История развития компьютерных справочных правовых систем
Основными причинами активного развития компьютерных справочных правовых систем в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС. Бухгалтерский учет в полной мере можно отнести к таким направлениям.
. Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов и первой советской справочной правовой системой была, компьютерная справочная правовая система "Эталон. В то время пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.
Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов. Быстрое развитие и распространение справочных систем в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда и появились первые негосударственные СПС: Первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она Юридическая Справочно-Информационная Система (ЮСИС), позже название поменялось на автоматизированное рабочее место АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно… То, что история справочных правовых систем на АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами: Первый: распад СССР, после которого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй: развитие компьютерной техники.
Приведем хронологию событий развития компьютерных справочных правовых систем · в 1989 г. — «ЮСИС», · в 1991 г. — «Гарант», · в 1992 г. — «Консультант Плюс». Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства. В настоящее время в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового характера. В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть. На рынке России существуют два вида справочных правовых систем: · Государственные системы. · Коммерческие системы.
Государственные системы:
· Информационно-поисковая система «Закон» — база законодательства Государственной Думы РФ. · Научно-технический центр правовой информации «Система» — эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти. · Информационно-правовая система «Законодательство России» —Государственная система распространения правовых актов «Законодательство России» (ГСРПА России) · База данных научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации · База данных Министерства иностранных дел России Коммерческие системы · Законпрост · Право.ру · ГАРАНТ · КонсультантПлюс · Lexpro · Кодекс · БСС "Система Главбух" · Референт · «ЮСИС» и Юрист (фирма «Интралекс»); · «Юридический Мир» (издательство «дело и право»); · «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»); · «1С: Эталон» (фирма «1С»); Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации выполняет функции центрального узла распределенной информационно-вычислительной системы в структуре органов юстиции Российской Федерации. В научном центре правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации были созданы и ведутся следующие электронные базы данных законодательных, подзаконных и нормативных актов: - база действующих нормативных актов «Эталон» - Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Центр проводит научные исследования по проблемам создания, внедрения и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем, а также проводит опытно-конструкторские, проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по созданию информационных систем, систем обработки данных, аппаратно-программных комплексов и программных продуктов. Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) — федеральное государственное учреждение при Минюсте России, Основными целями деятельности Научного центра правовой информации являются: реализация государственной политики информатизации Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации; обеспечение выполнения единой научно-технической политики в области информатизации в интересах структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, территориальных органов, федеральных служб и их территориальными органами, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минюста России и их территориальных органов; ведение федерального регистра, государственных информационных ресурсов, других баз данных правовой информации в Минюсте России; внедрение передовых информационных технологий в деятельность Минюста; удовлетворение потребностей структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и их территориальных органов, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минюста России, в информационной поддержке деятельности; обеспечение потребностей центрального аппарата, территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и их территориальных органов, федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минюста России, в вычислительной технике и программно-технических средствах; предотвращение утечки по техническим каналам информации ограниченного доступа (отнесенной к государственной тайне и конфиденциальной), обрабатываемой на технических средствах; содействие обеспечению гарантированных законодательством прав организаций и граждан на доступ к информационным ресурсам; обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области компьютерных технологий для Министерства юстиции РФ.
Таблица 2.1 История развития справочных правовых систем в России от фирмы ГАРАНТ
* Рассматривались справочные правовые системы с долей рынка по России более 5%.
Информационно-правовые системы можно условно разбить на следующие группы: профессиональные юридические системы; системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства; информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы); отраслевые справочные системы; электронные правовые справочники. Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся [3]: 1) объем информационного банка; 2) формирования пользовательской базы; 3) скорость поиска документов по базе; 4) актуальность информации и оперативность поступления документов; 5) степень аутентичности документов оригиналу; 6) юридическая обработка документов; 7) возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|