Роль средств массовой информации в реализации информационных процессов
Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации. Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение). Законом о СМИ вводятся следующие основные понятия: под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы; под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила; под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации; под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода; под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях (ст. 2). С целью обеспечения недопустимости злоупотребления свободой массовой информации законодатель предписывает: "не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается также "распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ" (ст. 4 Закона о СМИ), за исключением случаев, предусмотренных Законом. Законодательство обеспечивает регулирование информационных правоотношений по следующим направлениям:
организация деятельности средства массовой информации (регистрация и прекращение деятельности СМИ, правовое положение субъектов правоотношений массовой информации, устав СМИ); распространение массовой информации (выходные данные и тираж, лицензирование вещания, хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения, эротические издания); отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (право на получение информации; обязанности субъектов по предоставлению и распространению информации; право на опровержение, на ответ, порядок опровержения); права и обязанности журналиста; государственная поддержка СМИ; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации; ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации; освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации; опубликование в СМИ нормативных правовых актов; реклама и СМИ. На протяжении последних 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообществ находятся проблемы концентрации СМИ, опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и др. В разных странах процессы концентрации СМИ идут по-разному, а также по-разному борются с этими процессами. Так, в США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации в СМИ являются антитрестовские законы, которые неоднократно использовались американскими судами. В других странах (Франция, Великобритания, Норвегия), несмотря на наличие общего антиконцентрационного законодательства, эти отношения достаточно детально регулируются особыми законодательными актами о СМИ.
Законодательство Германии гарантирует плюрализм печатных органов как важнейший элемент свободы прессы путем запрета на монополии. В Федеральном законе от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" есть специальные положения, позволяющие осуществлять контроль за малыми и средними объединениями в сфере СМИ. В соответствии с ним Федеральное агентство по монополиям может запретить слияние компаний. Правительство Канады ограничило право собственности в области СМИ определением доли на рынке. Других рекомендаций по ограничению концентрации нет. Но Правительство имеет право рассматривать собственность с точки зрения Объединенного закона о ревизии и препятствовать образованию монополии, если ее формирование может нанести вред канадскому обществу. В Нидерландах не существует специального правого регулирования собственности на СМИ. Однако Правительство рассматривает проекты регулирования прессы с тем, чтобы один собственник не мог владеть слишком высокой долей СМИ на рынке. Во Франции концентрация СМИ регулируется специальным законом, налагающим ряд ограничений на покупку СМИ или пакетов акций. Государственная монополия в области СМИ рассматривается в демократических странах так же как нарушение конституционного права на свободу слова. Несмотря на все различия используемых мер, можно отметить, в известной степени, общие экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ: ограничение концентрации в области периодической печати осуществляется в зависимости от размеров тиража и его доли в общенациональном тираже или тираже региона; ограничение доли в акционерном капитале; ограничение числа лицензий в руках одного лица; регулирование "перекрестного владения"; ограничение доли иностранного капитала; обеспечение прозрачности СМИ (публикация годового финансового отчета, списка основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и др.).
Безусловно, в последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации. Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это: возможность компактно хранить большие объемы информации, возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных, возможность с высокой скоростью передавать информацию по теле коммуникациям на любые расстояния. Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана. Очень часто на практике найденные в компьютерных базах документы затем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы. Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей компьютерных технологий. Иногда пользователи преувеличивают их, ожидая услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Следует четко понимать, что компьютерные программы, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений.
Контрольные вопросы
1. В чем суть антропоцентрического и недетерминированного подходов к определению понятия "информация"? 2. В чем отличие определения понятия "информация" в классической теории информации и семантической теории информации? 3. Назовите основные свойства информации. 4. Раскройте содержание понятия качества информации. 5. Какие свойства информации принципиальны для правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации? 6. Какие существуют основания классификации информации в правовой сфере? 7. Что такое нормативная правовая информация и какие основания ее классификации существуют в правовой науке? 8. Как можно классифицировать информацию по уровню доступа? 9. Определите содержание понятия "информационные процессы". 10. Охарактеризуйте процесс правового воздействия с точки зрения составляющих его информационных процессов. 11. Что дает изучение информационных процессов для юридической науки? 12. Определите содержание процесса восприятия информации и факторы, на него влияющие. 13. Какие объективные законы действуют в области сбора и восприятия информации?
14. Охарактеризуйте основные методы организации и поиска информации. 15. Определите суть процесса распространения информации. 16. Какие информационные барьеры существуют в области распространения информации? 17. Определите понятия "массовая информация" и "средства массовой информации". 18. В чем заключается проблема концентрации средств массовой информ ации и каковы пути ее решения существуют? 19. Сформулируйте особенности электронных средств массовой информации. Рекомендуемая литература:
1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2011. 2. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы "КонсультантПлюс": Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: АО "КонсультантПлюс", 2010. 3. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2009. 4. Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2009. 5. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 2007. 6. Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 7. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 2010. 8. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 2008. 9. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 2010. 10. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1991. 11. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2009. 12. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 2005.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|