 года «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» позволил сделать вывод о том, что одним из результатов функционирования инновационной площадки является создание условий для достижения оптимального состояния как в сфере образования и науки, так и на рынке труда за счет согласованности интересов субъектов экономики, оптимизации внешних эффектов и снижения трансакционных издержек.

В экономической литературе при описании того или иного института особое внимание уделяется характеристикам, раскрывающим сущность данного явления. К наиболее часто встречающимся параметрам, по которым дается характеристика института, относятся: обеспечение предсказуемости результатов деятельности; применение того или иного института предполагает наличие стимулов у субъектов рынка; институты обеспечивают определенную свободу, безопасность и предсказуемость действий каждого субъекта экономики; институты уменьшают трансакционные издержки. Заложив в основу исследования инновационной площадки данные параметры, можно сформулировать основные функциональные характеристики данного института.

 

Влияние инновационной площадки на минимизацию трансакционных издержек

Сущностная характеристика инновационной площадки предполагает, что каждый потребитель, приобретая ту или иную образовательную услугу, с высокой степенью вероятности получит необходимые знания, которые, с одной стороны, будут соответствовать его ожиданиям, а с другой – будут востребованы на рынке труда. Реализация данного параметра основана на фундаментальном направлении деятельности инновационной площадки, состоящем в разработке и внедрении инновационных образовательных программ и новых профилей подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала страны в соответствии с инновационными направлениями социально-экономического развития.

Разработка и внедрение новых методик подготовки и переподготовки научно-педагогических и руководящих работников сферы образования, а также апробация новых образовательных технологий и систем воспитания, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях направленных на более качественное и практико-ориентированное предоставление образовательной услуги, создадут новые стимулы и ориентиры в стратегическом взаимодействии всех субъектов рынка услуг образования на основе инновационной площадки.

Взаимодействие потребителей образовательной услуги, образовательных учреждений и субъектов бизнеса в рамках инновационной площадки, позволяет скоординировать образовательный процесс под нужды реального сектора экономики и сформировать такие знания, навыки и умения, которые давали бы определенные гарантии «безопасности» и востребованность участникам рынка труда.

Внедрение в деятельность образовательных учреждений новых технологий, содержащих механизмы, формы и методы организации образовательного процесса и управления образованием на платформе инновационной площадки позволит минимизировать трансакционные издержки (затраты информационных, материальных, временных, трудовых ресурсов как потребителей образовательной услуги, так и образовательных учреждений).

Заключение

Система отношений между населением, образовательными учреждениями, субъектами бизнеса на основе инновационной площадки является новой формой хозяйствования, направленной на совершенствование учебно-методического, материально-технического, организационного, финансового, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и ориентированной на получение с минимальными трансакционными издержками образовательного продукта, отвечающего требованиям, предъявляемым со стороны потенциальных работодателей. Реализация данного проекта выведет на качественно новый уровень процесс предоставления образовательных услуг, тем самым повысив эффективность функционирования инновационной инфраструктуры.

 

Библиографический список

1. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт; пер. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. – 180 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://rg.ru/2009/08/20/innovacii-obrazovanie-dok.html (дата обращения 05.10.2016)

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009 года) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW(дата обращения 05.10.2016)

4. Федеральный закон от 23.08.1996 года № 127-ФЗ (ред. от 22.12.2014 года) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс ] / Собрание законодательства РФ. — 26.08.1996. — № 35. — ст. 4137. — Режим доступа [КонсультантПлюс].

5. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 — ФЗ (ред. от 03.02.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. — № 53 (ч. 1). — ст. 7598. — Режим доступа [КонсультантПлюс].

6. Фурин, А.Г. Трансакционные издержки при оказании платных образовательных услуг: особенности, виды и формы проявления /А. Г. Фурин // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2016. — №5 (Том 8) [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/29EVN516.pdf (дата обращения 05.10.2016)

 

http://sovman.ru/article/7502/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...