Глава 1. Особенности российской армии
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Кафедра философии и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Анализ данных в социологии» на тему: «Факторы формирования негативного отношения молодых людей к срочной службе в Вооруженных силах РФ»
Специальность (направление подготовки) 040200.62 «Социология»
Автор работы (проекта) Пахомова О.А. ______________ (подпись, дата) Группа СЛ – 11б
Руководитель работы ______ Нишнианидзе О.О. ______________ (подпись, дата) Работа защищена _________________ (дата) Оценка_____________________
Председатель комиссии _____________ ____________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) Члены комиссии _____________ ____________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия) _____________ ____________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
_____________ ____________________ (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Курск 2013
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет» Кафедра философии и социологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Пахомова О.А. шифр 040200.62 группа СЛ- 11б (фамилия, инициалы)
1.Тема Факторы формирования негативного отношения молодых людей к срочной службе в Вооруженных силах РФ
2.Срок представления работы к защите «24» декабря 2013 г.
3. Исходные данные:____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Содержание пояснительной записки курсовой работы: Глава 1. Особенности российской армии 1.1. Армия как социальный институт. Современный образ армии РФ 1.2. Имидж современной российской армии. Причины формирования негативного отношения к срочной службе (дедовщина как основной фактор)
Глава 2. Отношение современной молодежи к срочной службе в армии 2.1. Отношение российской молодежи к службе в армии: результаты социологического исследования в НИ ИрГТУ 2.2. Выявление факторов формирования негативных отношений к срочной службе в армии на примере молодых людей, обучающихся в ЮЗГУ 5. Перечень графического материала не предусмотрено
Руководитель работы____________________ Нишнианидзе О.О. (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Задание принял к исполнению _____________________ (подпись, дата) Реферат
Курсовая работа на тему «Факторы формирования негативных отношений юношей к срочной службе в Вооруженных силах РФ» Курсовая работа содержит 2 главы. Первая глава «Особенности российской армии» содержит 2 параграфа: 1.1. Армия как социальный институт. Современный образ армии РФ 1.2. Отношение молодежи к современной службе в армии РФ. Причины формирования негативного отношения к срочной службе Вторая глава «Отношение молодежи к срочной службе в армии» содержит в себе 2 параграфа: 2.1. Отношение российской молодежи к службе в армии: результаты социологического исследования в НИ ИрГТУ 2.2. Выявление факторов формирования негативных отношений к срочной службе в армии на примере молодых людей, обучающихся в ЮЗГУ Курсовая работа содержит источник списка литературы и 2 приложения: Приложение А: анкета Приложение В: программа социологического исследования
Содержание Введение ……………………………………………………………………………5 Глава 1. Особенности российской армии ……………………………………..8 1.1. Армия как социальный институт. Современный образ армии РФ……..8 1.2. Имидж современной российской армии. Причины формирования негативного отношения к срочной службе (дедовщина как основной фактор)……………………………………………………………………...11
Глава 2. Отношение современной молодежи к срочной службе в армии ………………………………………………………………………….…..19 2.1. Отношение российской молодежи к службе в армии: результаты социологического исследования в НИ ИрГТУ…………………………………19 2.2. Выявление факторов формирования негативных отношений к срочной службе в армии на примере молодых людей, обучающихся в ЮЗГУ…..…..26 Заключение …………………………………………………………………….…43 Список использованных источников …………………………………………46 Приложение А ……………………………………………………………………48 Приложение Б ……………………………………………………………….…..52
Введение
Вооруженные силы со времен своего существования, являются неотъемлемым атрибутом любого государства, которое является гарантом защиты и опорой во внешней политике. Не просто так, с давних пор считают, что на чьей стороне находится мощная армия, за тем реальная власть. В свою очередь, армия считается социальным институтом, которая многие века выполняет свои обязательства и теснейшим образом связана с государством. Отсюда становится ясно, что отношения в армии являются неотъемлемой частью престижа современного государства. Ученые, как правило, выделяют внутренние и внешние функции этого социального института: а) внешние – сохранение неприкосновенности границ, обеспечение суверенитета государства, благоприятных условий для осуществления внутреннего комплекса задач, решения проблем, имеющих общечеловеческое значение, помощь жертвам агрессии, союзникам; б) внутренние – обеспечение власти господствующей социальной группе, прекращение и предотвращение внутренних социальных конфликтов, грозящих развалом государству, т.е. сохранение его территориальной целостности, воспитание у граждан готовности защиты своей Родины, формирование навыков нравственного поведения в последующей трудовой деятельности, морально - психологическая подготовка молодежи к жизненным трудностям.[1] Ретроспективный анализ исторических коллизий, переживаемых Россией с конца 80-х годов, дает право заключить, что непродуманная и стихийная политика того периода во многом способствовала снижению авторитета и престижа Вооруженных Сил, причем во всех сферах. Например, конверсия ВПК и увольнение в запас офицеров — это экономический аспект проблемы, фактическое противопоставление армии гражданскому населению в известных ситуациях (события в Вильнюсе, Тбилиси, «путч» 1991, массовые расстрелы 1993, и др.) — политическая проблема, «пересмотр» отечественной истории (в частности — по отношению к Отечественной войне 1941—1945 годов) — разрушение исторического сознания, а соответственно — гражданственности и патриотизма постсоветских поколений и т.п.[2]
Сейчас, к сожалению, статус нынешней армии упал. И среди молодежи наша проблема наиболее актуально, так как именно ей приходится служить. Отношение молодежи к армии складывается не особо в положительную сторону. Причиной этого можно считать тот факт, что условия службы не удовлетворяют ожиданиям призывника. При этом еще более обострились внутренние проблемы армии, это и дедовщина, и частый произвол по отношению к солдатам - срочникам со стороны офицерского состава, и недостаточность материальных средств, даже на элементарные нужды — известны случаи заболевания солдат дистрофией от недостатков питания и многое другое. Отдельный вопрос — это «горячие точки», где молодые люди гибнут тысячами. В данном случае нам не представляется возможным даже комментировать эту тему. Названный комплекс проблем естественно способствует тому, что значительное число молодых людей стремится избежать службы в армии — просто из чувства самосохранения. Сегодня многие из них просто «косят» различными, в том числе и противозаконными средствами. Но социальный запрос на альтернативную гражданскую службу базируется не только на этом. Общество изменилось, экономические и политические свободы, свобода совести и убеждений стали его неотъемлемой частью. Поэтому желание служить или не служить в армии базируется в том числе и на целесообразности, рациональном и осознанном выборе молодежи. «Где я буду больше полезен обществу, что более полезно для меня?» (в смысле творческой и профессиональной самореализации, жизненных перспектив и прочее)— так рассуждают многие молодые люди сегодня. Этот прагматический подход вполне соответствует современной системе ценностей постсоветского поколения и достаточно широко распространен.
Желаемое и довольно реальное положение Вооруженных Сил на сей день довольно сильно отличимо. Государству необходима армия, которая в любой момент готова ответить на агрессию иных государств. Но реальное положение на сегодняшний день таково: частичная утрата боеспособности, техническая деградация, ухудшение санитарно-бытовых условий, падение боевого мастерства и в целом умение воевать. На сегодняшний день Российская армия имеет достаточно много проблем. Молодежь не устраивают условия прохождения военной службы, призывники не видят престижа, достоинств прохождения армейской службы, поэтому молодые люди всячески пытаются «уклониться» о службы в армии, прибегая к самым различным методам.
Глава 1. Особенности российской армии 1.1. Армия как социальный институт. Современный образ армии РФ Армия как социальный институт представляет собой систему социальных связей и отношений, существующих в вооруженных силах страны. Вообще под армией понимается совокупность сухопутных, военно-морских, военно-воздушных и других военизированных сил государства. Армия, с одной стороны, это социальный институт, предназначенный для защиты государства от врагов, отстаивания национальных интересов и помощи другим странам в конфликтах. В этом проявляется внешняя функция этого социального института. Он включает таких непосредственных его участников, как рядовой состав вооруженных сил, офицерский состав и высшее командование. Кроме этого, выделяются такие смежные группы субъектов социальных отношений, как призывники, их родители, студенчество (относящееся крайне негативно к армии как институту произвола, а не власти и силы), отставные военные.[3] С внутренней стороны этого социального института, необходимо выделить такую особенность армии как непосредственное подчинение ее государственным целям, в крайнем случае – это аппарат прекращения и предотвращения социальных конфликтов, грозящих развалом государству. Армия не является обособленным институтом, она служит инструментом государства, отсюда ее внутренняя иерархичность, формализм и коррупционность. Обеспечение контроля за процессами, происходящими в армии, возложено также на государство, общество не имеет (в России) возможности отслеживать легитимность властных отношений в этой группе.
Социальные отношения в армии отличаются неравенством в статусном отношении, так как эти статусы предписаны иерархией военных чинов. Однако армия отличается и увеличением числа девиаций, так как призыв в армию порождает отрыв от привычной действительности, окружающей человека, зачастую меняя его ценностные установки с ног на голову. Такие девиации, как самовольное оставление службы, побеги, дезертирство, дедовщина, высокий уровень самоубийств и сексуальные парафилии (извращения) свидетельствует о кризисе российской армии, вызванном социальными и политическими причинами. Это и бедственное материальное положение военнослужащих, и отсутствие сплачивающей идеологии, отсутствие реального противника, коррупционность командования. Однако армия как социальный институт в оптимальном случае взаимодействия с государством и обществом, должна прививать чувство патриотизма, готовности к защите своей Родины от возможной агрессии, моральная и психологическая подготовка молодежи (в данном случае мужчин). Многие из перечисленных функций российской армией не выполняются, вместо советского утверждения «Армия – это школа жизни», высказывается сейчас иное – «Армия – это школа смерти».[4] Вооруженные Силы настолько своеобразный социальный институт, что некоторые причины гипертрофированно влияют на преступность военнослужащих, и имеют место исключительно в среде военнослужащих. Взаимоотношение армии и общества строится как напрямую, так и опосредовано – через целый комплекс общественных институтов (СМИ, партии, общественные организации и т.д.). Смешанная система комплектования армии (офицерский состав и срочники) также является преградой для выработки единой государственной политики по отношению к армейскому составу. Декларируемая законодательно социальная защищенность военнослужащих значительно больше, чем в реальной жизни. На практике часто оказывается так, что семьи военнослужащих вынуждены вплоть до пенсии жить в гарнизонах на скудное жалованье отставных военных. В настоящее время, с принятием закона об альтернативной гражданской службе, военная служба как содержание армии, трансформировалась в разновидность гражданской общественной деятельности. Возможно, это снизит уровень социальной напряженности в армии и вокруг нее. Современная армия это сложнейший механизм. Для повышения обороноспособности страны используются последние научные разработки, на нужды вооруженных сил работают самые современные научно-исследовательские комплексы. Поэтому мнение, что срочная служба в армии это копание траншей, подметание территории части, чистка картошки и всего пара поездок на стрельбище не имеет ничего общего с действительностью. Молодому человеку предстоит обучиться обращению с современными видами оружия, которыми сейчас оснащаются все воинские подразделения России. Кроме того, многие рода войск сегодня нуждаются в высококвалифицированных специалистах: механиках, техниках, инженерах и так далее. Набор воинских специальностей довольно велик, так что у каждого призывника в войсках появится возможность проявить знания, полученные до призыва. Конечно, далеко не у всех срочная служба в армии пройдет за пультом управления чем-либо или в техническом парке. Основу армии всегда составляли и составляют бойцы. Те, кто первым принимает бой и первым ступает на освобожденную от врага территорию. Но даже служба обычного стрелка сегодня состоит не из нарядов и хозяйственных работ, как это случалось раньше. 12 месяцев службы любого солдата будут наполнены тренировками, теоретическими занятиями, стрельбами и учениями. На то, чтобы подготовить хорошего солдата у командиров теперь слишком мало времени, чтобы тратить его на посторонние вещи. А для кого-то после окончания срочной службы все это может стать профессией.
1.2. Имидж современной российской армии. Причины формирования негативного отношения к срочной службе (дедовщина как основной фактор) Искусство формирования выгодного государству образа армии и т.п. известно с древнейших времен. Но подлинная революция произошла в ХХ веке в связи с невиданным научно-техническим прогрессом, развитием коммуникаций, средств массовой информации, глобализацией и обострением соперничества во всех сферах жизни. Дело формирования имиджа вооруженных сил государства стало одним из важнейших составляющих политической, идеологической, информационной борьбы. Важнейшее значение имеет формирование государством текущего (современного) образа своей армии. Главное здесь - показ конкретных победных и эффективных действий вооруженных сил, реальных образов воинских коллективов и отдельных воинов, примеров мужества и героизма в исполнении воинского долга, благородного поведения в различных ситуациях, в том числе в быту, в общении с гражданским населением. Конкретные «картинки» в формировании имиджа армии сильнее любых слов. Именно поэтому исключительная роль в этом принадлежит телевидению, другим средствам наглядной пропаганды. На это указывают, в частности, самые авторитетные специалисты, анализировавшие ход и результаты войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия, реформирования вооруженных сил. Мы можем предположить, что на формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к армии влияет множество факторов, таких как имидж армии в стране, источники информации об армии и сложившиеся стереотипы. «Имидж охарактеризован, как образ-представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает».
Сильное воздействие на имидж армии оказывают внешний вид и поведение военнослужащих: форма одежды, физическое сложение, выправка, манера держаться, отношение к гражданскому населению, другие человеческие и бойцовские признаки. Сейчас в массовом сознании у нас нет единого, четкого, реалистичного представления о Российской армии. Имидж ее выглядит размытым, фрагментарным, преимущественно негативным. Значительная часть граждан считает, что нынешняя армия не является современной, сопоставимой по своим качествам с западными армиями. При этом ссылаются на устарелость оружия и техники, которыми оснащена наша армия, низкое качество призывников (слабое здоровье, недостаточное образование, моральная и духовно-культурная деградация, отсутствие высоких мотивов к службе и т.д.), ухудшение боевой подготовки и профессионального мастерства, слабую дисциплину, якобы массовый суицид, дедовщину, снижение социального положения, престижа, авторитета воинской службы, отсутствие среди начальствующего состава фигур национального признания как выдающихся, высоконравственных героев и т. п., и т. д. Значительная часть общества негативно воспринимает нынешнюю армию из-за упорной переделки ее по образу и подобию западных армий.[5] Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны. Готовность молодого поколения к военной службе имеет важное значение для последующей работы командования соединений, частей армии и флота по формированию у военнослужащих по призыву качеств воина-гражданина, корпоративного духа в воинских коллективах. Между тем в организации воспитательной работы с армейской молодежью слабо учитывается негативная тенденция, связанная с ухудшением качества призывного контингента.[6] Снижение престижа военной службы в обществе, рост неудовлетворенности ею среди всех категорий военнослужащих, бедственное материальное положение армии, принижение значимости патриотических, нравственных и коллективистских стимулов служения Отечеству создают реальную угрозу для планов военного строительства, касающихся привлечения людских и моральных ресурсов общества, реформирования Вооруженных сил России и перевода их на профессиональную основу. Одним из свидетельств размывания патриотических и духовных ценностей, идеалов и ориентиров у молодёжи является скептическое и порой циничное отношение к героическим поступкам, слабое знание военнослужащими отечественной истории, литературы, отсутствие интереса к военной тематике. Причины подобного отношения кроются в слабом военно-патриотическом воспитании допризывной и призывной молодежи, которое стало следствием несовершенства школьных программ, утраты интереса к патриотической и шефской работе большинства общественных организаций и предприятий, местных администраций, деструктивной позиции по отношению к Вооруженным силам со стороны некоторых средств массовой информации. Всё это настраивает общество на безразличное, а порой негативное отношение к армии и военной истории России.[7] Современная молодёжь по-разному расценивает срочную службу, и в связи с этим, сейчас мы выделим плюсы и минусы и попытаемся определить для себя, нужна нам служба или нет. В настоящее время катастрофически нарастает бездуховность и безнравственность. Девальвируются такие понятия, как долг, честь, служба Отечеству, другие составляющие мотивации военной службы. К положительным сторонам срочной службы относятся: · Укрепление здоровья. Служба самым благоприятным способом влияет на физическое здоровье, так как ежедневные физические нагрузки, спортивно-массовые мероприятия, распорядок дня и сбалансированное питание ведут к укреплению организма. · Закалка характера. Как и любая экстремальная ситуация, армия влечёт изменения в характере человека, и большинство прошедших эту школу молодых людей становятся более стойкими, крепкими и работоспособными по сравнению с теми, кто не служил в армии. · Освоение профессии. Подавляющее большинство молодых людей идут в армию сразу после окончания школы, и соответственно, никакой профессии не имеют. Однако армия такое место, где без дела не сидят, и поэтому самое лучшее, что можно извлечь из такой ситуации, - это овладеть какой - либо специальностью за время службы. · Льготное поступление в вузы. В соответствии с законодательством РФ, граждане РФ, отслужившие срочную службу в рядах ВС, имеют право на льготное поступление в государственные вузы, в том числе возможна замена вступительных экзаменов собеседованием либо сокращением сдаваемых предметов. · Приём на работу. Граждан, отслуживших в армии, охотно принимают в различные государственные учреждения, ведь если не служил, значит, проблемы со здоровьем, а зачем работодателю больной и ненадёжный сотрудник? Многие предприятия и структуры вообще не берут в свой штат не служивших граждан. Вот какие аргументы привели будущие солдаты: «Хочу научиться ценить людей и то, что они для меня делают! Просто мне необходимо попасть в условия, где не будет маминой юбки, тогда я буду ценить ее!» «Считаю, что служить в армии - это наша обязанность и долг перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы сейчас жили, а не чтобы старались откосить от армии!!!»[8] Отрицательные стороны срочной службы: · Потеря времени. Служба это не маленький срок, и гораздо проще и привычнее пожить его с друзьями и родителями, с любимой девушкой и развлечениями, чем с толпой «дедов» в казарме. Подчас те, кто не желают служить в армии, оправдывают это тем, что армия - зря потерянное время, вычеркнутое из своей веселой жизни. · Большая физическая и эмоциональная нагрузка. Армия есть армия, и куда бы вы ни попали служить, легко там не будет. Однако мужчина на то и мужчина, чтобы уметь переносить все тяготы и лишения. Но ведь в самостоятельной жизни и на гражданке легче не будет. · «Дедовщина». На первый взгляд все логично. Там, где подавляется личная свобода и заставляют отдавать честь вышестоящему по званию, обязательно будут издевательства и унижение человеческого достоинства. Но на самом деле, иерархия (и не только в армии) подразумевает не оскорбление, а подчинение. Если для кого-то отдача чести вышестоящему по званию кажется унижением, значит, у него что-то не в порядке с самолюбием. Причина дедовщины не в армии. Без понимания источника проблемы не решить ее саму. · Жёсткая дисциплина. Как ни крути, а армия без дисциплины это сброд и шатание. И поэтому у граждан, проходящих службу, серьёзно урезаются гражданские права и свободы. Что совсем не радует после весёлой и свободной жизни на гражданке. Вот что говорят те, кто служить в армии не хотят: «Не хочу потерять квалификацию и соответственно возможность работы на прежнем уровне».[9] Действительно, срочная служба, в силу своей специфики, очень сильно влияет на формирование характера человека. Слабый опускается ещё ниже, сильный поднимается и становится сильнее. И речь здесь идёт не столько о физических качествах (хотя они и важны), а о силе воли и стойкости характера. Жизнь в армии может быть отличной и ужасной, и это почти не зависит от места службы и рода войск - армия везде одинаковая, а зависит это от того, как вы себя поставите в новом коллективе. Главные качества в вашем поведении - это самоуважение, взаимопомощь сослуживцам и отсутствие какого - либо явного выделения из коллектива. Как бы вы ни были индивидуальны и умны, возвышаться над коллективом нельзя, но и строить из себя дурачка тоже не нужно. Что касается так называемой "дедовщины", т.е. альтернативной иерархии в армии. Как ни крути, а новичкам (духам) перепадает самая тяжелая и грязная работа. На первый взгляд это кажется ужасно несправедливо, однако, отслужив хотя бы полгода, взгляд меняется. Поэтому единственный совет в данной ситуации это пережить первые пол года, а дальше будет намного легче. В научных исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о содержании «дедовщины». Базовых причин «дедовщины», на мой взгляд, две: личностная и организационно-управленческая. Личностная связана с тем, что в воинские подразделения попадают люди, притязания которых на уважение, личностно-ориентированное отношение к себе, собственную значимость для других людей, на получение от них материальных и духовных благ немного превышают их собственную «полезность» для окружающих. Они хотят получать от других «всего и много», но не умеют или не хотят «платить той же монетой» - «честно зарабатывать» в равноправных отношениях духовные и материальные блага, социальное уважение и признание. Чтобы удовлетворить свое желание, им надо уметь устанавливать режим личной информационной власти над окружающими. Людей с такими особенностями можно определить как «доминирующие дефицитарные личности» и охарактеризовать способы их действий как эксплуатацию.[10] Такие люди есть среди всех категорий населения, и большая часть из них пытается удовлетворить свои притязания во взаимоотношениях. Те из них, кто попадает в воинские подразделения по призыву, получают возможность организовать «дедовщину» - особые неформальные властные социальные отношения. Долгое время исследователи рассматривали «дедовщину» как явление социально-психологическое, а не социальное.[11] Выступая в неформальных властных социальных отношениях в качестве «дедов» - субъектов неформальной власти, военнослужащие, обладающие признаками доминирующей дефицитарной личности, насильственно принуждают подвластных – «молодых» исполнять роль эксплуатируемых. На «гражданке» похожие отношения не являются редкостью, но «отнимание» благ у зависимых подвластных и их «принуждение» к производству осуществляется в гораздо более мягких формах. При этом неприкрытое жестокое насильственное социальное принуждение подвластных к обслуживанию потребностей субъектов власти в «дедовщине» заменяется скрытым принуждением, которое осуществляется, чаще всего, средствами психологической манипуляции. Эти средства удерживают эксплуатируемого возле эксплуататора в позиции зависимого и послушного «добровольного» исполнителя. Итак, личностная причина «дедовщины» - это наличие в подразделениях военнослужащих с признаками доминирующей дефицитарной личности.[12] Социальная причина существования «дедовщины» заключается в применении офицерами и прапорщиками модели военно-социального управления, основанной на функциональном, личностно неориентированном подходе к подчиненным, исключающем заинтересованность в воинской службе проходящих ее по призыву и вынуждающем офицеров и прапорщиков к применению неуставного принуждения в качестве средства стимулирования подчиненных.[13] Сложен и долог процесс адаптации к новым условиям жизни. Многие не справляются, начинают болеть и всячески косить от службы. Это вполне понятно, но делать крайне нежелательно, ведь то, что вам даётся в первые 2 месяца службы, есть основа всей дальнейшей жизни в подразделении. И готовиться к службе в армии, привыкать к быту и распорядку нужно начинать ещё на граждане, и уж никак не в последний день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|