Философия Древнего Китая.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Философия Буддизма Центральное место занимает идея о всеобщей изменчивости, а так же всеобщей связи и взаимообусловленности. Будда находит так называемый срединный путь в центре которого находится учение о 4 истинных. 1-состоит в том, что существование человека неразрывно связано с страданием 2-причина страдания является жажда или желание 3-устранение причин страдания заключается в устранение жажды 4-провозглашает путь к устранению страданий, так называемый восьмеричный благородный путь( правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание, правильное сосредоточение). Философия Древнего Китая. Сформировалась в два основных этапа: 1)Зарождение философских знаний(8-4 век до н.э.) 2)Расцвет философской мысли(4-3 век до н.э.) Во второй период сформировались основные философские школы: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм. Даосизм – понятие «Дао»- путь, который постоянно, а не единожды появляется в любой точки вселенной. С одной стороны Дао означает – естественный путь вещей, независящей не от Бога, не от человека. С другой стороны Дао – вечное и неизменное, непознанное начало, невоспринимаемое органами человеческих чувств. Конфуцианств о- понятие «Жень» и «Ли» (Жень- человеколюбие, гуманность; Ли-ритуальные нормы, социальный регламент, почтительность). Конфуций считал, что взаимодействие между людьми должны строиться на нравственных принципах. А руководство общества и государства должно осуществляться с учетом традиций, обычаев и уважения к предшествующему поколению. Моизм - идея всеобщей любви. Моисты отрицают концепцию судьбы пологая, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела.
Легизм - сторонники установления государственных законов ради преобразования общества. В основе этого учения лежал тезис о главенствующей роли единого для всех закона, не признающего исключения даже для самого правителя. Дао рассматривался ими как юридический закон, которому подчиняется само небо.
Основными категориями при помощи которых древне-китайские философы пытались осмыслить мир были: 1) Пять первоэлементов(Огонь, Вода, Дерево, Металл, Земля). 2) Ци-эфир, воздух, энергия. 3) Инь-Янь (мужское - женское, темное - светлое, активное-пассивное0 4) Дао-путь или закономерный ход вещей.
5). Идеализм античной философии Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно..
Представители античного идеализма -Сократ, Платон, Аристотель.
-Диалог для Сократа стал основным методом нахождения истины. -Впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общее определение понятий. -Поставил в центр своего философствования-человека, его душу, сущность, внутр.противоречие. Он считал что душа, выраженная через добро состоит из 3х начал: мудрость, храбрость, справедливость. -Разделил государство на: а) прогрессивную(аристократическая республика), б) регрессивную(демократия).
Платон -разработал систему объективного идеализма, в основе которого лежало учение о бесценных сущностях. Реальный мир - лишь бледная копия вечного мира идей.
- Разделил мир на 3 идеи: 1) идея добра 2) красоты 3) истины. -Считал что человек - троичное существо, состоящее из тела, души и разума. Аристотель -считал материю вечной, неуничтожимой. Материя лишь соединяет возможность возникновения действительного многообразия вещей. Вещь становится действительной благодаря стимулу и цели. Форма и материя связаны между собой.
-Душа - неотделимый от тела организующий принцип, источник и способ регуляции организма. -Счастье человека - энергия завершенной жизни. -Он считал, что человек это политическое существо и он несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству.
6). Философия феодального общества. Средневековая философия - это философия феодального общества. Занимает длительный период времени с 5 до 14-15вв. Имела 2 источника своего формирования: 1) Греческая философия в платоновской и аристотельской традиции. 2) Священное писание-библия. Школа, просвещение перешли в руки церкви. Философия на ряд веков стала «служанкой» религии. В рамках которой все вопросы решались с позиций Теоцентризма (Бог это центр мироздания), Креацинизма (Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, прибывающим в постоянном изменении), Провидецеанализма (всеми событиями,историей поведением управляет божество).
Можно выделить 2 этапа: 1) Патристика -совокупность взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на идеи Платона(Блаженный). -Все сущее поскольку оно существует и поэтому есть блага. Благо- субстанция, форма со всеми ее элементами, числом, мерой. -Бог-источник бытия, блага. Если бы Бог прекратил творческую мысль мир бы вернулся в небытие. -Душа - нематериальная субстанция, отлагающаяся от тела а не просто свойство тела. Она бессмертна. -Мир ограничен в пространстве, а бытие его - во времени. -Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира – начало времени. 2) Схоластика- средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Делится на 4 периода:
1) предсхоластический - главной тенденцией творчества мыслителей становится не только сохранение и адаптация к новым условиям античного наследия, сколько в самостоятельном философствовании.
2) ранняя - появляются произведения посвященные философии. Возникает проблема разграничения сфер теологии и философии и проблема их взамиоотношения.
3) высокая -ставились и решались проблемы происхождения человеческого знания и сформировались 2 теории:
божественной иллюминации - человеческие знания имеют сверхъестественное происхождение; теория абстрагирования и познания -результат постижения умом неизменных сущностей.
4) поздняя - упадок схоластической философии, усилилась тенденция к разделению веры и разума.
7) Философия Возрождения (Период с 14-первая половина 17 вв.) Специфическая черта эпохи Возрождения – деперсонализация Бога. Он либо растворен в природе (природа есть Бог в вещах. Жан Бруно), либо мир погружен в Бога(Кузанский). Предпосылки: 1) Перестает быть служанкой теологии, приобретает светское содержание, мирно существует с религией. 2) Отрицает книжную мудрость и схоластические споры на основе исследования природы, что проявлялось в ее тесной связи с естествознанием и великими географическим открытиями. 3)Философии присущ ярко выраженный антропоцентризм т.е человек-центр и высшая цель мироздания, утверждавшими свою независимость и индивидуальность. 4 Этапа Философии Возрождения: 1) гуманистический - (14-15вв)-Шекспир, Данте, Вала. Для философии Вала характерно признание земного и небесного счастья. Считал что смысл всякого ограничения в том чтоб вновь обрести возможность их совершения.
2) неоплатонический -(15-16вв). Кузанский утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе. Бог - бесконечное начало. -Стоял на позициях о бесконечности мира, -Развил идею взаимодействия всех природных явлений. Человек-это микрокосмос, который через творческую деятельность своего ума уподобляется богу.
3) натурфилософский (16-нач 17вв). Кампанелла, Бруно -отбросил все церковные догматы о сотворении мира, утверждал что существует множество миров вселенной, но признавал всеобщую одушевленность материи, писал о Боге, его бог-это вселенная и он растворен в природе.
4) скептический (Начало 17 в.) Розмаре Тордамский, Мишель Монтель.Философия сводится к мысли о том,что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе познания закономерностей природы, которой подчинены жизнь и деятельность людей.
Мишель утверждал идею равенства всех людей.
8) Английская и французская философия Нового времени
Рождение философии Нового времени относят к концу 16-17 вв. Философы этого периода выше всего ценили своеобразие и уникальность индивидуума. Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями: - эмпиризм (у истоков которого стоял крупный английский философ Френсис Бэкон) - рационализм (яркий представитель - французский мыслитель Рене Декарт). «Знание – сила», – провозглашает Бэкон. Смысл этого афоризма в том, что подлинное знание, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт. Наиболее значительными последователями эмпирической линии в философии нового времени были Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм – в Англии; Э. Кондильяк, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро– во Франции. Основоположником новоевропейского рационализма был Рене Декарт. Учась в школе, он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни. Именно поэтому он загорелся страстью найти способ отличать истинное от ложного. Декартом провозглашается принцип сомнения. Находит искомое основание: можно сомневаться в существовании любой вещи, но только не в существовании самого сомневающегося разума. Г. Лейбниц выступил с учением о множественности субстанций, которые он назвал монадами (от гр. – «единое», «единица»). Лейбниц также разрабатывает собственную теорию познания, в кот-ой стремился соединить достижения рационализма и эмпиризма. Особенно отчетливо это проявляется в обосновании им необходимости уважать факты, доверять ощущениям, направлять познавательные усилия на постижение самих вещей, давать всему естественное объяснение.
Читайте также: A. Тарих философиясы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|