Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон отрицания отрицания и его специфика проявления в специальности.




Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

 

33. Единичное и общее. Специфика их проявления в специальности.

Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее. А общее: Фалес - вода, Анаксимандр - алейрон, Пифагор - число, Демокрит - атомы, Платон - идеи, Аристотель - форма. Видоизменения проявления общего выступали единичными видами, предметами мира. Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью рисущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств. Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность. "С-т Бандура", "ст Железнов" Но во всяком отдельном, единичное (как в проявлении материи) есть черты которые повторяются - это общее. Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее Особенное - категория для обозначения таких признаков, которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (т.е. указывает на отличительные признаки).

Философы по разному рассматривают общее: Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи. Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.

Диалектика Е и О:

1. Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.

2. В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.

3. Единичное тесно связано с другим единичным.

4. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

5. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.

 

34. Причина и следствие. Специфика их проявления в специальности.

Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины.

Причина - это такое явление, которое порождает, вызывает или изменяет другое явление (взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения).

- философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление.

Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.

1.Причинные отношения - всеобщие (в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи)

2.Причинные отношения (связь между П и С) носит объективный характер (данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия)

3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (Z - причинная связь)

4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором

происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.

5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия (но понимать надо относительно ибо перерыва нет)

6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.

Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.

Какова диалектика П и С.

1. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П С необходима.

2. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает

следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину.

Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи:

a) По внутреннему содержанию процессов:

материальные и идеальные

энергетические и информационные

физические, биологические, химические и социальные

б) По способу проявления:

динамические (однозначные)

статистические (вероятностные)

в) По познавательным основаниям:

общие и частные

главные и второстепенные

объективные и субъективные

внутренние и внешние

существующие и несуществующие.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...