Программа социологического исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Факторы формирования негативного отношения молодых людей к срочной службе в Вооруженных силах РФ Глава 1. Программа эмпирического исследования Актуальность В последнее время, возникают многие вопросы в социальных институтах, которые, в свою очередь очень активно обсуждаются. Так и образ современной российской армии не остался в стороне. Вооруженные силы со времен своего существования, являются неотъемлемым атрибутом любого государства, которое является гарантом защиты и опорой во внешней политике. Не просто так, с давних пор считают, что на чьей стороне находится мощная армия, затем реальная власть. В свою очередь, армия считается социальным институтом, которая многие века выполняет свои обязательства и теснейшим образом связана с государством. Отсюда становится ясно, что отношения в армии являются неотъемлемой частью престижа современного государства. Но желаемое и довольно реальное положение Вооруженных Сил на сей день довольно сильно отличимо. Государству необходима армия, которая в любой момент готова ответить на агрессию иных государств. Но реальное положение на сегодняшний день таково: частичная утрата боеспособности, техническая деградация, ухудшение санитарно-бытовых условий, падение боевого мастерства и в целом умение воевать. В начале 18го века, под предводительством А.В. Суворова и М.И. Кутузова, Русская армия считалась одной из сильнейших по сравнению в Европе, после была сильно разобщена и деморализована. Но с приходом Советской Власти статус Армии был сильно повышен и выведен на новый этап, как во внешних отношениях, так и во внутренних.
Проблема Сейчас, к сожалению, статус нынешней армии упал. И среди молодежи наша проблема наиболее актуальна, так как именно ей приходится служить. Отношение молодежи к армии складывается не особо в положительную сторону. Причиной этого можно считать тот факт, что условия службы не удовлетворяют ожиданиям призывника.
Мы можем предположить, что на формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к армии влияет множество факторов, таких как имидж армии в стране, источники информации об армии и сложившиеся стереотипы. «Имидж охарактеризован, как образ-представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает». Сейчас, к сожалению, статус и престиж Российской армии сильно упал. В обществе негативное отношение, так как армия не выполняет своей главной функции – функции защиты. В настоящее время Российская армия имеет достаточно много проблем. Молодежь не устраивают условия прохождения военной службы, призывники не видят престижа, достоинств прохождения армейской службы, поэтому молодые люди всячески пытаются «уклониться» о службы в армии, прибегая к самым различным методам.
Цель исследования: выявить факторы, которые негативно влияют на отношение молодых людей к срочной службе в армии. Объект исследования: молодые люди призывного возраста Предмет исследования: причины негативного отношения юношей к службе в армии Задачи: 1. Выявить, кто (что) служит источником формирования негативного отношения молодежи к срочной службе в армии. 2. Определить, какие аспекты больше всего вызывают негативную реакцию в срочной службе в армии. Гипотеза: Множество факторов влияет на формирование мнения молодых людей о российской армии. Очень часто большое влияние оказывают рассказы друзей о срочной службе и различные телепередачи. Мы можем предположить, что негативное отношение к службе в армии формируется в связи с дедовщиной, падением престижа военной службы, неуставными отношениями, бессмысленной потерей времени.
Теоретическое описание объекта Призывник – лицо, подлежащее по законам государства призыву на военную службу в Вооруженные силы (ВС), при призывной или смешанной системе комплектования ВС. Лица, приписанные к призывным участкам, именуются призывниками. Интерпритация понятий Армия - (франц. armee от лат. armo — вооружать) — совокупность вооруженных сил государства; часть вооруженных сил, прежде всего сухопутные войска. Молодежь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социализации и психо - физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют в возрасте от 14-30 лет. Дедовщина - оскорбительное, деспотичное отношение заканчивающих срочную службу солдат к новичкам. Операционализация понятий Дедовщина включает в себя: 1. Материальная и психологическая эксплуатация 1) материальная эксплуатация - отъем вещей, денег, пищи, иных материальных ресурсов; - использование времени, труда, знаний, интеллектуального потенциала для создания материальных благ «дедам» 2) психологическая эксплуатация «молодых» (использование унижения и насилия в качестве своеобразной «психологической защиты» 2. Обеспечение устойчивости «дедовщины» во внешней социальной среде 3. Принуждение
Допризывная подготовка включает в себя: 1) курсы военной подготовки при школах или колледжах; 2) специальные клубы по интересам, - такие как военно-спортивный или военно-исторический клуб; 3) курсы, организованные по месту жительства или при военкомата.
Обоснование выборки: Генеральная совокупность в нашем исследовании – юноши, учащиеся в ЮЗГУ 1-4 курс. Так, как данное исследование является пилотажным, то величина выборочной совокупности допускается 100 человек (в нашем случае 101 человек). Обоснование методов сбора информации: в качестве основного выбран метод анкетирования (Анкета - средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента - от одного вопроса к другому), так как он наиболее удобен, прост и дешев.
Метод обработки данных: механический, с использованием специализированных программ, SPSS Statistics, Microsoft Office Access.
[1] Пузикова С.М. Этносы [Электронный ресурс] С.М. Пузикова // Армия как социальный институт: проблемы и перспективы. URL: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43436168735/ARMIYA-KAK-SOTSIALNYIY-INSTITUT:-PROBLEMYI-I-PERSPEKTIVYI (дата обращения 03.12.13) [2] Coolreferat Молодежь и современная армия [Электронный ресурс]. URL: http://www.coolreferat.com/Молодежь_и_современная_армия [3] Вагин, С.Н. Социальный институт армии в системе институциональных взаимодействий современного российского общества [Электронный ресурс] / С.Н. Вагин // Социальна структура, социальные институты и процессы. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-227136.html (дата обращения 03.12.13) [4] Вагин С.Н. Армия как социальный институт: проблемы и перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2008. -№4. – С. 183-187. [5] Кирилов В.В. Военная мощь и новый облик вооруженных сил России [Текст] / В.В. Кирилов // Социологические исследования. -2013. -№4. – С. 117-121. [6] Баранов, Н. А. Армия, политика, человек [Текст] / Н. А. Баранов // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей / Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – С. 43-51. [7] MyUnivercity.ru Отношение молодежи к службе в армии [Электронный ресурс]. URL: http://myunivercity.ru/Социология/Отношение_молодежи_к_службе_в_армии/27762_1179057_страница2.html (дата обращения 12.12.2013) [8] Независимый информационный портал //Служба в армии: за и против [Электронный ресурс].URL: http://newlifetisul.ucoz.ru/publ/tematicheskie_stranicy/molodezhnyj_otdel/sluzhba_v_armii_za_i_protiv/10-1-0-14 (дата обращения 02.12.13)
[9] Там же [10] Солнышков А.Ю. Тип отношения к «значимому другому» как ключ к пониманию внутриличностных причин дедовщины // Социологические исследования 2008. №6. С.45-53. Солнышков А.Ю. Дедовщина как социологический феномен // Социология. 2009. №2. С. 122-129.
[11] Солнышков А.Ю. Социальные причины армейской «дедовщины» / А.Ю. Солнышков // социологические исследования. – 2007. - №4. С. 108-114. [12] Солнышков А.Ю. Социальные причины армейской «дедовщины» / А.Ю. Солнышков // социологические исследования. – 2007. - №4. С. 108-114. [13] Там же [14] Новиков, В.К., Передня, Д.Г. Имидж современной российской армии глазами молодежи /В.К Новиков; Д.Г. Передня// Социологические исследования - 2006. - №11. - С. 101
[15] Артюхина, Е.В. Лекции – Анализ данных в социологии [Электронный ресурс] / Е.В. Артюхина // Учебный материал. - http://bib.convdocs.org/v9229/ лекции_-_анализ_данных_в_социологии [16] Попов, О.А. Критерий хи-квадрат [Электронный ресурс] / О.А. Попов // Статистика в педагогике и психологии. - http://psystat.at.ua/publ/1-1-0-29 (дата обращения 04.12.13) [17] См:Попов, О.А. Критерий хи-квадрат [Электронный ресурс] / О.А. Попов // Статистика в педагогике и психологии. - http://psystat.at.ua/publ/1-1-0-29 (дата обращения 04.12.13)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|